Преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит
(Александр Ипполитович Пономарев)
22 июля (03 августа н. ст.) 1877 – 29 июля 1938
Александр Ипполитович Пономарев родился в селе Романовском Верхотурского уезда (ныне село Романово Серовского района) Пермской губернии в семье псаломщика Ипполита Ивановича и его супруги Ираиды Пономаревых. В семье будущего преподобномученика были братья Петр, Николай и сестра Зинаида.
С детства Александр отличался большими способностями к наукам, много читал, сумел изучить три языка: французский, греческий и латинский.
Учеба
Во время обучения в семинарии он вступил в брак с Надеждой Леонидовной в девичестве Юшковой, дочерью священника Леонида Васильевича Юшкова. В их семье было четверо детей: Нина, Мария (супруга протоиерея Константина Плясунова), Алексей и Григорий, будущий протоиерей.
Матушка Надежда Леонидовна Пономарева с дочерью Ниной.
Екатеринбург, 1901 год
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/
Служение
Храм Николая Чудотворца, с. Быньги Невьянского р-на Свердловской области
Фото с сайта https://archlikbez.ru
Старопышминск и Сретенская церковь
Фото с сайта https://rusk.ru/st.php?idar=75653
Учительство
Должность уездного миссионера была введена 2 марта 1911 года указом Святейшего Синода. Назначенный на нее священнослужитель должен был руководить всей миссионерской деятельностью уезда, важнейшим направлением в которой являлась работа с раскольниками-сектантами.
Екатеринбургская епархия имела сложный религиозный состав. Кроме православных, здесь жили старообрядцы, мусульмане и представители разных сект. Отец Александр вполне соответствовал требованиям, предъявлявшийся к миссионерам. Он проводил много времени в разъездах, организовывал публичные собеседования и диспуты, на которые приглашались все желающие: старообрядцы, сектанты, православные.
Здание Шадринской учительской семинарии
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/
Из характеристики отца Александра данной директором семинарии:
«Священник Пономарев относится к своим обязанностям усердно, и вел дело в минувшем учебном году успешно. Им не было пропущено ни одного урока, он ежедневно являлся на молитву перед уроками и часто сам читал дневное Евангелие. После молитвы разъяснял учащимся смысл прочитанного и указывал, как применить истину Евангелия к жизни. Беседы эти были непродолжительны, но содержательны. …Вообще, семинария нашла в священнике Пономареве лицо, способное успешно вести дело преподавания Закона Божьего и благотворно влиять на учащихся. Не занимая никакой другой должности, он всю энергию свою отдает на дело служения учебному заведению».
Образование в 1920-х годах было монополизировано государством и стало полностью атеистическим, перед отцом Александром встала тяжёлая задача – как дать полноценное образование своим младшим детям.
Составив программу для обучения детей, где общеобразовательные и вероучительные предметы он преподавал сам, а уроки математики, химии и физики дети брали у частного преподавателя.
Награды
Значимое событие
Отец Александр в течение трех дней вместе с духовенством города участвовал в богослужениях, совершаемых всероссийским пастырем в храмах.
Отцу Александру посчастливилось принимать батюшку у себя дома. Иоанн Кронштадтский благословил всех членов семьи, и это благословение они помнили всю жизнь.
Иоанн Кронштадтский, священник Русской православной церкви, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, почётный член Императорского православного палестинского общества
Фото с сайта http://history-doc.ru/ioann-kronshtadtskij-biografiya-svyatogo/
Служение
Александро-Невская (Лузинская) церковь в г. Свердловске (ныне г. Екатеринбург). Конец 1920-х – нач. 1930-х гг.
Фото с сайта https://vk.com/wall-110280352_4664?z=photo-110280352_457241183%2Falbum-110280352_231965776%2Frev
В конце 1920-х годов власть в стране развернула очередную кампанию по закрытию храмов.
Заместитель ПП ОГПУ по Уралу писал о храме, в котором служил отец Александр: «Успенский собор является пунктом группирования чуждых антисоветских элементов, которые оказывают религиозное и политическое влияние на рабочих. Из этой церкви идет руководство религиозной работой даже за пределы Свердловского округа».
В 56 лет отец Александр пережил горе: умерла его супруга, матушка Надежда.
Монашество и служение
Батюшка пользовался большим авторитетом среди священников и прихожан, священнослужители часто обращались к нему за советом, и он всегда помогал найти решение проблемы.
Вскоре Свято-Троицкий храм был закрыт и отец Ардалион был вынужден вернуться в Невьянск и поселиться у сына.
Свято-Троицкая церковь, г. Миасс Челябинская область
Фото с сайта https://pyjioh.livejournal.com/78214.html
Челябинская епархия не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления.
В декабре 1935 года состоялось заседание церковного совета, который решил просить заместителя местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) назначить к ним епископа.
Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после собрания прибыл в Москву к митрополиту Сергию (Страгородского), но тот отказался послать к ним епископа, так как уже несколько раз посылал епископов, но местные власти отказывали им в регистрации, и порекомендовал найти кандидата на месте.
13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарева).
Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесенской церкви в Каслях.
Сергий (Страгородский) благословил отца Ардалиона быть настоятелем Вознесенской церкви и тогда же, вероятно, возвел его в сан архимандрита.
Церковь Вознесения Господня, г. Касли Челябинская область
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/210939
С приездом отца Ардалиона в Касли в приходе оживилась религиозная жизнь. Как свидетельствовал впоследствии один из священников на допросе, архимандрит Ардалион призывал священников быть более активными, вливал в них «дух бодрости, бичевал за пассивность…. Требовал усиленно отстаивать религию, привлекать больше верующих».
В то время некоторые еще надеялись, что после принятия новой Конституции будет если не полное прекращение атеистической пропаганды и репрессий, то хотя бы некоторое смягчение позиции государства по отношению к Церкви.
Отец Ардалион вначале также надеялся, однако, изучив внимательно проект, он понял, что государство еще жестче закрепляет закон об отделении Церкви от государства и оставляет лишь за собой право на антирелигиозную пропаганду.
21 декабря 1936 года уполномоченный районного отделения НКВД выписал постановление об аресте 10 человек – священников, диакона, псаломщика и среди них и архимандрита Ардалиона.
Он подготовился к возможному аресту, частично уничтожив, частично спрятав документы, переписку и книги. При обыске никаких вещественных доказательств «антисоветской» деятельности, кроме нескольких фотографий родных, обнаружить не смогли.
Надпись на книге Евангелия подаренной сыну Григорию.
Отец Ардалион надписал: «Это так нужно, здесь люди не от злобы от своей действуют, а это Бог через них хочет испытать мое терпение и смирение. Буду все терпеть ради Иисуса Христа»
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/
Арест
Отец Ардалион отрицал предъявляемое ему следователем обвинение – участие в контрреволюционной организации, о существовании ее он даже не знал. Тогда были предъявлены показания арестованных священников, в которых они оговаривали и себя, и его, но все их отец Ардалион категорически отверг.
Из очной ставки священника:
Следователь: «Вам делается уже четвертый раз очная ставка по конкретным фактам вашей контрреволюционной деятельности. В данном случае по показаниям свидетеля .... изобличаетесь как непримиримый враг советской власти. Следствие предлагает прекратить заниматься запирательством и давать конкретные показания о вашей контрреволюционной деятельности».
Архимандрит Ардалион: «Следственная власть не только не может обвинить меня в контрреволюционности, а даже в простой нелояльности к ней.... Показания свидетеля .... считаю ложными .... Приписываемого мне разговора с ним не вел, хотя он был у меня в декабре ... с неизвестной для меня целью».
«Я еще раз подтверждаю, что никаких контрреволюционных рассуждений я не вел».
Отец Ардалион был единственным из десяти обвиняемых, который «упорно» не признавал своей «вины» ни на допросах, ни на очных ставках.
Условия содержания в челябинской тюрьме были ужасающими.
Временами в тюрьме находилось до восьми тысяч человек, камеры были переполнены, в 13-местную камеру помещали сто пятьдесят заключенных, а в 30-местную – триста восемьдесят. Люди задыхались, не имели возможности не только лечь, но и сесть.
Сами работники НКВД рассказывали позднее о том, как они издевались в челябинской тюрьме над узниками. «В комнату заводили одновременно по 90 человек, делили их по 30 человек и ставили на колени по ту и другую сторону. В таком положении держали по 5-7 суток, не давая им вставать, добиваясь признания. Если арестованный не признавался на стойке, то брали его за ноги и ставили вниз головой, держали, пока не признается. Мы брали двух человек из камеры, и они держали арестованного вниз головой. Брали за голову арестованных и гнули. Так добивались от них признания».
Через такие пытки, скорее всего, пришлось пройти и 60-летнему архимандриту Ардалиону, но все же он не дал признательных показаний.
После приговора отец Ардалион был отправлен в Котласский пересыльный лагерь Архангельской области, а затем в Ухтпечлаг и вскоре – в Воркутпечлаг.
Заключенные в этом лагере занимались разведкой и добычей нефти, газа, радия, угля и асфальтитов, лесозаготовками и другими тяжелыми работами.
Приговор преподобномученику Ардалиону (Пономареву)
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/
Кончина
В 1939 году следователи, которые сфабриковали дело о мифической контрреволюционной организации, по которому был осужден отец Ардалион, были арестованы, обвинены в преступных методах ведения следствия и приговорены в 1941 году к высшей мере наказания – расстрелу.
Последняя тюремная фотография прпмч. Ардалиона (Пономарева), 1937 год
Фото сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/
Канонизация
Из воспоминаний внучки преподобномученика Ольги Григорьевны Пономаревой:
«Дедушку арестовали, а всего через год был арестован и папа. Мама осталась одна со мной на руках, мне было меньше года… Мы очень долго не видели папу – я с ним познакомилась, когда мне было шестнадцать лет.
Он вернулся из ссылки, с Колымы и сразу попытался узнать что-либо о своем отце, но это не удалось. Потом в восьмидесятые, в девяностые годы и он, и его старшая сестра Мария Александровна вновь и вновь искали, где дедушка, где его могила. Писали и в Москву, но никакого ответа не получили. Так папа до конца своих дней и не узнал, что стало с его отцом.
Потом я тоже пыталась найти сведения в архивах – и ничего, исчез человек. А несколько лет назад сестры (Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге) – спасибо им! – каким-то образом разыскали, куда дедушка был сослан.
Чтобы узнать о месте ссылки отца Ардалиона, сестры разослали письма в несколько десятков архивов, и, наконец, из одного из них пришел долгожданный ответ: после приговора архимандрит Ардалион был отправлен в Архангельскую область, в пересыльный лагерь города Котласа. Этот лагерь пользовался особо дурной славой.
В наскоро построенных земляных шалашах, где зимой температура не поднималась выше четырех градусов, выживали немногие заключенные. В лагере умирало так много людей, что их едва успевали хоронить; большие братские могилы не засыпали землей, пока они не заполнялись телами доверху.
В Котласе отец Ардалион провел несколько месяцев, а затем был отправлен в Воркуту.
Сестры дали мне адрес архива в Сыктывкаре, где могли быть сведения о кончине дедушки. Я написала письмо, и получила ответ: 29 июля 1938 года умер от истощения в стационаре лагерного пункта «Адак». Похоронен на гражданском кладбище в отдельной могиле. К правой ноге была привязана табличка с указанием фамилии, имени, отчества и даты смерти.
Исповедничество отца Ардалиона – это плод духовного пути, по которому он следовал в течение всей жизни. Любовь к Богу и ближним, молитва, ревность к богоугождению, деятельное исполнение Евангельских заповедей всегда были главным для него, мученичество же явилось лишь венцом его святой жизни.
Сын прмч. Ардалиона – протоиерей Григорий Пономарев
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/
Электронные ресурсы