Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Территория:Воркута
Тематика:Религия
 
Православные святыни Республики Коми [Изоматериал]. Храмы : [комплект открыток] / Епархия Сыктывкарская и Воркутинская. - Сыктывкар : [б. и., 2005?]. - 1 обл. (13 отд. л.) : цв. офсет.
 
Свято-Казанский храм. 100 лет : [комплект из 12 цветных открыток / разработано в ОАО «Коми республиканская типография»]. - [Сыктывкар] : Коми республиканская типография, 2006. - 1 папк. (12 отд. л.) : фото. цв.
 
Мученик Евфимий Кочев, мирянин. 1867 - 18 сентября 1937
 
Преподобномученик Платон (Колегов), иеромонах
20 августа (2 сентября н. ст.) 1865 – 15 августа 1937
 
Священноисповедник Виктор (Островидов).
20 мая (1 июня н. ст.) 1875 (или 1978) – 2 мая 1934
 
Священноисповедник Николай Лебедев, иерей. 1869 – 01 сентября 1933
 
Священномученик Владимир Соколов, протоиерей
12 июля (24 июля н. ст.) 1883 – 09 сентября 1940
 
Священномученик Михаил Ерогодский, псаломщик. 17 сентября (30 сентября н. ст.) 1878 – 31 августа 1937
 
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Тохтуев, протодиакон. 09 мая (22 мая н. ст.) 1903 – 17 мая 1943
 
Священномученик Николай Шумков, иерей
4 ноября (17 ноября н. ст.) 1886 – 21 августа 1937

Преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит

Главная Разделы Новомученики земли Коми Новомученики земли Коми Преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит

Преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит
(Александр Ипполитович Пономарев)

22 июля (03 августа н. ст.) 1877 – 29 июля 1938

  foto1.jpg  ikona.jpg

Александр Ипполитович Пономарев родился в селе Романовском Верхотурского уезда (ныне село Романово Серовского района) Пермской губернии в семье псаломщика Ипполита Ивановича и его супруги Ираиды Пономаревых. В семье будущего преподобномученика были братья Петр, Николай и сестра Зинаида.

С детства Александр отличался большими способностями к наукам, много читал, сумел изучить три языка: французский, греческий и латинский.

Учеба

  • Июнь 1899 года – Александр окончил Пермскую духовную семинарию по первому разряду.

Во время обучения в семинарии он вступил в брак с Надеждой Леонидовной в девичестве Юшковой, дочерью священника Леонида Васильевича Юшкова. В их семье было четверо детей: Нина, Мария (супруга протоиерея Константина Плясунова), Алексей и Григорий, будущий протоиерей.

Matuschka-Nadeghda-Leonidovna-Ponomareva-s-docheryu-Ninoi.-Ekaterinburg-1901-god.jpg

Матушка Надежда Леонидовна Пономарева с дочерью Ниной.
Екатеринбург, 1901 год
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/

            Служение

  • 12 сентября 1899 года – в день памяти праведного Симеона Верхотурского в торжественной обстановке за воскресным богослужением в Николаевском монастыре епископ Екатеринбургский и Ирбитский Христофор (Смирнов), рукоположил Александра Пономарева в сан диакона.
  • 14 сентября 1899 года – рукоположен во священника к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда (ныне с. Быньги Невьянского р-на) той же губернии и назначен учителем Закона Божьего в земское начальное училище.

Hram-Nikolaya-Chudotvorza-s.-Byngi-Nevyanskogo-r-na-Sverdlovskoi-oblasti.jpg

Храм Николая Чудотворца, с. Быньги Невьянского р-на Свердловской области
Фото с сайта https://archlikbez.ru

  • 1900 год – батюшка был переведен в Сретенский храм Пышминского завода. До него настоятелем в этом храме был отец супруги Надежды священник Леонид Васильевич Юшков (1888-1899).

Staropyschminsk-i-Sretenskaya-zerkov.jpg

Старопышминск и Сретенская церковь
Фото с сайта https://rusk.ru/st.php?idar=75653

       Учительство

  • 1900 год – отец Александр определен преподавателем Закона Божия в Министерское начальное училище, в Сарапульское земское училище в деревне Сарапулке и заведующим и законоучителем церковно­приходской школы.
  • 1905 год – назначен учителем Закона Божия в Екатеринбургском духовном училище.
  • 1910 год – отец Александр был назначен заведующим Екатеринбургской епархиальной псаломщицкой школой.
  • 1912 год – назначен миссионером Шадринского уезда и членом Шадринского отделения Екатеринбургского епархиального училищного совета.

            Должность уездного миссионера была введена 2 марта 1911 года указом Святейшего Синода. Назначенный на нее священнослужитель должен был руководить всей миссионерской деятельностью уезда, важнейшим направлением в которой являлась работа с раскольниками-сектантами.

            Екатеринбургская епархия имела сложный религиозный состав. Кроме православных, здесь жили старообрядцы, мусульмане и представители разных сект. Отец Александр вполне соответствовал требованиям, предъявлявшийся к миссионерам. Он проводил много времени в разъездах, организовывал публичные собеседования и диспуты, на которые приглашались все желающие: старообрядцы, сектанты, православные.

  • 1915 год – назначен законоучителем Шадринской учительской семинарии.
  • 1917 год – директор семинарии.

Zdanie-Schadrinskoi-uchitelskoi-seminarii.jpg

Здание Шадринской учительской семинарии
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/

Из характеристики отца Александра данной директором семинарии:

«Священник Пономарев относится к своим обязанностям усердно, и вел дело в минувшем учебном году успешно. Им не было пропущено ни одного урока, он ежедневно являлся на молитву перед уроками и часто сам читал дневное Евангелие. После молитвы разъяснял учащимся смысл прочитанного и указывал, как применить истину Евангелия к жизни. Беседы эти были непродолжительны, но содержательны. …Вообще, семинария нашла в священнике Пономареве лицо, способное успешно вести дело преподавания Закона Божьего и благотворно влиять на учащихся. Не занимая никакой другой должности, он всю энергию свою отдает на дело служения учебному заведению».

 

Образование в 1920-х годах было монополизировано государством и стало полностью атеистическим, перед отцом Александром встала тяжёлая задача – как дать полноценное образование своим младшим детям.

Составив программу для обучения детей, где общеобразовательные и вероучительные предметы он преподавал сам, а уроки математики, химии и физики дети брали у частного преподавателя.

       Награды

  • 1904 год – за ревностное служение церкви отец Александр был награжден набедренником.
  • 8 декабря 1908 года – благодарность Екатеринбургского училищного совета за «усердное преподавание Закона Божиего».
  • 30 августа 1912 года – отца Александра наградили правом ношения скуфьи.
  • 1914 год – за ревностные труды в должности Шадринского уездного миссионера отец Александр был награжден благословением Святейшего Синода с выдачей грамоты.
  • 1920 год – батюшку наградили правом ношения камилавки.
  • 1923 год – право служения в митре.
  • Декабрь 1934 года – митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) наградил иеромонаха Ардалиона саном игумена – «за усердное служение Церкви Божией».

       Значимое событие

  • Лето 1905 года – во время приезда на Урал в Екатеринбурге произошла встреча семьи Пономаревых с известным всей России батюшкой, почитаемым святым русской православной церкви, настоятелем Кронштадтского Андреевского собора – отцом Иоанном Кронштадтским.

Отец Александр в течение трех дней вместе с духовенством города участвовал в богослужениях, совершаемых всероссийским пастырем в храмах.

Отцу Александру посчастливилось принимать батюшку у себя дома. Иоанн Кронштадтский благословил всех членов семьи, и это благословение они помнили всю жизнь.

Ioann-Kronschtadtskii-svyaschennik-Russkoi-pravoslavnoi-zerkvi............jpg

Иоанн Кронштадтский, священник Русской православной церкви, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, почётный член Императорского православного палестинского общества
Фото с сайта http://history-doc.ru/ioann-kronshtadtskij-biografiya-svyatogo/

Служение

  • 1918 год – назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви Ревдинского завода в Екатеринбургском уезде Пермской губернии.
  • 1920 год – поставлен настоятелем Александро-Невской церкви в городе Екатеринбурге, построенной купцом П. В. Лузиным и потому местными жителями называвшейся Лузинской.
  • 1923 год – назначен настоятелем Успенской церкви при Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге и в том же году возведен в сан протоиерея. Служил до закрытия храма.

Aleksandro-Nevskaya-Luzinskaya-zerkov-v-g.-Sverdlovske-nyne-g.-Ekaterinburg.-Konez-1920-h--nach.-1930-h-gg..jpg

Александро-Невская (Лузинская) церковь в г. Свердловске (ныне г. Екатеринбург). Конец 1920-х – нач. 1930-х гг.
Фото с сайта https://vk.com/wall-110280352_4664?z=photo-110280352_457241183%2Falbum-110280352_231965776%2Frev

В конце 1920-х годов власть в стране развернула очередную кампанию по закрытию храмов.

Заместитель ПП ОГПУ по Уралу писал о храме, в котором служил отец Александр: «Успенский собор является пунктом группирования чуждых антисоветских элементов, которые оказывают религиозное и политическое влияние на рабочих. Из этой церкви идет руководство религиозной работой даже за пределы Свердловского округа».

  • 1932 год – после закрытия Успенского храма отец Александр с супругой и младшим сыном Григорием переехали в город Невьянск, где он стал служить в Вознесенском храме при кладбище.

В 56 лет отец Алек­сандр пе­ре­жил го­ре: умер­ла его су­пру­га, ма­туш­ка На­деж­да. 

Монашество и служение

  • 1933 год – батюшка был пострижен в монашество с именем Ардалион. Некоторое время после пострига он был благочинным Невьянского церковного округа.

Батюшка пользовался большим авторитетом среди священников и прихожан, священнослужители часто обращались к нему за советом, и он всегда помогал найти решение проблемы.

  • 19 декабря 1934 года – иеромонах Ардалион был возведен в сан игумена в кафедральном соборе Свердловска архиепископом Макарием (Звездовым).
  • Конец 1934 года – отец Ардальон назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви города Миасса Уральской области.

Вскоре Свято-Троицкий храм был закрыт и отец Ардалион был вынужден вернуться в Невьянск и поселиться у сына.

Svyato-Troizkaya-zerkov-g.-Miass.jpg

Свято-Троицкая церковь, г. Миасс Челябинская область
Фото с сайта https://pyjioh.livejournal.com/78214.html

Челябинская епархия не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления.

В декабре 1935 года состоялось заседание церковного совета, который решил просить заместителя местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) назначить к ним епископа.

Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после собрания прибыл в Москву к митрополиту Сергию (Страгородского), но тот отказался послать к ним епископа, так как уже несколько раз посылал епископов, но местные власти отказывали им в регистрации, и порекомендовал найти кандидата на месте.

13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарева).

Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесенской церкви в Каслях.

  • 23 февраля 1936 года – отец Ардалион прибыл в Касли, где на совещании приходского совета выразил согласие быть Челябинским епископом. Теперь было необходимо получить благословение митрополита Сергия (Страгородского).
  • Март 1936 года – отец Ардалион прибыл к митрополиту Сергию в Москву с рассказом о том, что приходский совет желает иметь своего епископа с жительством в Каслях и как кандидата выдвигают его.

Сергий (Страгородский) благословил отца Ардалиона быть настоятелем Вознесенской церкви и тогда же, вероятно, возвел его в сан архимандрита.

Zerkov-Vozneseniya-Gospodnya-g.-Kasli-Chelyabinskaya-oblast.jpg

Церковь Вознесения Господня, г. Касли Челябинская область
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/210939

С приездом отца Ардалиона в Касли в приходе оживилась религиозная жизнь. Как свидетельствовал впоследствии один из священников на допросе, архимандрит Ардалион призывал священников быть более активными, вливал в них «дух бодрости, бичевал за пассивность…. Требовал усиленно отстаивать религию, привлекать больше верующих».

В то время некоторые еще надеялись, что после принятия новой Конституции будет если не полное прекращение атеистической пропаганды и репрессий, то хотя бы некоторое смягчение позиции государства по отношению к Церкви.

Отец Ардалион вначале также надеялся, однако, изучив внимательно проект, он понял, что государство еще жестче закрепляет закон об отделении Церкви от государства и оставляет лишь за собой право на антирелигиозную пропаганду.

21 декабря 1936 года уполномоченный районного отделения НКВД выписал постановление об аресте 10 человек – священников, диакона, псаломщика и среди них и архимандрита Ардалиона.

  • 22 декабря 1936 года – в день, когда начались аресты, батюшка поехал навестить сына, служившего псаломщиком в Невьянске. Были арестованы благочинный, отец Александр Можаев и священник каслинской Вознесенской церкви отец Димитрий Соболев.
  • 25 декабря 1936 года – отец Ардалион выехал в Верхний Уфалей, чтобы подать в финансовом отделе декларацию о доходах. Здесь он узнал, что священники Вознесенской церкви арестованы, и вернулся в Невьянск.

Он подготовился к возможному аресту, частично уничтожив, частично спрятав документы, переписку и книги. При обыске никаких вещественных доказательств «антисоветской» деятельности, кроме нескольких фотографий родных, обнаружить не смогли.

Nadpis-na-knige-Evangeliya-podarennoi-synu-Grigoriyu..........jpg

Надпись на книге Евангелия подаренной сыну Григорию.
Отец Ардалион надписал: «Это так нужно, здесь люди не от злобы от своей действуют, а это Бог через них хочет испытать мое терпение и смирение. Буду все терпеть ради Иисуса Христа»
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/ 

Арест

  • 4 января 1937 года – батюшка был арестован и заключен в челябинскую тюрьму. На следующий день начались допросы.

Отец Ардалион отрицал предъявляемое ему следователем обвинение – участие в контрреволюционной организации, о существовании ее он даже не знал. Тогда были предъявлены показания арестованных священников, в которых они оговаривали и себя, и его, но все их отец Ардалион категорически отверг.

Из очной ставки священника:

Следователь: «Вам делается уже четвертый раз очная ставка по конкретным фактам вашей контрреволюционной деятельности. В данном случае по показаниям свидетеля .... изобличаетесь как непримиримый враг советской власти. Следствие предлагает прекратить заниматься запирательством и давать конкретные показания о вашей контрреволюционной деятельности».

Архимандрит Ардалион: «Следственная власть не только не может обвинить меня в контрреволюционности, а даже в простой нелояльности к ней.... Показания свидетеля .... считаю ложными .... Приписываемого мне разговора с ним не вел, хотя он был у меня в декабре ... с неизвестной для меня целью».

«Я еще раз подтверждаю, что никаких контрреволюционных рассуждений я не вел».

Отец Ардалион был единственным из десяти обвиняемых, который «упорно» не признавал своей «вины» ни на допросах, ни на очных ставках.

Условия содержания в челябинской тюрьме были ужасающими.

Временами в тюрьме находилось до восьми тысяч человек, камеры были переполнены, в 13-местную камеру помещали сто пятьдесят заключенных, а в 30-местную – триста восемьдесят. Люди задыхались, не имели возможности не только лечь, но и сесть.

Сами работники НКВД рассказывали позднее о том, как они издевались в челябинской тюрьме над узниками. «В комнату заводили одновременно по 90 человек, делили их по 30 человек и ставили на колени по ту и другую сторону. В таком положении держали по 5-7 суток, не давая им вставать, добиваясь признания. Если арестованный не признавался на стойке, то брали его за ноги и ставили вниз головой, держали, пока не признается. Мы брали двух человек из камеры, и они держали арестованного вниз головой. Брали за голову арестованных и гнули. Так добивались от них признания».

Через такие пытки, скорее всего, пришлось пройти и 60-летнему архимандриту Ардалиону, но все же он не дал признательных показаний.

  • 22 марта 1937 года – было составлено обвинительное заключение, в котором архимандрит Ардалион обвинялся в активном участии в контрреволюционной организации и, хотя «виновным себя не признал, но достаточно изобличен показаниями свидетелей и обвиняемых».
  • 13 июня 1937 года – Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР. К такому же сроку были приговорены и все обвиняемые.
  • До 27 августа 1937  года – находился в заключении в Ухтинско-Печорском ИТЛ (Ухтпечлаге).

После приговора отец Ардалион был отправлен в Котласский пересыльный лагерь Архангельской области, а затем в Ухтпечлаг и вскоре – в Воркутпечлаг.

Заключенные в этом лагере занимались разведкой и добычей нефти, газа, радия, угля и асфальтитов, лесозаготовками и другими тяжелыми работами.

Prigovor-prepodobnomucheniku-Ardalionu-Ponomarevu.jpg

Приговор преподобномученику Ардалиону (Пономареву)
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/

Кончина

  • 29 июля 1938 года – проведя в невыносимых лагерных условиях одиннадцать месяцев, архимандрит Ардалион (Пономарев) скончался от истощения в стационаре лагпункта Адак (ныне нежилой населенный пункт Интинского района Республики Коми) и был погребен, как свидетельствует акт, подписанный лагерным начальством, «на гражданском кладбище «Адак» в могиле глубиною 2 метра. Труп одет в нательное белье и положен головой на восток. К правой ноге привязана дощечка с надписью фамилии, имени, отчества и даты смерти. На могиле поставлен столбик с такой же надписью».

В 1939 году следователи, которые сфабриковали дело о мифической контрреволюционной организации, по которому был осужден отец Ардалион, были арестованы, обвинены в преступных методах ведения следствия и приговорены в 1941 году к высшей мере наказания – расстрелу.

Poslednyaya-tyuremnaya-fotografiya-prpmch.-Ardaliona-Ponomareva-1937-god.jpg

Последняя тюремная фотография прпмч. Ардалиона (Пономарева), 1937 год
Фото сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/ 

Канонизация

  • 6 октября 2008 года – Архимандрит Ардалион (Пономарев) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.

Из воспоминаний внучки пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Оль­ги Гри­горь­ев­ны По­но­ма­ре­вой:

«Де­душ­ку аре­сто­ва­ли, а все­го через год был аре­сто­ван и па­па. Ма­ма оста­лась одна со мной на ру­ках, мне бы­ло мень­ше го­да… Мы очень дол­го не ви­де­ли па­пу – я с ним по­зна­ко­ми­лась, ко­гда мне бы­ло шест­на­дцать лет.

Он вер­нул­ся из ссыл­ки, с Ко­лы­мы и сра­зу по­пы­тал­ся узнать что-ли­бо о сво­ем отце, но это не уда­лось. По­том в вось­ми­де­ся­тые, в де­вя­но­стые го­ды и он, и его стар­шая сест­ра Ма­рия Алек­сан­дров­на вновь и вновь ис­ка­ли, где де­душ­ка, где его мо­ги­ла. Пи­са­ли и в Моск­ву, но ни­ка­ко­го от­ве­та не по­лу­чи­ли. Так па­па до кон­ца сво­их дней и не узнал, что ста­ло с его от­цом.

По­том я то­же пы­та­лась най­ти све­де­ния в ар­хи­вах – и ни­че­го, ис­чез че­ло­век. А несколь­ко лет на­зад сест­ры (Но­во-Тих­вин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Ека­те­рин­бур­ге) – спа­си­бо им! – ка­ким-то об­ра­зом разыс­ка­ли, ку­да де­душ­ка был со­слан.

Чтобы узнать о ме­сте ссыл­ки от­ца Ар­да­ли­о­на, сест­ры разо­сла­ли пись­ма в несколь­ко де­сят­ков ар­хи­вов, и, на­ко­нец, из од­но­го из них при­шел дол­го­ждан­ный от­вет: по­сле при­го­во­ра ар­хи­манд­рит Ар­да­ли­он был от­прав­лен в Ар­хан­гель­скую об­ласть, в пересыль­ный ла­герь го­ро­да Кот­ла­са. Этот ла­герь поль­зо­вал­ся осо­бо дур­ной сла­вой.

В на­ско­ро по­стро­ен­ных зем­ля­ных ша­ла­шах, где зи­мой тем­пе­ра­ту­ра не поднималась вы­ше че­ты­рех гра­ду­сов, вы­жи­ва­ли немно­гие за­клю­чен­ные. В ла­ге­ре уми­ра­ло так мно­го лю­дей, что их ед­ва успе­ва­ли хо­ро­нить; боль­шие брат­ские мо­ги­лы не за­сы­па­ли зем­лей, по­ка они не за­пол­ня­лись те­ла­ми до­вер­ху.

В Кот­ла­се отец Ар­да­ли­он про­вел несколь­ко ме­ся­цев, а за­тем был от­прав­лен в Ворку­ту.

Сест­ры да­ли мне адрес ар­хи­ва в Сык­тыв­ка­ре, где мог­ли быть све­де­ния о кон­чине де­душ­ки. Я на­пи­са­ла пись­мо, и по­лу­чи­ла от­вет: 29 июля 1938 го­да умер от ис­то­ще­ния в ста­ци­о­на­ре ла­гер­но­го пунк­та «Адак». По­хо­ро­нен на граж­дан­ском клад­би­ще в от­дель­ной мо­ги­ле. К пра­вой но­ге бы­ла при­вя­за­на таб­лич­ка с ука­за­ни­ем фа­ми­лии, име­ни, от­че­ства и да­ты смер­ти.

Исповедничество отца Ардалиона – это плод духовного пути, по которому он следовал в течение всей жизни. Любовь к Богу и ближним, молитва, ревность к богоугождению, деятельное исполнение Евангельских заповедей всегда были главным для него, мученичество же явилось лишь венцом его святой жизни.

syn-prmch.-Ardaliona--protoierei-Grigorii-Ponomarev.jpg

Сын прмч. Ардалиона – протоиерей Григорий Пономарев
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/

 

Электронные ресурсы

  1. Ардалион (Пономарев) [Электронный ресурс] // ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [Б. м., б. г.]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13676547.html. Дата просмотра: 28.10.2020.
  2. Преподобномученик Ардалион (Пономарев) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Воркутинской епархии. [Б. м., б. г.]. URL: http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/. Дата просмотра: 28.10.2020.
Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика