Театр и искусство.
НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ КОМИ ТЕАТР.
Коми театральное искусство находится на грани вымирания. Не успев оформиться, вынуждено заглохнуть. Причина, конечно, находится в крепких руках НЭП-а, так как о самоокупаемости нашего, Устьсысольского театра (Нардома), при его врожденной неблагоустроенности и полном почти развале, говорить не приходится.
И какими только ,,подборками‘‘ держался этот театр – Удивительно! Сцена не подходящая, декорации нет, бутафории и реквизита нет, зрительный зал равен квадратуре… ,,спасательной будки‘‘, зимой – холодно, сыро, летом – наоборот, жарко, душно, никакой вентиляции нет, – одним словом, подобие ,,лошадиной казармы‘‘. Если спектакли и ставились, то, понятно, нельзя уж было дать и ясного представления о пьесе, выходила лишь жалкая пародия на нее. Декорация починивалась каждый раз на скоро (бумага, уголь и мел), только ,,на этот раз‘‘, потом все это рвалось, уничтожалось, а на следующий раз опять так делалось. Артисты перед каждым спектаклем рыскали по всему городу в поисках костюмов. А если постановка пьесы требовала особых приспособлений (почти всегда), то перетаскивался в театр и обратно (на спинах распорядителя или самих артистов) всевозможный скарб: и чугуны – для звона, и железные листы или камни – для грома, и шкафа, и зеркала, и кровати со всеми принадлежностями, и деревья (елки), и проч. и проч.
Здание народного дома, центра культурной жизни в Усть-Сысольске. 1920 г.
Но, как говорится, – ,,на безрыбье и рак – рыба‘‘. Раз не было другого театра, то поневоле приходилось пользоваться этим. Так и продолжалось до тех пор, пока не заглянул сюда серьезный НЭП.
Раньше, когда была возможность улучшить театр, до него не было никому дела, а как пришел НЭП, то опять тут стало не до театра: есть дела поважней.
Вот и стоит теперь на народной площади театр, всеми забытый, унылый, бессильный. Видимо готов уже он.
,,Покончить о жизни вопрос:
Не слышно ни песен, ни слез‘‘…
Жаль! А, ведь, большая надежда была поставить Коми театральное дело на ,,должную высоту‘‘, когда театр был принят на госснабжение, и вся эта надежда теперь разбилась, так как с 1-го мая он обратно снят с госснабжения.
Но неужели Коми театр обречен-таки на вечное бездействие, опустение и вымирание? Ужели бессильна Коми Область содержать один Центральный Коми театр?
Нельзя допустить! Вместе с Коми театром исчезнет и Коми драматургия…
Эй, кто у нас дорожит Коми культурой! Не дадим заглохнуть ей на заре возрождения! Стыдно будет нам пред будущими поколениями Коми народа!
Эй, строители Нового, Советского Здания на Коми Земле! Постройте благоустроенный Коми театр – очаг возрождающегося Коми искусства! Не давайте исчезнуть Коми театру!
В. Савин.
.
НЭП – новая экономическая политика, экономическая политика, проводившаяся с 1921 по 1928 годы в Советской России и СССР, при которой были разрешены элементы рыночной экономики. Главное содержание нэпа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал свободно конвертируемой валютой.
Нардом – народный дом
Госснабжение – государственное снабжение
.
Театр и искусство. Необходимо сохранить коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 4 июля.
Театр и искусство. Необходимо сохранить коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 4 июля. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426828/8 (дата обращения: 10.07.2023).