Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Территория:Корткеросский район
Тематика:Религия
 
Православные святыни Республики Коми [Изоматериал]. Храмы : [комплект открыток] / Епархия Сыктывкарская и Воркутинская. - Сыктывкар : [б. и., 2005?]. - 1 обл. (13 отд. л.) : цв. офсет.
 
Преподобномученик Платон (Колегов), иеромонах
20 августа (2 сентября н. ст.) 1865 – 15 августа 1937
 
Преподобномученик Сергий Крестников, послушник
01 июля (14 июля н. ст.) 1893 - 25 апреля 1938
 
Свя­щен­но­му­че­ник Василий Крылов, иерей.
1906 – 31 мая 1942
 
Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский. 08 мая (20 мая н. ст.) 1881 – 11 марта 1938
 
Священномученик Иоанн Павловский, пресвитер.
28 января (10 февраля н.ст.) 1876 – 19 сентября 1937
 
Священномученик Николай Доброумов, иерей. 24 декабря 1876 (6 января н. ст. 1877) - 25 августа 1937
 
Священномученик Николай Гаварин, иерей. 23 декабря 1870 (04 января 1871 н. ст.) – 24 апреля 1938
 
Священномученик Николай Рюриков, протоиерей. 05 апреля (17 апреля н. ст.) 1884 – 18 июня 1943
 
Священномученик Стефан Ермолин, иерей
22 мая (4 июня н. ст.) 1891 – 15 сентября 1937

Священномученик Николай Казанский, протоиерей

Главная Разделы Новомученики земли Коми Новомученики земли Коми Священномученик Николай Казанский, протоиерей

Священномученик Николай Казанский, протоиерей
(Николай Федорович Казанский)

1874 – 20 октября 1942

Foto.jpg

Ни­ко­лай Фе­до­ро­вич Ка­зан­ский ро­дил­ся в се­ле Дмит­ров­ка Бердянского уезда Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля.

Учеба

Учился в Таврической духовной семинарии. После ее окончания Николай Федорович женился на Елене Михайловне.

Tavricheskaya-duhovnaya-seminariya-Krymskoi-eparhii-v-g.-Simferopol.jpg

Таврическая духовная семинария Крымской епархии в г. Симферополь
Фото с сайта https://sevastopol.bezformata.com/listnews/tavricheskaya-duhovnaya-seminariya/76134790/

Движимый внутренним призванием, он принимает священный сан. Хиротонию совершил владыка Николай (Зиоров).

О дореволюционных годах жизни отца Николая Казанского нам неизвестны. Вероятно, она была тихой, не особенно примечательной.

Служение

Служил батюшка Николай в кафедральном Александро-Невском соборе в Симферополе.

После прихода советской власти в 1917 году, с перерывами между арестами так же служил в этом соборе до самого момента его разрушения.

Aleksandro-Nevskii-kafedralnyi-sobor-g.-Simferopolya.-Foto-nach.-XX-veka.jpg

Александро-Невский кафедральный собор г. Симферополя. Фото нач. XX века
Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/simferopol-etudi-istorii-kulturi-arhitekturi3.html 

Аресты

  • 1922 год – 48-летнего отца Николая арестовали вместе с владыкой Никодимом (Кротковом) и группой других священнослужителей.

Их обвинили в «сопротивлении изъятию церковных ценностей; расхищении и сокрытии их; небрежном хранении; симуляции кражи ценностей; ведении пассивной обороны против изъятия».

  • 1 декабря 1922 года – Верховный Ревтрибунал при КрымЦИК приговорил батюшку к 3 годам тюремного заключения. На суде держал себя твердо и уверенно, отстаивая церковную позицию и объясняя несправедливость изъятия богослужебной утвари.

Отбывал срок в нижегородской тюрьме вместе с архиепископом Никодимом (Кротковым).

Arhiepiskop-Nikodim-v-miru-Nikolai-Vasilevich-Krotkov-18681938-gg..jpg

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской (1868–1938)
Фото с сайта https://crimea-palomnik.ru/saint/svyashchennomuchenik-nikodim-krotkov-arhiepiskop-kostromskoy-i-galichskiy   

  • 1925 год – отец Николай был освобожден и вернулся в Симферополь. Он во всеуслышание говорил о неправдах, творимых в стране, обличал обновленцев. Власти пытались запугать священника и заставить его замолчать, но он смело стоял за веру.
  • 1927 год – последовал новый арест и осуждение за выступления против обновленчества*.

* Обновленчество – раскольническое движение в Православной российской церкви в 1922–1940-е годы. Раскол возник в мае 1922 года, когда по инициативе и при активной участии органов государственной власти Советской России группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь» попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона, для чего ими было образовано «Высшее церковное управление» (ВЦУ).

            Служение

  • 1932-1936 гг. – по возвращении из тюрьмы священник с прежней ревностью приступил к служению. Служил во Всехсвятской Церкви Симферополя – единственной в городе, избежавшей закрытия в те времена, однако его служение и здесь прерывалось арестами. Сюда же он вернулся служит и после третьего своего ареста.

Отец Николай вел переписку с бывшим Таврическим архиереем Димитрием (Абашидзе), получая от него ценные духовные советы и наставления.

Zerkov-Vseh-Svyatyh-g.-Simferopol.-Foto-31-avgusta-1941-goda.jpg

Церковь Всех Святых, г. Симферополь. Фото 31 августа 1941 года
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/385214 

В тот период сохранилось немного сведений об отце Николае. Спокойный, приветливый, благодушный, в годы лютых гонений он пытался сохранить мир и порядок внутри церкви. Сам постоянно пребывал в молитве и страхе Божием, научал этому ближних.

Не выдерживая напряжения, некоторые из близких спрашивали у батюшки: «Не наступает ли конец света в связи с трудными временами и оскудением веры в Бога?» На что он смиренно отвечал по Евангелию: «Этого никто не знает». На проповедях священник не переставал говорить о том, что «в последнее время отступят некоторые от веры, внимая духам обольщения и учениям бесовским...».

Отец Николай, неотступно раскрывал обновленческое прельщение, нелицеприятно говорил о воинствующем атеизме и о тех, кто, оставив истинную веру своих предков, потянулся к болотным огонькам сомнительных социальных переустройств.

В это время батюшка становится помощником епископа Порфирия (Гулевича), их объединяло совпадение взглядов на духовную и общественную жизнь.

Svyaschennomuchenik-Porfirii-Gulevich-episkop-Krymskii.jpg

Священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Крымский (1864–1937)
Фото с сайта http://www.gulevich.net/statiy.files/naydena_mogila_porfiria_gulevicha.htm 

На отца Николая доносил церковный староста церкви Николай Тайнов, сотрудник НКВД, который устроился на работу в 1933 году и следил за действиями священника и прихожан.

Аресты

  • 1933 год – отца Николая снова арестовали, но через три месяца выпустили.

Вернувшись в церковь после третьего ареста, он рассказывал прихожанам о гонениях на церковь и священнослужителей, о творящихся беззакониях и о помощи НКВД обновленцам.

За каждым богослужением священник призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста сообщал в НКВД.

  • Октябрь 1936 года – отец Николай был арестован вместе с епископом Порфирием (Гулевичем) и еще десятью священнослужителями.

Начались бесконечные допросы, бессонные ночи, издевательства, имеющие одну цель – сломить подследственного и заставить его оклеветать самого себя.

Священник в свои 62 года держится бодро, на вопросы отвечает без лукавства – просто и прямо.

Его обвиняли в поминовении во время литургии гонимых священнослужителей, и он это подтверждал: «Да, при каждом богослужении я, как священнослужитель, призываю верующих молиться за заключенных в тюрьмах и находящихся в изгнании, подразумевая в последнем случае высланных советской властью людей».

Его обвиняли и в том, что в беседах с верующими он говорил, что советская власть антихристова, потому что отрицает существование Бога. Протоиерей Николай без смущения и страха отвечал следователю: «да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью.

Из допроса протоиерея Николая Казанского:

– К какой церковной ориентации вы принадлежите?

– На протяжении всей своей религиозной деятельности я принадлежу к тихоновской ориентации.

– Почему же вы примыкаете именно к этому реакционному течению?

– Потому что считаю, что истинно православная церковь должна остаться нерушимой при любой власти, в том числе и при советской.

– Вы также одобряете контрреволюционную деятельность представителей староцерковного течения, находящихся сейчас в белой эмиграции, таких как, например, Антония Храповицкого?

– Деятельность эмигрировавших за границу церковников Храповицкого и других я не одобряю, потому что религия не связана с образом правления государственной власти.

Отец Николай виновным себя не признал.

  • 3 января 1937 года – протоиерей Николай, епископ Порфирий (Гулевич) и другие были осуждены по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР по обвинению в участии в «нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций». Приговор – 5 лет лишения свободы, замененные на ссылку ссылки.

Отца Николая выслали в Красноярский край на поселение в деревню Новоселово. Но и там старцу не давали покоя, так как он в любых обстоятельствах отказывался снять священническую одежду.

  • 6 ноября 1937 года – батюшку снова арестовали. Обвинения были все те же: ярый тихоновец и враг советской власти.

9 декабря 1937 года – осужден тройкой при УНКВД Красноярского края по ст. 58-10 УК РСФСР на 8 лет лишения свободы. Здоровье батюшки пошатнулось, и его поместили в Красноярскую ИТК для инвалидов.

  • 1939 год – отец Николай написал жалобу начальнику Управления НКВД из Красноярской колонии инвалидов о том, что его осудили без суда, и он не знает даже за что. Но это не изменило положения страдальца.

Были вызваны несколько ложных свидетелей, оформлены необходимые показания, и протоиерей Николай Казанский теперь уже без грубых нарушений социалистической законности получил 10 лет.

  • 24 августа 1940 года – переводом прибыл в Усть-Вымский ИТЛ. Находился в Верхне-Веслянском с/х, затем в Нидзьском инвалидном ОЛП (Корткеросский р-н Республики Коми).

Кончина

  • 20 октября 1942 года – отец Николай скончался в возрасте 68 лет в больнице Нидзьского ОЛП.

Справка:

Лагерный поселок Нидз (Нидзь) в Сыктывкарском районе Коми АССР (ныне Корткеросский район Республики Коми) существовал с середины 1930-х.

В августе 1939 здесь был сформирован отдельный инвалидный лагпункт Локчимлага, куда собирали больных и ослабленных заключенных с лагерных лесных участков. После закрытия лагеря в 1940 году Нидзский инвалидный лагпункт имел статус отдельного лагпункта Устьвымлага.

Умерших хоронили в расположенном рядом сосновом бору. Зимой не хоронили, весной рыли ямы, в которые опускали не менее 50 трупов.

По мнению краеведа А. А. Смилингиса, всего здесь похоронено окола 2000 человек. После закрытия спецпоселка кладбище было заброшено.

Zahoroneniya-zaklyuchennyh-lagpunkta-Nidz-Vychegodskaya.-Foto-2006-goda.jpeg

Захоронения заключенных лагпункта «Нидзь Вычегодская». Фото 2006 года
Фото с сайта https://www.mapofmemory.org/node/227

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – протоиерей Николай Казанский причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной церкви

.

Электронные ресурсы

.

  1. Казанский Николай Федорович. [Электронный ресурс] // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в. [Б. м., б. г.]. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu8c8SUfS4ee8YUXOWefeiUeG0IdOGis8uWeCQ. Дата просмотра 17.11.2020.
  2. Священномученик Николай Казанский [Электронный ресурс] // Полит.ру. [Б. м.], 1998–2020. URL: https://polit.ru/article/2020/10/22/kazansky/. Дата просмотра 17.11.2020.
Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика