Теги позиции, похожие позиции
Личность:ЖурналистыДраматурги
Тематика:История
 
Катехизис крестьянина / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 8, 13 сент.
 
Суд над эс-эрами / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 27 июня.
 
Выль во / Нёбдінса Виттор // Удж. – 1921. – № 1 (1 января). – Пер. загл.: Новый год: передовая.
 
Выль закон нянь йылысь / Нёбдінса Виттор // Удж. – 1921. – 23 марта. – Пер. загл.: Новый закон о хлебе.
 
К «неделе крестьянина» /  Ньобdiнса Вiттор // Зырянская жизнь. –  1920. –14 июля
 
Организация постоянной помощи голодающим / В. Савин // Югыд туй. – 1921. – 13 окт.
 
Возможно-ли издание коми газеты / В. Савин // Югыд туй. ­– 1922. – 2 июля.
 
Ответ т. Потапову / В. Савин // Югыд туй. – 1924. – 31 янв.
 
«Коми сикт» – крестьяна газет : мый вермас вöчны волисполкомса секретарь крестьяна костö газет разöдöм понда? / В. Савин // Коми сикт. – 1925. – 5 дек. – Пер. загл: «Коми село» - крестьянская газета : что может сделать секретарь волисполкома для распространения газеты между крестьянами?

Шатуны

Шатуны.

Авантюра ,,Вологодского губернатораʻʻ Латкина нанесла громадный вред всему Вычегодскому краю,  – это теперь сознает каждый крестьянин.

Но эта же авантюра оказала до некоторой степени и услугу Советской власти – определила друзей и врагов народа.

Когда создавалась Советская власть, некоторые лица открыто пошли против этой власти, – они ,,от душиʻʻ сказали нам: ,,Мы не желаем работать для Пролетариатаʻʻ. Таким людишкам было дано достойное звание – саботажники, и они получили определенное ,,местоʻʻ и соответствующую ,,работуʻʻ в Советской Республике.

Кроме этих саботажников, существовала другая категория людишек, состоявшая из таких элементов, которым ,,во время оноʻʻ жилось любо-весело, которые на несчастьи других строили себе счастье. Эти людишки, хотя открыто против Советской власти и не пошли, но никогда не забывали ,,старое прекрасное времяʻʻ. Они назывались скрытыми саботажниками. Они даже были призваны для Советской работы.

Советское Правительство отлично знало, что от них не видать добра, не дождаться преданной, добросовестной работы в создании советского строя. Знало, но терпело. Потому что эти людишки были образованнее нас. Потому что нужно было использовать их знания для пользы того же трудового народа, на чьи денежки они получили эти знания. Потому что в период экономической разрухи страны требовались разные ,,специалистыʻʻ.

Но они никак не могли мириться с положением, и вместо того, чтобы помочь в общей трудной работе, они всячески тормозили дело.

С. Латкин. Фото из газеты «Югыд туй», 1927 г.

Порядочно было таких людишек и у нас в Устьсысольске (много их было вообще в Республике).

Правда, были и такие случаи, когда некоторые из них сознавали правоту нашего дела, примыкали к нам и приносили на алтарь Освобождения все: и труд, и знание, и жизнь…. Но таких было очень немного.

До последнего налета белогвардейской своры на Устьсысольский уезд, еще трудно было ясно отличить, кто явный враг народа и кто – ,,так себеʻʻ, и только лишь теперь отделились они ,,одесную и ошуюʻʻ. Первые из них вместе с ,,губернаторомʻʻ Латкиным удрали. Туда им и дорога. Пусть себе наживают чины да погоны у своих ,,благодетелейʻʻ.

Но кроме сих остался (почему-то не удрал, – удивительно) еще один сорт людишек.

Этих я прямо называю шатунами.

Они шатаются и туда, и сюда, – как говорится: ,,куда ветер – туда и онʻʻ.

Они и красные – при красных, и белые – при белых, и зеленые – при зеленых и желтые – при желтых и т. д., смотря по тому, какой ,,цветʻʻ в данное время сильнее.

Эти шатуны подобны человеку, который сидит на краях двух табуреток, в свою очередь расположенных на краю пропасти, и которыми ежеминутно рискует провалиться в эту пропасть и разбиться вдребезги. Положение такого человека очень опасное, и если он не пересядет основательно на которую-нибудь одну табуретку, то обязательно, рано или поздно, постигнет его несчастье – упадет в пропасть.

