Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Территория:Княжпогостский район
Тематика:Религия
 
Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь : [комплект открыток] / Епархия Сыктывкарская и Воркутинская ; [фото: И. И. Белянин]. - Сыктывкар : Б. и., 2008. - 1 . (13 .) л. : цв. офсет.
 
Мученица Анна Остроглазова.
19 ноября (2 декабря н. ст.) 1900 – 22 апреля 1939
 
Преподобномученица Елисавета (Ярыгина), монахиня. 1879 – 12 сентября 1937





...
 
Священномученик Анатолий (Грисюк). 20 августа (1 сентября н. ст.) 1880 – 23 января 1938
 
Свя­щен­но­му­че­ник Василий Крылов, иерей.
1906 – 31 мая 1942
 
Священномученик Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский.
10 ноября (23 ноября н.ст.) - 1883 – 15 сентября 1937
 
Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский. 08 мая (20 мая н. ст.) 1881 – 11 марта 1938
 
Священномученик Иоанн Богоявленский, иерей.
12 февраля (24 февраля н. ст.) 1892 – 24 декабря 1941
 
Священномученик Николай Шумков, иерей
4 ноября (17 ноября н. ст.) 1886 – 21 августа 1937

Священномученик Алексий Никонов, иерей

Священномученик Алексий Никонов, иерей
(Алексей Михайлович Никонов)

15 октября (27 октября н. ст.) 1881 – 29 октября 1938

ikona-.jpg

Алексей Михайлович Никонов родился в городе Москве в семье землемера.

Учеба

  • 1902 год – окончил Московское коммерческое училище.
  • 1905 – 1910 гг. – учеба в Московской Духовной академии.

В 1909 году состоялось знакомство Алексея Никонова с епископом Феодором (Поздеевским), тогда ректором академии.

По совместной учебе в академии Алексей был знаком с будущим архимандритом Поликарпом (Соловьевым).

Moskva.-Ostoghenka.-Kommercheskoe-uchilische-.jpg

Москва. Остоженка. Коммерческое училище
Фото с сайта https://radiovera.ru/ulitsa-ostozhenka.html?amp 

Военная служба

  • 1903 – 1905 гг. – Алексей Михайлович служил в армии.
  • 1914 год – с началом Первой мировой войны, был призван в Царскую армию.
  • 1914 – 1917 гг. – служил прапорщиком в 11-й Сибирской стрелковой дивизии 43-го Сибирского стрелкового полка в Могилевской губернии.
  • До ноября 1917 года – служба в 712-м полку, который располагался в Пинских болотах в Минской губернии.
  • С декабря 1917 года до июля 1918 года – Алексей Никонов командовал взводом караульной роты в городе Данкове и был помощником военного руководителя.

Учительство

  • 1911 – 1914 гг. – работал учителем в городе Данкове Рязанской губернии.
  • 1918 – 1921 гг. – Алексей Михайлович снова возобновил учительскую деятельность и работал учителем.

Mughskaya-gimnaziya-g.-Dankova-Ryazanskoi-gubernii-.jpg

Мужская гимназия г. Данкова Рязанской губернии
Фото с сайта https://www.liveinternet.ru/tags/рязанская губерния/ 

Служение

  • 1921 го­д – стал пса­лом­щи­ком Церкви Успения Пресвятой Богородицы под­москов­но­го го­ро­да Клин Московской губернии.
  • В кон­це ав­гу­ста 1922 го­да – Алексей Никонов был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.

Алексей Михайлович придерживался тихоновского направления Русской Правосланой Церк­ви, был противником обновленчества*.

Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) уклонился в обновленчество. На его место Патриархом Тихоном был назначен епископ Гавриил, выступивший против обновленцев. В борьбе с обновленчеством ему помогали благочинный города Клина священник Алексий Воробьёв и священник Алексий Никонов.

*Обновленчество – рас­коль­ни­че­ское дви­же­ние 1920–40-х гг. в Русской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ини­ции­ро­ван­ное советской вла­стью. Яви­лось од­ним из ин­ст­ру­мен­тов антицерковной по­ли­ти­ки советского го­су­дар­ст­ва, на­прав­лен­ной на борь­бу с ка­но­нической Цер­ко­вью. Важ­ней­шей ха­рак­тер­ной чер­той Обновленчества бы­ло при­зна­ние «справедливости со­вер­шив­ше­го­ся в стра­не со­ци­аль­но­го пе­ре­во­ро­та», тес­ней­шее сотрудничест­во с советской вла­стью, а в пер­вые го­ды дея­тель­но­сти – опо­ра на репрессивные ор­га­ны.

Zerkov-Uspeniya-Presvyatoi-Bogorodizy-g.-Klin-Moskovskaya-guberniya-.jpg

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, г. Клин Московская губерния
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/194032

Арест

  • 26 сентября 1924 года – священники Алексий Никонов и Алексий Воробьёв были арестованы по обвинению: «Без разрешения местной власти устроили в церкви города Клин собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия». Батюшки содержались в Бутырской тюрьме в Москве.
  • 2 октября 1924 года – родственники арестованных принесли заключенным передачу с запиской: «Дорогие батюшки, отцы Алексии! Шлем вам всем привет. Передаем одному отцу, Воробьеву: две пары белья, теплую рубашку, носки и портянки, а другому – две пары белья, одни теплые чулки, а другие – холодные... Пищу посылаем вам обоим общую, что можем. Не унывайте... Все кланяются. Хорошо бы вы были вместе... Не знаем, можно ли вам с собой взять деньги. Вы узнайте. Еще посылаем вам молитвенник, если таковой разрешат иметь при себе...».

Из протокола допроса от 16 октября 1924 года:

– Скажите, гражданин Никонов, принимали ли вы участие в нелегальном собрании, устроенном по инициативе гражданина Воробьева? – спросил следователь.

– Собрания такого не было, а священник Воробьёв, созвав священника Успенского, диакона Щедрова и председателя церковного совета Еремеева, объявил им и случайно собравшемуся народу, что собрания как такового нет, а будет объявление резолюции епископа Гавриила, – ответил священник.

– Что заставило вас распространять провокационные слухи о связи ВЦУ с ОГПУ и советской властью?

– Таких слухов я не распространял.

Вины священников следствие доказать не смогло, но их все же продержали несколько месяцев в Бутырской тюрьме.

  • 27 февраля 1925 года – Особое Совещание при Коллегии ОГПУ обвинило священника Алексия по групповому «делу священников Алексия Воробьева и Алексия Никонова. Клин, 1925 г.» в «устройстве нелегального к/р собрания в церкви, распространении провокационных слухов о связи ВЦУ с ОГПУ и Советской властью» и приговорило к высылке в Нарымский край на два года.

Poselok-spezposelenzev-Narymskogo-kraya-Tomskoi-gubernii-.jpg

Поселок спецпоселенцев Нарымского края Томской губернии
Фото с сайта https://www.epochtimes.com.ua/ru/ukraine/society/zabytye-vremenem-kulackie-ssylnye-chast-1-97439.html

Служение

  • 1927 – 1930 гг. – по­сле от­бы­тия сро­ка ссыл­ки от­цу Алек­сию три го­да было за­пре­ще­но прожи­вать в шести круп­ных об­ла­стях стра­ны. Батюшка по­се­лил­ся в се­ле Спас-До­ща­тый Зарай­ско­го района Мос­ков­ской об­ла­сти и стал слу­жить здесь в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме, стара­ясь стро­го ис­пол­нять бо­го­слу­жеб­ный устав, во всем про­яв­ляя се­бя пре­дан­ным пастырем Церк­ви Хри­сто­вой.

Preobraghenskaya-zerkov-v-sele-Spas-Doschatyi-Zaraiskogo-raiona-Moskovskoi-oblasti-.jpg

Преображенская церковь в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области
Фото 1969–1970 гг.
Фото из открытых источников

Село Погост Дощатый, или Спас Дощатый, расположено на крутой горе над рекой Осётр. По преданию, некогда Иван Васильевич Грозный, проезжая с богомолья из Зарайска в Коломну, залюбовался видом этой горы, назвал ее «русским Фавором», велел из досок судна построить здесь церковь во имя Преображения и пожаловал ее землей. Впоследствии вокруг церкви возник погост, а затем и село Спас Дощатый. А каменный Преображенский храм с приделом во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, был построен в 1709 году и освящен в 1713 году архиепископом Вятским и Великопермским Дионисием, который некогда был здесь приходским священником с именем Давид.

Арест

  • Фев­ра­ль 1930 го­да – отец Алексий был обвинен в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, арестован и и за­клю­чен в За­рай­ском адми­ни­стра­тив­ном от­де­ле.

На момент ареста отец Алексий был болен туберкулезом легких с утратой 80% трудоспособности.

Из доноса на священника: «Прошу принять срочные меры для выяснения личности священника с. Спас-Дощатый, который... ведет к/р работу,... обрабатывает молодежь, рассказывает проповеди каждую службу – не по одной, а по две, а то и по три проповеди... Я, как человек партийный, заявляю, что необходимо принять срочные меры о высылке его...».

Из материала допроса священника от 10 фев­ра­ля 1930 года: «В про­по­ве­дях про­тив со­вет­ской вла­сти не вы­сту­пал, го­во­рил в от­но­ше­нии ду­ха неве­рия, что ес­ли че­ло­век не верит, то жизнь са­ма обя­за­тель­но при­ве­дет его к ве­ре, но, од­на­ко, со­вет­ской вла­сти не касал­ся. В про­по­ве­дях я го­во­рил, что в шко­лах де­тей учат чи­тать и пи­сать, а до­ма верующие мо­гут учить За­ко­ну Бо­жье­му. Про­тив кол­лек­ти­ви­за­ции я ни­ко­гда не вы­сту­пал, и это не мое де­ло. Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю. Мо­гу до­ба­вить, что я болен ту­бер­ку­ле­зом лег­ких с утра­той вось­ми­де­ся­ти про­цен­тов тру­до­спо­соб­но­сти, на что име­ет­ся сви­де­тель­ство».

Schkola-sela-Spas-Doschatyi-Zaraiskii-raion-Moskovskooi-oblasti-.jpg

Школа села Спас-Дощатый, Зарайский район Московской области. Фото 1967 года
Фото с сайта https://pastvu.com/p/536278

Из об­ви­ни­тель­ного за­клю­че­ния: «…В 1927 го­ду, по­лу­чив долж­ность в церк­ви при се­ле Спас-До­ща­тый, сно­ва по­вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди населения пу­тем частых вы­ступ­ле­ний с про­по­ве­дя­ми, в ко­то­рых вну­шал ве­ру­ю­щим, что рели­гия жи­ва и непобе­ди­ма и бу­дет су­ще­ство­вать до скон­ча­ния ве­ка, несмот­ря на го­не­ние со сто­ро­ны власти и без­бож­ни­ков-ком­му­ни­стов. До при­ез­да Ни­ко­но­ва в се­ло цер­ковь сво­е­го ли­ца не име­ла, служ­ба со­вер­ша­лась толь­ко по празд­ни­кам, ве­ру­ю­щие по­чти не хо­ди­ли. С при­ез­дом же Ни­ко­но­ва цер­ковь ожи­ви­лась, бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось каж­дый день утром и ве­че­ром с про­дол­жи­тель­но­стью 4–7 ча­сов, а так­же ча­стые про­из­не­се­ния про­по­ве­дей привлека­ли мно­го ве­ру­ю­щих и в осо­бен­но­сти жен­щин, не толь­ко ста­рух, но и мо­ло­дых. Нико­но­ву удалось ор­га­ни­зо­вать хор, ку­да вхо­ди­ли пре­иму­ще­ствен­но жен­щи­ны и де­ти несовер­шен­ных лет. Кро­ме при­зы­ва ве­ру­ю­щих к за­щи­те ре­ли­гии, Ни­ко­нов ста­рал­ся запугивать ве­ру­ю­щих и та­ки­ми мо­мен­та­ми: «абор­ты де­лать боль­шой грех. Со­вет­ская власть поз­во­ля­ет уби­вать де­тей, че­го ни­ко­гда не бы­ло, это де­ла­ют толь­ко без­бож­ни­ки-боль­ше­ви­ки. Граж­дан­ские брак и по­хо­ро­ны – это вре­мен­ная сти­хия, при­дет вре­мя, бу­ря стихнет, православ­ная ве­ра бу­дет на сво­ей вы­со­те».

В од­ну из про­по­ве­дей в кон­це 1929 го­да батюшка при­зы­вал ве­ру­ю­щих по­мочь ему в упла­те на­ло­га, хо­дил сам по до­мам сво­е­го при­хо­да, со­би­рал день­ги и рас­про­стра­нял контррево­лю­ци­он­ные слу­хи».

Про­ку­рор Ко­ло­мен­ско­го окру­га, ко­то­ро­му де­ло священника бы­ло по­сла­но на утвержде­ние, вер­нул его, по­счи­тав, что ос­но­ва­ний к при­вле­че­нию отца Алексия к ответствен­но­сти собра­но недо­ста­точ­но, так как по­ка­за­ния сви­де­те­лей не мо­гут слу­жить осно­ва­ни­ем для при­вле­че­ния его к суду, по ста­тье 58-10 УК РСФСР. А по­се­му «де­ло производ­ством пре­кра­тить и Ни­ко­но­ва из-под стра­жи от­пу­стить».

Стар­ший упол­но­мо­чен­ный Ко­ло­мен­ско­го окруж­но­го от­де­ла ОГПУ Чес­но­ков, вви­ду вы­не­сен­но­го про­ку­ро­ром за­клю­че­ния о пре­кра­ще­нии де­ла, ре­шил на­пра­вить его на рассмотре­ние трой­ки ОГПУ.

  • 30 ап­ре­ля 1930 го­да – на за­се­да­нии трой­ки при ПП ОГПУ по Московской области бы­ло при­ня­то решение за­честь отцу Алек­сию в на­ка­за­ние срок пред­ва­ри­тель­но­го заключения и из-под стра­жи осво­бо­дить.

Служение

  • 1930 – 1936 гг. – по­сле осво­бож­де­ния отец Алек­сий про­дол­жил слу­жить в Преображен­ском хра­ме в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области.

Алексий Михайлович многие годы общался с архиепископом Феодором (Поздеевским) и архимандритом Поликарпом (Соловьевым). НКВД впоследствии вменило ему в вину связь с Даниловским братством.

Arhiepiskop-Volokolamskii-vikarii-Moskovskoi-eparhii-Feodor-Pozdeevskii-.jpg

Архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии Феодор (Поздеевский)
Фото с сайта https://pstgu.ru/podvizhniki-blagochestiya/

Арест

  • 25 сен­тяб­ря 1936 го­да – Мос­ков­ским управ­ле­ни­ем НКВД бы­ли аре­сто­ва­ны несколь­ко свя­щен­ни­ков и ми­рян. Сре­ди них был и отец Алек­сий.

Вла­сти об­ви­ни­ли его в авторстве рукописи «Дополнение к проекту новой конституции», содержащей предложения о свободе религиозной пропаганды и в том, что он «сре­ди на­се­ле­ния ве­дет контр­ре­во­лю­ци­он­ную агита­цию про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя советской вла­сти. В про­по­ве­дях… в церк­ви сре­ди веру­ю­щих за­явил: юно­шам, де­ви­цам и детям у нас в стране не да­ют воз­мож­но­сти сво­бод­но по­се­щать цер­ковь, со­вет­ская власть дела­ет го­не­ние на ве­ру­ю­щих. Сре­ди ду­хо­вен­ства де­лал при­зы­вы к то­му, чтобы все се­бя ве­ли му­же­ствен­но в слу­чае, ес­ли при­дет­ся по­стра­дать за ве­ру».

  • 26 сен­тяб­ря 1936 го­да – отец Алек­сий был до­про­шен в г. За­рай­ске.

Kreml-goroda-Zaraiska-Moskovskoi-oblasti-.jpg

Кремль города Зарайска Московской области
Фото с сайта https://yadi.sk/a/d0BVpDrH3ZQjCy 

Из допроса отца Алексия:

– Где, ко­гда и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах вы по­зна­ко­ми­лись с Фе­до­ром Поз­де­ев­ским и Поли­кар­пом Со­ло­вье­вым?
– С ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ром (Поз­де­ев­ским) я зна­ком с 1909 го­да в быт­ность его ректорства в Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. По­сле, в 1917 и 1918 го­дах, я с ним встречался в Да­ни­лов­ском мо­на­сты­ре, где он был на­сто­я­те­лем, и в 1933 го­ду я встре­чал­ся с ним в го­ро­де За­рай­ске у сво­ей те­щи… у ко­то­рой он про­жи­вал на квар­ти­ре. С архимандритом По­ли­кар­пом (Со­ло­вье­вым) зна­ком по сов­мест­ной уче­бе в Мос­ков­ской Духовной ака­де­мии, и с то­го вре­ме­ни я с ним встре­чал­ся до аре­ста, то есть до 1924 го­да. По­сле осво­бож­де­ния я с ним встре­чал­ся с 1932 го­да по день его отъ­ез­да из За­рай­ска, до нача­ла 1936 го­да… Мои встре­чи с ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ром про­дол­жа­лись до его аре­ста, то есть до 3 но­яб­ря 1934 го­да…

При на­ших встре­чах с ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ром и ар­хи­манд­ри­том По­ли­кар­пом воз­ни­ка­ли бе­се­ды на те­му цер­ков­ной жиз­ни до­ре­во­лю­ци­он­но­го пе­ри­о­да и по­сле, при су­ще­ству­ю­щем строе со­вет­ской вла­сти, и глав­ным об­ра­зом ка­са­лись во­про­са за­кры­тия ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний, раз­го­на и за­кры­тия мо­на­сты­рей и умень­ше­ния чис­ла ве­ру­ю­щих.

Через неко­то­рое вре­мя отец Алек­сий был пе­ре­ве­ден в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

  • 9 декабря 1936 года – его до­про­сил сле­до­ва­тель Бу­лыж­ни­ков.

Из допроса отца Алексия:

– Кто из по­пов при­ни­мал уча­стие в об­суж­де­нии до­пол­не­ний к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции?
– В об­суж­де­нии до­пол­не­ний к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции при­ни­ма­ли уча­стие свя­щен­ни­ки Иван Смир­нов, Петр Со­ло­вьев и я, Ни­ко­нов.
– Кто яв­ля­ет­ся ав­то­ром контр­ре­во­лю­ци­он­ной ру­ко­пи­си «До­пол­не­ние к про­ек­ту но­вой консти­ту­ции»?
– Ав­то­ром ру­ко­пи­си яв­ля­юсь я. На­пи­сал я ее по сво­е­му соб­ствен­но­му убеж­де­нию.
– Из­ло­жи­те со­дер­жа­ние ва­шей ру­ко­пи­си «До­пол­не­ние к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции».
– Я в сво­ей ру­ко­пи­си в ка­че­стве до­пол­не­ния к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции вы­дви­гал во­прос об из­ме­не­нии ста­тьи 124, по ко­то­рой со­хра­ня­ет­ся сво­бо­да ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды за все­ми граж­да­на­ми. Я пред­ла­гал ста­тью 124 до­пол­нить в том смыс­ле, чтобы нам, служите­лям куль­та, по но­вой кон­сти­ту­ции бы­ла пред­став­ле­на пол­ная сво­бо­да ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, как в церк­ви, так и вне ее. Устрой­ство ре­ли­ги­оз­ных бе­сед в до­мах и общественных ме­стах, ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да за все­ми граж­да­на­ми в об­ще­ствен­ных местах и в до­мах ве­ру­ю­щих так­же долж­ны быть под­твер­жде­ны но­вой кон­сти­ту­ци­ей. Выдви­гал я и дру­гие во­про­сы: об ожив­ле­нии цер­ков­ной де­я­тель­но­сти, об ограж­де­нии церков­ной жиз­ни от адми­ни­стра­тив­но­го вме­ша­тель­ства мест­ных сель­со­ве­тов и райсоветов, со­сре­до­то­чив все это в ру­ках вер­хов­ной вла­сти. Это все я хо­тел сде­лать через Си­нод ле­галь­ным по­ряд­ком.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии?
– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю.

  • 20 ян­ва­ря 1937 го­да – Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло от­ца Алек­сия Никонова к заклю­че­нию в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь сро­ком на пять лет.

Направлен по этапу в Ухто-Печорский ИТЛ. Находился в ЛО № 5 (Транспортное), с 1938 – Севжелдорлаг (сельхоз Кылтово) Княжпогостского района Коми АССР.

Byvschee-zdanie-Upravleniya-Sevgheldorlaga-v-poselke-Gheleznodoroghnyi-Knyaghpogostskogo-raiona-Respubliki-Komi-.jpg

Бывшее здание Управления Севжелдорлага в п. Железнодорожный Княжпогостского района Республики Коми. Фото 1970-х годов 
Фото из открытых источников

Кончина

  • 29 ок­тяб­ря 1938 го­да – на­хо­дясь в за­клю­че­нии, Алексей Михайлович скон­чал­ся. Тело батюшки бы­ло по­гре­бе­но на от­ве­ден­ном клад­би­ще по­сел­ка Кы­л­то­во Княж­по­гост­ско­го рай­о­на Ко­ми об­ла­сти на рас­сто­я­нии от по­сел­ка 2,5 ки­ло­мет­ра на юг.

Okrestnosti-Krestovozdvighenskogo-Kyltovskogo-ghenskogo-monastyrya-.jpg

Окрестности Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря
Фото Александра Галуцкого, 2010 год
Фото из открытых источников

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – иерей Алексий Никонов Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

Электронные ресурсы

  1. Марченко В. И. Священномученик Алексий Никонов [Электронный ресурс] // Проза.ру. [Б. м.], 2000-2020. URL: https://proza.ru/2018/07/23/1380. Дата просмотра: 28.07.2020.
  1. Священномученик Алексий Никонов, пресвитер [Электронный ресурс] // Православный церковный календарь. [Б. м., б. г.]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nikonov. Дата просмотра: 28.07.2020.
Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика