Священномученик Иоанн Богоявленский, иерей
(Иван Дмитриевич Богоявленский)
12 февраля (24 февраля н. ст.) 1892 – 24 декабря 1941
Иван Дмитриевич Богоявленский родился в селе Ветрино Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника Дмитрия Богоявленского и жены его Людмилы.
Учеба
Он предпочел светский путь жизни, и работать в земских учреждениях. Так как окончил семинарию, то в земство его не взяли.
В 1918 году, когда новые революционные власти преобразовали лицей в государственный университет, Иван продолжать образование не захотел.
В Ярославле, как и во многих промышленных городах России, начался голод, и Иван Дмитриевич стал подыскивать место учителя в одном из маленьких городков
Духовная семинария города Ярославля
Фото с сайта https://dimitryrostovsky.ru/temples/domovyj-hram-sv-dimitrija-rostovskogo-pri-jaroslavskoj-duhovnoj-seminarii-v-gorode-jaroslavle/
Учительство
Несмотря на свое прошлое стремление к светскому пути, Иван Дмитриевич был человеком глубокой веры, которую не скрывал, и часто посещал храм.
В условиях начавшегося гонения на церковь его вера стала подвергаться насмешкам – сначала от коллег учителей, а следом и от учеников, и Иван Дмитриевич решил оставить работу и уехать.
Январь 1922 года – он вернулся на родину, в село Ветрино, где служил его отец, и поселился в родительском доме.
В апреле отец умер, приход остался без священника, и Иван Дмитриевич решил поступить на место почившего батюшки.
В начале мая он обвенчался с дочерью священника, служившего в одном из храмов города Мологи Ярославской епархии, Ниной Николаевной Семеновской.
Служение
В конце двадцатых годов XX века снова начались гонения на православную церковь. В глухом селе Ярославской губернии они проявились в требовании, чтобы священник выполнил заведомо непосильное задание по лесозаготовкам. Отец Иоанн этого требования выполнить не смог.
Село Ветрино Мологского уезда Ярославской губернии. Расселено в 1940 году как попавшее в зону затопления Рыбинским водохранилищем
Фото с сайта http://expedition.demo.krown.cc/vetreno.html
Историческая справка:
По справочнику «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии» 1908 года «церквей в селе Ветрино две, обе каменные. Одна церковь летняя – Покрова Пресвятой Богородицы с одним престолом Покрова Божией Матери. Построена она в 1795 году тщанием и усилием прихожан. В связи с нею и каменная колокольня. Другая церковь зимняя – во имя Святителя Чудотворца Николая с одним престолом Николая Чудотворца. Построена она в 1867 году тщанием и усилиями прихожан. Обе церкви прочные». Кроме того, на краю села была четырехгранная часовня из красного кирпича с золотым куполом с крестом. В ней стояла икона Казанской Божьей Матери.
Арест
Прихожане были недовольны расправой над священником, они пришли к зданию районного отделения НКВД и потребовали его освобождения. Перепуганные власти вынуждены были отпустить батюшку Иоанна, и выслали его за пределы области.
Служение
Здесь, как и в родном селе, прихожане полюбили батюшку Иоанна. Но власти не забыли о приговоре.
Аресты
Верующие не оставляли священника – привозили продукты и всячески поддерживали. После заключения священник вернулся в Раменье.
После освобождения власти не оставили в покое священника, они установили тщательное за ним наблюдение.
Церковь Воскресения Христова в селе Раменье находился рядом со школой, и школьники во все большие церковные праздники заходили в него – одни оттого что, что у них родители были верующими, другие – из любопытства. Это не нравилось директору школы, и он стал искать пути закрыть храм.
Церковь Воскресения Христова, с. Раменье Калининской области (ныне Тверская область)
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/335731
Из допроса отца Иоанна Богоявленского:
«Ко всем мероприятиям советской власти я отношусь лояльно и недовольства никогда не выражал как про себя, так и в присутствии других. Все проводимые мероприятия одобряю, так как они направлены на улучшение жизни человечества, хотя бы взять к примеру колхозы – это, по моему мнению, единственный выход крестьянину из нужды.
Я отлично понимаю, что все проводимые мероприятия советской власти и партии влекут постепенное отмирание религии...
Каких-либо разговоров среди населения по вопросам политики партии и мероприятий советской власти я не веду, откровенно говоря, боюсь, так как скажешь слово, а после его извратят, и можно получить неприятность. С вопросами текущей политики я знаком, так как выписываю и читаю областные, районные и центральные газеты».
Из показаний старосты храма Натальи Томилиной от 7 сентября 1934 года, которой в то время было 94 года:
«Я являюсь церковной старостой Раменской церковной общины. По долгу своей службы мне иногда приходилось вести разговоры с Богоявленским, а также последний иногда ко мне заходил по церковным делам и просто так побеседовать.
В момент, когда он приходил ко мне, приходили односельчане, но священник с ними вести разговоры остерегался. Из всех граждан нашего селения Богоявленский считал самыми самостоятельными семьи Алексея Попкова и Григория Попкова.
В прошлом году приезжал в Маланьино какой-то священник, как Богоявленский рассказывал, то он не пустил его и в дом. Этот же священник после заходил и ко мне, но я его также не пустила – раз батюшка что-то заподозрил, то я думаю, что не зря. Он у нас человек очень умный и осторожный. Кое с кем, да еще с незнакомым человеком о чем-либо постороннем говорить не будет».
Следователи допрашивали священника каждый день посменно, день один следователь, день – другой. Обвинить его было не в чем, следователям не к чему было придраться
Отец Иоанн, отвечая на вопросы, сказал:
«Служа священником села Раменье, я при отправлении служб в церкви каких-либо проповедей антисоветского характера не произносил. В частные беседы с прихожанами вступал очень редко, тем политического характера не касался никогда и ни с кем. Прихожане относились ко мне хорошо, среди них я пользовался авторитетом. Объясняется это, с одной стороны, тем, что я на требы не только не устанавливал таксы, но и не просил; что дадут, то и ладно, а и не дадут – хорошо.
С другой стороны, прихожане любили меня за то, что я заботился о храме, исправлял обязанности не только священника, диакона и псаломщика, но был одновременно и звонарем, и сторожем, и уборщиком. Предшественник мой довел, можно сказать, храм до запустения – всюду были грязь, пыль, паутина. Я храм благоустроил и все время своими силами поддерживал в нем чистоту. Как и каким путем отдельные граждане, как, например, председатель сельсовета, говорят, что я являюсь первоисточником разного рода антисоветских разговоров — для меня совершенно непонятно».
Вероятно, и следователи НКВД, и уполномоченный сочувствовали священнику и, записывая его ответы, не слишком искажали то, что он говорил, и не захотели его осудить.
2 октября 1934 года уполномоченный НКВД составил свое заключение: «В действиях, приписываемых обвиняемому Богоявленскому, нет состава преступления, а потому дело производством прекратить, арестованного Богоявленского Ивана Дмитриевича из-под стражи немедленно освободить».
Отец Иоанн был освобожден из Бежецкой тюрьмы и вернулся служить в село Раменье.
г. Бежецк Земская управа
Фото с сайта https://smolbattle.ru/threads/%D0%91%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D1%86%D0%BA-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B5.36180/
Служение
По распоряжению благочинного отец Иоанн вел в своем храме запись родившихся, умерших и вступивших в брак. По существу эти записи нужны были самим крестьянам, которые хотели, чтобы факт крещения их детей, смерти близких был записан в церковных книгах их собственной приходской церкви.
Аресты
Прихожане нашли адвоката для защиты священника. Состоявшийся суд приговорил батюшку к денежному штрафу.
После оглашения приговора он был освобожден. Адвокат, прощаясь с отцом Иоанном, предупредил его, что он все равно будет вскоре арестован, так как главная его вина перед властями состоит в том, что он священник, и он может избегнуть ареста лишь оставив служение в храме. Такой путь отец Иоанн категорически отверг и вернулся служить в церковь.
Служение
В 1936 году отец Иоанн по распоряжению благочинного стал продолжать метрические записи, за что был вызван в НКВД, на допрос. Власти обложили священника большим налогом, который он не мог выплатить.
Если бы батюшка его не выплатил, то храм сразу же бы закрыли. И снова прихожане помогли своему батюшке. Обходя дворы, члены церковного совета сразу же собрали требуемую сумму.
Тут же посыпались доносы в НКВД: будто крестьяне стали говорить, что священник работает лучше, чем сельсовет, которому никогда плана по государственному займу не выполнить.
Несмотря на доносы, власти видели, что священник ведет себя сдержанно, и не потому, что осторожен, а по своему смирению и какой-то природной застенчивости.
Но пришли новые гонения на Русскую Православную Церковь. Руководители страны приняли решение о беспощадном уничтожении всех неугодных им людей и целых слоев населения, в том числе и духовенства.
Арест
Из допроса отца Иоанна Богоявленского:
– Вам предъявляется обвинение в систематической контрреволюционной агитации, направленной к срыву проводимых хозполиткампаний в колхозах. Следствие от вас требует правдивых показаний.
– Антисоветской агитации я не вел.
- В сентябре вы дали установку монахине вести антисоветскую агитацию о том, что якобы советская власть – каторга и колхозы распадутся. Подтверждаете вы это?
– Этого не подтверждаю.
– 4 ноября вы, будучи в церковной сторожке, восхваляли врагов народа. Подтверждаете ли вы это?
– Этого я не подтверждаю, показания свидетелей ложны.
– В августе вы среди колхозников деревни Маланьино вели антисоветскую агитацию. Говорили: «Работаете день и ночь, а получаете гроши, все пойдет государству». Подтверждаете ли вы это?
– Этого я не подтверждаю. Антисоветской агитации не вел.
– В сентябре вы распространяли слухи о войне и падении советской власти. Подтверждаете ли вы это?
– Нет, не подтверждаю.
Священномученик Иоанн Богоявленский
Фото с сайта http://podvig-very.cerkov.ru/?attachment_id=1602
Священник держался твердо и отказался возводить клевету на себя или других, и в тот же день следствие было закончено. В вину ему было поставлено то, что он собирал средства на уплату налога, чтобы сохранить храм.
Здание Управления Севжелдорлага в г. Емва, Княжпогостский район Республики Коми
Фото с сайта https://multiurok.ru/index.php/files/istorichieskii-proiekt-izuchieniie-arkhivnoi-sprav.html
Кончина
Канонизация
Электронные ресурсы
.
Священномученик Иоанн (Богоявленский) [Электронный ресурс] // Православие.ru. Православный календарь. [Б. м., б. г.]. URL: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4818.htm. Дата просмотра: 19.11.2020.