Священномученик Иоанн Миротворцев, иерей
(Иван Николаевич Миротворцев)
25 марта (06 апреля н. ст.) 1881 – 18 марта 1938
Иван Николаевич Миротворцев родился в селе Елшанка (по др. источникам – Шевырёвка/Шивырёвка) Саратовского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Николая Миротворцева (по др. источникам – в рабочей семье).
Учёба
Саратовская духовная семинария
Фото с сайта https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/2012-03/duhovnaya_pravoslavnaya_seminariya.jpg
Служение
У батюшки Иоанна в семье было трое детей и в 1911 году, по случаю неурожая, ему было назначено денежное пособие – 2 рубля.
Храм во имя Всех Святых в селе Таволожка
Фото с сайта https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/person.php?id=203
За время своего служения отец Иоанн заслужил большой авторитет у прихожан. По беспокоившим их вопросам они обращались именно к батюшке.
Когда после революционного переворота 1917 года власти отбирали землю у священников при равнодушном отношении к этому прихожан, здесь большевики не смогли сделать этого – против такого решения единодушно выступили как зажиточные крестьяне, так и бедняки.
Храм Рождества Пресвятой Богородицыв, с. Приимково Ярославская обл.
Фото с сайта https://ljubov-i-svet.livejournal.com/800290.html
Награды
Аресты
В мае 1928 года на общем собрании крестьян, представитель местной власти сделал доклад, в котором призвал крестьян сдавать добровольно больше хлеба, но на его призыв все ответили молчанием.
Затем обсуждалось, давать или не давать землю священнику. Отец Иоанн во время своего выступления, обращаясь к крестьянам, сказал, что его лишают земли на основании ложных справок, «без ведома вас, старичков».
Большинством голосов собрание постановило выделить священнику землю. На другой день, как показали члены сельсовета, батюшка с супругой пришли в сельсовет, и в присутствии нескольких граждан священник будто бы сказал:
«“В совете сидят не правители, а просто жулики и хулиганы; наш сельсовет – это грачиное гнездо. Этим правителям я прежде времени в руки не дамся”. Жена попа, называя представителей власти “совбутыльниками”, продолжала: “Вы преждевременно не торжествуйте”. По этому поводу был составлен акт и направлен прокурору».
Март 1929 года – за несдачу хлебных излишков у священника было изъято почти все имущество.
Апрель 1929 года – снова пришли представители власти с целью изъятия оставшегося имущества.
Отца Иоанна в это время не было в селе, но перед его домом собралась огромная толпа верующих, и многие стали выкрикивать пришедшим в лицо: «Грабители! Кровопийцы!» В результате заступничества народа власти на этот раз отступились.
19 октября 1929 года – состоялось общее собрание крестьян. На собрании местный коммунист потребовал от священника сдачи государству трехсот пудов хлеба.
В ответ отец Иоанн сказал: «Вы что же, опять на меня накладываете – что у меня, больше всех уродилось?! Да вы прямо скажите, что ты нам, батюшка, не нужен». И спросил, чье это решение, на что ведущий собрание коммунист ответил, что это решение сельсовета.
Конфискация зерна и сельхоз инвентаря у «кулаков»
Фото с сайта https://forums-su.com/viewtopic.php?t=534085
Вызванный на допрос, священник сказал: «Конфликт, который имел место в мае 1928 года между мной и председателем сельсовета Макаровым, я помню хорошо. Произошел он из-за того, что меня лишили земельного надела под предлогом найма рабочей силы для обработки этого земельного надела. Я остался этим решением недоволен и по сему случаю обратился за поддержкой к общему собранию крестьян. Бранных слов по адресу сельсовета я не говорил, а говорил только, что они подали ложные сведения и на этом основании я был лишен земельного надела. Я отрицаю то обстоятельство, что якобы мной было оказано противодействие при изъятии у меня имущества в марте и апреле 1929 года за несдачу хлебных излишков, и организацию на этой почве массовых выступлений».
15 декабря 1929 года – по окончании следствия, священника и крестьян обвинили в том, что они, «объединившись для антисоветской деятельности и под видом религиозности, часто сходились в доме священника Миротворцева, где группа и проводила организационное оформление своей антисоветской деятельности».
Сотрудники ОГПУ предложили не выносить дело в суд и принять решение Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ, с чем был не согласен прокурор, посчитав, что дело, как вполне доказанное, должно решаться в суде.
24–25 января 1930 года – Тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к пяти годам заключения, и он был отправлен в концлагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала.
Строительство Беломорско-Балтийского канала
Фото с сайта https://oreke.ru/evraziya/rossiya/belomoro-baltijskij-kanal
По отбытии срока заключения священнику было запрещено проживание в Нижне-Волжском крае (ныне Саратовская область), где он прослужил более четверти века.
Из допроса:
– Вы арестованы как участник церковно-повстанческой группировки, существующей на территории Гаврилов-Ямского района. Вы признаете это? – спросил священника следователь.
– Участником церковно-повстанческой группировки я не был, и о существовании таковой мне ничего не известно, – ответил отец Иоанн.
– Следствию известно, что вы, как участник церковно-повстанческой контрреволюционной группировки, у себя в квартире устраивали антисоветские сборища, после которых распространяли среди населения провокационные контрреволюционные слухи. Подтверждаете это?
– Это я отрицаю, – антисоветских сборищ у себя на квартире я никогда не проводил.
– На вас показывают свидетели, что вы вели контрреволюционную работу среди населения, – заявил следователь.
– Никакой контрреволюционной работы я не вел, – ответил отец Иоанн.
Резиновые сапоги. 1930–40-е годы. Найдены на территории бывшего лагпункта Джебол Ухтпечлага
Фото из открытых источников
Кончина
Канонизация
.
Электронные ресурсы
.