Пробуждение Арка-я.
Советизация кочевников-самоедов Большеземельской тундры, автономной области Коми *).
Сколько лет кочует Вындер-Хасово по необ'ятным северным тундрам – неизвестно, а уж много – много веков кочевал он! Он знал только своих оленей–за ними ухаживал, на них ездил, из них (из шкур) строил себе жилище (чум), ими же питался и одевался. Он знал только свою Арка-я („Большая земля”), откуда весь свой век никуда не выходил – там рождался, там рос, жил–оленей водил, песцов, лисиц, да рыбу ловил – и там же умирал. Никакой определенной власти, конечно, он не знал: для него „властью” были все те, которые приезжали к нему в Арка-я из „чужой земли”, заходили в его чум, кричали на непонятном ему языке, топали ногами и, забрав песцов и лисиц, уезжали до „будущего раза”.
Таково было житье-бытье у самоедов-кочевников до революции. Их в буквальном смысле грабили. Отрезанные от всего „чужого” мира, они находились в полном бесправии и во власти жадных скупщиков.
Советская власть, раскрепостившая все мелкие народности и предоставившая им равноправие с „господствовавшим” русским народом, не оставила, конечно, и самоедов-кочевников в стороне, и теперь на территории Коми области, в пределах Арка-я, имеются 3 кочевых тундровых совета и районный самоедский совет.
Созыву самоедского (районного) с'езда советов предшествовала большая подготовительная работа среди кочевников-самоедов, в самой тундре. Главная работа заключалась в том, чтобы провести среди них выборы и организовать родовые советские управления. На эту работу было положено 3 месяца – с 8-го августа по 6-е ноября 1925 г., в течение которых особо-выделенная избирательная комиссия об'ехала всю тундру. В результате, при дружной поддержке самих самоедов, Комиссии удалось организовать в тундре 3 кочевых совета: 1) в Сявте (на р. Хузь-мор-Роговой), 2) Хоседа-Харте (близь поселка „Егор-Вань”, на р. Хоседа, приток реки Хырмора-Адзьвы, впадающей в Усу) и 3) в Каратайка-Глади (Лапте). Представители этих советов являются постоянными работниками и получают содержание. При проведении кампании было взято Комиссией на учет 1.135 человек обоего пола настоящих кочевых самоедов, постоянно живущих в Большеземельской тундре*). В выборах советов участвовали и женщины: в Сявте из 31 избирателя (число избирателей по расчету 1 на 100 самоедов) – были 3 женщины, в Хоседа-Харде из 54 человек было 5 женщин и в Каратайка-Глади из 70 чел. – 6 женщин. Полное отсутствие грамотных среди членов тундровых советов (самоеды-кочевники вообще на 100 % неграмотны) вынуждает приглашение со стороны секретарей, знакомых с бытом самоедов и честных, трезвых и преданных.
Из книги: Фортунатова Е. Я. Лыддьысян книга. Первая часть. – Сыктывкар: Комигиз, 1938.
Районный самоедский с'езд происходил нынешней зимой, в с. Колве (наиболее населенный самоедский, оседлый пункт). На с'езде присутствовали: ученый секретарь Комитета Содействия Народностям Севера при ВЦИК – этнограф Д. Т. Янович и представители Коми ОИК, Ижмо-Печерского УИК и УК ВКП (б). Доклады на с'езде делались на 3-х языках: русском, коми и самоедском.
Из 7-ми вопросов, поставленных на обсуждение с'езда, делегатов особенно интересовали два: „мероприятия Советского Правительства по устройству жизни и быта северных племен и самоедов, в частности”, и доклады тундровых советов о местных нуждах. Ко всем докладам самоеды отнеслись с деловой серьезностью.
Первым делом послали „поклон” (приветствия) ЦК ВКП (б), Президиуму ВЦИК и Северному Комитету:
– привет советской власти, которая во всем мире одна лишь стоит на защите интересов трудящихся и способствует свободному развитию всех народностей, – говорится в приветствии: – „Мы, самоеды Большеземельской тундры, уверены, что под защитой ВКП, при дружной совместной работе с соседним народом, укрепим на крайнем севере завоевания революции и под руководством советской власти наладим хозяйственную жизнь тундры”.
Доклад Д. Т. Яновича – „О мероприятиях советского Правительства по устройству жизни и быта северных народностей и в частности тундровых самоедов Большой земли” – продолжался больше 2-х часов, но делегаты слушали его с большим вниманием, несколько раз прерывая докладчика вопросами и возгласами одобрения.
– Для вас, Вындер-Хасово (жители тундры), – говорит докладчик, советская власть уже кое-что сделала: издала законы о понижении акциза на соль, о снятии налогов, о регулировании снабжения продовольствием и товарами, о судоустройстве и т.д. По охране оленеводства и, в особенности, по борьбе с бичем северного хозяйства, сибирской язвой, правительство тоже приняло ряд мер: в Ижме устроена ветеринарная база (Ветеринарно-Бактериологический Институт), летом будущего года оттуда отправятся в тундру два отряда для производства прививок домашним оленям…
– Сово-сово, сово! (Хорошо, хорошо!). Скажите „большой власти” пасыбэ да поклон (спасибо и привет), – слышатся возгласы с мест.
– Но еще много нужно для вас, – говорит дальше тов. Янович: – нужна больница с родильным отделением; нужен дом для престарелых, которым не под-силу уже заниматься ловлей песцов и рыбы и безпрестанно кочевать с оленьим стадом с места на место. Нужен магазин, где каждый самоед смог бы получить для себя и своей семьи все необходимое: и продовольствие, и материю, и чайники, и котлы, и кожи для оленьей упряжи, и металлические изделия для саней-нарт, и хорошие ножи, топоры и ружья с припасами, и капканы для песцов, и прядево для сетей, чтобы не пришлось вам за всем этим ездить, как бывало до сих пор, в Пустозерск или за Урал, за 1000 верст. Нужно, чтобы в таком магазине и приказчик был честный, который запишет ваши долги правильно, без обмана, а в уплату за забранный товар примет от вас тоже без обмана шкуры песцов и лисиц. Надо, чтобы приказчики честно принимали песцов высшего качества за первый сорт, а не записывали их за второй, или даже за третий сорт, как это недавно было на Югорском Шаре, где торговый агент уверял всех самоедов, что в Большеземельской тундре песцов первого сорта даже водится совсем.
– И верна, правду говорит! – кричит делегат-кочевник Лагей, мало-мальски знающий по-русски, указывая пальцем на докладчика: Так говорил, не надо так! Первый сорт говорил нету. Как нету? Я сам давал Степану Павлову (агент Госторгана Югорском Шаре) шкуру первосортного песца, которую я получил за долг от одного знакомого охотника за 40 рублей, оказалось – Павлов дал только 19 рублей. Таких агентов нам в тундру не надо!
– Не надо, не надо! – кричат по-русски другие самоеды.
Из книги: Терехова Л. Г. География, 2-öd часть : начальнöй школаса 4-öд класслы учебник [География, Ч. 2 : учебник для 4-го класса начальной школы] - Сыктывкар : Коми государственное издательство, 1938.
– Но всего нужнее вам, – продолжает докладчик, чтобы вы сами понимали записанное в ваши заборные и долговые книжки и умели хорошо подсчитать и проверить. Нужно вам самим научиться читать и считать и учить своих детей грамоте, а для этого нужна школа… – Верно – школа! Много надо школ, чтобы никому не было обидно! Надо три – четыре школы в разных местах, – говорит по-самоедки кочевник Иван-Пырерка: – например, в Мадоре, Хоседе-Харде, Сявте, во всей Арка-я надо!
– Надо школы, – волнуется другой кочевник, Степан Пагандзеде: – Нам надо учить детей, но так, чтобы они не забыли оленеводства и своего родного языка, как здесь в Колве, где все самоеды не говорят по-самоедски. Нужно, чтобы школа была ближе к тундре, и когда мы 4 месяца стоим на одном месте, нам близко будет и за оленями смотреть, и за своими детьми.
– Верно, товарищи, – подтверждает докладчик: школа для ваших детей нужна такая, чтобы она не отрывала их от труда своих отцов и дедов, чтобы ребенок, научившись грамоте, не покидал впоследствии своих родителей, не уходил бы из тундры, а оставался бы тем же „Вындер-Хасово”, гражданином тундры, хозяином оленьих стад и охотником на „ного” – песцов. Северный Комитет, о котором я вам вначале и говорил, хочет устроить школы в таких местностях, которые ближе к зимним стойбищам и оленьим пастбищам, на самом краю лесов. Ваше дело решить, где для ваших детей такие школы устроить и ваши мнения я передам председателю нашего Комитета Петру Гермогеновичу Смидовичу!..
– Так, так, спасибо! Кто это такой „большой человек”, хороший он?
– Тов. Смидович – старый, седой, честный человек, все дела решает справедливо и никого не обижает. Он раньше, при старой власти, получил много обид и терпеливо страдал в далеких тундрах. Вам нужны свои грамотные люди, нужны вот секретари для советов, чтобы они честно и хорошо могли вести делопроизводство. Северный Комитет уже предусмотрел и это: по его инициативе, при Географическом Институте Ленинградского Университета организован особый Рабфак для северных туземцев. Туда собрано уже теперь 30 юношей из самой глубины тундр, чтобы сделать из них местных образованных работников, проводников культуры среди своего народа. Из них потом выйдут и секретари для советов, и кооператоры, и ученые оленеводы, и промышленники, и учителя, и ветеринары, и доктора, и другие ученый люди, а самое главное – они будут защитниками прав своего народа. Они должны создать новую эпоху в жизни самоедов, оставив старый быт достоянием до-революционного времени, – заканчивает свою речь Янович.
Присутствующие на с'езде русские и коми апплодируют. Делегаты-самоеды, догадавшись, что это „хлопанье в ладоши” означает хорошее, тоже хлопают с возгласами:
– Сово-сово, и сово! (Хорошо, вот хорошо, спасибо!).
Доклады представителей тундровых советов – о местных нуждах самоедов-кочевников проходят еще с большим оживлением и вызывают горячие выступления делегатов. Все мнения их по поводу докладов сводятся к вопросам: о мерах по улучшению самоедского быта, об устройстве культурных учреждений для кочевого самоедского народа в местностях, наиболее для него удобных, об урегулировании снабжения продовольствием, охотничьими припасами и товарами и о постановке самой торговли в тундре.
Из книги: Тигин В.В. Краевöй велодчан книга: войвыв крайса школаяслы : Сыктывкар, Комигосиздат, 1933. (Краевой учебник). – С.40.
Действительно, у самоеда-кочевника нужд много. Ведь он целыми веками терпел нужду, не слыхал ни о какой культуре, жил своей обособленной жизнью, забытый всеми, в постоянной борьбе с суровой северной природой. И когда ему рассказали, что можно теперь лучше устроить его жизнь, что советская власть заботится и о нем, о „Вындер-Хасово” Арка-я, что какие-то „большие люди” стараются для него сделать хорошее – словом, когда сознание его несколько прояснилось, то у него, естественно, появилось и самостремление к улучшению условий своей жизни и быта.
Главные нужды и требования самоедов-кочевников Большеземельской тундры (с'езда) таковы:
Устроить школы во всех 3 пунктах тундровых советов:
– Мы все насчет школы согласны, чтобы у всякого тундрового совета была своя школа.
– Верно, но нельзя много детей свалить в одно место: они могут от какой-нибудь болезни все сразу умереть. Мои товарищи так хотят и об'являют это, – заявляет Пагандзеде.
Главную культурную базу (городок) сосредоточить не в Колве, а в Хоседа-Харде, куда перевести Райисполком и все обслуживающие самоедов организации:
– В Колве не надо, – высказывает свое мнение Лагей. – В Колву никому из нас неудобно ездить за 300-500 верст.
– Нэ нада, нэ нада! (Не нужно, не надо!) – поддерживают его Рокин, Пагандзеде, Пырерка, Ханарин, Хатанзей и др., Колвинские (оседлые) самоеды не высказываются, соглашаясь с мнением кочевников.
– В Хоседе-Харде устроить дом для лечения (больница), куда мы будем привозить больных из наших семейств, а также отдельный дом для престарелых. Надо еще второго кочевого доктора, которого ежегодно отправлять с аптекой из Хоседа-Харда к морю вместе с нами, в тундру – к Вангураю, Югорскому проливу и Каратайке, где мы кочуем каждое лето, а к зиме доктор попадает с нами обратно в Хоседа-Харде.
Вообще у пробуждающихся Вындеров Арка-я появилась чрезвычайная тяга к просвещению, культуре:
– Всем нам нужно произвести оспопрививание.
– Нужно в тундре образовать еще советы.
Установить телеграфную связь между всеми тундровыми пунктами культурных баз с оседлыми самоедами в Колве и главными центрами притундровой полосы: Усть-Уса, Петруни, и чтобы говорить в Ижму *) и Москву.
Просим советское правительство сделать приказ в 1926 году, чтобы в срочном порядке провели телеграф в нашу тундру, а также посылать пароходы для доставки товаров и продуктов.
Из книги: Тигин В. В. Краевöй велодчан книга: войвыв крайса школаяслы : Сыктывкар, Комигосиздат, 1933. (Краевой учебник). – С. 40.
Кочевники-самоеды Большеземельской тундры протестуют против действия Тельвисочного (работающего под руководством Архангельского ГИК'а) самоедского райисполкома, который создает искусственный антагонизм (вражду) между самоедами Малоземельской тундры (Арх. губ.) и Большеземельской (Коми авт. обл.), и просят, чтобы высшие власти прекратили это:
– Если будут они (т.е. тельвисочники) еще так продолжать, то мы пошлем в Москву своего представителя искать там защиту своих прав.
– Еще мы просим остров Вайгач присоединить к самоедскому райсовету Большеземельской тундры, в состав Коми автономной области.
– Еще просим прислать к нам в тундру честных, трезвых, грамотных людей, особенно секретарей для тундровых советов.
– Благодарим советскую власть за учреждение Комитета Помощи Северным Народам, который заботится об улучшении нашей жизни. Просим, для постоянной связи с нами, командировать одного из членов Комитета к нам в Большеземельскую тундру. Благодарим ученого секретаря Комитета Д.Т. Яновича за доклады, хорошие об'яснения и тщательное изучение вопросов о наших нуждах.
– Благодарим Институт имени И. А. Тимирязева в Москве за принятие им шефства над Большеземельской тундрой.
Таким образом, в необ'ятные тундры полуночной Арка-ясемена новой культуры брошены. Самоеды начинают пробуждаться от вековой спячки, забитости и темноты. Мы надеемся, что не далеко то время, когда „полудикие” Вындер-Хасово станут такими же культурными строителями социализма, как и „большие” братья их–русские. Залогом к тому служит непреодолимое стремление их самих к просвещению, к культуре. И, при поддержке правительства и дружной совместной работе с соседним Коми–народом, советская Арка-я быстро наладит хозяйственную жизнь тундры.
Викт. Савин
*) Составлена по материалам 1-го районного самоедского с'езда советов Большеземельской тундры.
*) Всех самоедов в Коми области – 2524 чел. (по данным Обстатбюро).
*) Уездный центр.
Примечание автора
.
ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет
Янович Даниил Тимофеевич (1879-1940) - русский учёный-этнограф, музейный деятель. Профессор Московского Государственного Университета. Заведующий отделом народного быта и всей этнографической части Первой сельскохозяйственной и кустарной выставки, заведующий центральным этнографическим бюро, полярным подотделом в отделе национальных меньшинств Наркомнаца, был учёным секретарём комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ЦИК, участвовал в работе Ассоциации Востоковедения, общества изучения Урала, Сибири и Дальневосточного края, антропологического отделения Тимирязевского научно-исследовательского института.
ОИК – областной (окружной) исполнительный комитет
УИК – уездный исполнительный комитет
УК ВКП (б) – уездный комитет Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков.
Госторг - организация, осуществлявшая монополию внешней торговли в первые годы советской власти. Образован в 1922 году и являлся одним из важнейших подразделений Наркомата внешней торговли.
Смидович Пётр Гермогенович (7 [19] мая 1874 - 16 апреля 1935) - советский партийный и государственный деятель. С 1924 года до смерти в 1935 году - председатель Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ЦИК СССР.
Тимирязев Климент Аркадьевич (22 мая (3 июня) 1843 - 28 апреля 1920) - русский естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза, один из первых в России пропагандистов идей Дарвина об эволюции, популяризатор и историк науки, заслуженный профессор Московского университета. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1890), иностранный член Лондонского королевского общества (1911).
.
Пробуждение Арка-я. Советизация кочевников-самоедов Большеземельской тундры, автономной области Коми / Викт. Савин // Коми му. – 1926. – № 1-2. – С. 42-46.