Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский
(Константин Александрович Островидов)
20 мая (1 июня н. ст.) 1875 (или 1978) – 2 мая 1934
Константин Островидов родился в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии Александра и его супруги Анны. В семье Островидовых Константин был вторым ребенком, у него было четверо братьев и две сестры.
Учёба
Аттестат об окончании Константином Островидовым Саратовской Духовной семинарии
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/1674-2/#jp-carousel-4528
В студенческие годы ярко проявились гуманитарные дарования Константина Александровича, интерес к отечественной словесности, философии и психологии. Он стал одним из активнейших деятелей и товарищем председателя студенческого философского кружка. Для кандидатского сочинения он выбрал тему «Брак и безбрачие».
Казанская Духовная академия
Фото с сайта https://tatmitropolia.ru/persons/p/?id=66296
Служение
Свято-Троицкий монастырь, г. Хвалынск
Автор фото Валерий Антипин, 30 апреля 2012
Фото с сайта: https://sobory.ru/photo/129589
Во время своего пребывания на Свято-Троицком подворье проявились незаурядные дарования иеромонаха Виктора на поприще миссионерской деятельности.
Епископ Виктор за работой
Фото с сайта https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/person.php?id=191
Александро-Невская Лавра, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта https://zen.yandex.com/media/id/5cb1d440456a7000b3a1a30e/ubiica-iz-aleksandronevskoi-lavry-5cdd6b74c742ea00b3459025
В Вятке владыка был постоянно окружен народом, который видел в никогда не унывающем и твердом архипастыре поддержку для себя среди неустройств и тягот жизни.
Владыка Виктор был характера прямого, чуждого лукавства, спокойного и жизнерадостного, и, может быть, поэтому он особенно любил детей, находя в них нечто сродное себе, и дети в ответ любили его беззаветно. Во всём его облике, образе действий и обращении с окружающими чувствовался подлинный христианский дух, чувствовалось, что для него главное – это любовь к Богу и ближним.
Мужской Трифонов монастырь, г. Вятка (ныне г. Киров)
Фото с сайта https://statehistory.ru/3720/Fotografii-dorevolyutsionnoy-Vyatki/
Аресты, тюрьмы и ссылки
«Начало его деятельности, – писал епископ Николай (Покровский), – не понравилось коммунистам; его проповедь, сам проповедник и высшая церковная власть, открывшая Уржумскую епископию, вышучивались в «Деревенском коммунисте», чем, видимо, не смущался владыка и продолжал свое дело, свою проповедь, привлекавшую в храм народные массы. В среду на первой неделе поста, после литургии, в церкви владыку Виктора арестовали и отправили в заключение».
Епископ Виктор был приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Находился в заключении в течение пяти месяцев и был освобожден.
Епископ Виктор (Островидов) благословляет на праздничном богослужении
Фото с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Епископ_Виктор_(Островидов)_благословляет_на_праздничном_богослужении.jpg
Из анкеты в следственном деле:
«Состав семьи: брат Александр – помощник начальника пароходной кампании в Камышине, брат Николай – священник г. Дубовка, мать – Анна Ивановна (70 лет, старица), ее сестра Мария Ивановна (42 года, вдова, больная) – проживают в Камышине».
Владыку Виктора обвинили в том, что он содействовал и помогал архиепископу Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди, которые, по мнению, властей, имели контрреволюционное содержание.
Оба архиерея были перевезены в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через некоторое время архиереи были переведены из внутренней тюрьмы в Бутырскую. Архиереи обвинялись в «создании нелегальной епархиальной канцелярии» по статье 69 УК РСФСР (уклонение лиц, освобожденных от воинской службы, от выполнения назначенных работ).
Бутырская тюрьма, г. Москва
Фото с сайта http://retromap.ru/show_pid.php?pid=77801
Епископа определили в 4-е отделение лагеря, расположенное на главном Соловецком острове, и назначили на работу бухгалтером канатной фабрики.
Участвовал в тайных богослужениях «рискуя быть запытанными и расстрелянными, владыки Виктор (Островидов); Иларион (Бельский); Нектарий (Трезвинский); Максим (Жижиленко) не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершали тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов».
Соловецкий лагерь особого назначения
Фото с сайта https://historyscriber.livejournal.com/8197.html
Местом ссылки епископу была назначена деревня Караванная вблизи районного села Усть-Цильмы (Республика Коми).
В Усть-Цильме епископу стали помогать монахиня Ангелина и послушница Александра, подвизавшиеся ранее в одном из монастырей Пермской епархии и сосланные сюда после закрытия обители.
Дом в Усть-Цильме, где проживал владыка Виктор в ссылке
Фото с сайта http://nkvd.tomsk.ru/researches/passional/ostrovidov--konstantin-aleksandrovich/
В Усть-Цильме в это время находилось много ссыльных, в том числе священников и православных мирян. Незадолго до приезда в Усть-Цильму преосвященного Виктора власти закрыли в селе православную церковь, и ссыльные вместе с местными жителями пытались добиться разрешения на ее открытие. Уже найден был священник, у которого кончился срок ссылки и который дал свое согласие остаться в селе и служить в храме, если бы его удалось отстоять перед властями. Но пока служб не было, ключи от храма находились у верующих, и они пускали ссыльных священников и мирян в храм для спевок.
Епископ Виктор (Островидов) в ссылке. 30-е годы XX века
Фото с сайта https://nkvd.tomsk.ru/researches/passional/ostrovidov--konstantin-aleksandrovich/
Сразу же после ареста начались допросы. Следователи потребовали от владыки, чтобы он оговорил других арестованных.
В течение первых восьми суток допросов ему не разрешали присесть и не давали спать. Протокол с нелепыми обвинениями и лживыми показаниями был заготовлен заранее, и сменяющие друг друга следователи сутками повторяли одно и то же, крича заключенному в уши – подпиши!
Однажды владыка, помолившись, перекрестил следователя, и с тем случилось нечто подобное припадку беснования – он стал нелепо подпрыгивать и трястись. Епископ помолился и попросил Господа, чтобы не случилось вреда этому человеку. Вскоре припадок прекратился, но вместе с этим следователь снова приступил к владыке, требуя, чтобы тот подписал протокол.
Но все усилия его были напрасны – святитель не согласился оговорить ни себя, ни других.
После первых допросов часть арестованных была заключена в тюрьму в Архангельске, а часть под конвоем доставлена в тюрьму в Усть-Сысольск (ныне г. Сыктывкар), куда был отправлен и епископ Виктор.
В тюрьме владыка сам убирал камеру, участвовал в различных хозяйственных работах. Однажды, вынося мусор на помойку в тюремном дворе, он увидел среди отбросов блестящую дощечку и попросил у конвоира разрешение взять ее с собой. Тот разрешил. Эта дощечка оказалась иконой Христа Спасителя, копией с чудотворного образа, находившегося в Свято-Троицком Стефано-Ульянском монастыре Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. После освобождения из тюрьмы владыка поместил эту икону в киот и хранил в нем антиминс, освященный в свое время епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии Амвросием (Гудко).
Его поселили в доме председателя сельсовета. Он помогал его семье в простых хозяйственных работах.
Сюда к нему приехала послушница Александра, а монахиня Ангелина осталась в Усть-Цильме.
Работа епископа здесь заключалась в пилке и колке дров. Хозяева дома, где жил епископ Виктор, полюбили доброго, благожелательного и всегда внутренне радостного владыку, и хозяин часто приходил к нему в комнату поговорить о вере.
Владыка часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы.
Получая от своих духовных детей из Вятки и Глазова посылки, он раздавал их местным жителям, впавшим в нищету в результате коллективизации и изъятия из деревень продовольствия.
В конце апреля владыка написал монахине Ангелине в Усть-Цильму, приглашая ее приехать. Он писал, что близятся тяжелые, скорбные дни, которые будет легче перенести, если молиться вместе. И в субботу, 30 апреля, она была уже в Нерице у владыки. В этот день у него поднялась высокая температура и появились признаки серьезной болезни. Пришедший к преосвященному врач-священник сказал, что владыка заболел менингитом. В больницу его не смогли отправить из-за разлившейся реки.
Могила святителя Виктора на кладбище в Нерице, Усть-Цилемский р-н Республика Коми
Фото с сайта: http://nkvd.tomsk.ru/researches/passional/ostrovidov--konstantin-aleksandrovich/
Из воспоминаний академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о встречах с владыкой Виктором на Соловках:
«Владыка был всегда улыбчивым, радостным, с глубокой благодарностью Богу принимавшим все страдания. Он был счастлив пострадать за веру. Как сейчас помню его, улыбающегося, на "площади генеральных поверок" у Соловецкого Преображенского собора. Его насильно побрили и при этом поранили, так как он сопротивлялся. Он был повязан полотенцем, и шел он в рясе, выстриженной фестонами по подолу (мучители «укорачивали» его длинные одежды). У него не было злобы на охранников, проделавших все это с ним.
Я думаю, он вполне мог называть их, как протопоп Аввакум, «дурачками» и «бедными». Тогда на площади мы не знали, как себя вести – то ли улыбаться в ответ на его радостные улыбки и рассказ, то ли печалиться по поводу его страданий.
Из книги Владимира Семибратова
«Он был счастлив пострадать за веру».
Профессор Иван Михайлович Андреев, находившийся в Соловецком концлагере вместе с владыкой, вспоминает:
«Владыка Виктор был небольшого роста... всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. «Каждого человека надо чем-нибудь утешить», – говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда после полугодового перерыва открывалась навигация и в Соловки приходил первый пароход, тогда обычно владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего...
Беседы между владыками Максимом и Виктором, свидетелями которых часто бывали мы, врачи санитарной части, жившие в одной камере с владыкой Максимом, представляли исключительный интерес и давали глубокое духовное назидание... Владыка Максим был пессимист и готовился к тяжелым испытаниям последних времен, не веря в возможность возрождения России. А владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа».
По материалам сайта: https://drevo-info.ru/articles/14825
Обретение мощей
Из воспоминаний:
Сельчане окружили могилу, с их стороны то и дело доносились насмешки, скептические замечания. Когда верующие дошли до крышки гроба, обнаружилось, что гвозди истлели, время не пощадило даже железа.
Перед тем, как открыть домовину, отец Дамаскин отслужил панихиду, потом осторожно приоткрыл крышку. Мощи святителя Виктора явились нетленными в славе несказанной. Местные жители были тому свидетелями. Они стояли примолкшие, потрясенные, некоторые неумело осеняли себя крестным знамением. И тогда к отцу Дамаскину подошел Марьян Марьяныч и сказал: «Батюшка, народ желает креститься».
Останки епископа-исповедника препроводили в Москву.
Мощи Священноисповедника Виктора (Островидова) в Спасо-Преображенском женском монастыре г. Вятка
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/2018/07/01/1-iyulya-den-obreteniya-svyatyx-moshhej-sv-viktora-ostrovidova-v-s-nerica-ust-cilemskogo-rajona-respubliki-komi/#jp-carousel-4517
Награды
Канонизация
Электронные ресурсы