Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Территория:Ухта
Тематика:Религия
 
Архитектор, скульптор. Автор памятника Пушкину в Ухте
 
Преподобномученик Сергий Крестников, послушник
01 июля (14 июля н. ст.) 1893 - 25 апреля 1938
 
Преподобномученик Федор Абросимов, послушник
20 февраля (04 марта н. ст.) 1897 – 02 августа 1941
 
Священномученик Анатолий (Грисюк). 20 августа (1 сентября н. ст.) 1880 – 23 января 1938
 
Священномученик Владимир Соколов, протоиерей
12 июля (24 июля н. ст.) 1883 – 09 сентября 1940
 
Священномученик Григорий Фаддеев, иерей.
14 апреля (26 апреля н.ст.) 1895 – 26 декабря 1937
 
Священномученик Иоанн Богоявленский, иерей.
12 февраля (24 февраля н. ст.) 1892 – 24 декабря 1941
 
Священномученик Иоанн Павловский, пресвитер.
28 января (10 февраля н.ст.) 1876 – 19 сентября 1937
 
Священномученик Николай Рюриков, протоиерей. 05 апреля (17 апреля н. ст.) 1884 – 18 июня 1943
 
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Тохтуев, протодиакон. 09 мая (22 мая н. ст.) 1903 – 17 мая 1943

Священномученик Николай Кобранов, протоиерей

Главная Разделы Новомученики земли Коми Новомученики земли Коми Священномученик Николай Кобранов, протоиерей

Священномученик Николай Кобранов, протоиерей
(Николай Яковлевич Кобранов)

10 мая (22 мая н. ст.) 1893 – 31 декабря 1937

Nikolai-Yakovlevich-Kobranov.jpg

Николай Яковлевич Кобранов родился в селе Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье сельского учителя Иакова Кобранова, принявшего затем диаконский сан.

Николай Яковлевич брат учёного-востоковеда, епископа Ростовского, викария Ярославской епархии Евгения (Кобранова Евгения Яковлевича).

Учёба

  • 1913 го­д – Ни­ко­лай окон­чил Смо­лен­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.
  • 1913–1916 гг. – учёба на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Вар­шав­ско­го уни­вер­си­те­та.

Служение

  • 1916–1920 гг. – служил певчим Крестово-архиерейской церкви в г. Симферополя Мелитопольсой губернии, а за­тем ипо­ди­а­ко­ном у Та­ври­че­ско­го ар­хи­ерея.
  • 1918 го­д – Николай Яковлевич оказался в Кры­му. Во время отступления армии Врангеля с полуострова он принял решение остаться в России.

Крымская, или Севастопольская эвакуация (13–16 ноября 1920 года) – это событие Гражданской войны в России, связанное с эвакуацией морем частей Русской армии и сочувствующего ей гражданского населения из Крыма.

Операция белых войск была заранее проработана и спланирована штабом генерала П. Н. Врангеля, поэтому её выполнение прошло на высоком уровне в сравнении с давкой и паникой в Одессе и Новороссийске.

Evakuaziya-Russkoi-Armii-iz-Kryma-1920-god.jpg

Эвакуация Русской Армии из Крыма, 1920 год
Фото с сайта https://www.mk.ru/social/2020/11/18/evakuaciya-belykh-iz-kryma-byla-strashnoy-davka-golod-smert.html

  • 1920 го­д – Николай Яковлевич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на.
  • С 1920 года по 28 апреля 1922 года – служил в Покровском храме в с. Колги Мелитопольского уезда Запорожской губернии, где был рукоположен во священника.
  • 1922 го­д – в те­че­ние по­лу­го­да отец Николай слу­жил в Но­воспас­ском мо­на­сты­ре в Москве, где его брат, архимандрит Евгений (Кобранов), был наместником.

Арест

  • 5 мая 1922 года – был арестован и обвинен в «соучастие в антисоветской деятельности Патриарха Тихона».

Отец Николай проходил по делу как «взятый в засаде на Троицком подворье». Он был арестован в момент, когда пришел на Троицкое подворье просить место священника в Ново-Спасском монастыре.

  • 9–10 мая 1922 год – содержался в камере предварительного заключения при ГПУ в Москве.

Служение

  • 1923 го­д – батюшка был на­прав­лен слу­жить в храм в с. Вос­кре­сен­ское Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
  • 1925 го­д – свя­щен­но­на­ча­лие на­пра­ви­ло от­ца Ни­ко­лая на­сто­я­те­лем в храм Свя­той и Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ко­жев­ни­ках в Москве, где он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

Hram-Ghivonachalnoi-Troizy-v-Koghevnikah-v-Moskve.jpg

Храм Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ко­жев­ни­ках в Москве
Фото с сайта https://fb.ru/article/464870/hram-jivonachalnoy-troitsyi-v-kojevnikah-opisanie-istoriya-foto

В начале ХХ века прежнее величие храма, построенного в 1689 году, стало угасать. Со всех сторон он оказался окруженным фабричными и заводскими постройками. Резко уменьшилось число прихожан, и в храме стал ощущаться недостаток средств, так что назначавшиеся сюда священники старались как можно быстрее перейти на другой приход.

В 1925 году храм был закрыт. Две недели храм простоял без богослужений, когда в него был назначен отец Николай. Священник начал с того, что создал вокруг этого храма живой приход.

Понимая, что поддержание благолепия храма – это дело самих прихожан, он обратился к ним с обращением, в котором писал: «Пусть придет на помощь... общехристианское безгранично-великое милосердие. Помогите на ремонт храма. Гибель святыни — есть гибель чести нашей славной и благочестивой веры».

Отец Николай устраивал богословские беседы, приглашая на них известных и авторитетных профессоров.

В храм по просьбе батюшки приносились из других храмов для сугубых молений чудотворные иконы Богоматери и святого мученика и чудотворца Трифона.

Из числа прихожан было создано общество постоянных жертвователей на ремонт и благоукрашение храма. Было заведено, что настоятель храма ежегодно отчитывался перед собранием прихожан о сделанном в приходе и потраченных средствах. Но власти пристально следили за ревностным пастырем.

Protoierei-Nikolai-Kobranov.png

Протоиерей Николай Кобранов
Фото сайта https://poisk-ru.ru/s25754t3.html

Арест

  • 28 октября 1929 года – отец Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Ему было предъявлено объявление по 58-й статье УК – «антисоветская агитация».

Отвечая на вопросы следователя, отец Николай сказал: «Я являюсь священником Троицкой церкви, которая представляет из себя историческую ценность … и приходится принимать усиленные меры к изысканию средств на ее поддержание… Сестричество организовано мной в начале моего назначения в этот храм …., на него возложена главная забота о храме, чем оно и занимается…. Для этой же цели были введены членские взносы от верующих, которые поступают и вносятся в книги прихода….

Я, как молодой священник, сознательно цели борьбы с советской властью не ставил, и если обращался к верующим, то только в силу своих религиозных убеждений для поддержания храма».

  • 20 ноября 1929 года – Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило заключить протоиерея Николая на три года в концлагерь. Он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения.

Odin-iz-glavnyh-rukovoditelei-OGPU-G.-Yagoda-vo-vremya-provedeniya-inspektorskoi.jpg

Один из главных руководителей ОГПУ Г. Ягода во время проведения инспекторской комиссии ГУЛАГа в Соловецком Лагере Особого Назначения. Фото конец 1920-х гг.
Фото с сайта https://www.litfund.ru/wsu-football/news/3219/

Ссылка

  • 1932 – 1935 гг. – по окончании заключения на Соловках отец Николай был сослан на три года в Казахстан.

После батюшка поселился в д. Кукарино Можайского района. Бывая в Москве, встречался с монахинями и игумениями, иногда совершал в квартире богослужения, что впоследствии ему и было поставлено в вину.

Служение

  • 1936 год – был настоятелем церкви Троицы Живоначальной в Кожевниках в Москве.

Брат, отца Николая, епископ Муромский Евгений (Кобранов) приезжал по праздникам служить в этом храме. Прихожане с большой любовью вспоминают батюшку Николая, как он служил и каждую среду проводил беседы, раздавал в письменном виде послания о помощи и милосердии, т.к. храм не отапливался и не убирался.

Сам же он с женой, матушкой Людмилой, дочерью Надеждой и сыном жил в этом же храме под колокольней.

Арест

  • 27 апреля 1936 года – отец Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

Из протокола допроса, который вел следователь Байбус:

– Известно, что на нелегальных собраниях вы распространяли контрреволюционную клевету о том, что в Советском Союзе жить стало совершенно невозможно, такого рабства, насилия и репрессий нигде нет. Вы это подтверждаете?

– Это я отрицаю. Контрреволюционной клеветы я не распространял.

Во время допроса Байбус, желая уязвить священника, заявил, что даже жена священника считает его помешанным на религиозной почве и вскоре пришлет ему развод. «Но не беспокойтесь, святым вас не сделаем», – зло сказал он.

  • 16 мая 1936 года – отец Николай подал заявление прокурору с объявлением, что он начинает бессрочную голодовку до освобождения.
  • 20 мая 1936 года – начальник секретного политического отдела НКВД Тимофеев пообещал священнику, что лагерь ему заменят ссылкой.
  • 31 мая 1936 года – Особое Совещание при НКВД приговорило отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
  • 29 июня 1936 года – батюшка прибыл в Коми АО, ст. Чебью, Ухтпечлага, а затем на лагпункт Шор.
  • 1 декабря 1936 года – отец Николай вновь объявил голодовку, требуя заменить лагерь тюремной одиночкой или ссылкой.
  • 9 декабря 1936 года – начальник лагпунта отправил своему начальству сообщение, что священник, «находясь за неимением отдельного помещения для его изоляции среди массы этапников в общем бараке, своими выступлениями и проповедованием явно антисоветских идей разлагающе действует на массу».
  • 17 декабря 1936 года – отец Николай был освидетельствован врачами, состояние его здоровья было найдено крайне тяжелым, и он был помещен в лазарет.
  • 21 января 1937 года – священник отправил заявление, адресованное через наркома НКВД Ежова начальнику секретного политического отдела НКВД Тимофееву.

Отец Николай писал: «Сегодня 260 дней моего третьего заключения… Сегодня 130 дней моей голодовки… Причины в Вас и в Байбусе… Байбус так поставил вопрос, что совершение литургии мной на дому есть государственное преступление. Не изменяя клятве священства и Деснице Всевышнего до смерти, не могу согласиться, что литургия в какой бы то ни было обстановке может быть преступлением.

Не соглашусь с Байбусом, что я должен домашнюю молитву регистрировать у гражданской власти после отделения Церкви от государства. Я законный священник, избранный народом, в этой области подчиняюсь только признаваемому мной епископу. Грубо нарушены принципы веротерпимости и законы отделения Церкви от государства. Здоровьем и жизнью, мукой крайней вынужден в революционной среде защищать неприкосновенность убеждений».

Заявление было «оставлено без удовлетворения».

Nikolai-Yakovlevich-Kobranov-v-zaklyuchenii.png

Николай Яковлевич Кобранов в заключении
Фото с сайта https://poisk-ru.ru/s25754t3.html

  • 15 июля 1937 года – отец Николай прекратил голодовку.

Его состояние здоровья было столь тяжелое после длительного голодания, что врачи оставили его в стационаре.

Начальник учетно-распределительной части Читадзе, бывший член партии, осужденный на десять лет заключения за воровство, доносил на священника: «Перед принятием пищи заключенный Кобранов демонстративно крестился, а по утрам, становясь в угол, молился. На себе он носил крест. В лазарете он пользовался большим вниманием со стороны администрации...».

  • 23 июля 1937 года – начальник лагпункта распорядился, чтобы отец Николай был переведен из лазарета на общие работы, но заведующий лазаретом ответил, что этого сделать нельзя, так как состояние здоровья священника после длительной голодовки очень тяжелое.
  • 16 августа 1937 года – отец Николай все же был выписан из лазарета на общие работы.

Shema-lagpunkta-Novaya-Uhtarka.jpg

Схема лагпункта «Новая Ухтарка»
Фото с сайта https://web.archive.org/web/20190323224056/http://www.foto-memorial.org/node/10568

  • 27 августа 1937 года – началось последнее следствие отца Николая. В рамках «операции по приказу 00409» (массовый политический террор в лагерях) ему было предъявлено обвинение в проведении антисоветской агитации.

Отец Николай давать показания отказался. Поскольку значительную часть заключения он пробыл в лазарете, то с начальника лазарета была запрошена характеристика на священника. Он написал, что священник «лазаретному режиму подчинялся. Религиозен. По мере возможности старался соблюдать религиозные обряды (посты, молитвы)».

11 сентября 1937 года во время допроса отец Николай сказал: «Я не переношу современной суматохи жизни, и для меня совершенно безразлично, дадут ли мне бессрочное заключение, смертный приговор, – я готов принять все, но на волю я не хочу, то есть определяю себя оторванным от настоящей жизни.

Я с прибытием в Ухтпечлаг все время голодал по той причине, что в Москве начальник секретного политического отдела Тимофеев дал мне слово не направлять меня в лагерь, но, однако, я вопреки этому обещанию был направлен. Я очень признателен администрации Ухтпечлага за внимательность ко мне во время моей голодовки, которая является не протестом, а видом самообладания в чуждой обстановке. Конкретно я прошу для себя тюремного одиночного заключения, обещанного мне прокурором прокуратуры СССР Седовым, и прошу этот процесс ускорить».

От подписи в постановлении в предъявленном ему обвинении батюшка отказался, и следователями был составлен акт, что «на поставленные ему вопросы по существу доказанности его виновности... заявил, что он категорически отказывается отвечать на такого характера вопросы, а в противном случае прекратит всякий разговор по его делу, а также отказался от производства очных ставок. Кроме того, заявил, что он человек своих убеждений – иного мира воззрений, что о своих убеждениях он открыто говорил в свое время на Лубянке 2, что с убеждениями можно бороться только или смертью, или терпимостью и что его, Кобранова, может исправить только могила».

В этот же день следствие было закончено, и следователь спросил священника, желает ли тот ознакомиться с материалами следственного дела и что-либо добавить к следствию. Взяв ручку, тот написал: «С материалами следствия ознакомиться желания не имею. Все мое мировоззрение и отношение к Власти изложено начальнику секретного политического отдела Тимофееву и в заявлениях в органы Власти, и комментарии показателей отвожу, как излишне участвующих в ясной договоренности».

  • 29 сентября 1937 года – протоиерей Николай Кобранов осужден тройкой при УНКВД Северной области по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу.

Мученическая кончина

  • 31 декабря 1937 года – расстрелян на ЛП Новая Ухтарка и погребен в безвестной могиле.

Pamyatnyi-krest-Ghertvam-Uhtarki-na-predpolagaemom-meste-nahoghdeniya-lagpunkta.jpg

Памятный крест «Жертвам Ухтарки» на предполагаемом месте нахождения лагпункта
Фото с сайта http://m.uhta24.ru/foto/foto.php?id=23191&cpage=1 

Канонизация

  • 1 октября 2004 года – Определением Священного Синода протоиерей Николай Кобранов причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

О судьбе семьи батюшки ничего не известно.

Находясь на свободе и в заключении отец Николай Кобранов посылал своим духовным чадам и прихожанам стихи. Вот одно из них:

Молись в день радужного счастья,
Пред трудным подвигом - молись!
Молись, когда грозит несчастье,
Когда смущаешься – молись!
Молись, когда обиду сносишь,
Когда в опасности – молись!
Молись, когда за милых просишь,
За злого недруга молись!
Молись, когда слабеют силы,
Когда возносишься – молись!
Молись у дорогой могилы
За жизнь рожденную – молись!
Молись в минуту искушенья,
Коль победил себя – молись!
Молись в печальное мгновенье,
Чтоб Бог простил тебя – молись!

 Электронные ресурсы

  1. Николай Яковлевич Кобранов. [Электронный ресурс] // Информационный портал Рузского благочиния «Руза православная». [Б. м.], 2013-2020. URL: http://orthodox-ruza.ru/ruzskoe_blagochinie/novomucheniki_i_ispovedniki/sluzhil_v_ruzskom_uezde_moskovskoj_gubernii/nikolaj_yakovlevich_kobranov/. Дата просмотра: 29.06.2020.
  2. Памяти священномученика Николая Кобранова (1937). [Электронный ресурс] // Рекламный еженедельник «Сто пудов». Дорога к Храму. [Б. м.], 2005-2020. URL: https://gazetastopudov.ru/html_doroga/doroga_228.html. Дата просмотра: 29.06.2020.
  3. Священномученик Николай (Кобранов). [Электронный ресурс] // livejournal. Живой Журнал. [Б. м., б. г.]. URL: https://watanabe-cdg.livejournal.com/115727.html. Дата просмотра 29.06.2020.

 

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика