Священномученик Николай Гаварин, иерей
(Николай Иванович Гаварин)
23 декабря 1870 (04 января 1871 н. ст.) – 24 апреля 1938
Николай Иванович Гаварин родился в городе Якобштадте Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина.
Город, в котором появился на свет будущий святой, – это нынешний город, а точнее половина нынешнего города Eкабпилса, находящегося приблизительно по середине между Ригой и Даугавпилсом.
Современная история Екабпилса разделяется на истории сразу двух городов – Крустпилса и Якобштадта, располагавшихся на противоположных берегах реки Даугавы.
Учёба
При обучении в семинарии и академии большой акцент делался на самостоятельные занятия, самообразование, особенно по богословским предметам, в изучении изящной словесности, гражданской истории и другим гуманитарным предметам.
Все это позволяло ее выпускникам становиться не только священнослужителями, но и учителями, а также в дальнейшем продолжать свое образование в высших учебных заведениях.
Служение
Получив прекрасное духовное образование, Николай был рукоположен в сан священника и зачислен в клир одного из храмов г. Гродно.
Собор Святой Софии, Белоруссия г. Гродно
Фото сайта https://pastvu.com/p/199274
В ведение иерея Николая было более 30 церковно-приходских школ. Уровень знаний учащихся уезда был высоким. Об этом свидетельствует тот факт, что 9 февраля 1903 года в г. Гродно с проверкой находился министр народного просвещения Г. Э. Зенгер и попечитель Виленского учебного округа В. А. Попов.
Вместе с губернатором города, будущим премьер-министром Российской империи, П. А. Столыпиным и епископом Гродненским и Брестским Иоакимом посетили гродненские церковно-приходские школы. Ответы учеников школ доказали высокий уровень их преподавания, чем были «буквально удовлетворены все присутствующие».
Пётр Столыпин, Гродненский губернатор 1902–1903 гг.
Фото с сайта https://timenote.info/ru/Pjotr-Stolipin
В советское время этот храм закрыли одним из последних среди московских церквей – в 1934 году. До этого туда свозили святыни из окрестных закрытых храмов, а несколькими годами позже он был разграблен и перестроен почти до неузнаваемости.
Храм Николая Чудотворца на Щепах, г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com/p/820855
Храм Рождества Христова, п. Немчиновка Московская область
Фото с сайта https://odinmirage.ru/nash-krai/vokrug-odintsovo/462-nemchinovka.html
Сложно сказать, как проходило служение о. Николая на новом месте. К сожалению, не сохранилось ни воспоминаний, ни писем, ни личных вещей, но, зная общую обстановку в стране и отношение властей к Церкви того времени, можно сказать, что жизнь священника была подобна жизни изгоя. Священнослужителей так и называли – «лишенцы».
Спустя некоторое время, он решил закрыть храм, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.
Несмотря на личное письмо архиепископа Иннокентия (Соколова) на имя сестры Ленина Марии Ильиничны, несмотря на многочисленные письма общины с просьбой не закрывать храм, Ответа на это письмо не последовало. 20 сентября 1935 года храм был закрыт.
Никольский храм с. Ромашково, Одинцовский район Московской области
Фото из открытых источников
Арест
Следователь вызвал одного из жителей Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на батюшку Николая. Свидетель не был знаком со священником и отказался давать показания.
Спустя некоторое время следователь сам сочинил протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, сделал. Затем следователь позвал к себе приятеля другого свидетеля – Илью Тимофеевича, который также подписал заранее написанные протоколы «свидетельских показаний».
Таганская тюрьма, г. Москва
Фото с сайта https://ruadvocate.ru/tyurmy/taganskaya-tyurma/
– Беседовали ли вы со Штольдером на политические темы? – спросил священника следователь.
– Мы беседовали о церковных делах, как сейчас нам, священнослужителям, живется плохо при советской власти. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением.
– Значит, вы находились на стороне фашистских войск?
– Я этого не могу сказать: мы считали, что фашистские войска сильны своей техникой и организованностью; кроме того, им помогают такие сильные государства, как Германия и Италия.
– Расскажите о своих антисоветских разговорах, которые вы вели вместе со Штольдером.
– Мы беседовали о том, что советская власть неправильно делает, что закрывает церкви, устраивает гонения на церковнослужителей, давит налогами.
– Расскажите о содержании антисоветских бесед подробнее.
– Не могу. Забыл.
– Расскажите о вашем отношении к советской власти.
– Мое отношение к советской власти отрицательное. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим.
– Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и вели активную агитацию против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Дайте показания по этому вопросу.
– Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в контрреволюционной группе я не состоял.
Мотивом для такого приговора стало обвинение в участии в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и проведении активной агитации против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии.
Выгрузка угля. Ухтпечлаг. Фото 1938 г.
Фото из открытых источников
Кончина
В то время некоторые родственники осужденных вместе со священниками стали жаловаться на неправый приговор, доказывая невиновность. Было возбуждено новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей.
Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо, но приговор отменен не был.
Канонизация
Электронные ресурсы
Гаварин Николай Иванович [Электронный ресурс] // ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [Б. м., б. г.]. URL: https://drevo-info.ru/articles/24307.html. Дата просмотра: 29.06.2020.