И таких шатунов в Устьсысольске очень много, – раньше было и теперь осталось.

Они при Советской власти на митингах бравируют, апплодируют коммунистам. При власти белых они на митингах восторженно кричат ,,ураʻʻ бандитам, делают овации авантюристу Латкину. После освобождения города от бандитов, они снова рукоплещут ораторам-коммунистам.

О, наглое, презренное лицемерие!

Они при Советской власти заискивают пред нею, ,,работаютʻʻ в Советских учреждениях, ,,жертвуют все для Революцииʻʻ, держат себя ,,тише воды, ниже травыʻʻ. До власти белых (по уходе красных) они подʼезжают на рысаках к складам Союза Кооперативов, расхищают оттуда товары, грабят народное достояние. При власти контр-революционной сволочи они пресмыкаются у ног авантюриста Латкина, вымаливают ,,милости и благодеянияʻʻ и восстановления ,,попранных большевиками правʻʻ, продают истинных сынов трудового народа за свои благополучия. А теперь они снова примазываются в ряды ,,советскихʻʻ, снова торгуют своей совестью.

О, безстыдные продажные души!

Доколе вас, презренные шатуны, будет терпеть Рабоче-Крестьянская Власть?

Ох, провалитесь вы когда-нибудь в пропасть.

Я не ошибусь, если скажу следующее ,,нравоучениеʻʻ: шатуны, подобные вам, никогда не найдут себе покоя; они всегда будут дрожать: во время власти белых – от белых и – наоборот, и при малейшем стуке будут со страхом задавать себе вопрос: ,,уж не арестовать ли меня идутʻʻ. – Потому что – ,,знает собака, чье мясо сʼелаʻʻ.

Также, думаю, не ошибусь, если добавлю еще и следующее: третьего класса народа (в роде вас, хотя бы, – шатунов) на земле не может быть и не будет, а пока временно до полной реорганизации человечества, только лишь два: трудящийся класс и класс буржуазный.

Выбирайте сами, к которому из них вам выгоднее примкнуть. На которую ,,табуреткуʻʻ надежнее сесть.

Малосознательные крестьяне, темные и забитые зыряне, и те начинают понимать теперь, что уж возврата к проклятому прошлому нет, что Советская власть есть действительно народная власть, что она непопедима, сильна и крепка, потому что эта власть – весь трудящийся народ; что не может быть ни колебаний, ни шатаний.

А вам-ли этого не знать?

Долой всякое шатание!

Кто не с нами – тот против нас.

Ньобдiнса Вiттор.

Латкин - Латкин Степан Осипович (1886-1927) – одна из ключевых фигур периода революции и Гражданской войны в Коми крае. По образованию агроном, бывший председатель Усть-Сысольской земской управы, председатель уездного исполкома Советов крестьянских депутатов Усть-Сысольского уезда, Степан Латкин состоял в партии эсеров и поддерживал белое движение в Гражданскую войну. В 1919 году находился в Особом Вычегодском добровольческом отряде капитана Николая Орлова. Руководством белых в Архангельске был назначен начальником Усть-Сысольского края и губернатором Архангельской губернии. Когда в ноябре 1919 года белые ненадолго захватили Усть-Сысольск, Латкиным была восстановлена земская управа, он взял на себя всю полноту власти в городе и уезде. После поражения белых Латкин эмигрировал в Англию, а в 1925 году попросил советское руководство разрешить ему вернуться и жить в СССР. Жил и работал агрономом в Саратове. В 1926 году Латкина арестовали, привезли в Усть-Сысольск, судили и расстреляли.

В годы советской власти Степан Латкин, которого с подачи поэта Виктора Савина презрительно называли «губернатором без губернии», считался организатором белого террора в Коми крае, виновником казни героини Гражданской войны Домны Каликовой. Историки оценивали деятельность Латкина исключительно негативно, писатели и драматурги изображали его в карикатурных тонах. В постсоветское время сыктывкарские историки И. Жеребцов и М. Таскаев, архангельский публицист Ю. Дойков дали другую оценку личности Латкина, отрицая его участие в насильственных акциях против населения края.

.

Шатуны / Ньобдiнса Вiттор // Зырянская жизнь. – 1919. – 20 дек.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика