Священномученик Николай Казанский, протоиерей
(Николай Федорович Казанский)
1874 – 20 октября 1942
Николай Федорович Казанский родился в селе Дмитровка Бердянского уезда Таврической губернии в семье священнослужителя.
Учеба
Учился в Таврической духовной семинарии. После ее окончания Николай Федорович женился на Елене Михайловне.
Таврическая духовная семинария Крымской епархии в г. Симферополь
Фото с сайта https://sevastopol.bezformata.com/listnews/tavricheskaya-duhovnaya-seminariya/76134790/
Движимый внутренним призванием, он принимает священный сан. Хиротонию совершил владыка Николай (Зиоров).
О дореволюционных годах жизни отца Николая Казанского нам неизвестны. Вероятно, она была тихой, не особенно примечательной.
Служение
Служил батюшка Николай в кафедральном Александро-Невском соборе в Симферополе.
После прихода советской власти в 1917 году, с перерывами между арестами так же служил в этом соборе до самого момента его разрушения.
Александро-Невский кафедральный собор г. Симферополя. Фото нач. XX века
Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/simferopol-etudi-istorii-kulturi-arhitekturi3.html
Аресты
Их обвинили в «сопротивлении изъятию церковных ценностей; расхищении и сокрытии их; небрежном хранении; симуляции кражи ценностей; ведении пассивной обороны против изъятия».
Отбывал срок в нижегородской тюрьме вместе с архиепископом Никодимом (Кротковым).
Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской (1868–1938)
Фото с сайта https://crimea-palomnik.ru/saint/svyashchennomuchenik-nikodim-krotkov-arhiepiskop-kostromskoy-i-galichskiy
* Обновленчество – раскольническое движение в Православной российской церкви в 1922–1940-е годы. Раскол возник в мае 1922 года, когда по инициативе и при активной участии органов государственной власти Советской России группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь» попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона, для чего ими было образовано «Высшее церковное управление» (ВЦУ).
Служение
Отец Николай вел переписку с бывшим Таврическим архиереем Димитрием (Абашидзе), получая от него ценные духовные советы и наставления.
Церковь Всех Святых, г. Симферополь. Фото 31 августа 1941 года
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/385214
В тот период сохранилось немного сведений об отце Николае. Спокойный, приветливый, благодушный, в годы лютых гонений он пытался сохранить мир и порядок внутри церкви. Сам постоянно пребывал в молитве и страхе Божием, научал этому ближних.
Не выдерживая напряжения, некоторые из близких спрашивали у батюшки: «Не наступает ли конец света в связи с трудными временами и оскудением веры в Бога?» На что он смиренно отвечал по Евангелию: «Этого никто не знает». На проповедях священник не переставал говорить о том, что «в последнее время отступят некоторые от веры, внимая духам обольщения и учениям бесовским...».
Отец Николай, неотступно раскрывал обновленческое прельщение, нелицеприятно говорил о воинствующем атеизме и о тех, кто, оставив истинную веру своих предков, потянулся к болотным огонькам сомнительных социальных переустройств.
В это время батюшка становится помощником епископа Порфирия (Гулевича), их объединяло совпадение взглядов на духовную и общественную жизнь.
Священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Крымский (1864–1937)
Фото с сайта http://www.gulevich.net/statiy.files/naydena_mogila_porfiria_gulevicha.htm
На отца Николая доносил церковный староста церкви Николай Тайнов, сотрудник НКВД, который устроился на работу в 1933 году и следил за действиями священника и прихожан.
Аресты
Вернувшись в церковь после третьего ареста, он рассказывал прихожанам о гонениях на церковь и священнослужителей, о творящихся беззакониях и о помощи НКВД обновленцам.
За каждым богослужением священник призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста сообщал в НКВД.
Начались бесконечные допросы, бессонные ночи, издевательства, имеющие одну цель – сломить подследственного и заставить его оклеветать самого себя.
Священник в свои 62 года держится бодро, на вопросы отвечает без лукавства – просто и прямо.
Его обвиняли в поминовении во время литургии гонимых священнослужителей, и он это подтверждал: «Да, при каждом богослужении я, как священнослужитель, призываю верующих молиться за заключенных в тюрьмах и находящихся в изгнании, подразумевая в последнем случае высланных советской властью людей».
Его обвиняли и в том, что в беседах с верующими он говорил, что советская власть антихристова, потому что отрицает существование Бога. Протоиерей Николай без смущения и страха отвечал следователю: «да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью.
Из допроса протоиерея Николая Казанского:
– К какой церковной ориентации вы принадлежите?
– На протяжении всей своей религиозной деятельности я принадлежу к тихоновской ориентации.
– Почему же вы примыкаете именно к этому реакционному течению?
– Потому что считаю, что истинно православная церковь должна остаться нерушимой при любой власти, в том числе и при советской.
– Вы также одобряете контрреволюционную деятельность представителей староцерковного течения, находящихся сейчас в белой эмиграции, таких как, например, Антония Храповицкого?
– Деятельность эмигрировавших за границу церковников Храповицкого и других я не одобряю, потому что религия не связана с образом правления государственной власти.
Отец Николай виновным себя не признал.
Отца Николая выслали в Красноярский край на поселение в деревню Новоселово. Но и там старцу не давали покоя, так как он в любых обстоятельствах отказывался снять священническую одежду.
9 декабря 1937 года – осужден тройкой при УНКВД Красноярского края по ст. 58-10 УК РСФСР на 8 лет лишения свободы. Здоровье батюшки пошатнулось, и его поместили в Красноярскую ИТК для инвалидов.
Были вызваны несколько ложных свидетелей, оформлены необходимые показания, и протоиерей Николай Казанский теперь уже без грубых нарушений социалистической законности получил 10 лет.
Кончина
Справка:
Лагерный поселок Нидз (Нидзь) в Сыктывкарском районе Коми АССР (ныне Корткеросский район Республики Коми) существовал с середины 1930-х.
В августе 1939 здесь был сформирован отдельный инвалидный лагпункт Локчимлага, куда собирали больных и ослабленных заключенных с лагерных лесных участков. После закрытия лагеря в 1940 году Нидзский инвалидный лагпункт имел статус отдельного лагпункта Устьвымлага.
Умерших хоронили в расположенном рядом сосновом бору. Зимой не хоронили, весной рыли ямы, в которые опускали не менее 50 трупов.
По мнению краеведа А. А. Смилингиса, всего здесь похоронено окола 2000 человек. После закрытия спецпоселка кладбище было заброшено.
Захоронения заключенных лагпункта «Нидзь Вычегодская». Фото 2006 года
Фото с сайта https://www.mapofmemory.org/node/227
Канонизация
.
Электронные ресурсы
.