Священномученик Николай Рюриков, протоиерей
(Николай Владимирович Рюриков)
05 апреля (17 апреля н. ст.) 1884 – 18 июня 1943
Николай Владимирович Рюриков родился в селе Осёлок Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне с. Красный Оселок Лысковского района) в семье священника Владимира Рюрикова, служившего в Никольской церкви в этом селе.
Протоирей Николай Рюриков принадлежал к старинному священническому роду Рюриковых, которые были в близком родстве с Добролюбовыми. Оба рода имели много общего: в нескольких поколениях принадлежали к духовному сословию.
Обе династии оказались богаты личностями российского масштаба: среди Рюриковых много врачей, педагогов, ученых.
Родной отец протоиерея Николая Рюрикова, Владимир Александрович, служил в церкви села Оселок Макарьевского уезда Нижегородской губернии, а также был учителем местной церковно-приходской школы и благочинным округа. Николаю Добролюбову, литературному критику и властителю дум российской интеллигенции середины XIX века, он приходился двоюродным братом.
Дед отца Николая Александр Петрович также был священником, имел хорошее образование, занимался этнографией, состоял членом Всероссийского географического общества.
Николай Рюриков в молодости
Фото с сайта https://stnmedia.ru/news/355/
Учеба
Учительство
Николай Владимирович Рюриков с супругой Ольгой Георгиевной. Фото до 1910 года
Фото с сайта http://www.newmartyros.ru/saints/n/sshchmch-nikolay-ryurikov-presviter-1943.html
Служение
Макарьевский Желтоводский женский монастырь, п. Макарьево, Нижегородская область
Фото из открытых источников
Троицкий собор в городе Горбатове Нижегородской губернии
Фото с сайта http://hramgorbatov.blogspot.com/
Учительство
Кроме исполнения священнических обязанностей на новом месте служения отец Николай вел большую педагогическую и просветительскую работу.
Наряду с этим на него были возложены обязанности наблюдателя за преподаванием Закона Божия в других учебных заведениях Горбатовского уезда Нижегородской губернии.
Награды
Пастырские и педагогические труды священника Николая Рюрикова были оценены епархиальным начальством.
Зимой 1918 года отец Николай остался один на приходе. По этой причине он обратился с просьбой к Преосвященному Евдокиму (Мещерскому), епископу Нижегородскому и Арзамасскому, разрешить помогать ему при богослужениях его престарелому тестю священнику Георгию Листову, который вместе со своей матушкой жил в доме отца Николая.
Батюшка писал владыке: «В октябре 1918 года мой старший сослуживец протоиерей Аполлон Нечаев покинул приход вследствие продовольственной разрухи; в ноябре ушел по этой же причине и псаломщик. Диакон взят в военную службу. Так что я оказался один. Прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить живущему в г. Горбатове заштатному священнику отцу Георгию Листову помогать мне в служении в храме Божием временно впредь до приезда настоятеля, которого вы соблаговолите назначить».
Тогда же в 1918 году от Церковно-приходского Совета Горбатовского Троицкого собора в Нижегородский епархиальный совет поступило ходатайство от имени всех прихожан с многочисленными подписями о награждении священника отца Николая Рюрикова камилавкой к празднику Рождества Христова. Однако по каким-то причинам документы о награждении были утрачены.
Прихожане в 1919 году вновь обратились к епархиальным властям, написав епископу Евдокиму следующие строки: «Церковно-приходской Совет покорнейше просит наградить священника отца Николая Рюрикова камилавкой к празднику св. Апостолов Петра и Павла дополнительно, это общее горячее желание всего нашего прихода, ибо батюшка Рюриков является для нас вполне достойным священником, подает нам духовное утешение своей благоговейной и истовой службой в храме Божием».
Послужной список Николая Рюрикова в Клировой ведомости
Фото с сайта https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/svyawennomuchenik_nikolaj_ryurikov_1884_1943/
Служение
Отец Николай твердо придерживался православной веры, и, несмотря на общую ситуацию в епархии, не отошел в обновленчество*. Сторонился батюшка и участия в какой-либо политической деятельности.
*Обновленчество – раскольническое движение 1920–40-х гг. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью. Явилось одним из инструментов антицерковной политики советского государства, направленной на борьбу с канонической Церковью. Важнейшей характерной чертой Обновленчества было признание «справедливости совершившегося в стране социального переворота», теснейшее сотрудничество с советской властью, а в первые годы деятельности – опора на репрессивные органы.
В своих проповедях отец Николай призывал верующих не отходить от Бога, терпеливо нести скорби. Хотя ему самому пришлось претерпеть много скорбей и притеснений.
Будучи в близких отношениях с епископом Павловским викарием Нижегородской епархии Александром (Похвалинским), отец Николай попытался перевести на другой приход сотрудничавших с властями «собратьев», но за них вступились поддерживающие их враги внешние.
Ревностное исполнение отцом Николаем пастырского долга не осталось без внимания богоборческой власти. Как и все священнослужители в 1920-е годы он был лишен избирательных прав.
Арест
Отвечая на его вопросы, священник сказал: «В своих проповедях с заранее предвзятой мыслью я никогда ничего не говорил против власти. Я не отрицаю, что когда-нибудь у меня могло сорваться случайное, неосторожное слово, и проповеди мои могли быть истолкованы в нежелательном смысле».
Протокол допроса протоиерея Николая Рюрикова от 29 июля 1927 года
Фото с сайта https://vyksa-eparhia.ru/materialy_komissii_po_kanonizacii_svyatyh_vyksunskoj_eparhii/materiali_komissii/svyawennomuchenik_nikolaj_ryurikov_1884_1943/
Из обвинительных показаний священника собора:
«Со священником Рюриковым я служу в соборе с 1925 года. Во всех проповедях, которые произносил Рюриков, он всегда проводил аналогии из Священного Писания и современной жизни, направленные против существующего строя.
Зимой 1926 года в одной из проповедей Рюриков бросил фразу: „Скоро придет время, когда волкам отольются овечьи слезы”. Эта фраза потом служила источником обывательских разговоров на очень продолжительное время.
На Благовещение Рюриков произнес проповедь, основанную на воспоминании о царствовании царя Давида Примерами из жизни Давида он доказывал, что жизнь при верующем царе была хорошей. Как только началось безверие, свергли царя, так и жизнь стала плохой: народ увидел, что без царя плохо, образумился и снова избрал себе царя. Эти положения он подтверждал примерами и аналогиями из современной жизни.
На Новый год, 1 января старого стиля, в двенадцать часов ночи перед молебном Рюриков произнес речь. В своей речи он говорил приблизительно следующее: “Прошлый год мы прожили бурно. Разразилась над нами гроза, надвинулись на нас тучи черные безбожия и коммунизма. Мы должны надеяться, что скоро воссияет для нас солнце правды, что новый год принесет для нас укрепление веры и падение безбожия и коммунизма”.
Таких примеров можно привести очень много, не упомнить их всех. Словом, в каждой проповеди Рюриков обязательно, хоть слегка, но заденет чем-нибудь советскую власть Рюриков очень дружен с епископом Александром. Строчит ему различные доносы», — завершил свои показания.
Из обвинительных показаний диакона:
«Со священником Рюриковым я служу с 1924 года. В своих проповедях, которые мне пришлось слышать, Рюриков всегда касался политики, восстанавливая прихожан против власти. Это ему удается легко, потому что Рюриков пользуется среди прихожан большим авторитетом.
9 мая мне встретились несколько женщин. Они мне рассказали, что Рюриков сегодня произнес хорошую проповедь в Никольской церкви. Я спросил: „Что же он говорил?” По рассказам женщин, Рюриков начал проповедь так: „Наполняется чаша гнева Господня. Как пришли коммунисты обманным путем к власти, так и должны уйти. Близится время”.
Рюриков говорил, по словам женщин, целый час, указывал на современных правителей: они, мол, обвиняли царя, что царь спаивает народ вином, а сами что делают? За царей и Священное Писание повелевает молиться. „Вот такого бы нам батюшку”, — говорят женщины. Словом, этой проповедью Рюриков очень сильно подействовал на граждан Никольского прихода.
В частных беседах с гражданами Рюриков всегда говорит против власти. Опрашивать верующих о Рюрикове почти бесполезно. Уж очень сильное влияние на них он имеет. Они за ним и кучкой его приспешников куда угодно пойдут и не выдадут его».
Из обвинительных показаний псаломщика: «Проповедей, которые произносит Рюриков, я не помню. Рюриков человек хитрый, тонкий, ученый. Работаю я в соборе всего один год и хорошо его еще не изучил».
Отец Николай содержался во внутренней тюрьме ОГПУ в Нижнем Новгороде, во время следствия держался твердо, на допросах отверг все обвинения, показав, что проповеди и беседы его не носили политического и контрреволюционного характера, они были исключительно вероучительными.
Здание ОГПУ в Нижнем Новгороде на Малой Покровской улице.Узники томились во внутренней тюрьме, занимавшей подвалы бывшего особняка купца Филитера Павловича Кузнецова
Фото с сайта https://abc1918.livejournal.com/119617.html
После ареста отца Николая его семья жила в Канавинском районе в двухэтажном доме. У него было три дочери и сын, который утонул в 14 лет. Это случилось накануне ареста батюшки, и матушка Ольга пыталась убедить следователей в том, что если он что-то и сказал крамольного, то только от переживаний из-за гибели сына. Но его отправили в ссылку.
Выписка из протокола Особого совещания при коллегии ОГПУ от 4 ноября 1927 года
Фото с сайта https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/svyawennomuchenik_nikolaj_ryurikov_1884_1943/
Ссылка
Судьбу своего супруга разделила и матушка Ольга Георгиевна. Семья Рюриковых пользовалась среди местного населения уважением, стремилась ободрить и поддержать их духовно, учила печь хлеб из кислого теста, желая по мере сил облегчить нелегкую крестьянскую жизнь.
Священник Николай Рюриков с супругой
Фото с сайта https://drevo-info.ru/pictures/15319.html
Здесь он также заслужил любовь и уважение верующих. Прихожане Юксарской и Владимирской церквей желали видеть его своим священником. Батюшка постоянно проводил крестные ходы по всем селам, входящим в его приход, в самые трудные годы преследований за веру побуждал молодежь ходить в церковь, продолжал много заниматься педагогической работой.
Город Козьмодемьянск. Вид с горы
Фото с сайта https://pastvu.com/p/580048
Служение
Награды
Из проповеди отца Николая:
«Православные христиане! Не бросайте, не забудьте Божий дом. Соблюдайте праздники Христовы. Великий грех будет тому, кто не примет в течение одного года Тело и Кровь Христовы… без Причастия жить – предаться антихристу».
Арест
За несколько дней до его ареста были допрошены два крестьянина (один из них служил в свое время в ЧК) и женщина-зоотехник, высланная в село Владимирское по приговору НКВД из Ленинграда.
Один из крестьян показал: «В 1937 году в день религиозного праздника Пасхи я вместе с другими товарищами ходил в церковь села Владимирского Рюриков в конце обедни вышел с проповедью. Народу при этом в церкви было много. В своей проповеди он, начиная с Рождества Христова и Вознесения, перешел на пропаганду, направленную против существующего строя, то есть против советской власти. Он говорил: «Братия! Настали тяжелые годы, труднее и труднее становится православным жить, но не унывайте! Мы, православные должны переносить все трудности, мы должны терпеть до времени. Жизнь наша будет хороша на том свете».
На обратном пути домой о его проповеди мы рассуждали что слова, сказанные им: «Жизнь наша будет хороша на том свете», сказаны были в кавычках, что он ожидает через какое-то время распада существующего строя.
Лишь только в своей проповеди точно об этом не высказал, а дал понять народу, что советская власть недолго просуществует, поэтому и говорил, что «мы должны терпеть до времени».
Находился на общих работах в Центральном ОЛП в поселка Пезмог (с 1940 – Усть-Вымский ИТЛ).
Состояние его здоровья было плохим, но, подчиняясь существующему распорядку, он самоотверженно выполнял поручаемые работы – варил хвою, подносил дрова.
Батюшку перебрасывали из лагеря в лагерь, откуда он постоянно писал письма домой. Вплоть до 1943 года от него приходили весточки.
Из письма батюшки из лагеря от 12 июня 1941 года адресованного дочери:
«Здравствуй, дорогая Зоичка! Крепко целую тебя, особо милую Ниночку. Как видишь из обратного адреса на конверте, нас перебросили в другое место, кил<ометров> за 300. Надолго ли, не известно… От брата Васи я получил письмо в дороге, к нему он приложил твое к нему письмо, где ты пишешь, что хотела бы меня вернуть. Это, дорогая, напрасно. Меня не вернешь (ибо никого не вертают), а себе можешь навредить. Будет видно, что будет.
Я кое-как здоров, но плоховато. Потяну, наверно, еще немного, а кто знает м<ожет> б<ыть> и много… Я всем необходимым обеспечен, нужды нет ни в чем. Хотелось бы увидеть Вас. Есть слухи, что с июля месяца будут частично выпускать. Не верится… Ну, пока… Безгранично любящий папа и дед».
Видя смирение батюшки, Господь даровал ему мученический венец.
Кончина
Канонизация
Из воспоминаний правнучки священномученика Николая Рюрикова Зои Рюриковой:
«Моя мама, его внучка, родилась в 1939 году. Он знал о ее рождении и в письмах спрашивал, «как Ниночка».
Интересно, что фамилия Рюриковы в нашей семье передавалась по женской линии – через бабушку, потом через маму. Моя мама под влиянием гуманистических идей русских разночинцев и просветителей выбрала профессию врача-фтизиатра, ведь раньше туберкулез был неизлечимой болезнью. Она была настоящей подвижницей и работала в лагерях и тюрьмах Нижнего Новгорода и области.
В 90-е годы, когда я обнаружила письма прадеда и обратилась в Нижегородскую епархию, мне сказали, что этой информации недостаточно для его канонизации. Но спустя годы, когда стали открываться архивы и незаметный героизм прадеда стал явным, нам позвонили и сообщили о его канонизации.
Мой родной брат Олег, который живет в Москве и работает старостой в одном из храмов, ездил на канонизацию в Марий Эл. Он внешне очень похож на прадеда и своего восьмого ребенка в честь него назвал Николаем. А в Оселках, где родился прадед, остались его родные, потомки которых до сих пор живы. Они тоже Рюриковы».
.
Электронные ресурсы
.