Священномученик Николай Кобранов, протоиерей
(Николай Яковлевич Кобранов)
10 мая (22 мая н. ст.) 1893 – 31 декабря 1937
Николай Яковлевич Кобранов родился в селе Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье сельского учителя Иакова Кобранова, принявшего затем диаконский сан.
Николай Яковлевич брат учёного-востоковеда, епископа Ростовского, викария Ярославской епархии Евгения (Кобранова Евгения Яковлевича).
Учёба
Служение
Крымская, или Севастопольская эвакуация (13–16 ноября 1920 года) – это событие Гражданской войны в России, связанное с эвакуацией морем частей Русской армии и сочувствующего ей гражданского населения из Крыма.
Операция белых войск была заранее проработана и спланирована штабом генерала П. Н. Врангеля, поэтому её выполнение прошло на высоком уровне в сравнении с давкой и паникой в Одессе и Новороссийске.
Эвакуация Русской Армии из Крыма, 1920 год
Фото с сайта https://www.mk.ru/social/2020/11/18/evakuaciya-belykh-iz-kryma-byla-strashnoy-davka-golod-smert.html
Арест
Отец Николай проходил по делу как «взятый в засаде на Троицком подворье». Он был арестован в момент, когда пришел на Троицкое подворье просить место священника в Ново-Спасском монастыре.
Служение
Храм Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве
Фото с сайта https://fb.ru/article/464870/hram-jivonachalnoy-troitsyi-v-kojevnikah-opisanie-istoriya-foto
В начале ХХ века прежнее величие храма, построенного в 1689 году, стало угасать. Со всех сторон он оказался окруженным фабричными и заводскими постройками. Резко уменьшилось число прихожан, и в храме стал ощущаться недостаток средств, так что назначавшиеся сюда священники старались как можно быстрее перейти на другой приход.
В 1925 году храм был закрыт. Две недели храм простоял без богослужений, когда в него был назначен отец Николай. Священник начал с того, что создал вокруг этого храма живой приход.
Понимая, что поддержание благолепия храма – это дело самих прихожан, он обратился к ним с обращением, в котором писал: «Пусть придет на помощь... общехристианское безгранично-великое милосердие. Помогите на ремонт храма. Гибель святыни — есть гибель чести нашей славной и благочестивой веры».
Отец Николай устраивал богословские беседы, приглашая на них известных и авторитетных профессоров.
В храм по просьбе батюшки приносились из других храмов для сугубых молений чудотворные иконы Богоматери и святого мученика и чудотворца Трифона.
Из числа прихожан было создано общество постоянных жертвователей на ремонт и благоукрашение храма. Было заведено, что настоятель храма ежегодно отчитывался перед собранием прихожан о сделанном в приходе и потраченных средствах. Но власти пристально следили за ревностным пастырем.
Протоиерей Николай Кобранов
Фото сайта https://poisk-ru.ru/s25754t3.html
Арест
Отвечая на вопросы следователя, отец Николай сказал: «Я являюсь священником Троицкой церкви, которая представляет из себя историческую ценность … и приходится принимать усиленные меры к изысканию средств на ее поддержание… Сестричество организовано мной в начале моего назначения в этот храм …., на него возложена главная забота о храме, чем оно и занимается…. Для этой же цели были введены членские взносы от верующих, которые поступают и вносятся в книги прихода….
Я, как молодой священник, сознательно цели борьбы с советской властью не ставил, и если обращался к верующим, то только в силу своих религиозных убеждений для поддержания храма».
Один из главных руководителей ОГПУ Г. Ягода во время проведения инспекторской комиссии ГУЛАГа в Соловецком Лагере Особого Назначения. Фото конец 1920-х гг.
Фото с сайта https://www.litfund.ru/wsu-football/news/3219/
Ссылка
После батюшка поселился в д. Кукарино Можайского района. Бывая в Москве, встречался с монахинями и игумениями, иногда совершал в квартире богослужения, что впоследствии ему и было поставлено в вину.
Служение
Брат, отца Николая, епископ Муромский Евгений (Кобранов) приезжал по праздникам служить в этом храме. Прихожане с большой любовью вспоминают батюшку Николая, как он служил и каждую среду проводил беседы, раздавал в письменном виде послания о помощи и милосердии, т.к. храм не отапливался и не убирался.
Сам же он с женой, матушкой Людмилой, дочерью Надеждой и сыном жил в этом же храме под колокольней.
Арест
Из протокола допроса, который вел следователь Байбус:
– Известно, что на нелегальных собраниях вы распространяли контрреволюционную клевету о том, что в Советском Союзе жить стало совершенно невозможно, такого рабства, насилия и репрессий нигде нет. Вы это подтверждаете?
– Это я отрицаю. Контрреволюционной клеветы я не распространял.
Во время допроса Байбус, желая уязвить священника, заявил, что даже жена священника считает его помешанным на религиозной почве и вскоре пришлет ему развод. «Но не беспокойтесь, святым вас не сделаем», – зло сказал он.
Отец Николай писал: «Сегодня 260 дней моего третьего заключения… Сегодня 130 дней моей голодовки… Причины в Вас и в Байбусе… Байбус так поставил вопрос, что совершение литургии мной на дому есть государственное преступление. Не изменяя клятве священства и Деснице Всевышнего до смерти, не могу согласиться, что литургия в какой бы то ни было обстановке может быть преступлением.
Не соглашусь с Байбусом, что я должен домашнюю молитву регистрировать у гражданской власти после отделения Церкви от государства. Я законный священник, избранный народом, в этой области подчиняюсь только признаваемому мной епископу. Грубо нарушены принципы веротерпимости и законы отделения Церкви от государства. Здоровьем и жизнью, мукой крайней вынужден в революционной среде защищать неприкосновенность убеждений».
Заявление было «оставлено без удовлетворения».
Николай Яковлевич Кобранов в заключении
Фото с сайта https://poisk-ru.ru/s25754t3.html
Его состояние здоровья было столь тяжелое после длительного голодания, что врачи оставили его в стационаре.
Начальник учетно-распределительной части Читадзе, бывший член партии, осужденный на десять лет заключения за воровство, доносил на священника: «Перед принятием пищи заключенный Кобранов демонстративно крестился, а по утрам, становясь в угол, молился. На себе он носил крест. В лазарете он пользовался большим вниманием со стороны администрации...».
Схема лагпункта «Новая Ухтарка»
Фото с сайта https://web.archive.org/web/20190323224056/http://www.foto-memorial.org/node/10568
Отец Николай давать показания отказался. Поскольку значительную часть заключения он пробыл в лазарете, то с начальника лазарета была запрошена характеристика на священника. Он написал, что священник «лазаретному режиму подчинялся. Религиозен. По мере возможности старался соблюдать религиозные обряды (посты, молитвы)».
11 сентября 1937 года во время допроса отец Николай сказал: «Я не переношу современной суматохи жизни, и для меня совершенно безразлично, дадут ли мне бессрочное заключение, смертный приговор, – я готов принять все, но на волю я не хочу, то есть определяю себя оторванным от настоящей жизни.
Я с прибытием в Ухтпечлаг все время голодал по той причине, что в Москве начальник секретного политического отдела Тимофеев дал мне слово не направлять меня в лагерь, но, однако, я вопреки этому обещанию был направлен. Я очень признателен администрации Ухтпечлага за внимательность ко мне во время моей голодовки, которая является не протестом, а видом самообладания в чуждой обстановке. Конкретно я прошу для себя тюремного одиночного заключения, обещанного мне прокурором прокуратуры СССР Седовым, и прошу этот процесс ускорить».
От подписи в постановлении в предъявленном ему обвинении батюшка отказался, и следователями был составлен акт, что «на поставленные ему вопросы по существу доказанности его виновности... заявил, что он категорически отказывается отвечать на такого характера вопросы, а в противном случае прекратит всякий разговор по его делу, а также отказался от производства очных ставок. Кроме того, заявил, что он человек своих убеждений – иного мира воззрений, что о своих убеждениях он открыто говорил в свое время на Лубянке 2, что с убеждениями можно бороться только или смертью, или терпимостью и что его, Кобранова, может исправить только могила».
В этот же день следствие было закончено, и следователь спросил священника, желает ли тот ознакомиться с материалами следственного дела и что-либо добавить к следствию. Взяв ручку, тот написал: «С материалами следствия ознакомиться желания не имею. Все мое мировоззрение и отношение к Власти изложено начальнику секретного политического отдела Тимофееву и в заявлениях в органы Власти, и комментарии показателей отвожу, как излишне участвующих в ясной договоренности».
Мученическая кончина
Памятный крест «Жертвам Ухтарки» на предполагаемом месте нахождения лагпункта
Фото с сайта http://m.uhta24.ru/foto/foto.php?id=23191&cpage=1
Канонизация
О судьбе семьи батюшки ничего не известно.
Находясь на свободе и в заключении отец Николай Кобранов посылал своим духовным чадам и прихожанам стихи. Вот одно из них:
Молись в день радужного счастья,
Пред трудным подвигом - молись!
Молись, когда грозит несчастье,
Когда смущаешься – молись!
Молись, когда обиду сносишь,
Когда в опасности – молись!
Молись, когда за милых просишь,
За злого недруга молись!
Молись, когда слабеют силы,
Когда возносишься – молись!
Молись у дорогой могилы
За жизнь рожденную – молись!
Молись в минуту искушенья,
Коль победил себя – молись!
Молись в печальное мгновенье,
Чтоб Бог простил тебя – молись!
Электронные ресурсы