Пути развития коми театра.
При руссификаторской политике старого царского правительства, конечно, не могло быть и речи не только о развитии, но и вообще о существовании какого бы то ни было ,,инородческогоʻʻ театра в России. Где уж было до театра когда даже язык (речь) малых национальностей, как, например, наш коми, находился под запретом и всячески унижался и высмеивался. Поэтому мы, коми, вступили в новую, послереволюционную эпоху без национальной литературы и, конечно, без национального театра.
Октябрьская революция пробудила в коми народе огромное стремление к культуре. С большой быстротой стало возрастать требование коми общественности ко всем формам культурной жизни и ко всем видам искусства, в том числе (и, пожалуй, сильнее всех) – к родному коми театру. Это вполне понятно, так как в условиях жизни коми народа, – при его культурной отсталости и неподготовленности к чтению книг, – ему надо было показать то новое, что дала революция, и показать так, чтобы этот показ был ему понятен и легко им воспринимался. Таким-то способом как-раз и явился коми театр.
И мы знаем, какой энтузиазм существовал в первые 2-3 года после революции на этом фронте. В Устьсысольске, например, возникла любител. коми труппа ,,Сыкомтевчукʻʻ, которая ставила спектакли в каждую неделю и даже разʻезжала по многим волостям, причем играла совершенно безвозмездно. Такая-же картина наблюдалась и на местах. Каждая новая коми пьеса с жадностью схватывалась, переписывалась (а то и прямо в оригинале) и переходила из одного села в другое. Но репертуар коми пьес был очень мал и далеко не мог удовлетворить запросы мест. Тут выявилось самодеятельное творчество местных культурных работников: занялись переводами русских пьес, переделками их на коми лад, появились и свои доморощенные драматурги которые на скорую руку стряпали пьесы и ставили на деревенской сцене. Ставили все, что попадалось под руку. На содержание мало обращалось внимания – лишь-бы устроить спектакль, а там хоть что будь.
Из протокола организационного собрания самодеятельных артистов г. Усть-Сысольска о создании театральной труппы «Сыкомтевчук»: от 25 января 1921 г. // Культурное строительство в Коми АССР, 1918-1937 : сборник документов. Сыктывкар, 1979. С. 71.
Так продолжалось, конечно, не долго. С переходом на мирное строительство, когда жизнь стала входить в нормальные условия, энтузиазм стал постепенно ослабевать, и коми театральное дело начало падать. Ко всему этому прибавились еще и другие причины: возросло самосознание коми населения, так сказать, произошло перерождение зрителя; старый репертуар (большею частью, агитки и малосодержательные и нехудожественные пьески) отжил свое время, а новый не так-то уж легко создать; наступил период плановости во всех отраслях строительства и т. п. В результате, вот уже несколько лет подряд, коми театр переживает определенный кризис, стоит на месте и не может двинуться вперед ни на шаг.
Этот кризис, к сожалению, не разрешился еще и до сих-пор несмотря на то, что вопрос о поднятии и развитии коми театра обсуждался и принимались по нему соответствующие решения на нескольких областных сʻездах советов. Даже в центре области – в Устьсысольске – мы не имеем к 7-ой годовщине Коми автономии национального коми театра. И только в последнее время по этому вопросу принято Обисполкомом более конкретное решение. Можно надеяться, что это решение (о постройке театра и создании постоянной коми труппы в Устьсысольске) будет проведено в жизнь в ближайшее время.
Приветствуя это важнейшее культурное мероприятие Обисполкома, хотелось бы остановиться вкратце на отдельных факторах, без которых развитие коми театра немыслимо.
Репертуар.
Смысл и значение национального театра вообще (в том числе и коми) заключается не в том что играются на сцене пьесы на национальном языке, (в данном случае, на коми языке) а в том, чтобы построение самой пьесы носило элементы данной национальности, чтобы манеры и образы действующих лиц (типы) давали те характерные особенности, какие свойственны данной национальности. Мы, конечно, не будем придерживаться этих узко-национальных рамок, так как целью театра является не только показ и изучение своего национального быта, но и приобщение к общей культуре. Поэтому, наравне с оригинальными коми-бытовыми пьесами, мы будем прибегать к переводным пьесам, лишь бы они были понятны коми населению.
Репертуар коми пьес, как уже было отмечено, у нас очень мизерный. Изданные пьесы уже везде переиграны (даже по несколько раз). Качество большинства имеющихся в портфеле Коми Издательства неизданных пьес весьма низкое. Таким образом, во весь рост встает вопрос о создании соответствующего театрального репертуара, иначе говоря – нужно обеспечить коми театр коми пьесами. Исходя из расчета 8 месяцев театрального (зимнего) сезона и по 2 новых постановки в месяц, нужно 16 пьес в год. Какими путями можно такое количество пьес создать? По моему мнению, для этого имеются три способа: I) посредством конкурсов привлечь писательские силы к созданию коми пьес, при чем, кроме премированных пьес, должны быть приняты к изданию на обычных условиях также и более лучшие пьесы из числа представленных на конкурсы; 2) заняться переводами русских пьес, выбирая из них более лучшие (по рекомендации Обполитпросвета) и 3) пересмотреть весь ,,запасной фондʻʻ (неизданные пьесы) Коми Издательства и более лучшие пьесы издать. О содержании пьес здесь говорить не будем.
Спектакль «Усть-Куломский бунт». 1928 год
Исполнительские силы.
Это – актеры, артисты. Здесь – конечно, нельзя говорить о каком-либо стороннем воздействии к привлечению кого-нибудь в актерскую профессию, тем более на определенные амплуа кого попало. Свою способность каждый человек прежде всего знает сам. А впоследствии, в процессе работы в драматическом кружке или в специальной студии, можно более отчетливо выявить его артистический талант и способность.
Являясь до некоторой степени руководителем коми труппы, я по опыту знаю, что артистов много найдется, но у каждого почти есть какой-нибудь недостаток: тот петь не может, а как-раз по роли пение полагается; у той голос грубоватый, не получается должной интонации; тот слишком монотонно говорит; иной не может привыкнуть говорить на сцене естественно, все выходит с каким-то пафосом, искусственно и т. д. Поэтому предварительная муштровка исполнителей является необходимой задачей в деле артистической отшлифовки. На это требуется время и терпение, которыми мы не все располагаем и обладаем. Затем труд артистов (хотя-бы и любителей) совершенно не оплачивается – играют бесплатно. Это – большое зло, которое пора уже изжить.
Коснусь о предполагаемой постоянной труппе в Устьсысольске. Чтобы поставить театральное дело на нормальных началах и устраивать регулярные постановки, нужны свободные люди. Одной из причин распада прежней труппы я, например, считаю именно то обстоятельство, что все участвующие были заняты и перегружены своей основной работой и не могли уделять времени на репетиции. Оплата за выступления тоже не устраняет этого препятствия, так как занятость и перегруженность остается в такой-же степени. Поэтому необходимо создать такую труппу, члены которой были-бы заняты только это работой, иначе говоря – артисты должны быть штатные, по крайней мере ядро – человек 10. Подготовка новых кадров артистов должна проходить через театральные кружки и студии.
Театр.
Без соответствующего помещения и обстановки тоже не может развиваться театральное дело. В театр приходят граждане для того, чтобы получить полезное с приятным. Поэтому вся обстановка помещения должна соответствовать этим условиям. Декорация, освещение, бутафория и все необходимое для сцены оборудование должно иметься в театре.
Пути развития коми театра / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 6 мая.
Вот, когда эти три главных фактора (репертуар, артисты и помещение) будут налицо¸ тогда коми театр, без сомнения, займет свое надлежащее место и будет развиваться. Устьсысольский городской коми театр должен быть опытным, экспериментальным, своего рода кузницей коми сценического искусства. А опыт этого театра распространять на всю область путем выездов труппы в ближайшие волости и в уездные центры с показательной целью и путем издания соответствующих инструктивных и режиссерских указаний. Затем для ведения театрального дела должен быть опытный руководитель со специальным театральным образованием.
Коми театр, как один из сильнейших проводников нового социалистического быта в отсталую в культурном отношении массу трудового коми народа, должен развиваться.
В. Савин.
.
Пути развития коми театра / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 6 мая.
Пути развития коми театра / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 6 мая. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426933/6 (дата обращения: 21.12.2023).
.
Сыкомтевчук – Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукӧр, т. е. Труппа артистов Сыктывкарского коми театра; первый полупрофессиональный театр, режиссером и ведущим актером которого стал Виктор Савин.
Обисполком – областной исполнительный комитет
Обполитпросвет – областной отдел по политико-просветительской работе