Теги позиции, похожие позиции
Личность:Драматурги
Тематика:История
 
Воркутинский лагерь НКВД - МВД СССР был организован 10 мая 1938 года в поселке Воркута
 
Открытие состоялось 1 октября 1943 года опереттой И. Кальмана «Сильва» (режиссер Б. А. Мордвинов)
 
Бара на коми театр йылысь: мый вылö колö сьöмыс? / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 14 окт. ­– Пер. загл.: Опять о коми театре: на что нужны деньги? – URL:  https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000427066/39  (дата обращения: 17.07.2023). – Режим доступа: Национальная электронная библиотека Республики Коми.
 
Коми театр лоас: Карса коми труппа лöсьöдöм йылысь / В. Савин // Югыд туй. – 1928. – 5 окт. – Пер. загл.: Коми театру быть: о подготовке для него городской труппы. – URL:  https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000427066/27 (дата обращения: 17.07.2023). – Режим доступа: Национальная электронная библиотека Республики Коми.
 
За храбрость / Нёбдiнса Виттор // Югыд туй. – 1927. – 10 марта.
 
Газетъяс да журналъяс Комилöн / Нёбдінса Виттор // Ордым. – 1927. – 10 №. – Октябр. – 42-44 л. б. – Пер. загл.: Коми газеты и журналы. – Электронная копия доступна на сайте Российской национальной библиотеки. URL: https://vivaldi.nlr.ru/pm000017117/view/?#page=212  (дата обращения: 20.07.2023).
 
День «9-22 января 1905 года» в Усть-Сысольске / В. Савин // Удж. – 1921. – 26 янв.
 
План работы Обкома РКСМ на период с 1 октября по 1 декабря 1922 г. / ответственный редактор В. Савин // Вестник Коми (зырянского) Областного Комитета РКП (б). – 1922. – № 2. – С. 65-67.
 
Большая земля на «Большой Сходке» / Викт. Савин // Коми му. – 1927. - № 4-5. – С. 43-46.
 
Поdа пошта / В. Савин // Югыд туй. ­– 1928. – 20 марта.

Коми АССР

Нёбдiнса  Виттор

Коми АССР

Коми Автономнöй Сöветскöй Социалистическöй Республика! Пыдiсянь мöвпыштöмöн вöлисти верман вежöрнад тырвыйöджык шымыртны тайö ыджыдторсö, паськыдджыка гöгöрвоны сылысь тöдчанлунсö. Öд тайö лоö со мый: коми уджалысь йöзлöн öнi эм асланыс государство. Став воддза нэмъяс чöж, корсян олöны му вылын комияс, найö эз вермывны – мойдкывйöн, ни вöтöн ни вемöсöн – та йылысь мöвпыштлыныс весиг. Но вот Великöй Октябр шыбитic важ россияса став йöзъяс вылысь быд пöлöс нартитана чепъяс, бырöдiс öти йöз вылын мöд йöзлысь ыджыдалöм – сетiс быд националистлы öткодь права. Пырысь-пыр жö Октябрса революция бöрын вöлi йöзöдöма Народнöй Комиссаръяс Сöветöн – Ленинöн да Сталинöн кырымалöмöн – россияса йöз праваяслысь декларация (декларация прав народов России), кöнi вöлi пасйöма национальностьяс йылысь татшöм подувъяс (вайöда рочöн):

  1. Равенство и суверенность народов России.
  2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
  3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
  4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

И тайö ленинско-сталинскöй национальнöй политикалöн подулыс олö ньöти вöрзьывтöг (незыблимо) кызьöд во да вайöдiс гырысьысь-гырысь вермöмъяссö быд национальностьясöс, кодъясöс войдöр эз пуктывны йöзъяс туйö, кодъясöс быдногöн увтыртлiсны да нартитлiсны, кодъясöс вöлi лэдзöма дзикöдз бырöм-кулöм (вымирание) вылö. Коми уджалысь йöз зэв бура тöдö сiйö важ проклятöй царскöй стройтö! Эз вöв морт ногса олöм, а праватöм, кывтöм пемöсъяслöн кодь виньгыртöм, ымзöм сир-курыд шог пыр вуджöм. А коми йöзлысь кö босьтан важ историясö, кодъяс найöс эз нартитлыны? Вöвлi-ö коркö сэтшöм кад, кор эськö мед коми йöз овлiс вöльнöя, прöстджыка лолавлiс? – Öдвакö.

