Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, викарий Курской епархии
(Иван Дмитриевич Пашин)
08 мая (20 мая н. ст.) 1881 – 11 марта 1938
Иван Дмитриевич родился в местечке Петрикове Мозырского уезда в семье священника Димитрия Пашина, служившего помощником настоятеля местной Свято-Воскресенской церкви.
Мать его, Надежда Васильевна, происходила из известного священнического рода Завитневичей и была дочерью настоятеля Скрыгаловской церкви Мозырского уезда Василия Завитневича.
4 ноября 1881 года священник Димитрий Пашин был перемещен к Симоновской церкви того же Мозырского уезда, и с семьей выехал из Петрикова. Предположительно, в сентябре 1884 года священник Димитрий скончался. Лишившись супруга и кормильца, Надежда Васильевна со своим малолетним сыном Иваном переехала к своим родителям в местечко Скрыгалов. Там маленькому Ване отца заменил его дед священник Василий – человек замечательных внутренних качеств, благочестивый и усердный пастырь. Вероятно, именно он оказал влияние на духовное становление будущего священномученика, заложив в нем ядро христианского благочестия.
Учёба
Во время учебы в Минске Иоанн познакомился с воспитанницей Минской Мариинской гимназии Антониной, дочерью купца Василия (фамилия не установлена) из города Вышнего Волочка Тверской губернии.
Это знакомство переросло в крепкие теплые отношения двух молодых людей, решивших впоследствии навсегда связать свою судьбу.
Иоанн Пашин, ученик 5 класс Минской духовной семинар, 5 сентября 1899 г.
Фото из книги Г. Э. Щеглова «Светильник Христов». Минск, 2008 г.
Служение
Дед батюшки Иоанна, протоиерей Василий Завитневич, принял решение уйти на покой и уступить свой приход внуку. Согласно прошению он был уволен за штат, а на его место настоятелем Скрыгаловской Свято-Никольской церкви назначен священник Иоанн Пашин. В те годы двух пастырей связывало не только духовное общение и кровное родство, но и истинное духовное соработничество.
Отец Иоанн в первую очередь докончил дело, начатое дедом, – достроил часовню в память священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого татарами в окрестности Скрыгалова в 1497 году. Часовня была освящена 1 мая 1905 года в день празднования памяти священномученика. Внутри ее была установлена древняя икона священномученика Макария в богатом киоте, пожертвованном Киево-Печерской Лаврой.
Свято-Георгиевская церковь в с. Прилепы. Фото Я. Балзункевича, начало XX века
Фото из книги Г. Э. Щеглова «Светильник Христов». Минск, 2008 г.
До наших дней сохранилась «Летопись» Прилепской церкви. Отец Иоанн тщательно и в деталях описывал все, что характеризовало церковно-приходскую жизнь в этот период. Регулярно читавший летопись, отец благочинный Константин Попов оставил на ее полях такую запись:
«Слава о. Иоанну, так усердно отнесшемуся к сей книге, к прискорбию, в других приходах совсем заброшенной... Летопись жизни прихода изложена весьма обстоятельно и разносторонне... Читал с удовольствием и благодарю летописца. Благочинный, протоиерей Константин Попов. Минск, 1911 год, январь, 17».
Среди событий в истории Прилепского прихода в «Летописи» отмечается появление в церкви списка Иверской иконы Божьей Матери. Эта икона была привезена с Афона. Писана она была в русском монастыре Св. Великомученика Пантелеймона и освящена «суточным стоянием на Животворящем Гробе Господнем во Иерусалиме».
Крестным ходом от местечка Смолевичи, при громадном стечении народа, икона была торжественно перенесена в церковь Св. Великомученика Георгия Победоносца. Инициатором и вдохновителем этого важного в жизни прихода события был отец Иоанн.
С появлением отца Иоанна на Прилепском приходе церковная жизнь оживилась.
Фрагмент «Летописи» Прилепской церкви
Фото из книги Г. Э. Щеглова «Светильник Христов». Минск, 2008 г.
Преподавание
Кроме поучений, произносимых в проповедях за богослужением, отец Иоанн организовал при храме продажу молитвословов и книг духовного содержания.
Награды
В 1915 году семью постигло и личное горе: умерла матушка отца Иоанна, Антонина Васильевна. Ей было тогда всего тридцать два года. В летописи по этому поводу есть краткое, исполненное глубокой печали замечание:
«Священника Иоанна Пашина постигло тяжкое испытание: 20 апреля после тяжелой болезни скончалась его жена... Помоги, Господи, нести тяжкий крест вдовства!».
Овдовев, отец Иоанн остался с двумя несовершеннолетними детьми – восьмилетним сыном Василием и тринадцатилетней дочерью Надеждой.
Супруга священника Иоанна Пашина Антонина Васильевна с дочерью Надеждой
Фото из книги Г. Э. Щеглова «Светильник Христов». Минск, 2008 г.
Учёба
Показательно «Удостоверение», выданное ему Преосвященным Митрофаном (Краснопольским), епископом Минским и Туровским, для предоставления в Духовную Академию:
«Сим свидетельствую, что священник Прилепской церкви Минской епархии и уезда Иоанн Пашин принадлежит к лучшей части духовенства. Состоя настоятелем прихода, расположенного среди католического населения, он тесно сплотил около православного храма свою паству. Своей воодушевленной проповедью создал в приходе движение к трезвости и как идейный работник в борьбе за трезвость принимал горячее участие в Московском противоалкогольном всероссийском съезде. Решение продолжить образование в Духовной Академии у него появилось сейчас же после смерти его жены и, вероятно, выношено было еще во время ее продолжительной болезни. Настоящее удостоверение выдано о. Пашину согласно его просьбе для предоставления в одну из Императорских Духовных Академий при возбуждении ходатайства о принятии его туда для продолжения образования».
На время учебы отцу Иоанну пришлось жить в Петербурге, и только во время каникул и кратковременных поездок он мог посещать своей Прилепский приход, настоятелем которого по-прежнему оставался.
Служение
Пресс-папье из личных вещей епископа Иоанна (Пашина)
Фото из книги Г. Э. Щеглова «Светильник Христов». Минск, 2008 г.
Часто выезжал на приходы вверенного ему викариатства, указывая при встречах с православными верующими на то, что во взаимоотношениях с властями «нужен мир, спокойствие и послушание». Делал все возможное на поприще духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В Петрикове епископ Иоанн запомнился «...высоким, русоволосым человеком, с голубыми глазами, любящим Бога и людей, добрым, заботливым, певшим на клиросе, когда появлялась возможность. Прихожане, – как вспоминает местная жительница А.М. Андрюк, – тоже любили его. Однажды, когда он стоял на клиросе, житель Петрикова по фамилии Лапето выстрелил в епископа, но певчая Антонина Книга закрыла пастыря собой и была ранена».
Арест и ссылка
Из постановления о привлечении владыки к следствию: «Пашин устроил у себя на квартире преподавание Закона Божия малолетним детям... подрывал авторитет советской школы».
Епископа Иоанна допрашивали дважды. Во время допросов он держался мужественно, сохраняя должное спокойствие духа.
Из свидетельств владыки Иоанна: «... Я, как человек сильных и твёрдых убеждений религиозных, и как епископ, веду работу в пределах, установленных советской властью законов...».
Прокурор дал заключение: «Принимая во внимание, что, несмотря на отсутствие в деле достаточных улик для предания обвиняемого суду, пребывание Пашина Ивана Дмитриевича в пределах БССР, как погранполосе, является в настоящее время социально опасным. А потому полагал бы, что гражданин И. Д. Пашин, епископ Мозырско-Туровского викариатства, должен быть подвергнут выселению через Особое Совещание при ОГПУ из пределов Западного Края...».
Туесок, сделанный епископом Иоанном (Пашиным) в ссылке для своих родных
Фото из книги Г. Э. Щеглова «Светильник Христов». Минск, 2008 г.
Служение
Арест
Кончина
Канонизация
Панагия из личных вещей епископа Иоанна (Пашина)
Фото из книги Г. Э. Щеглова «Светильник Христов». Минск, 2008 г.
Сохранилось письмо владыки Иоанна (Пашина), написанное им из заключения Татьяне Николаевне Гримблит (мученица, 1903–1937 гг.), оказывавшей в те годы материальную помощь ссыльному и томившемуся в тюрьмах духовенству.
С этой замечательной подвижницей владыка Иоанн познакомился во время ссылки в коми край, куда в те же годы была сослана и Татьяна Николаевна. Находясь на свободе, она поддерживала заключенных не только материально, но и словом – через письма.
Возможно для владыки Иоанна (Пашина) она была тогда единственной ниточкой, связующей его с внешним миром.
Мученица Татиана Гримблит. Расстреляна за помощь заключенным
Фото сайта http://www.vladkan.ru/gallery/04181300f.html
«Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, – был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию своему духовнику. Да! Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас – Божий дар. Вы – по милости Божией – поняли, что высшее счастье здесь – на земле – это любить людей и помогать им. И вы – слабенькая, бедненькая – с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова Божий, сказанные устами святого апостола Павла: «Сила Моя в немощи совершается». Дай Господи Вам силы и здоровья много-много лет идти этим путем и в смирении о имени Господнем творить добро. Трогательна и ваша повесть о болезни и дальнейших похождениях. Как премудро и милосердно устроил Господь, что Вы, перенеся тяжелую болезнь, изучили медицину и теперь, работая на поприще лечения больных, страждущих, одновременно и маленькие средства будете зарабатывать, необходимые для жизни своей и помощи другим, и этой своей святой работой сколько слез утрете, сколько страданий облегчите... Работаете в лаборатории, в аптеке? Прекрасно. Вспоминайте святого великомученика Пантелеймона Целителя и его коробочку с лекарствами в руках (как на образах изображают) и о имени Господнем работайте, трудитесь во славу Божию. Всякое лекарство, рассыпаемое по порошкам, разливаемое по склянкам, да будет ограждено знамением Святого Креста. Слава Господу Богу!».
Внучка священномученика Иоанна (Пашина) Эльвира Давидовна Арсеньева (Дудикова) у памятной стеллы в Скрыгалове
Фото из книги Г. Э. Щеглова «Светильник Христов». Минск, 2008 г.
.
Электронные ресурсы
.