Священномученик Василий Крылов, иерей
(Василий Сергеевич Крылов)
1906 – 31 мая 1942
Василий Сергеевич Крылов родился в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье Сергея Васильевича Крылова, служившего псаломщиком в храме Казанской иконы Божией Матери в этом селе.
Когда Василию исполнилось девять лет, скончалась его мама. Детство и юность его пришлись на мировую войну, революцию и разруху. Если до 1917 года семья псаломщика, наравне с семьями бедных крестьян, имела лишь корову и около гектара земли, то после государственного переворота уже не имела никакого имущества, стала нищей в полном смысле этого слова.
В 1918 году, когда Василию было двенадцать лет, вся семья была лишена гражданских прав.
Учеба
Он попытался поступить в школу, но его не приняли как сына псаломщика, лишенного гражданских прав. В это время его отец стал часто болеть, и Василий помогал ему исполнять обязанности псаломщика.
Дмитровское духовное училище, Московская губерния. Фото 1910 – 1916 гг.
Фото из открытых источников
Служение
Вскоре Василий обвенчался с девицей Анной.
Временно он был направлен служить в Богоявленскую церковь в Елохове в Москве.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве
Фото с сайта https://b1.culture.ru/c/94130.jpg
Трудовой фронт, тыловое ополчение
В 30-е годы XX века многие в стране были бесправными. Людей, не спрашивая, отправляли на самые тяжелые работы. Одни направлялись через тюрьму и приговор в трудовые лагеря на каторжные работы, другие ссылались в трудовые поселения для освоения земель и добычи полезных ископаемых, третьи принудительно призывались в трудовые армии на бесплатный труд.
Власти посчитали, что священник Василий Крылов вполне годен по возрасту для исполнения тяжелых общественных работ.
Служение
Отцу Василию тогда исполнилось всего двадцать восемь лет и он служил с ревностью молодого пастыря, активно, насколько это было возможно, занимаясь миссионерской деятельностью среди молодежи.
Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района
Московской области, 1930-е годы
Фото с сайта http://www.xn----7sbb1axjpd4bs9c2b.xn--p1ai/istoriya_hrama.php
В стране была принята новая Конституция, священнослужителям возвратили гражданские права, и они могли участвовать в различного рода выборах.
Теперь казалось, можно было восстановить прежний обычай – служения в домах прихожан молебнов на великие праздники – Рождество Христово, Крещение и Пасху. Этот вопрос стал предметом обсуждений среди духовенства.
Из письма благочинного Владимирской церкви села Маврино Щелковского района протоиерея Василия Успенского от 2 января 1937 года:
«Добрейший отец Василий, у нас, отцов духовных, сейчас вопрос обоюдоострый относительно хождения в праздничные дни Рождества Христова и Крещения. Моя дочка, Валентина, принесла мне записку от доктора Николая Николаевича о том, что в приходе нет эпидемии. Любые слухи об эпидемиях использовались властями как предлог для запрета богослужений.. Думаю этим и удовлетвориться, не навязываться Районному исполнительному комитету... Мне думается, не лучше ли сходить прямо в Моссовет и там спросить о применении статьи 124 – о свободе отправления религиозных обрядов. Твой предшественник, отец Николай, прислал мне письмо, в котором пишет: «Мы были, я и староста, у юриста по данному вопросу», и он им ответил, что вы можете ходить даже без всякого разрешения в пределах своего прихода. То же самое я слышал и сам от кого-то, только не помню от кого. Теперь относительно мясопоставок. То есть принудительного налога мясными продуктами, который собирался и с тех, кто не имел никакого хозяйства и соответственно должен был покупать назначенные ему в качестве налога продукты на рынке, чтобы сдать их государству.: будешь ли в Районном исполнительном комитете, Моссовете, спроси, подлежат лица духовенства, которые не имеют ничего своего: ни дома, ни усадьбы, никакого рогатого скота, а только имеют восемь штук кур и два гуся, подлежат ли мясозаготовкам? То есть облагаются ли государственным налогом по поставке мяса.. Не знаю, увидимся ли до праздника. Желаю Вам, отец Василий, встретить его в добром здравии и благополучии».
Вызванный впоследствии на допрос председатель сельсовета Семенович показал, что священник Василий Крылов действительно приходил в сельсовет за разрешением – служить молебны на праздник Рождества Христова. После того, как ему было в этом отказано, он заявил, что не подчинится и все же будет ходить с молебнами. «Хоть вы и советская власть, – сказал батюшка, – но по Конституции отошло ваше право издеваться над нами».
30 июля 1937 года вышел секретный приказ НКВД о «репрессировании бывших кулаков.... и других антисоветских элементов».
Арест
Вызванные на допрос свидетелями чистильщик сельскохозяйственных машин и колхозный пастух показали, что священник к мероприятиям коммунистической партии и советской власти священник относился враждебно, увещевая колхозников ходить в церковь и молиться Богу.
Из допроса отца Василия:
– В предъявленном обвинении виновным себя признаете? – спросил его следователь.
– В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Никогда нигде контрреволюционной деятельностью не занимался.
– Я зачитаю вам ряд выдержек из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной деятельности.
Следователь, зачитав показания лжесвидетелей, снова спросил:
– Признаете ли себя виновным и подтверждаете ли показания свидетелей?
– Зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей я не подтверждаю, категорически отрицаю и виновным себя не признаю, так как никогда нигде антисоветских провокационных разговоров и настроений я не высказывал, – ответил отец Василий.
– Что вы можете показать дополнительно по своему делу? – спросил он.
– Дополнить ничего не могу, все показания обо мне свидетелей считаю ложью.
– Какие у вас будут ходатайства по делу?
– Никаких ходатайств по делу у меня не имеется.
На этом следствие было закончено, и отец Василий был отправлен в одну из московских тюрем.
– Какую вы вели агитацию против существующего строя?
– Никакой, – ответил отец Василий.
– В предъявленном вам обвинении признаете себя виновным?
– Виновным себя не признаю.
Выписка из протокола заседания судебной тройки
при Управлении НКВД СССР по МО от 13 октября 1937 года
Фото из открытых источников
Из показаний «свидетелей» об отце Василии:
«В сентябре месяце 1936 года в период копки картофеля Крылов агитировал колхозников за выход из колхозов...».
«...В феврале 1937 года в помещении правления колхоза в разговоре среди колхозников по поводу выборов в Верховный Совет заявлял: «...Ну уж если Сталин нам дал право избирать и быть избранными, то теперь мы посмотрим, за кого голосовать и кого выбирать. Теперь коммунисты не протащат своих людей, хватит, их власть отошла, а мы знаем, за кого голосовать...».
«25 февраля 1937 года я вместе с Крыловым был на квартире... Он мне стал рассказывать о том, как он отбывал наказание в лагерях НКВД... и говорил: "Советская власть над людьми издевается. В лагерях людей заставляют работать непосильно. Кормят плохо, а кто не выполняет работу, того избивают до полусмерти и бросают в карцер. Дают одни селедки. А пить не дают. Вот, действительно, фашисты"».
«29 апреля 1937 года в д. Рязанцы проводилась подготовка к празднованию 1 Мая... Крылов заявил: "...Делать вам нечего, что вы готовитесь к 1 Мая... Вот мы действительно труженики Божии, мы готовимся к своему празднику..."».
Отец Василий отверг обвинения, заявив: «Все показания обо мне свидетелей считаю ложью».
Бараки для заключенных Локчимлага. Фото 1989 года
Фото с сайта https://bessmertnybarak.ru/article/lokchimlag_nkvd_sssr/
Кладбище заключенных Локчимлага. 1930-е – 1950-е годы.
Захоронения производились с 1938 до середины 1950-х годов. Фото 2010 года
Фото из открытых источников
Кончина
Канонизация
Электронные ресурсы