Ме коркö Богослов заводын, куреньын пес кералiгöн (сылы эм нин 30 во саяс), кывлi гажаюра комияслысь татшöм „немуйтöм“ рочöн: „Зыран – вольный человек: кочет робит, кочет – нет!.. “Öдвакö „зыран“ вöвлi коркö „вольный человек“…Ме чайта, татшöм „немуйтöмъясыс“ чужлicны дзик сы вöсна, медым кыдзкö-мыйкö, кöть пустöй кывъясöн, гажöдыштны ассьыныс сьöкыд олöмнысö.

Из книги: Коми областьувса партийнöй оргянизация водзын сулалан могъяс. – Сыктывкар, 1929. – С. 4.

Бöрыньчылам кö пем важся кадъясö, кодъяс йылысь сюрасны нин кутшöмкö историческöй пасйöдъяс, аддзам пыр öтитор: пемыд уджалысь коми йöзöс пыр кодъяскö да кодъяскö (дерт, сюсьджык да мудерджык йöз) нартитлiсны. Кор найö вöвлiны „чудьясöн“ – найöс нартитлiсны асланыс жö тунъяс, öксыяс; бöртиджык – „Великöй Новгород“ кыдз мый вермис дань пычкис; нöшта серöнджык – московскöй государство уськöдчис чашйыны комиясöс а медым найö раммисны да полicны енмысь, Москва мöдöдлic Коми муö ассьыс эмиссарöс (уполномоченнöйöс) – Храп Степанöс, кодi коми йöзöс пыртic кристос вераö да тайö „подвигсьыс“ Москва сылы сетic чин „Епископ Пермский“, – шуны кö, государство сэки шамыртiс коми уджалысь йöзöс ставнас ­– непöштö вынйöрсö (вир яйсö), но тшöтш и мывкыдсö (ловсö). А сы бöрын – витсё во чöж – пыр паськалic да ёнмис коми йöзöс нартитöмыс, кытчöдз эз орöд сiйöс Октябрса революция.

Дерт, коми буржуазиялы (купечьяслы, кулакъяслы) да сылы отсасысьяслы (чиновникъяслы, попъяслы) – монархистъяслы, кадетъяслы, националистъяслы, эссеръяслы – эз во сьöлöм выланыс пролетарскöй революцияыд да пырысь-пыр жö сувтicны сылы паныд, ыджыд лöглунöн босьтчисны сыкöд водзсасьны. Ныршикнас-водзмöстчысьнас вöлi танi важ Усть-Сысольскöй земство, кöнi юралысьыс вöлi Степан Латкин, кодi бöрынджык (1919-20 воын) петкöдлiс асьсö кыдзи коми уджалысь йöзлöн виркисьтысь палач.

Октябрса революция бöрын, первоя кадсяньыс жö коми буржуазнöй националистъяс быдногöн зiлисны торйöдны коми уджалысь йöзöс Россияса сöветскöй республикаысь, лöсьöдны коми буржуазнöй республика, медым бöр сюйны коми уджалысь йöзöс капиталистъяс власьт улö, бöр öшöдны на вылö сьöкыд нарт, бырöдны Октябрса революцияöн сетöм став праваяссö.

Тöдчана идеологöн тайö лёк уджас вöлi М. Попов (важ поп, государственнöй думъяса член, эссер). Сiйö 1918 воын Усть-Сысольск уездувса сöветъяслöн „учредительнöй“ съезд (январ) да 1-я съезд (март) вылын чуксалiс котыртны регыдджык коми буржуазнöй республика.

1919 вося арын авантюрист-бандит Латкин котыртiс Архангельскын, английскöй интервентъяс отсöгöн да генерал Миллер веськöдлöм улын, белогвардейскöй отряд да уськöдчылic коми уджалысь йöз вылö, медым…„мездыны“ (спаситны) найöс большевикъяс киподулысь да сетны комилы асшöр республика…Мый вайис белобандит Латкин коми уджалысь йöзлы, найö ассьныс бура помнитöны и некор оз вунöдны! Латкинлöн авантюра эз удайтчы: коми уджалысь йöз, роч пролетариат отсöгöн, вöтлic палачöс, жугöдic сiйöс!..

1921-öд воын матыстчис выль „веськöдлысь“ – буржуазнöй националист Митрей Батиев. Сiйö водзö нуöдic буржуазнöй контреволюционнöй программа. Обласьтувса I партконференция вылын (1921 вося январын, – кöть сэки эз на вöв Коми автономнöй обласьтыс, но тайö Конференцияыс шусис, „1-й всезырянский партийный съезд“) вöлi cöмын öти основнöй вопрос – коми йöзöс торъя автономияö котыртöм йылысь; докладсö вöчис Батиев, кодi чинic пыр, мед вöлi „асланым республика: став му, ва, вöр, недръяс миян собственность, асланым войска…“. Конференция тайö вопроссö решитic положительнöя – котыртны торъя коми административнöй единица (республика). Обкомса 1-я секретарöн бöрйисны Як. Ф. Потаповöс (троцкист, националист, кодöс эрдöдöма вöлi 1935 воын да вöтлöма партияысь), а коми представительöн ВЦИК бердын – М. Батиевöс. Сылöн (Батиевлöн) националистическöй программаыс вайöдлic сэтшöм антисöветскöй практикаöдз, мый коми пермъякъяс (кодъяслöн представительяс тшöтш вöлiны I-я конференция вылын) 1922 воын öткажитчылiсны РСФСР-лы нянь сетöмысь: ог жö пö ми „асланым“ республикаысь нянь сетö „мöд“ государстволы…

1921 воын август 22-öд лунö ВЦИК лэдзис декрет Коми автономнöй обласьт котыртöм кузя. Но и та бöрын буржуазнöй националистъяс эз ланьтöдчыны. Найö водзö нуöдiсны ассьыныс пеж уджнысö.

1924-26 воясö петö буржуазно-националистическöй арена вылö выль „вождь“, Коюшев И. Г. Сiйö (псевдонимыс вöлi Додзса И.) лэдзлiс кык книга: „Йöз кост оланног“ да „Коми“. Тайö кык книгаыс лоисны националистъяслы „евангелиеöн“. Аслас книгаясын сiйö кыв оз шу кулакъяскöд тышкасьöм йылысь, а мöдарö – дзебö найöс: „…озыръяс миян абу, мый кольöма ньöжйöникöн бырö…Сюсь йöз пондасны веськöдлыны олöмöн, овмöсыс государство ордын, государстволы уджалам, государстволысь босьтам. Торйöн, ас кöлуйöн гортын уджалысьяс кооператив пыр выль олöмö пырасны“, – шуны кö, кулак пырас социализмö. Сiдзжö Коюшев гижöма аслас книгаö, мый коми йöзöс нэмчöж нартитлiсны да öтдортлiсны рочьяс, мый коми кулакъяс да попъяс бур йöз. Но Коюшев эз сöмын гиж, сiйö аслас программаыс вöсна ёна тышкасис. 1927, 1928, 1929 воясö нуöдic дугдывтöг тыш Войвыв крайö пырöмлы паныд, зiлис торйöдны коми уджалысьясöс Войвыв крайса пролетариат веськöдлöмысь. Кор нин ВКП(б) ЦК шуис Коми обласьтлы пырны Войвыв крайö, весиг и сы бöрын на Коюшев да мукöд националистъяс нуöдiсны ассьыныс видзнысö. Нуöдicны гусьöн, но тайö гуся лёк уджыс явитчис зэв регыдöн – явитiс ачыс Коюшевыс: 1929 воын ВЦИК сэссия вылын сiйö висьталic речь, кöнi ёна норасис Войвыв крайувса руководство вылö: со пö, комиясöс нартитöны, Коми му пöртöны Войвыв крайлы сырьевöй базаö да с.в. Öнi, дерт, быд Коми уджалысь нин тöдö, мый Коми обласьтлöн овмöсыс и культураыс босьтчис кыптыны гырысь öдъясöн буретш сэксянь, кор сiйö пырис Войвыв крайö. Но Коюшев – сюсь да мудер морт, кыдз ачыс пасйöма книгаас: Коми олöмöн пö пондасны веськöдлыны сюсь йöз. И сiйö нöшта на öтчыд вермис ылöдны партияöс да сюйсьывны Коми обласьтö руководящöй пост вылö – Обисполкомса председательö, но 1935 воын сылысь лёк уджсö дзикöдз эрдöдöма да партияысь вöтлöма.

