Устьсысольск ,,паритсяʻʻ.
Вы знаете, как в наших коми деревнях парятся в бане? О, вы еще не знаете, как! Парятся с величайшим наслаждением. Навздают это пару – прямо зубы накаливаются, поднимутся на самую верхнюю полку и – жарят себя березовыми вениками, шпарят и хлещут свои телеса за мое почтение! Затем, придя в некоторое изнеможение, выйдут в предбанник (все равно, зимой, хоть летом), красные, горячие – уф-фу-фуф!.. Немножко отдышатся и – снова парятся, жарятся до полного телесного и душевного удовлетворения.
Вот, так парятся в наших коми деревнях. И, представьте себе, редко-редко угорают – крепкая натура!
Да, что и говорить, – баня для коми деревенского жителя – хорошая вещь и любит он ее за то, что в ней он находит облегчение своим усталым членам (,,лысьöм небзьöдныʻʻ).
Совсем другое представляют собой устьсысольские ,,баниʻʻ. Устьсысольские обыватели удовлетворение своих ,,эстетических чувствʻʻ находят в танцульках.
Вы знаете, как в нашем Устьсысольске танцуют? О, вы еще не знаете, как! Сначала вывешиваются широковещательные афиши, что такого-то числа, со стольких-то часов вечера, в помещении школы II ступени, или в Профсовете, или в гостинице ,,Асъя кыаʻʻ, или в профклубе состоится концерт и – ,,танцы до утра!ʻʻ Потом начинается реализация билетов ,,в ограниченном количествеʻʻ. Потом, конечно, собирается публика – главным образом, молодежь, пришедшая в зрелый возраст или, вернее сказать, переходящая из юношеского в зрелый.
Конечно, немногих интересуют концерты – они всем уже ,,приелисьʻʻ: все одно и то же, как не надоест? А притягивают всех танцы. Иные, скажем, днем страдают каким-нибудь недугом, а скажи только, что сегодня вечер с танцами до утра, так – как ничего не бывало: походкою легкой, с трепещущим сердцем несутся туда, где будут танцы, где можно покружиться в ,,вихре вальсаʻʻ…
Ну, вот, значит, публика потом ждет, не дождется, когда, наконец, исчерпывается программа концерта. Ждать обыкновенно не долго приходится: ведь, вечер-то своей основной целью имеет именно танцы, а не те ,,номера выступленийʻʻ, которые поставлены до этих танцев, а потом уже и – начинается кружение.
Танцуют ,,вальсʻʻ, ,,краковьякʻʻ, ,,тустэпʻʻ, ,,па-дʻэспаньʻʻ и другие танцы.
Жарят, кружатся с величайшим наслаждением, за мое почтенье! Затем, придя в некоторое изнеможение, выйдут из зала, горячие, красные – уф-фу-фуф!.. Немножко отдышатся и – снова танцуют, танцуют до полного телесного и душевного удовлетворения… Танцуют до утра.
Вот, так танцуют в нашем Устьсысольске. И, представьте себе, редко-редко кому опротивеют эти танцульки – крепкая натура!
Да, что и говорить, закружились в танцах до головокружения! Танцуют при всяком удобном и неудобном случае: крутятся в пользу английских горняков, кривляются в пользу чехословацкого комсомола, вертятся в пользу МОПР, так сказать, истинно до семи потов теперь солидаризируются ,,во славу китайских революционных рабочих и крестьянʻʻ, – одним словом, танцуют вовсю!..
И, представьте себе, не опротивели еще эти танцульки, не надоело еще выделывать па, – удивительно крепкая натура!
Я не противник танцев вообще, но следовало-бы, по моему мнению, в некоторых случаях вместо па, ей-ей, проделать ,,ша!ʻʻ
Небдiнса Виттор
Навздавать – 1) поколотить; 2) поддать пару в бане
Профсовет – профессиональный совет
Профклуб – профессиональный клуб
МОПР – Международная организация помощи борцам революции
Солидаризироваться – проявлять, выражать свою солидарность с кем-либо, чем-либо
.
Устьсысольск «парится» / Небдiнса Виттор // Югыд туй. – 1928. – 14 февр.