Священномученик Григорий Фаддеев, иерей
(Григорий Иванович Фаддеев)
14 апреля (26 апреля н.ст.) 1895 – 26 декабря 1937
Григорий Иванович Фаддеев родился в с. Неварь Дмитриевского уезда Курской губернии. Вероятно, младенец был слаб, поэтому Таинство Крещения было совершено уже на следующий день в сельском Богоявленском храме.
Вскоре отец Григория Иван Андреевич овдовел. Он остался с тремя маленькими детьми и больной матерью. Потом вторично женился на вдове, Ксении Николаевне, у которой тоже было двое маленьких детей.
Будучи человеком грамотным, Иван Андреевич экстерном сдал экзамен и стал псаломщиком в храме своего родного с. Неварь. Так семья Фаддеевых стала принадлежать к Духовному сословию.
До этого отец Григория Ивановича, был сыном крепостного повара и земельного надела не имел, а получил его, только став псаломщиком. Он дал себе клятву дать всем детям образование и всю жизнь стремился к этому.
Учёба
Трем лучшим выпускникам предоставлялось право бесплатного обучения в Академии. Но отец сказал: «Гриша, тебе дали образование, помогай остальным кончить учебу, а их семь человек!».
Вместе с его сестрой Еленой в епархиальном училище училась Вера Иванцова, дочь священника из с. Бычки того же уезда Павла Григорьевича – будущая супруга Григория.
Другая сестра Татьяна вспоминала, что годы, пока учились младшие дети, были нелегкими, брату и сестре часто приходилось заниматься репетиторством. Урожай с семи десятин не раз закладывался на корню, чтобы как-то свести концы с концами.
Курская духовная семинария
Фото с сайта https://dolzhenkov.ru/kursk/oldkursk/
Духовное служение и общественная жизнь
Вскоре после женитьбы, Григорий Фаддеев был рукоположен во пресвитера к храму во имя Архистратига Божия Михаила с. Кривец Тимского уезда Курской губернии. Но, по просьбе неварьских прихожан, Курский епархиальный совет переместил его в родное с. Неварь.
Из письма иерея Григория прихожанам Богоявленской церкви:
«Если прихожанам села Неварь желательно иметь меня своим приходским священником, то я не считаю возможным отказать им, но для своего переезда из Кривца в Неварь ставлю некоторые условия. Во 1-х. Они должны смотреть на меня только лишь как на священника, поставленного Богом пастыря. Они должны знать, что на служение священника вообще я смотрю очень высоко и в этом, дарованным мне Богом служении, желаю и должен работать по совести, в Невари ли, то ли в другом селе. Поэтому они должны знать, что я могу и должен быть иногда строг и требователен. Одним словом они должны забыть, что я их односельчанин и рос на их глазах, и помнить только то, что я их священник, пастырь, которого они сами желают иметь».
Молодой священник с воодушевлением взялся обустраивать приходскую жизнь в родном селе.
Будучи человеком музыкальным, сразу с любовью принялся за организацию в селе смешанного хора. В течение целого десятилетия он подбирал способных хористов, кропотливо обучая их. Скоро Неварьский хор стал известен в округе, его приглашали на престольные праздники в соседние села. Батюшка сам прослушивал всех желающих и отбирал более способных.
Отец Григорий создал два хора – взрослый и детский. На ежедневных спевках дети садились вокруг стола, и батюшка лично руководил пением. Он просил маленьких хористов объяснить, что они поняли из того, что пели, и очень радовался, получив правильный ответ. А если отвечали не так, то с любовью поправлял. Благодаря такому обучению дети хорошо понимали и запоминали многое из Священного Писания.
По воспоминаниям близких, отец Григорий был добрым, чутким, отзывчивым человеком. Его доброта, стремление быть полезным людям, проявлялись во многих делах.
Они с супругой увлекались гомеопатией. У них был толстый гомеопатический лечебник, а еще из киевской гомеопатической аптеки они выписывали лекарства.
В те времена в селах не было никакой медицинской помощи, и многие односельчане часто обращались к ним за помощью. Однажды батюшка долгое время выхаживал соседа, получившего сильный ожог, применяя лекарства по лечебнику, он дважды в день делал перевязки.
Отец Григорий, имея уже своих детей, взял на воспитание в семью девочку-подростка из приюта, готовил ее для поступления в среднюю школу. В 1925 году она поступила сразу в 7-й класс, но вскоре заболела туберкулезом и в 1926 году умерла.
Батюшка приютил в своем доме одинокую больную женщину из соседнего села, подругу своей покойной матери, ухаживал за ней и похоронил, как близкого человека.
В нелегкие 1920-е годы отец Григорий и его семья переживали гонения со стороны безбожной власти.
Сначала «кулаков» обязали сдать в кратчайший срок неимоверно много хлеба. Кулаков в селе оказалось четыре семьи: иерей Григорий, его отец и два брата-мельника, имевших ветрянки. Нужного количества хлеба ни у кого не нашлось.
Арест
Семьи осужденных выгнали на улицу. У батюшки Григория было трое маленьких детей, ждали четвертого. С ними жила еще старенькая теща.
«Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения»
статья Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина,опубликованная в газете «Правда» от 2 марта 1930 года
Фото с сайта http://www.loshchilov.su/blog/3_mesjaca_za_peregiby/2018-09-16-979
После выхода в свет статьи И. Сталина «Головокружение от успехов», учителя получили возможность ходатайствовать через суд о возвращении своих родных из ссылки.
Сестра батюшки Татьяна, молодая учительница, летом 1930 года поехала за отцом и братом, привезла их, страдавших от вшей, голода и изнеможения.
Отца Ивана Андреевича освободили без ограничений, а брата иерея Григория – без права проживания в Курской области.
После ссылки он какое-то время жил в селе Хлебтове, в семи километрах от Невари. Он приходил тайком по ночам в родное село, чтобы повидать родных.
На Пасху неварьцы почти всем селом пошли в Хлебтово и отец Григорий освящал куличи.
В Невари 25 июля, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Троеручица», был Престольный праздник. Пока батюшка был в ссылке, в селе родилось много детей, и все они были не крещены. Батюшка тайно оповестил всех, желающих окрестить детей, и в ночь под праздник 25 июля пришел из Хлебтово.
В доме одной прихожанки он отслужил молебен и всю ночь до утра крестил детей. А под утро тайком опять ушел в Хлебтово.
Святой источник в честь иконы Божией Матери «Троеручица» на берегу реки Неварь, с. Неварь Дмитриевский р-н Курской обл.
Фото с сайта http://svyato.info/11390-rodnik-svyatoy-istochnik-ikony-bozhiey-materi-troeruchica-selo-nevar.html
Служение
27 августа 1925 года на заседании президиума губисполкома было принято решение о закрытии этого храма на том основании, что располагался он в одном помещении со школой, и был отделен от нее тонкой раздвижной перегородкой.
16 сентября храм был закрыт, а имущество и церковная утварь переданы в губфондовую комиссию.
Жители села, проявив мужество и усердие, построили рядом новое здание храма, которое было освящено в 1927 году игуменом Никодимом (Спиридоновым), бывшим в 1917-1924 годах настоятелем Казанской Богородицкой Площанской Пустыни.
Благодаря проповеди иерея Григория, колхозники целыми бригадами шли в храм.
В 1936 году батюшку обязали сдать 90 кг мяса. Тогда псаломщица храма монахиня Ксения (Агафонова) организовала среди прихожан сбор денежных средств, на которые приобрели мясо и сдали на заготовительный пункт за отца Григория.
Батюшка не порывал отношений и с духовными чадами из своего родного села Неварь, которые пешком приходили к нему на службу за многие километры в Шведчиковы Дворы.
Отцу Григорию, как человеку грамотному, предлагали оставить священство и перейти на государственную службу. Но батюшка категорически отказался, а прихожанам сказал слова Господа: «Человек, какая польза тебе, даже если ты весь мир приобретешь, а душе своей безсмертной повредишь» (Мк. 8,36).
Арест
Утром его вызвали в сельсовет. Батюшка Григорий взял свои вещи и уже не вернулся. Накануне ночью в его доме прошел обыск, при котором изъяли Запасные Дары, назначение Брянского Епископа, подрясник, епитрахиль, поручи, Минею месяц август, Правило готовящегося к служению Литургии, Требник, Месяцеслов, Библию, книгу «Личные записки девицы монахини». После ареста иерей Григорий содержался под стражей сначала в Севске, а затем в Брянской тюрьме.
3 августа монахиня Ксения (Агафонова) собрала верующих села Шведчиковы Дворы, которые постановили послать в Севск делегацию с ходатайством об освобождении отца Григория.
Схематическая карта района деятельности Ухтпечлага с августа 1929 г. по декабрь 1937 г.
Фото с сайта http://urdoma.info/post/28448
Осенью 37-го года матушка Вера получила весточку от отца Григория из мест заключения. Он писал, что прибыл в лагерь, что путь был очень тяжелый. Вместе с ним пригнали пятьдесят человек, было очень холодно. Письмо заканчивалось словами: «Вера, береги детей, пусть они вырастут настоящими людьми. Прощайте, больше мы не увидимся»
Мученическая кончина
В феврале 1991 года дочь Григория Ивановича, Елена Григорьевна Ивашкова, обратившись в Архив УИД МВД Коми ССР, получила ответ, что «Фаддеев Григорий Иванович меру наказания отбывал в Ухтижемлаге. Умер 26 декабря 1937 года от кровавого поноса. Место захоронения за давностью времени определить не представляется возможным».
Канонизация
Молебен в День памяти священномученика Григория Фаддеева
Фото с сайта https://ok.ru/group/55575340711980/album/59586302050348?st._aid=Groups_Photo_Album_List_openAlbum
Электронные ресурсы