Коми буржуазиялысь интересъяссö дорйис, фашистъяскöд йитчис и поэт Лыткин Илля Вась. Сылöн уджыс эз ограничитчы куш Коми обласьт пытшкöсöн, весиг эз Сöветскöй Союзöн, а йитчöма вöлi заграницакöд. Лыткинöс сöветскöй власьт велöдic гырысь школаясын, ыстывлic научнöй командировкаясö заграницаö (Венгрияö, Финляндияö), муртса кö эз воöд профессор званиеöдз, а Лыткин сöветскöй власьтлы, пасибö пыдди, воддзöссö мынтic контреволюционнöй уджöн – тыдовтчис кыдз финляндияса фашистъяслöн агент. Лыткин первойсяньыс (1918 восянь) пыр зiлис Коми буржуазнöй республика вöсна – „Буржуазнöй“ вöсна. Сiйö Финляндияяс ветлiгöн вöлöма почётнöй гöсьтöн фашистскöй финляндияса иностраннöй делöяс кузя: министр ордын, гуляйтöдöмаöсь сiйöс бур автомобильясöн, вердöмаöсь-видзöмаöсь буржуйöс моз, сылысь портретъяссö лэдзöмаöсь финскöй газетъясö. Дерт татшöм чесьтсö Илля Вась эз коль дарöм, фашистъяслы бур вылö уджавтöг, и уджалiс, кыдзи пöслукман кесъясьысь кыдз-мый вермис. А ми тöдам, фашистскöй Финляндиялöн эм ыджыд мечта: котыртны „Ыджыд Финляндия“ – Скандинавиясянь Уралöдз да 60-д градуссянь Вой полярнöй мореöдз…Илля Вась белоэмигрантöс, мракобес К. Жаковöс шуö „Ыджыд коми сьöлöмöн“.

Илля Вась аслас кывбуръясын чуксалö комиясöс и восьса тыш вылö рочьяслы паныд, кодъясöс весиг нимтö „Гусьöн пурысьяс“.

Но сылы эз удайтчы пöртны олöмö ассьыс контрреволюционнöй программасö. Сiйöс лои эрдöдöма.

Националистъяс вредитiсны и коми кыв стрöитан делöын. Нырщикнас-водзмöстчысьнас тайö лёк делöяс вöлi бара жö Илля Вась да сыкöд тшöтщ И. И. Оботуров, кодöс „Большевик“ журналын тайö „уджсьыс“ вöлi öти кадö веськыда мыждöма нацдемовщинаын. Делöыс вöлi сыын, мый найö 1930-öд восянь зiлисны комилы сюйны „латинизированнöй“ алфавит „молодцовскöй“ пыдди, кодöс лыддисны найö националистическöй, а асьсö (Молодцовсö) – „медся тöдчана мортöн националистическöй интеллигенция пöвстын, кодi мунö коми буржуазия, коми кулак да купеч домподув улын“ (видзöд журнал „Культура фронт“ 1930-öд вося № 5). Оботуров вöлi „Н А“ (новый алфавит) коми комитетын юралысьöн и тайö мерасö вермис нуöдны Обком бьюро пыр, кöнi вöлiны сэки тшöтщ националистъяс (культпропын вöлi сэки ярöй националист И. С. Вежов). И вот коми уджалысь йöз куим воысь дырджык (1932-1935) олiсны дзик печать кывтöг (латин алфавитöн эз кужны лыддьысьны), мый петавлiс газетъяс, журналъяс, книгаяс, ставыс слои дзик весьшöрö, и тайö став „экспериментыс“ вайис Коми обласьтлы сöмын ыджыд материальнöй, культурнöй да политическöй ущерб.

Коми уджалысь йöзлысь врагъясöс эрдöдны ёна отсалiс Войвывса крайком да личнö В. Иванов ёрт (воддза секретар) да Конторин ёрт (öнiя  секретар). Коми уджалысь йöз зумыда сулалöны ленинско-сталинскöй туй вылын, мунöны топыда йитчöмöн став сöвет странаса йöзъяскöд тщöтщ водзö – коммунизмлань, некутшöм вражескöй сила найöс оз вермы бокö кежöдны тайö паськыд шуда туйсьыс!

Коми обласьт ёна быдмис октябрса шондi улын, сöвмис-вынсялiс экономическöя, культурнöя и политическöя, пырис социализмö, зажиточнöй, шуда олöмö. Тайö ставсö сетic ленинско-сталинскöй национальнöй политика. Великöй гений Сталин ёрт пасйöм серти Коми обласьт преобразуйтчис Коми Автономнöй Сöветскöй Социалистическöй Республикаö, кодöс вынсьöдöма Выль Сталинскöй законöн – СССР-са Конституцияöн (22-д ст.). Ни „ас“ буржуазия, ни „йöз“ буржуазия, некутшöм финскöй фашистъяс оз вермыны торйöдны Коми Сöветскöй Республикаöс öтувъя великöй семьяысь – СССР-ысь.

Ыджыд нимкодьлунöн коми уджалысь йöз встретитiсны, странаса став йöзъяскöд тшöтш, выль Сталинскöй Конституция 1936 воын. Ыджыд нимкодьлунöн коми уджалысь йöз встречайтöны асланыс республикалысь Конституция проект, кодöc тэчöма дзоньнас Сталинскöй Конституция подув вылын да кодöс вынсьöдас Коми АСССР-са сöветъяслöн ХI-öд чрезвычайнöй съезд тайö тöлысьын.

Тадз, коми уджалысь йöз – важ пемыд „чудьяссянь“, рабъяссянь – воисны асланыс сöветскöй республикаöдз. Тайö – ленинско-сталинскöй национальнöй политикалöн торжество! Татшöм ыджыд дöвериö сетiс коммунистическöй партия да сöветскöй правительство коми уджалысь йöзлы.

Нöшта ёнджыка топöдчамöй Ленин-Сталин партия знамя улö да быд удж вылын оправдайтамöй тайö ыджыд дöвериесö!

Мед олас да ёнмас сöветскöй странаса йöзяс костын братскöй дружба!

Мед олас ВКП(б) да ставмувывса уджалысь йöзлöн вождь, велöдысь да друг – великöй Сталин!

Коми АССР / Нёбдiнса  Виттор // Вöрлэдзысь. – 1937. – 2 июня.– Пер. загл.: Коми АССР.

.

ВИКТОР САВИН

Коми АССР

На протяжении десятилетий своего существования большевистская партия твердо и неуклонно проводила лозунг-программу: ,,право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государстваʻʻ. В условиях царского колонизаторского строя, в условиях жестокого национального гнета и руссификаторской политики, лозунг большевиков о самоопределении не мог претвориться в жизнь, но с первых же дней после Октябрьской социалистической революции он в полной мере осуществлялся, привел к величайшим победам и завершился в 1936 году на VIII Чрезвычайном Сʻезде Советов СССР принятием Великого Сталинского Закона – К о н с т и т у ц и и СССР. Статьи 13, 22-29 этой гениальной хартии победившего социализма блестяще это подтверждают: в них золотыми буквами записаны наименования 11-и равноправных Советских Социалистических Республик, из коих образовано на основе добровольного обʻединения союзное государство – СССР, и административно-территориальное деление каждой из этих республик. В состав РСФСР, в число 17 Авт. Совет. Социалистич. Республик входит и наша Коми Автономн. Советская Социалистическая Республика. Эту высокую честь и великое доверие партии и правительства коми трудящиеся получили в результате правильного проведения в жизнь ленинско-сталинской национальной политики, в результате побед, при поддержке братского великого русского пролетариата, на фронтах классовой борьбы, борьбы за социалистический строй. И это могло осуществиться только при советской власти, уничтожившей фактическое национальное неравенство и предоставившей каждой национальности право на свободное национальное развитие во всех областях вплоть до развития и укрепления у себя советской государственности.

Если оглянуться назад, в далекое прошлое коми народа, можно найти только одно: испокон веков коми трудящиеся подвергались грабительским набегам – то скандинавских викингов, то татарских ханов, то новгородских ушкуйников; жестокой эксплоатации – то со стороны ,,своихʻʻ князьков и жрецов (,,туновʻʻ), впоследствии купцов, скупщиков, кулаков, попов, то со стороны ,,великогоʻʻ Новгорода, то Московского государства, – окончательному порабощению коми трудящихся Москвой способствовало ,,обращениеʻʻ коми в христианскую веру, проделанное эмиссаром Московского государства Степаном Храпом, которого оно возвысило за этот ,,подвигʻʻ до звания ,,епископа пермскогоʻʻ, – и бесчеловечному национальному унижению со стороны царского буржуазно-помещичьего государства и его верных псов-чиновников: они считали коми трудящихся за дикарей, язык их называли ,,собачьимʻʻ. В результате всей этой вековой политики эксплоатации, угнетения и унижения, Коми край оставался до Октябрьской революции экономически и культурно-политически отсталой ,,инородческойʻʻ окраиной России, ее полуколонией и местом ссылки, преимущественно для политических.

Коми буржуазия и ее прислужники сразу же после Октябрьской революции ощетинились против советской власти, призывали население оказывать всяческое сопротивление большевикам, скрывали от коми трудящихся сущность нового социалистического строя, уничтожали всякую советскую литературу, чтобы как-нибудь новые идеи не проникли в массы коми трудящихся.  Особенно яростно выступало против советской власти Устьсысольское земство, возглавляемое Степаном Латкиным, впоследствии известным белогвардейским авантюристом и кровавым палачом коми трудящихся. Когда же правда о советской власти стала известна широкой массе (ее принесли сюда преимущественно возвратившиеся с фронтов демобилизованные солдаты, многие из которых были большевистски настроены и участвовали во время переворота в Петрограде и Москве), враги народа – монархисты, буржуазные националисты и проч. свора – стали обманывать коми трудящихся, играть на их национальных чувствах, призывая к созданию ,,своейʻʻ, коми буржуазной республики. Ярым идеологом буржуазных националистов являлся бывший поп, член IV Госуд. Думы, эс-эр Д. Я. Попов. Он уже на ,,учредительномʻʻ сʻезде советов (январь 1918 г.) и на I-ом Устьсысольском уездном сʻезде советов (март 1918 г.) выступал с пламенным призывом к созданию ,,сильной, авторитетной и беспартийной властиʻʻ в своем уезде и выведению коми в свою буржуазную республику, ,,пока еще не окрепла центральная властьʻʻ, а тогда уже ,,будет поздно и придется жить по чужим законамʻʻ.

Из журнала "Ордым". 1926. № 1.

Борьба за буржуазную республику не остывала до самых последних годов. Осенью 1919 г. авантюрист-бандит С. Латкин при помощи английских интервентов и под руководством генерала Миллера, собрал белогвардейский отряд и напал на Коми край, чтобы ,,освободить коми народ от болельщиковʻʻ и дать ему свою республику. Что принес белобандит Латкин коми трудящимся – они хорошо еще помнят и не забудут. Тысячи расстрелянных, замученных, живыми спущены в проруби рек – вот ,,подвигʻʻ палача Латкина, не говоря уже о материальных убытках. Но латкинская авантюра не удалась: коми трудящиеся, при помощи русского пролетариата и Красной армии, очистили Коми край от белогвардейцев.

В 1921 г. появился новый ,,руководительʻʻ буржуазных националистов – Д. А. Батиев. Он на I-областной партконференции (в январе 1921 г., которая называлась ,,I-й всезырянский партийный сʻездʻʻ) в своем докладе – о выделении зырян в отдельную административную единицу – агитировал за свою ,,программу: ,,своя республика, вся земля, вода, леса, недра – своя собственность, вплоть до… своей армииʻʻ. Конференцией этот вопрос был решен в положительном смысле, а сам Батиев избран представителем Коми области при президиуме ВЦИК. Секретарем Обкома ВКП(б) был избран Я. Ф. Потапов (троцкист, националист, который окончательно разоблачен в 1935 году и исключен из партии). Националистическая программа Батиева приводила к такому антисоветскому результату что в 1922 году коми-пермяки (представители которых были на I-й партконференции и в Обкоме,) отказывались от сдачи государству хлеба: дескать, не будем же отдавать из ,,своейʻʻ республики ,,чужомуʻʻ государству.

22 августа 1921 года декретом ВЦИК была образована Коми автономная область.

Буржуазные националисты отказались от дальнейшего проведения в жизнь своей грязной программы.

В 1924-26 г. г. на арене буржуазных националистов появляется новый ,,вождьʻʻ – И. Г. Коюшев. Он выпустил две книги: ,,Jöз кост оланногʻʻ (в роде учебника по обществоведению) и ,,Комиʻʻ (к V-летию Коми области), которые явились ,,евангелиемʻʻ коми националистов. В них Коюшев трактует: ,,кулаков у нас нет, которые были, постепенно исчезают… Мудрые люди будут управлять жизнью, хозяйство в руках государства, работаем государству, берем от государства… Единоличники, частновладельцы, имеющие свои орудия производства, войдут в новую жизнь через кооперациюʻʻ,  – т. е. кулак врастет в социализм. Кроме того Коюшев указывает, что вековыми угнетателями коми народа были русские, что коми кулаки и попы – добрые хорошие люди. Но Коюшев не только писал, он вел систематическую борьбу за свою программу. В 1927-29 г. г. неослабно борется против вхождения Коми области в состав Северного края. Даже после того, как последовало решение ЦК ВКП(б) по этому вопросу, Коюшев не разоружился и в 1929 г. с трибуны сессии ВЦИК заявлял, что Северный край (руководство) обижает коми народ, что Коми автономная область становится сырьевой базой Северного края. Конечно, каждый сознательный коми трудящийся теперь уже знает, что Коми область получила более заметный толчок в экономическом и культурном развитии именно со времени вхождения ее в состав Северного края, под руководством крайкома ВКП(б) и крайисполкома, но Коюшев, мудрый и хитрый человекʻʻ, как он пишет в своей книге про руководителей, мог еще раз обмануть партию и втереться на руководящий пост Коми области – был председателем обисполкома (окончательно разоблачен в 1935 г. и исключен из партии).

Защитником буржуазных националистов и агентом фашистской Финляндии оказался В. И. Лыткин, который был связан с фашистскими организациями за границей. Советская власть дала ему высшее образование, посылала за границу в научную командировку (Венгрия, Финляндия), а он оплатил советской власти, вместо благодарности, контрреволюционной работой – явился агентом финских фашистов. Он в бытность свою в Финляндии был почетным гостем у министра иностранных дел фашистской Финляндии, его катали на автомобилях по Гельсингфорсу, его портреты помещались на страницах финляндской фашистской печати, – словом, был принят там как свой человек. И Лыткин старался оплатить ,,своим хозяевамʻʻ достойным образом, как послушный слуга. А мы знаем, что у фашистской Финляндии есть мечта создать ,,Великую Финляндиюʻʻ – от Скандинавии до Урала и от 60 градусов северной широты до… полюса… Лыткин белоэмигранта мракобеса К. Ф. Жакова называл ,,великим коми сердцемʻʻ, монархиста Г. С. Лыткина – ,,отцом коми литературыʻʻ, в своих произведениях призывал коми народ к открытому выступлению против русских, которых называл ,,исподтишка кусающимисяʻʻ (,,гусьöн пурысьясʻʻ). Но не удалось Лыткину претворить в жизнь свою контрреволюционную программу: был разоблачен и обуздан.

Националисты вредили и в деле развития коми слова. Инициатором здесь явился тот же В. И. Лыткин и вместе с ним принимал участие И. И. Оботуров, которого в одно время журн. ,,Большевикʻʻ обвинял за это дело в нацменовщине. Дело в том, что они с 1930 года всеми силами старались внедрить для коми латинизированный алфавит взамен ,,молодцовскогоʻʻ. Оботуров был председателем коми комитета НА (нового алфавита) и удалось ему провести это мероприятие через Коми Обком ВКП(б), где в то время (1931 г.) были также некоторые националисты (зав. Культпропом был ярый националист И. С. Вежов). В результате коми трудящиеся в течение более трех лет (1932-1935) были лишены печатного слова (латинского алфавита никто не понимал) и весь этот ,,экспериментʻʻ принес Коми области только большой материальный, культурный и политический ущерб. Разоблачить врагов коми трудящихся очень много помог Северный Крайком ВКП(б) и лично тт. В. Иванов и Конторин. Коми трудящиеся теперь крепко стоят на ленинско-сталинском пути, идут в тесной дружбе со всеми народами великой с о в е т с к о й   с т р а н ы вперед – к коммунистическому обществу, и никакая вражеская сила не может столкнуть их с этой широкой счастливой дороги.

   Коми край под знаменем Великого Октября, как цветок под лучами весеннего солнца, ожил, расцвел и превратился в одну из значительных индустриальных областей СССР, коми трудящиеся стали в ряды передовых культурных народов нашей великой страны. Доказательством этого экономического и культурного роста и политической зрелости является преобразование Коми Автономной области в Коми АССР. Это – величайшее торжество ленинско-сталинской национальной политики. Ни ,,свояʻʻ, ни ,,чужаяʻʻ буржуазия, ни финские фашисты, ни какие-либо иные враги народа не могут отторгнуть Коми Советскую Социалистическую Республику от единой великой семьи – СССР.

С величайшей радостью коми трудящиеся, вместе со всеми народами советской страны, встретили в прошлом году новую Сталинскую Конституцию. С величайшей радостью коми трудящиеся встречают теперь проект своей Конституции, целиком созданной на основе Сталинской Конституции.

Так коми трудящиеся – от прежних ,,чудейʻʻ, рабов – пришли к своему советскому государству.

Еще сильнее сплотим наши ряды вокруг знамени непобедимой партии Ленина – Сталина и с честью оправдаем оказанное нам великое доверие!

Да здравствует братская дружба народов СССР!

Да здравствует ВКП(б) и вождь, учитель и друг трудящихся всего мира – великий Сталин!

Вперед по Великому Сталинскому Закону.­­­­­­­­­

 

 

Коми АССР / Виктор Савин // Югыд туй. – 1937. – 6, 8 июня.

Степан Латкин – Латкин Степан Осипович (1886 – 1927) – одна из ключевых фигур периода революции и Гражданской войны в Коми крае. По образованию агроном, бывший председатель Усть-Сысольской земской управы, председатель уездного исполкома Советов крестьянских депутатов Усть-Сысольского уезда, Степан Латкин состоял в партии эсеров и поддерживал белое движение в Гражданскую войну. В 1919 году находился в Особом Вычегодском добровольческом отряде капитана Николая Орлова.

Д. Я. Попов – Дмитрий Яковлевич Попов (14(2) мая 1862 года — 9 октября 1921) — священник-революционер, отчисленный из семинарии по причине пристрастия к спиртному; заведующий церковно-приходской школой; цензор переводов с зырянского языка, писавший стихи; депутат IV Государственной думы Российской империи от Вологодской губернии (1912—1917). Во время Февральской революции совершил благословление отряда революционных войск перед Таврическим дворцом. После октября 1917 года поддержал большевиков, за что был лишён сана. Член партии коми-автономистов, обвинявшийся в антисоветской деятельности.

Д. А. Батиев – Дмитрий Александрович Батиев (19 [31] октября 1896 (по другим данным - 2 ноября)— 22 ноября 1941) — советский коми литератор, общественный и государственный деятель. Главный инициатор создания в 1921 году Автономной области коми (зырян).

ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет

Обком ВКП(б) – областной комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)

Я. Ф. Потапов – Потапов Яков Фёдорович (1890 – 1943) – активный участник установления советской власти и гражданской войны, партийный и советский работник. Член партии с 1917 года. Служил в Кронштадтской крепостной артиллерии (1912 – 1918). В марте 1917 года Потапов избран членом ротного комитета, в ноябре – в Кронштадский Совет рабочих и солдатских депутатов, активный участник июньских событий в Петрограде и Октябрьской революции. В феврале 1918 вернулся в родное село и активно участвовал в установлении советской власти. С июня 1918 года он работал в Усть-Сысольском уездвоенкомате. С мая 1919 – комиссар Усть-Сысольского добровольческого отряда на Восточном фронте, затем – комиссар Пермского полка. После разгрома Колчака возвратился на родину и был избран секретарем укома РКП (б). В 1921 году утвержден первым секретарем Коми обкома КПСС. Работал в партийных органах Кирова и Курска, председателем Коми облпофсовета. В 1929-1933 – учеба в Москве. В 30-е годы работа в советских органах. В конце 30-х годов был репрессирован. Умер в 1943 году. Место смерти неизвестно.

И. Г. Коюшев – Коюшев Иван Григорьевич (31 мая 1901 г. − 17 августа 1993 г.) – председатель президиума городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в 1929 году.

ЦК ВКП(б) – центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)

Крайком ВКП(б) и крайисполком – краевой комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и краевой исполнительный комитет

Обисполком – областной исполнительный комитет

В. И. Лыткин – (15 (27).12.1895, дер. Тентюково, Усть-Сысольского у. Вологодской губ. – 27.08.1981, Москва, похоронен в Сыктывкаре) – коми языковед, д-р филологических наук (1946), один из основоположников коми сов. лит-ры ученый финно-угровед с мировым именем, профессор МГУ, доктор филологических наук, коми поэт.

К. Ф. Жаков – Каллистрат Фалалеевич Жаков (18 [30] сентября 1866 — 20 января 1926) — русский философ, литературовед и писатель коми-зырянского происхождения, профессор Санкт-Петербургского психоневрологического института, исполняющий обязанности профессора философии Тартуского (Юрьевского) университета

Г. С. Лыткин – Лыткин Георгий Степанович (Степан Ёгор, Ёгуш) – см. Лыткин Степан Ёгор

И. И. Оботуров – Иван Иванович Оботуров (1903–1938) – журналист, литературовед, общественный деятель.

Тт. ­– товарищи

Культпроп – отдел культуры и пропаганды

.

Коми АССР / Виктор Савин // Югыд туй. – 1937. – 6, 8 июня.

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика