Ошлапей (Медвежьелапый) – колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском.
Согласно преданию, Ошлапей жил на нижней Вычегде, недалеко от села Туглим, имел антропозооморфный вид: у него были заячья губа и медвежьи лапы вместо рук.
До принятия жителями Туглима христианства он жил в уединенном логове, занимался охотой и не обижал своих соседей.
Но когда те крестились, Ошлапей стал злейшим врагом неофитов, стал похищать их скот, без причины нападать и убивать людей. Отчаявшиеся туглимцы обратились к Стефану Пермскому с просьбой защитить их от кровожадного туна.
Когда Стефан на лодке с гребцами-помощниками приблизился к логову Ошлапея, тот продемонстрировал типичные для коми-зырянского фольклора колдовские способности могучего туна: власть над водной стихией и дар оборотничества.
Вначале он, стремясь опрокинуть лодку, вздыбил поверхность Вычегды огромными валами, а, потерпев неудачу попытался сделать это сам, превратившись в огромную щуку. Когда лодка тем не менее причалила у логова Ошлапея, он превратился в огромного медведя и напал на Стефана и его спутников, продемонстрировав при этом свою неуязвимость.
Убили Ошлапея с большим трудом. Вначале ранили выстрелом из лука особым образом: нагнувшись и стреляя назад между ног, после чего он принял свой обычный облик, а затем добили, но только после того, как по совету Стефана у колдуна был разрезан нательный пояс.
На месте могилы Ошлапея впоследствии возникло село Ошлапье.
В легенде отразились реминисценции действительных событий – борьбы Стефана Пермского во время крещения коми-зырян с языческими жрецами, которые со временем приобрели в народном сознании облик могучих колдунов-тунов, противопоставивших себя новокрещенным сородичам.
Сюжет о том, что Ошлапей был злостным похитителем скота, сближает его с образом Юрки и является, возможно, еще более глубокой реминисценцией некогда происходивших конфликтов между пришлым древнекоми населением, обладающим навыками скотоводства и аборигенными, сугубо промысловыми ванвиздинцами (ванвиздинская археологическая культура IV – X вв. н.э.). Поскольку по своей сути легенда является топонимической, можно предположить достаточно позднее ее возникновение.
.
Источники:
Войдӧр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П. Ф. Лимеров]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. Взять книгу в библиотеке
Игнатов В. Г. Легенды и сказания народа коми: альбом репродукций / сост. М. П. Свириденков; текст А. К. Микушев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. – 1 папка (48 отд. л.). Взять альбом в библиотеке
Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке
Му пуксьӧм: коми войтырлӧн мифология / лӧсьӧдiс, коми кыв вылӧ вуджӧдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке
.
Иллюстрации из альбома:
Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлӧн графикаын коми войтырлӧн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке
В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми» (Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).