Теги позиции, похожие позиции
Личность:ПисателиЖурналистыДраматурги
Тематика:История
 
Эврика : (изобретение наших дней) / Небдiнса Виттор // Зырянская жизнь. – 1918. – 20 окт.
 
Пора понять и нам / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 17 сент.
 
Учитель и вождь международного пролетариата – Владимир Ильич Ульянов (Ленин) / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 22 апр.   
 
Савин В. Фельетонъяс колӧ бурмӧдны / Нёбдінса Виттор // Югыд туй. – 1929. – 30 марта. – Пер. загл.: Содержание фельетонов надо улучшать.
 
Оботуров И. И. Коми культура кыпöдысь // Югыд туй. – 1928. – 22 нояб. – Пер. загл.: Развивающий коми культуру. – Электронная копия доступна на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000427075/55 (дата обращения: 21.12.2023).
 
Попов, Н. Кыв-мöд Савин йылысь / Жугыль // Югыд туй. – 1928. – 22 нояб. – Пер. загл.: Несколько слов о Савине. – Подписано под псевд.: Жугыль.
 
Шеболкин, П. Небдiнса Витторöс ыджыдалан рыт / Выль Паш // Югыд туй. – 1928. – 25 нояб. – Пер. загл.: Юбилейный вечер Виктора Савина. – Подписано под псевд.: Выль Паш.
 
Нёбдiнса Витторлöн олöм-вылöмысь // Югыд туй. – 1928. – 22 нояб. – Пер. загл.: Из жизни Виктора Савина.

Ответ т. Потапову

Ответ т. Потапову

По всему видно, что т. Потапов своей статье хотел указать на недочеты молодого Коми журнала, но немножко согрешил. Согрешил не в том, что неверно указал на правильное утверждение «Коми поэзия артмöм» - <…>, а в том, что ударился в слишком одностороннюю критику.

Если такое утверждение, что Коми поэзии не было, нет и не может быть, как это говорят ненавистники Коми литературы, не есть подход чисто меньшевистский, то все же это – подход, очень близкий к меньшевизму (во всяком случае никак не большевистский!). Однако, к нашему счастью, зачатки коми поэзии были проявлены уже давно. Если бы т. Потапов посмотрел стр. 21 этого журнала, то убедился бы, что Коми поэзия существует уже более 60 лет! Да потом, разве можно было говорить раньше о Коми поэзии?

Далее, Коми язык не так уж беден. Нам он кажется только бедным, но гораздо богаче, чем кажется. Каждый Коми глагол, например, превращается в существительное и каждый корень существительного имеет до 140 разновидностей! Укажите, какой другой язык так богат! На каком языке, кроме Коми, можно выразить, например, вот это: «Йöктам, йöктам, йöктыштам», или «сьылам, сьылам, сьылыштам»…? Ссылка на такого Коми писателя Лебедева – не авторитет, ибо Лебедев в сущности не есть Коми писатель, а выходец из русских, окоминизировавшийся несколькими стихотворениями (обороты в которых и сложение – русские).

Жаков Каллистрат Фалалеевич (18.09.1866 – 20.01.1926) – коми писатель и ученый-энциклопедист, философ.

Но, главное, - о коммунистичности журнала. Журнал «Парма ёль» (этот номер, о котором идет речь) издан не с целью помещения в нем обзора революционного движения в Коми литературе, а просто о Коми литературе, о ее возикновении, о первых ее потугах. Возможно, что профессор К. Жаков (вышедший из крестьян с. Вильгорта) теперь служит буржуазии, но в то время, когда он жил в России, и писал, то писал о Коми народе, искал пути к выходу на свет Коми народу. Чтобы быть более знакомым с трудами Жакова, нужно его труды изучить (познакомиться, по крайней мере, с его главными трудами). Укажите, от каких его произведений веет контр-революционностью? Наоборот, везде и всюду он ищет пути освобождения Коми народа из под власти тьмы, гнета и невежества, зовет к общественности, к об'единению. Правда, Жаков не писал по зырянски, но кто писал тогда по-зырянски, кому позволялось излагать свои мысли на «паршивом собачьем языке»? Никому! И кроме богослужебных книг на зырянском языке (ибо это было выгодно правительству!) не было печатных произведений. Хотя Жаков и писал по русски о зырянах, но думал и мыслил при этом по зырянски! Затем, не так-то много уж (всего строк 25-30) уделено места в журнале Жакову.

Еще раз: журнал «Парма ёль» (этот номер) – не столько политический, сколько литературный, - правда, не весьма удачный, но и не антикоммунистический.

Критиковать можно и нужно, но впадать в одностороннюю крайность не подобает.

Председатель Бюро Секции Коми Литературн. Работников

В. Савин

.

Ответ т. Потапову - Потапов Я. О коми литературе // Югыд туй. – 1924. – 31 янв.

К. Жаков - Жаков Каллистрат Фалалеевич (18.09.1866 г., д. Давпон – 20.01.1926 г., г. Рига) – коми писатель и ученый-энциклопедист, философ. Учился в Петербургском университете, в 1905 г. защитил диссертацию «О грамматическом строе зырянского языка». К. Ф. Жаков начал научную деятельность как этнограф, фольклорист, лингвист, но постепенно все больше внимания уделял философии.  В 1908-17 ездил с лекциями по центр. России, Уралу, Сибири, Дальнему Востоку, побывал в Финляндии, Японии. Позже был лектором зырянского яз. и проф. философии в Тартуском ун-те. Ежегодно приезжал в Коми край. Первый связал культуру коми со всенар. культурой, принес в рос. культуру коми нац. миропонимание и мировосприятие. Предложил собственное философское учение - «лимитизм», как соединение наук, философий и религий. Жаков опубликовал более 40 книг, статей, докладов по философским вопросам – см. Палалей Кальö

.

Ответ т. Потапову / В. Савин // Югыд туй. – 1924. – 31 янв.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика