Священномученик Алексий Никонов, иерей
(Алексей Михайлович Никонов)
15 октября (27 октября н. ст.) 1881 – 29 октября 1938
Алексей Михайлович Никонов родился в городе Москве в семье землемера.
Учеба
В 1909 году состоялось знакомство Алексея Никонова с епископом Феодором (Поздеевским), тогда ректором академии.
По совместной учебе в академии Алексей был знаком с будущим архимандритом Поликарпом (Соловьевым).
Москва. Остоженка. Коммерческое училище
Фото с сайта https://radiovera.ru/ulitsa-ostozhenka.html?amp
Военная служба
Учительство
Мужская гимназия г. Данкова Рязанской губернии
Фото с сайта https://www.liveinternet.ru/tags/рязанская губерния/
Служение
Алексей Михайлович придерживался тихоновского направления Русской Правосланой Церкви, был противником обновленчества*.
Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) уклонился в обновленчество. На его место Патриархом Тихоном был назначен епископ Гавриил, выступивший против обновленцев. В борьбе с обновленчеством ему помогали благочинный города Клина священник Алексий Воробьёв и священник Алексий Никонов.
*Обновленчество – раскольническое движение 1920–40-х гг. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью. Явилось одним из инструментов антицерковной политики советского государства, направленной на борьбу с канонической Церковью. Важнейшей характерной чертой Обновленчества было признание «справедливости совершившегося в стране социального переворота», теснейшее сотрудничество с советской властью, а в первые годы деятельности – опора на репрессивные органы.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, г. Клин Московская губерния
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/194032
Арест
Из протокола допроса от 16 октября 1924 года:
– Скажите, гражданин Никонов, принимали ли вы участие в нелегальном собрании, устроенном по инициативе гражданина Воробьева? – спросил следователь.
– Собрания такого не было, а священник Воробьёв, созвав священника Успенского, диакона Щедрова и председателя церковного совета Еремеева, объявил им и случайно собравшемуся народу, что собрания как такового нет, а будет объявление резолюции епископа Гавриила, – ответил священник.
– Что заставило вас распространять провокационные слухи о связи ВЦУ с ОГПУ и советской властью?
– Таких слухов я не распространял.
Вины священников следствие доказать не смогло, но их все же продержали несколько месяцев в Бутырской тюрьме.
Поселок спецпоселенцев Нарымского края Томской губернии
Фото с сайта https://www.epochtimes.com.ua/ru/ukraine/society/zabytye-vremenem-kulackie-ssylnye-chast-1-97439.html
Служение
Преображенская церковь в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области
Фото 1969–1970 гг.
Фото из открытых источников
Село Погост Дощатый, или Спас Дощатый, расположено на крутой горе над рекой Осётр. По преданию, некогда Иван Васильевич Грозный, проезжая с богомолья из Зарайска в Коломну, залюбовался видом этой горы, назвал ее «русским Фавором», велел из досок судна построить здесь церковь во имя Преображения и пожаловал ее землей. Впоследствии вокруг церкви возник погост, а затем и село Спас Дощатый. А каменный Преображенский храм с приделом во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, был построен в 1709 году и освящен в 1713 году архиепископом Вятским и Великопермским Дионисием, который некогда был здесь приходским священником с именем Давид.
Арест
На момент ареста отец Алексий был болен туберкулезом легких с утратой 80% трудоспособности.
Из доноса на священника: «Прошу принять срочные меры для выяснения личности священника с. Спас-Дощатый, который... ведет к/р работу,... обрабатывает молодежь, рассказывает проповеди каждую службу – не по одной, а по две, а то и по три проповеди... Я, как человек партийный, заявляю, что необходимо принять срочные меры о высылке его...».
Из материала допроса священника от 10 февраля 1930 года: «В проповедях против советской власти не выступал, говорил в отношении духа неверия, что если человек не верит, то жизнь сама обязательно приведет его к вере, но, однако, советской власти не касался. В проповедях я говорил, что в школах детей учат читать и писать, а дома верующие могут учить Закону Божьему. Против коллективизации я никогда не выступал, и это не мое дело. Виновным себя в антисоветской агитации не признаю. Могу добавить, что я болен туберкулезом легких с утратой восьмидесяти процентов трудоспособности, на что имеется свидетельство».
Школа села Спас-Дощатый, Зарайский район Московской области. Фото 1967 года
Фото с сайта https://pastvu.com/p/536278
Из обвинительного заключения: «…В 1927 году, получив должность в церкви при селе Спас-Дощатый, снова повел контрреволюционную агитацию среди населения путем частых выступлений с проповедями, в которых внушал верующим, что религия жива и непобедима и будет существовать до скончания века, несмотря на гонение со стороны власти и безбожников-коммунистов. До приезда Никонова в село церковь своего лица не имела, служба совершалась только по праздникам, верующие почти не ходили. С приездом же Никонова церковь оживилась, богослужение совершалось каждый день утром и вечером с продолжительностью 4–7 часов, а также частые произнесения проповедей привлекали много верующих и в особенности женщин, не только старух, но и молодых. Никонову удалось организовать хор, куда входили преимущественно женщины и дети несовершенных лет. Кроме призыва верующих к защите религии, Никонов старался запугивать верующих и такими моментами: «аборты делать большой грех. Советская власть позволяет убивать детей, чего никогда не было, это делают только безбожники-большевики. Гражданские брак и похороны – это временная стихия, придет время, буря стихнет, православная вера будет на своей высоте».
В одну из проповедей в конце 1929 года батюшка призывал верующих помочь ему в уплате налога, ходил сам по домам своего прихода, собирал деньги и распространял контрреволюционные слухи».
Прокурор Коломенского округа, которому дело священника было послано на утверждение, вернул его, посчитав, что оснований к привлечению отца Алексия к ответственности собрано недостаточно, так как показания свидетелей не могут служить основанием для привлечения его к суду, по статье 58-10 УК РСФСР. А посему «дело производством прекратить и Никонова из-под стражи отпустить».
Старший уполномоченный Коломенского окружного отдела ОГПУ Чесноков, ввиду вынесенного прокурором заключения о прекращении дела, решил направить его на рассмотрение тройки ОГПУ.
Служение
Алексий Михайлович многие годы общался с архиепископом Феодором (Поздеевским) и архимандритом Поликарпом (Соловьевым). НКВД впоследствии вменило ему в вину связь с Даниловским братством.
Архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии Феодор (Поздеевский)
Фото с сайта https://pstgu.ru/podvizhniki-blagochestiya/
Арест
Власти обвинили его в авторстве рукописи «Дополнение к проекту новой конституции», содержащей предложения о свободе религиозной пропаганды и в том, что он «среди населения ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя советской власти. В проповедях… в церкви среди верующих заявил: юношам, девицам и детям у нас в стране не дают возможности свободно посещать церковь, советская власть делает гонение на верующих. Среди духовенства делал призывы к тому, чтобы все себя вели мужественно в случае, если придется пострадать за веру».
Кремль города Зарайска Московской области
Фото с сайта https://yadi.sk/a/d0BVpDrH3ZQjCy
Из допроса отца Алексия:
– Где, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Федором Поздеевским и Поликарпом Соловьевым?
– С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909 года в бытность его ректорства в Московской Духовной академии. После, в 1917 и 1918 годах, я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в 1933 году я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи… у которой он проживал на квартире. С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в Московской Духовной академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, то есть до 1924 года. После освобождения я с ним встречался с 1932 года по день его отъезда из Зарайска, до начала 1936 года… Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, то есть до 3 ноября 1934 года…
При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после, при существующем строе советской власти, и главным образом касались вопроса закрытия духовных учебных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения числа верующих.
Через некоторое время отец Алексий был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве.
Из допроса отца Алексия:
– Кто из попов принимал участие в обсуждении дополнений к проекту новой конституции?
– В обсуждении дополнений к проекту новой конституции принимали участие священники Иван Смирнов, Петр Соловьев и я, Никонов.
– Кто является автором контрреволюционной рукописи «Дополнение к проекту новой конституции»?
– Автором рукописи являюсь я. Написал я ее по своему собственному убеждению.
– Изложите содержание вашей рукописи «Дополнение к проекту новой конституции».
– Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Я предлагал статью 124 дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции была представлена полная свобода религиозной пропаганды, как в церкви, так и вне ее. Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих также должны быть подтверждены новой конституцией. Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности, об ограждении церковной жизни от административного вмешательства местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной власти. Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном обвинении?
– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
Направлен по этапу в Ухто-Печорский ИТЛ. Находился в ЛО № 5 (Транспортное), с 1938 – Севжелдорлаг (сельхоз Кылтово) Княжпогостского района Коми АССР.
Бывшее здание Управления Севжелдорлага в п. Железнодорожный Княжпогостского района Республики Коми. Фото 1970-х годов
Фото из открытых источников
Кончина
Окрестности Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря
Фото Александра Галуцкого, 2010 год
Фото из открытых источников
Канонизация
Электронные ресурсы