Священномученик Николай Виноградов, протоиерей
(Николай Михайлович Виноградов)
05 апреля (17 апреля н. ст.) 1876 – 24 декабря 1937
Николай Виноградов, согласно Удостоверению личности, выданному 1-м отделением милиции 27 декабря 1928 года, родился в городе Москве.
По другим сведениям, местом его рождения был город Дмитров, Московской губернии, откуда происходил весь его род.
Внуки полагают, что не только отец их деда, их прадедушка был священником, но и предшествующие поколения фамилии Виноградовых относились к духовному сословию.
Учеба и учительство
Николай Михайлович поселился в доме Вознесенского монастыря, где проживала семья священника Иоанна Митропольского.
1 июля 1898 года он женился на его дочери Антонине Ивановне Митропольской. Венчание состоялось в Покровской церкви на Варварке.
От брака Николая Михайловича и Антонины Ивановны родилось шесть детей: в 1899 году на свет появился старший сын, Георгий. Следом, в 1900 родилась Ольга, в 1902 – Александра, в 1905 – Елена, в 1908 – Виктор и после него Зинаида, умершая во младенчестве.
Служение
Вознесенский девичий монастырь, Московский Кремль. Монастырь утрачен
Фото с сайта https://sobory.ru/photo/134729
Историческая справка:
Вознесенский девичий монастырь находился на территории Московского Кремля, на Вознесенской площади около Спасских ворот.
Он был основан в конце XIV века Великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, и являлся усыпальницей Московских Великих княгинь. Монастырь был женский, и до XIX века его называли Стародевичьим (в отличие от Новодевичьего монастыря).
Новое назначение заставило семейство переехать поближе к церкви, в дом № 5 по Кривому переулку. Квартиру приходилось снимать у домовладельца.
Церковь Георгия Победоносца на Псковской Горке, г. Москва
Фото с сайта https://photocentra.ru/work/934185
После трагических событий 1917 года храмы в Зарядье закрывались одними из первых в Москве. В Георгиевской церкви службы были запрещены в 1918 году.
Сыновья выросли, женились. Квартира в Кривом переулке стала тесной, тем более что она представляла собой анфиладу проходных комнат, не очень удобную для сосуществования нескольких семей.
Отец Николай, движимый желанием разделить эту тесноту, поселился со своей супругой в комнате церковной колокольни. Звонить в колокола новая власть запретила, а комната под площадкой для звона была застеклена и достаточно пригодна для скромного быта.
Несмотря на переводы и закрытие Воскресенского монастыря, отец Николай продолжал окормлять сестер монастыря.
Из прошения настоятельницы монастыря игумении Евгении Святейшему Патриарху Тихону от 1 октября 1923 года:
«Припадая к стопам Вашего Святейшества, всепокорнейше прошу, не откажите исполнить мою старческую просьбу о награждении священника Николая Виноградова крестом, за усердную его службу в течение 25 лет и не оставлявшего меня и сестер в трудное время и по выселении нас из обители своим пастырским руководством и делившего с нами вместе все невзгоды этого тяжелого времени». На прошении стоит резолюция Святейшего Патриарха Тихона: «Награждается».
Награды
Около 1935 года Никитская церковь так же была закрыта, и отцу Николаю пришлось опять перебираться на новое место. Совсем недолго прослужил он в церкви Рождества Христова в Измайлове.
Воскресенская церковь в селе Васильевское Рузского района Московской области. Фото 2017 года
Фото с сайта http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=227955
В бывшем церковном доме церкви был размещен сельсовет, поэтому отец Николай с матушкой поселился в ветхой хибарке рядом с церковью.
1930-е годы принесли много скорбей батюшке: умерла дочь, внук, через год после переезда в Васильевское тяжело заболела матушка, ей пришлось переехать в Москву к дочери, где она скончалась от рака в 1936 году.
В эти годы батюшку не оставляли духовные дети, они приезжали к нему из Москвы, в том числе монахини Воскресенского монастыря. Несколько женщин взяли на себя заботы о храме и священнике.
Отец Николай никогда не отказывал людям в помощи, несмотря на больные ноги совершал требы в соседних селах. Служил в храме часто. У него был громкий голос, службу совершал неспешно, внимательно.
Незадолго до ареста председатель сельсовета написал в местную газету клеветническую статью, где утверждал, что священник специально организует службы в церкви, отвлекая людей от работы, и что конфетами завлекает детей в церковь. В справке на арест говорилось, что он «собирает около церкви колхозников и читает им Библию». В 1937 г. на Пасху о. Николай договорился с лодочником, чтобы тот всех, кто идет в храм на службу, перевозил через Москва-реку бесплатно. Потом священника обвинили в срыве «антипасхального» вечера колхозников.
Батюшкины внуки проводили в Васильевском лето. Маленькие детки и среди них один школьник, Коля. Мама, Елена Николаевна, называла его дедушкиным хвостиком.
Куда дедушка, туда и он за ним. На всех васильевских фотографиях они рядом: аккуратный девятилетний мальчик в светлой рубашечке, подпоясанный ремешком, и худощавый пожилой священник, совсем седой.
Коля, сын Николая Андреевича Ушакова, после войны закончил Московский авиационный институт, с 1951 года работал инженером и с любовью сохранял то немногое, что осталось от деда.
Одна из фотографий собственноручно подписана настоятелем церкви: «Протоиерей Николай Мих. Виноградов и Васильевская его хижина». А вверху изображения, в просвете между деревьями, дата – 13/26 июля 1937 года.
Оставались две-три недели до ареста. Батюшка улыбается. Так, как здесь, на этом фото, он не улыбается нигде. А здесь улыбка на лицах у всех – и у церковницы Антонины, что стоит по левую его руку, и у Коли, и у дочери Елены. Жаркие июльские дни 37-года.
Подпись на обороте фотографии сделана батюшкой Николаем: «Протоиерей Николай Мих. Виноградов и Васильевская его хижина». Фото июль 1937 года
Фото с сайта http://agios.ru/lives-of-the-saints/zhitie-svwmch-nikolaya-vinogradova-poslednego-nastoyatelya-hrama/
Маленький Коля помогал отцу Николаю в алтаре, ходил с ним в лес за грибами, часто обращался к нему с разными вопросами.
Один раз он спросил дедушку, как поступать, когда проходишь мимо, быть может, уже закрытого храма – нужно ли снимать шапку и креститься.
Отец Николай ответил: «Если ты чувствуешь, что окружающие тебя воспримут с пониманием и также остановятся и перекрестятся, то всегда остановись и перекрестись. Но если же ты от окружающих ожидаешь враждебную реакцию и какие-нибудь сквернословия, то не приводи их к греху».
Батюшке часто приходилось ходить по окрестным деревням, совершать требы. Хотя у него были больные ноги, и они часто отекали, он никогда людям не отказывал.
Отец Николай не носил светского костюма – всегда ходил в подряснике. Однажды, с трудом возвращаясь в Васильевское, он встретил мужчину, который, увидев батюшку, сказал: «Поп навстречу – пути не будет». Отец Николай без всякой обиды вступил с ним в разговор. Мужчина смутился и объяснил: «Это так говорят, а я ничего плохого не хотел этим сказать».
По воспоминаниям внука – Николая Николаевича Ушакова – это была характерная реакция священника на недоброжелательные слова и поступки.
Между хижиной и храмом стоял красивый надгробный памятник в виде аналоя с развернутой книгой. Отец Николай, когда все уже легли спать или наоборот еще не проснулись, – а он вставал раньше всех и ложился спать позже всех, – останавливался около этого памятника, клал на аналой свой молитвослов и молился. Также он любил заходить на кладбище, молиться у некоторых могил.
Арест
В хижину вошли два человека, приказали священнику одеться и следовать за ними. Накануне батюшка подвернул ногу и поэтому ходил с палочкой. Прихрамывающего его вывели за ограду, завели ненадолго в сельсовет, как вспоминают бросившиеся за ним близкие, а после посадили в машину и увезли в темноту. Больше родные его не видели.
Вместе с батюшкой были арестованы псаломщик и староста, а церковь была закрыта. Отца Николая отвезли в Бутырскую тюрьму.
Из допроса отца Николая Виноградова:
– Следствию известно, что вы среди колхозников вашего прихода вели контрреволюционную деятельность.
– Никогда контрреволюционной деятельности не вел.
На всех допросах он категорически отрицал предъявленные ему обвинения в контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганде.
Кончина
Заключенных в Устьвымлаге чаще хоронили в общих круглых ямах. На месте индивидуальных захоронений остались лишь небольшие холмы
Фото с сайта https://little-histories.org/2016/05/30/gulag_flag/
Канонизация
В декабре 1937 года от отца Николая пришло письмо на адрес дочери Елены, в дом № 50 по Большой Ордынке. На обрывке бумаги было написано:
«Здравствуйте, дорогие детки. Я еще жив. Живы ли вы и где? Работаю. Если можете, пришлите беленьких сухариков, сахару и соли... Адрес мой: город Усть-Вымь. Лагерь НКВД. 3 отдельный участок. Поселок Усть-Коин. З/к Виноградову Николаю.
P.S. Да ниспошлет Вам Господь всякого благополучия».
Дети собрали посылку и направили ее по указанному адресу. Посылка возвратилась назад с пометкой «адресат не значится», а вместо продуктов в ней были камни...
.
Электронные ресурсы