Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Территория:Усть-Куломский район
Тематика:Религия
 
Православные святыни Республики Коми [Изоматериал]. Храмы : [комплект открыток] / Епархия Сыктывкарская и Воркутинская. - Сыктывкар : [б. и., 2005?]. - 1 обл. (13 отд. л.) : цв. офсет.
 
Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь : [комплект открыток] / Епархия Сыктывкарская и Воркутинская ; [авт. фото В. М. Ячменев]. - Сыктывкар : [б. и.], 2006. - 1 папка (13 открыток).
 
Преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит.
22 июля (03 августа н. ст.) 1877 – 29 июля 1938
 
Преподобномученик Платон (Колегов), иеромонах
20 августа (2 сентября н. ст.) 1865 – 15 августа 1937
 
Священномученик Григорий Бронников, иерей. 27 января (9 февраля н.ст.) 1876 – 31 августа 1937
 
Священномученик Димитрий Спасский, иерей. 21 января (3 февраля н.ст.) 1877 – 19 сентября 1918
 
Священномученик Иоанн Павловский, пресвитер.
28 января (10 февраля н.ст.) 1876 – 19 сентября 1937
 
Священномученик Иоанн Попов, иерей. 20 июня (3 июля н.ст.) 1865 – 23 сентября 1937
 
Священномученик Николай Доброумов, иерей. 24 декабря 1876 (6 января н. ст. 1877) - 25 августа 1937
 
Священномученик Николай Казанский, протоиерей. 1874 – 20 октября 1942

Священноисповедник Николай Лебедев, иерей

Главная Разделы Новомученики земли Коми Новомученики земли Коми Священноисповедник Николай Лебедев, иерей

Священник Николай Лебедев, иерей
(Николай Васильевич Лебедев)
.
1869 – 01 сентября 1933

foto.jpg
.ikona.jpg

Николай Васильевич Лебедев ро­дил­ся в се­ле Бе­ре­жай Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье по­но­ма­ря Ва­си­лия Ле­бе­де­ва. Се­мья бы­ла из бед­ных.

Супругой Николая Васильевича была Глафира Васильевна. В их семье было двое детей: дочь Мария и сын Николай.

Учеба

  • 1893 год – Николай Лебедев с отличием окончил Тверскую Духовную семинарию за казенный счет, начальство как одному из лучших учеников предложило ему продолжить так же за казенный счет образование в Духовной академии. Но Николай отказался от этого предложения и поступил псаломщиком в храм в селе, где он родился и где служил когда-то его отец.

Zerkov-Roghdestva-Presvyatoi-Bogorodizy-s.-Bereghai-Tverskaya-oblast.jpg

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Бережай Тверская область
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/213456

Церковное служение

  • 1893 – 1894 гг. – полгода он служил в храме родного села.
  • 1894 год – был рукоположен в сан священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Власьеве, расположенном в нескольких верстах от Твери.
  • 1898 год – депутат 6-го тверского благочиннического округа.
  • В 1901, 1902, 1904, 1906, 1907 гг. – батюшка был делопроизводителем съезда духовенства Тверского духовно-училищного округа.
  • 1901 год – член особой ревизионной комиссии эмеритальной кассы, строительной комиссии по строительству Тверского епархиального женского училища.
  • 1903 год – член комиссии для описи предметов старины в Вознесенском женском Оршин монастыре.
  • 1903 год – член временного ревизионного комитета по содержанию Тверского духовного училища.
  • 1912 год – секретарь комиссии Тверского епархиального съезда.
  • 1913 год – отец Николай был членом совета от духовенства Тверского епархиального женского училища.

Социальное служение

В селе Власьеве не было школы, но было два кабака и пивные лавки. Мужики пьянствовали, семьи нищали, было много беспризорных детей.

Для отца Николая это было исполнением заветного: он видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать именно таким людям.

Сразу же в Казанском храме отец Николай стал принимать активные меры по воспитанию прихожан в духе православной нравственности и по искоренению пороков.

В первый же год он закрыл кабаки и пивные. Баскаков, державший питейные заведения и получавший с них доход, у которого в должниках было полдеревни, возмутился и «пригрозил» молодому священнику.

В ответ молодой священник в эмоциональных выражениях пообещал своей пастве, что уйдет на другое место, если они позволят, чтобы опять открыли кабак или пивнушку.

  • 22 октября 1897 года – победа осталась за священником. Батюшкой было открыто Общество трезвости во имя Казанской иконы Божией Матери, которое было утверждено, как официально действующее, министром внутренних дел 28 января 1899 года.

В Обществе трезвости существовало правило: всем отказывающимся от употребления алкоголя людям предлагалось вместо кабаков ходить питаться в дешевые столовые.

Отец Николай построил школу и читальню с отлично библиотекой. В качестве досуга предлагались концерты, спектакли и даже кино.

Zerkov-Kazanskoi-ikony-Boghiei-Materi-s.-Vlasevo-Tverskaya-oblast.jpg

Церковь Казанской иконы Божией Матери, с. Власьево Тверская область
Фото с сайта https://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-tver/photos 

  • 1901 год – священником был устроен приют для алкоголиков с мастерскими: столярной, шорной, сапожной, переплетной, швейной, кузнечной и сельским хозяйством. Для тех из алкоголиков, которые не знали никакого ремесла, отец Николай отдал свой скот и сельскохозяйственный инвентарь.

Для епархиального начальства церковная деятельность, которую вел священник, виделась настолько значительной, что отчет о ней включался в отчет о епархиальной деятельности перед Святейшим Синодом, а сведения о деятельности отца Николая печатались в «Тверских епархиальных ведомостях» для духовенства епархии, чтобы вдохновить и других священников на пастырский подвиг служения народу.

Из отчета благочинного на имя архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) 1903 года:

«Власьевское Общество трезвенников продолжает свою деятельность, привлекая все большее и большее число членов, которых возросло свыше 10000. При чайной этого Общества, в доме Жуковых, в кануны дней воскресных и праздничных совершаются всенощные бдения председателем Общества священником села Власьева Николаем Лебедевым; им же или под его наблюдением ведутся беседы религиозно-нравственного содержания; читаются книги такого же содержания, иллюстрируемые нередко световыми картинами.

В настоящее время это Общество, получив от Тверского губернского попечительства о народной трезвости 4000 рублей, устроило приют для алкоголиков, в котором занимаются разными мастерствами давшие обет трезвости. Этот приют освящен Вашим Высокопреосвященством 22 октября 1902 года, и с этого дня начат прием и занятия трезвенников...».

  • 1907 год – батюшка открыл приют для беспризорных детей, детей, покинутых своими родителями, детей алкоголиков, детей с улицы. В приюте было до тридцати семи человек, в возрасте от пяти до двенадцати лет. Для них была открыта особая школа, некоторые мастерские и велось сельское хозяйство.

12 октября 1907 года архиепископ Тверской Алексий (Опоцкий) написал: «С сердечным удовольствием разделяю добрую мысль и желанное для города Твери дело призрения нищих детей. Усерднейше прошу все приходские советы, состоящие при церквах города Твери, принять участие в сем святом деле... Воззвание это напечатать и в Епархиальных ведомостях, и в особой брошюре...».

Но инициатива просуществовала не более четырех лет: из-за пожара пострадали хозяйственные постройки и были уничтожены продовольственные запасы, а новых средств на строительство не было.

  • 1910 год – отец Николай основал журнал «К Свету», который издавался до революции 1917 года.

Одним из главных недостатков Общества трезвости была малая просвещенность. Все просвещение народа было сосредоточено только в Церкви и около неё. Но как только крестьянин переставал посещать храм, он оказывался окруженным беспросветной тьмой. Если он был грамотен, то оказывался перед морем литературы, обучающей страстям и несущей разрушительный характер к человеку и к государству. Чтобы содействовать просвещению народа отец Николай и основал журнал «К Свету».

  • 15 декабря 1913 года – в большой степени усилиями отца Николая, в Тверской епархии состоялось открытие Епархиального Общества борьбы с народным пьянством.

Награды

  • 15 ноября 1899 года – право ношения набедренника.
  • 7 апреля 1901 года – право ношения скуфьи.
  • 1902 год – архипастырское благословение, преподано за «полезную и благотворную деятельность в открытом по его инициативе обществе трезвости».
  • 12 апреля 1906 года – право ношения камилавки.

Октябрьский переворот 1917 года

У священника были отобраны дом и земля. Даже посаженный когда-то им лично сад был выкорчеван и уничтожен, а ему было отказано в просьбе взять что-нибудь из посаженных им когда-то деревьев.

Otez-Nikolai-Lebedev-s-detmi.jpg

Отец Николай Лебедев с детьми
Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/id/5ed10a6946a51656e60c687f/pastyrskii-podvig-sviascennika-v-slujenii-prostomu-narodu-sviascennoispovednik-nikolai-lebedev-5f507fb1d82fdb1fd9d054eb

Аресты

  • 1918 год – арестован.
  • 1921 год – арестован.
  • 19 августа 1929 года – отец Николай был арестован после службы на праздник Преображения Господня по обвинению в том, что он, используя положение священника, будто бы вел агитацию, направленную во вред советской власти. Будто бы в этот день в проповеди пожаловался крестьянам, что советская власть отбирает у него землю, и попросил их заступиться. Священник категорически отверг это обвинение.

Прихожане селений Пасынкова, Никифоровской, Перемерок, Иенева, Кольцова написали ходатайство в ГПУ в защиту своего пастыря. Первое, что отмечали люди, заступаясь за священника, который сделал так много добра, было его бескорыстие.

Svyaschennik-Nikolai-Lebedev.-Tverskaya-tyurma.-Foto-ok.-1929-goda.jpg

Священник Николай Лебедев. Тверская тюрьма. Фото ок. 1929 года
Фото с сайта https://drevo-info.ru/pictures/3586.htm 

Из ходатайства селян к властям:

«Священник Николай Васильевич Лебедев во время своего 35-летнего служения в нашем приходе проявил себя с хорошей стороны. Он никогда не был корыстолюбив. Никогда не назначал определенной платы за требы, а удовлетворялся тем, что дают ему, и не требовал от тех, кто не давал ничего. Всегда был добр и отзывчив к чужому горю.

Во время своей 35-летней пастырской деятельности он проявил себя как общественный деятель; борясь с грубостью, хулиганством и пьянством, закрыл существовавшие у нас кабаки, открыл вместо них две школы, устраивал чайные с читальнями, литературными чтениями и туманными картинами. Открыл Общество трезвости, спасая людей от погибели и разврата.

Те средства, которые получал от трезвенников, он не брал себе, а вкладывал их на другое полезное общественное дело: детский приют, основанный им на 40 человек беспризорных детей, детей алкоголиков и беднейшего населения.

Кроме того, он пытался обратить на честную трудолюбивую дорогу людей, сбившихся с пути, поддавшихся пьянству, привлекая их к трудовой и честной жизни, устраивал им разные мастерские: швейные, сапожные, корзинные, где были руководители-специалисты.

Кроме того, он организовал кредитное товарищество, обслуживающее 33 деревни, распространяющее семена, земледельческие орудия, плодовые деревья, привлекая население к ведению культурного хозяйства.

Всю свою жизнь в нашем приходе он отдавал всего себя народу, борясь с грубостью, невежеством, темнотой, пьянством и хулиганством. Он не занимался какой-либо провокацией и пропагандой против советской власти, не выступал ни на каком собрании. Он никогда не был врагом народа, а был всегда другом его, полезным и ценным членом общества, а посему мы, прихожане села Власьево и граждане селений Пасынкова, Никифоровской, Перемерок, Иенева, Кольцова, ходатайствуем перед ОГПУ о его освобождении».

  • 3 ноября 1929 года – отец Николай был приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

Zaklyuchennye-na-zagotovke-lesa-v-Solovezkom-lagere-osobogo-naznacheniya.-Foto-1920-e-gg..jpg

Заключенные на заготовке леса в Соловецком лагере особого назначения. Фото 1920-е гг.
Фото с сайта https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/solovki/gallery/13/

  • С 9 августа 1931 года по 22 июня 1932 года – был в ссылке в городе Мезень Архангельской области на оставшийся срок в Северный край.
  • 22 июня 1932 года – арестован в г. Мезени. Обвинялся в «к/р агитации, участии в молебне о скорейшей гибели Советской власти».
  • С 22 июня 1932 по 23 сентября 1932 года – находился в заключении в Доме предварительного заключения при ОГПУ Северного края (г. Архангельск).
  • 23 сентября 1932 года – осужден тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю на высылку в Северный край на 5 лет.
  • С сентября 1932 года по 1сентября 1933 года – отец Николай находился в ссылке в Автономной области Коми (Зырян), в селе Корчемья Усть-Куломского района.

Selo-Kerchemya-Ust-Kulomskogo-raiona-Respubliki-Komi.jpg

Село Керчёмья Усть-Куломского района Республики Коми
Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/id/5ed10a6946a51656e60c687f/pastyrskii-podvig-sviascennika-v-slujenii-prostomu-narodu-sviascennoispovednik-nikolai-lebedev-5f507fb1d82fdb1fd9d054eb 

В это время уже закончился срок заключения и ссылки священника, но его не освободили, и дочь отца Николая, добившись встречи с членом Верховного суда РСФСР Аароном Сольцем, передала ему заявление с просьбой об освобождении отца. Сольц пообещал, что ходатайство будет удовлетворено. Но отец Николай не вернулся.

Летом 1933 года здоровье священника сильно пошатнулось, и его дочь вторично написала Сольцу. «Буду верить, что Вы при всей своей важной работе, сдержите свое честное и стойкое слово коммуниста, и я дождусь, что мой отец действительно приедет ко мне». Но этого не случилось.

Посылки, которые посылала дочь, приходили не регулярно и со значительным опозданием, что привело священника к истощению и слабости. В то время окрестное население в результате коллективизации голодало. Вследствие голода у батюшки начались страшные желудочные боли, он стал быстро слабеть.

Кончина

  • 1 сентября 1933 года – священник Николай Лебедев скончался в ссылке в селе Керчёмья Коми области и был погребен на местном сельском кладбище.

Kladbische-sela-Kerchemya-na-kotorom-byl-pogreben-otez-Nikolai-Lebedev.jpg

Кладбище села Керчёмья, на котором был погребен отец Николай Лебедев
Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/id/5ed10a6946a51656e60c687f/pastyrskii-podvig-sviascennika-v-slujenii-prostomu-narodu-sviascennoispovednik-nikolai-lebedev-5f507fb1d82fdb1fd9d054eb 

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – иерей Николай Лебедев причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной церкви.

Из материала архивно-следственного дела УФСБ России по Архангельской области Д. П-8458. Л. 177:

«В апреле 1932 года в г. Мезени органами ОГПУ была раскрыта контрреволюционная группировка, состоящая из административно ссыльных, работающих на лесозаводе № 49. По делу проходит 16 человек: 4 священника (Лебедев Н. В., Альбицкий П. Г., Соколов А. А., Акинфеев П. В.) и представители кулачества, казаков и белых офицеров, эмигрировавших в Турцию и Болгарию и вернувшихся на Родину.

Руководил группой Чайкин Емельян Михайлович, унтер-офицер вернувшийся их Турции. В бараках ссыльные обсуждали политические вопросы, положение колхозов, начавшиеся репрессии, молились, в том числе отслужили молебен по случаю «14-й годовщины Октябрьской революции за скорейшую погибель советской власти».

Инициаторами были священники. Все придерживались монархических взглядов. Лебедев, по показаниям свидетелей, распространял стихи и утверждал, что ссыльных отправят на остров Фр. Иосифа».

На допросах священники подтвердили, что «держались» вместе, свою вину не признали.

.

Электронные ресурсы

  1. Орабей К. «Он никогда не был врагом народа, а был другом его» [Электронный ресурс] // Православный портал о благотворительности: Милосердие.ru. В этом мире есть любовь. [Б. м., б. г.]. URL: https://www.miloserdie.ru/article/on-nikogda-ne-byl-vragom-naroda-a-byl-drugom-ego/. Дата просмотра: 13.11.2020.
  2. Пастырский подвиг священника в служении простому народу Священноисповедник Николай Лебедев [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен. Священник Антоний Русакевич. [Б. м., б. г.]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed10a6946a51656e60c687f/pastyrskii-podvig-sviascennika-v-slujenii-prostomu-narodu-sviascennoispovednik-nikolai-lebedev-5f507fb1d82fdb1fd9d054eb. Дата просмотра: 13.11.2020.

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика