Гундыр – традиционный образ сказочного чудовищного великана с тремя, шестью, девятью, двенадцатью, двадцати четырьмя головами.
В фольклоре коми-зырян Гундыр чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу.
Вероятно, под влиянием русского фольклора с 40-х годов ХХ века иногда начинает представляться гигантским змеем, драконом.
Перед битвой выдувает гумно длиной в столько вёрст, сколько имеет голов.
Дыхание его считается нечистым – пеж лов «нечистое дыхание, душа».
Гундыр носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землёй, в горе, так и на горе, на небе.
Чаще всего выходит из-под воды или прилетает в виде сьӧд кымӧр «чёрной тучи», лӧз ру «синего тумана», сьӧд тшын «чёрного дыма».
Основные функции Гундыра – противник сказочного героя; хозяин места (озера, моря, горы); хозяин волшебного богатства, волшебного предмета; пожиратель людей (реже – солнца); похититель чужих жён, невест; часто – муж, сын, зять Ёмы.
Слово «Гундыр» восходит к общепермяцкому gundir «чудище, дракон, медведь» – сравните удмуртское гондыр (медведь), которое, по мнению В. В. Напольских, является заимствованием из древнеосетинского * gundar «дракон»: осетинское kӧf-qwyndar «дракон» букв. (по В. И. Абаеву) «рыба, покрытая шерстью»; сравните также коми-зырянское Гундыр-чери «Гундыр-рыба» – маленькая прожорливая рыбка с большой головой, коротким туловищем и острым хвостом.
Микушев Анатолий Константинович. Эпические формы коми фольклора / А. К. Микушев ; Акад. наук СССР, Коми филиал. - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1973. - 253, [2] с. Взять книгу в библиотеке