Самолет ,,Коми мортʻʻ у нас будет
Крестьяне горячо приветствуют прилет первого самолета. Обещаются помочь построить свой самолет – ,,Коми мортʻʻ
Невиданное здесь доныне чудо человеческой техники*) население Коми области встретило восторженно. Не говоря уже о том, что прилет первого самолета есть целое историческое событие в жизни Коми области. Но он является и самой лучшей агитацией за строительство нашей советской авиационной химической промышленности. Помимо восторженных возгласов крестьян: ,,аттӧʻʻ, ,,но дiвӧʻʻ, ,,со, зонмӧʻʻ и т. п., наши крестьяне везде (где спускался самолет) после об`яснений о конструкции самолета и, главным образом, о его значении в военной обстановке и особенно в условиях мирного культурно-экономического строительства, везде они выражали горячее желание и полную готовность помочь Советскому Союзу в деле создания воздушного флота.
Я удостоился на этом гидроплане летать в Сысольском уезде: был в Вотче, Межадоре и в Ибу, где присутствовали крестьяне от всех окрестных сел и деревень. И вот когда крестьянам об`ясняешь на понятном им коми языке обо всем, когда они сами воочию убеждаются, когда, наконец, многие крестьяне сами летали на этой стальной птице, испытали красоту и быстроту полетов и осознали величайшее человеческое достижение и громаднейшее значение аэроплана: что он летит с быстротой более 2-х верст в минуту, может подняться на высоту до 4-х верст, может поднять на себе 4-х пассажиров (кроме летчиков), что ему нет никаких преград в воздухе и т. д., что нашей Коми области нужно иметь свой самолет, что для этого нужно собрать всего-навсего по 50-60 коп. с каждого хозяйства, – то крестьяне единодушно говорят:
– ,,Рады помочь! Дадим и больше! Надо установить для этого налог, чтобы в обязательном порядке платили все! Надо не один, а два аэроплана достать сразу и скорее!ʻʻ
Так говорят наши крестьяне.
Конечно, налогом для этой цели крестьянство не обложат. Советская власть старается всемерно уменьшить налоговое бремя. Для этого необходимо сознание крестьянства о великом значении авиации и химии. Все это делается добровольно. Нужно вступать в члены общества Авиахим (что значит – авиационная и химическая промышленность).
Первая борозда над Коми областью проведена. Нам нужно расширять воздушную пашню и не давать ей заростать.
Общими усилиями, в тесном союзе рабочих и крестьян, мы построим аероплан ,,Коми мортʻʻ!
Не забудем лозунга, который написан на первом самолете, посетившем наш отдаленный край:
– ,,Все в Авиахим!ʻʻ
Пусть каждый гражданин на деле будет помогать строительству авиации и химии и тогда скоро осуществится наше, общее с крестьянством, горячее желание:
– Самолет ,,КОМИ МОРТʻʻ построим!
В. Савин
*) Гидроплан – такой же аэроплан (смотри рисунок), только он садится и поднимается по воде и имеет вместо колёс наплавки, в роде лодок; можно приспособить лыжи, тогда самолет может садиться на снег зимой
.
Самолет «Коми морт» у нас будет / В. Савин //Югыд туй. – 1925. – 19 авг.