Народная поэзия у вотяков и у нас (Коми).
,,Всякий народ имеет свое народное творчество, или, иначе говоря, имеет то, что дает ему право на дальнейшее культурное существование. Вотяки в этом отношении могут смело сказать, что они это право имеют, ибо они имеют богатейшие перлы народного творчества.
Громадное количество сказок, легенд, красивых преданий, тысячи песен, оригинальных загадок – разве все это не говорит о богатстве фантазии вотяка, о его в высшей степени поэтической душе?
,,Злая кручина когда гонит спокойный сон –
Тогда слагаем мы песни…
Горькое горе когда змеей сосет сердце –
Тогда мы поем наши песни…
Ах, песенки наши, тихие песни-слезы,
Песенки наши, песни – тоска…
Когда опускаются руки в борьбе, как ветви плакучей березы
Тогда мы поем наши песни –
Тихие песни тоскиʻʻ…
Так поют вотяки в своих песнях; эти слова могут служить эпиграфом ко всему вотяцкому народному творчеству.
В древне-вотяцкой поэзии есть одна особенность, которая отличает ее от поэзии других народов: она сохранилась в устах простого народа, создана им с непосредственной простотой, отражает его радость и горе, разочарования и надежды, отражает ярко ту эпоху, когда еще не существовало разделения общества на классы, воспевает бедную жизнь простых крестьян, обитателей лесов, жизнь, еще не тронутую культурой, свободную и близкую к природе.
В вотяцкой поэзии преобладает лирический элемент. Песни пелись в старину при торжественных случаях: во время весенних игр, на свадьбах, жертвоприношениях и т. д., пелись обыкновенно под аккомпанемент национального инструмента гуслей («будзын крезь»), и так они переходили из гурта (деревня) в гурт, из села в село. Но создавались они по большей части в уединении и служили для выражения непосредственного чувства. Мать напевала их, укачивая ребенка, молодая девушка пела, поджидая своего суженого, старуха, прядя свою пряжу, охотник, гонясь за дичью, парень, возвращаясь с поля – вот мотивы, наиболее часто повторяющиеся в вотяцкой народной лирике. Во все эти песни вплетены живые черты окружающей действительности. В них воспевается будничная жизнь одинокой лесной избушки, деревенские игры на лужайке, озеро и лес в летнюю пору. И вся эта обстановка окрашивается в живое существо: у нее своя душа, мысль, язык. Певец поверяет ей, как другу, свои тревоги, он рассказывает о своем горе деревьям, ищет у них утешения, он заставляет куковать кукушку и получает от нее ответ.
Зыряне. Начало 20 века
Эпическая поэзия (легенды, предания и т. д.) возникла на почве сложившихся мифических представлений, из народных сказок и т. д., хотя указать их первоначальный сюжет чрезвычайно трудно: последние научные исследования установили, что некоторые эпические сюжеты проникли из Южной и Восточной Азии, а древнейшие из них восходят к языческой поре.
Образный язык народной поэзии чрезвычайно богат и сочен. Фантазия поэта черпает из неистощимого источника природы все новые образы и сравнения, краски и оттенки. И высшая прелесть этой поэзии – в ее безыскусственности. Самые тонкие и нежные оттенки народ-певец выражает простыми средствами. Глубокая тоска и ожидание смерти уживаются в этих песнях рядом с игривой резвостью и могучей жаждой жизни.
Собирание произведений вотяцкого народного творчества продолжается от начала 18 столетия вплоть до наших дней и дало замечательные результаты.
В настоящее время мы имеем до 6.000 народных вотяцких песен, что составляет до 37.000 строк стихов, несколько тысяч загадок и пословиц, множество сказок, легенд, преданий, с большой любовью собранных известными заграничными учеными – Мункачи и Вихман, русскими любителями – Гавриловым, вотяцкими – Т. К. Борисовым, И. С. Михеевым, И. Я. Яковлевым, поэтами – К. Герд, М. Ильиным и другими.
Несомненно, что народная поэзия безусловно сильно повлияет на дальнейшее развитие вотяцкого искусства, не только в области литературы, но и в области живописи, музыки, пластики и т. д.
В это мы глубоко верим.*
Так рисует народное творчество вотяков т. К. Герд (вотятский поэт) в № 16 (151) журн. ,,Жизнь Национальностейʻʻ – от 31 июля с. г.
Все вышесказанное целиком можно применить и к народной поэзии Коми. Вотяки – родственный наш народ (Уdморт) когда-то они и Коми составляли одно племя, одну национальность, одну семью, и теперь живут почти в одинаковых условиях, – (пожалуй, даже Коми – в худших). Вот почему и творчество их одинаково. У Коми древняя народная поэзия так же сохранилась в устах простого народа, создана с той-же простотой, воспевает ту же бедную жизнь простых крестьян, обитателей лесов, жизнь свободную и близкую к природе; Тот же образный, многокрасочный, сочный язык и также глубокая тоска и ожидание смерти перемежаются с игривой резвостью и могучей жаждой жизни и т. д.
Как будто т. Герд в своей статье говорит о народном творчестве народа Коми, и, действительно, если в его статье слова ,,вотякиʻʻ заменить словами ,,Комиʻʻ, то получится полное описание творчества последних. Каждый знакомый с обстановкой, условиями жизни, нравами и бытом народа Коми, подтвердит это.
Только… с сожалением придется пасовать нам пред вотяками в отношении этого количества.
Количество созданных песен, загадок и проч.: у нас едва-ли есть и сотой части.
Мы на счет народной поэзии еще слишком бедны.
Но можно-ли из этого заключить, что ее нет?
Конечно, нельзя. Народная поэзия у Коми была и теперь есть, только не собрана (вероятно не собиралась раньше, как у вотяков – с начала 18 века). В дебрях Коми Парм она сохранилась, еще в глухих Коми деревушках Коми народные песни (старинные, сложенные многими веками) и теперь поются, и сказки также рассказываются, и загадки загадываются.
После Октябрьской революции у нас кое-что все-же сделано в этом направлении. Так, в 1918-1919 г. г. в Устьсысольске работала ,,Коми комиссияʻʻ по собиранию народных песен, сказок, преданий и проч. и по созданию Коми литературы. Собрано, однако не много. Затем, Издательский п/отдел принимал меры к этому-же, но дело продвинулось не очень далеко. Причиной может быть выставлено отсутствие работников средствами желания главков возродить Коми культуру (усматриваю жестокий шовинизм).
А теперь этот вопрос как будто и совсем уже сошел со сцены нашей жизни: никто, нигде и ничего о Коми народной поэзии.
Кажется, пора-бы уже начать работу и в этой отрасли.
Нравы, обычаи, уклад жизни, способность и, наконец, душа (психология) народа, узнаются только по его национальному творчеству, главным образом, по его песням, сложенным им самим в течение всей жизни. Только изучив эти особенности каждого народа, можно говорить о присоединении его к общенародной (интернациональной) культуре, и то – через национальное просвещение (родной язык).
Это – не есть шовинизм, а здоровая политика, жизненная необходимость.
Если Автономная Область Коми за I ½ года своего существования и достигла в чем-либо какие-нибудь результаты, то в отношении возрождения Коми культуры она далеко отстала, – в этом отношении Автономная Вотская Область на много опередила свою родственницу. И если мы ставим в основу всех основ экономическое возрождение, то наряду с этим нельзя отказаться и от культурного (по силе возможности), ибо культура и экономика тесно связаны между собой.
В. Савин.
Вотяки – жители Автономной Вотской Области. Вотяками раньше в России называли финно-угорский народ, проживающий в Удмурдской Республике. Современное название этого народа – удмурты.
Муканчи – Бернат Мункачи (12 марта 1860 – 21 сентября 1937) — венгерский языковед, этнограф, литературовед и фольклорист. Академик Венгерской Академии Наук.
Вихман – Ю́рьё Йоосеппи Вихманн (1868-1932) — ученый финно-угровед, магистр, доктор философии, профессор Хельсинкского университета. В 1901-1902 гг. побывал с экспедицией в коми землях, написал несколько десятков статей о коми языке, выявил этимологию более 100 коми слов. Автор статей о коми народе, коми языке и литературе в энциклопедических словарях Финляндии.
Гаврилов – Борис Гаврилович Гаврилов (1854–1885) – замечательный исследователь жизни, обычаев и обрядов удмуртов и кряшен, самобытный учёный из народа, собиратель удмуртского фольклора и просветитель, а в последние годы жизни – священник и миссионер.
Т. К. Борисов – Трофи́м (Трокай) Кузьми́ч Бори́сов (19 ноября 1897 — 4 июня 1943) — советский государственный и политический деятель, врач, публицист, филолог, этнограф. Один из основоположников удмуртской государственности. Вместе с удмуртским прозаиком К. Гердом создал при «Гудыри» литературную студию. Руководил подготовкой Первого съезда писателей Удмуртии. Инициировал создание журнала «Кенеш» и Всеудмуртской ассоциации революционных писателей. Издал «Грамматику вотского языка». В 1929 году издал «Песни южных вотяков» на основе собранных в студенчестве материалов (с построчным переводом на русский язык). Выпустил «Удмурт кыллюкам» (удмуртский толковый словарь) из 15 000 слов, считающийся одним из самых полных.
И. С. Михеев – Михеев Иван Степанович (1876-1937) – удмуртский просветитель-педагог, автор учебников и методических пособий. Написал первые пьесы на удмуртском языке.
И. Я. Яковлев – Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев (25 апреля 1848 года — 23 октября 1930 года) — просветитель, православный миссионер, российский педагог, организатор народных школ, инспектор (руководитель) чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903)[5]:5,251,254 и созданной им Симбирской чувашской учительской школы (1868-1919), создатель нового (современного) чувашского алфавита (1870-е годы) и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.
К. Герд – Кузеба́й Герд (настоящее имя Кузьма́ Па́влович Ча́йников; 2 [14] января 1898 — 1 ноября 1937) — удмуртский поэт, прозаик, драматург, переводчик, этнограф, фольклорист, национальный и общественный деятель.
М. Ильин – Я́ков Ильи́ч Ильи́н (8 [20] апреля 1896 — 1959) — удмуртский писатель, поэт, учёный, литературный критик, библиограф. В 1931 году — первый директор Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Автор библиографического указателя «Рой книг: Собрание книг и статей об удмуртах (вотяках) областных и внеобластных» — первого тематического указателя книг и статей об удмуртах, вышедших с 1762 по 1928 год.
П/отдел – политотдел, политический отдел
Главк – главный комитет, одно из крупных делений отдельных управлений какого-нибудь центрального ведомства
Автономная Вотская Область – Вотская автономная область образована 4 ноября 1920 года как автономное территориальное образование для компактного проживания коренного народа — удмуртов (вотяков). В 1929 году Вотская АО вошла в состав Нижегородской области (позже — Нижегородский край). 1 января 1932 года переименована в Удмуртскую автономную область. 28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК Удмуртская АО преобразована в Удмуртскую АССР.
.
Народная поэзия у вотяков и у нас (Коми) / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 5 окт.
Народная поэзия у вотяков и у нас (Коми) / В. Савин // Югыд туй. – 1922. – 5 окт. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426839/6 (дата обращения: 10.07.2023).