Священномученик Владимир Соколов, протоиерей
(Владимир Иванович Соколов)
12 июля (24 июля н. ст.) 1883 – 09 сентября 1940
Владимир Иванович Соколов родился в селе Александрове Звенигородского уезда Московской губернии в семье священника Ивана Георгиевича Соколова.
Учеба
В семье супругов Соколовых было три сына: Борис, Георгий и Николай.
Московская духовная семинария, ныне академия
Фото с сайта https://tagileparhiya.ru/moskovskaja-duhovnaja-akademija-priglashaet-prinjat-uchastie-v-obuchenii-po-programmam-povyshenija-kvalifikacii/
Учительство
Награда
Служение
За время служения отец Владимир был возведен в сан протоиерея.
Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках, г. Москва
Фото с сайта https://sr-hamlet.livejournal.com/288100.html
Интересный факт:
В 1927–1932 гг. регентом хора в Пименовском храме служил инок Платон – будущий Патриарх Пимен (1910–1990 гг.).
В 1926 году музыкально одаренный юноша, рясофорный инок Платон (в миру Сергей Михайлович Извеков), имевший опыт управления церковными хорами, был приглашен отцом Николаем Бажановым управлять большим (до 70 человек) молодежным хором. Юный регент быстро приобрел признание прихожан.
4 октября 1927 года будущий архипастырь, принял мантийный постриг с именем Пимен, что в переводе с греческого означает Пастырь, в честь преподобного Пимена Великого.
Инок Платон (Извеков). Фото 1926-27 годы
Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyashhennomuchenik-vladimir-sokolov/
Посещение Святейшим Патриархом Пименом церкви Пимена Великого
в Новых Воротниках г. Москвы. Фото 1980-х гг.
Фото с сайта http://pimen.moseparh.ru/main-page/patriarx-pimen-izvekov-i-pimenovskij-xram/
С 1936 года храм стал цитаделью обновленцев* во главе с лжемитрополитом Александром Введенским – это был главный московский храм раскольников, в числе других церквей захваченный ими в смутное для России время.
* Обновленчество – раскольническое движение в Православной российской церкви в 1922–1940-е годы. Раскол возник в мае 1922 года, когда по инициативе и при активной участии органов государственной власти Советской России группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь» попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона, для чего ими было образовано «Высшее церковное управление» (ВЦУ).
Батюшка жил в Москве на Тургеневской улице (ныне ул. Вешних Вод), в доме 13.
Прихожане и священники Пименовской церкви не примирились с захватом храма обновленцами и стали ходатайствовать перед властями о его возвращении.
11 марта 1937 года перед храмом собралось множество православных, требовавших его возвращения. Власти с раздражением отметили это.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, г. Москва
Фото с сайта https://mos-churches.ru/blog/2017/03/20/hram-pokrova-presvyatoy-bogoroditsyi-na-lyishhikovoy-gore/
Арест
Из допроса протоиерея Владимира Соколова:
– Ваша роль в массовом выступлении ваших прихожан в церкви Пимена, имевшем место 11 марта 1937 года?
– Массовое выступление моих прихожан действительно имело место, но я в нем никакого участия не принимал. Это выступление было организовано с целью возвратить нам церковь Пимена, которая незадолго до этого была передана обновленцам.
– Были ли у вас разговоры со своими прихожанами о необходимости проведения кампании с требованием возвращения вам церкви Пимена, переданной обновленцам?
– Да, такие разговоры у меня с моими прихожанами действительно имели место и, когда они ставили передо мной вопрос о необходимости добиться возвращения нам от обновленцев церкви Пимена, то я им говорил, что, по-видимому, это будет лишняя трата времени, так как не было еще ни одного случая, когда бы отнятые у нас церкви и переданные обновленцам, были возвращены нам обратно, но все же, несмотря на это, я им советовал, что, если они хотят добиться возвращения нам церкви, то пусть добиваются законным путем через Моссовет.
– Следствие располагает данными, что по вашему наущению ваши прихожане распространяли разные провокационные антисоветские слухи, приведшие к массовому выступлению церковников 11 марта 1937 года. Вы подтверждаете это?
– Моими прихожанами действительно распространялись разные провокационные слухи, сводившиеся к тому, чтобы во что бы то ни стало отнять обратно церковь Пимена у обновленцев. В конечном итоге это привело к массовому выступлению, но на это я лично никого не наущал и не подстрекал и, когда меня спрашивали, что же делать, чтобы возвратить храм, то я им только говорил, что надо действовать организованно и законным путем через Моссовет.
– Как была претворена в жизнь ваша установка о необходимости организованного требования возвращения вам церкви Пимена?
– По данному мной совету были организованы две делегации, одна из мужчин, другая из женщин, которые организованно ходили в Моссовет с заявлениями, требуя возвращения церкви. Каких результатов добились эти делегации, мне до настоящего времени неизвестно.
– Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Признаю то, что действительно вокруг меня группировались церковники, но эту группировку церковников контрреволюционной я не считаю. В антисоветской деятельности виновным себя не признаю.
Священник Владимир Соколов, монах Пимен (Извеков), духовенство,хор и прихожане у храма. Фото 1928 года из архива Т.С. Шмагиной
Фото с сайта http://mosjour.ru/2017062833/
Из обвинительного заключения от 26 мая 1937 года подписанного начальником УНКВД Радзивиловским:
«В своей повседневной практической к/р деятельности обвиняемый Соколов обрабатывал детей в к/р церковном духе, всячески их запугивая, устраивал молебны к началу и концу учебного года, на которые через родителей привлекал большое количество школьников. Соколов ходил по квартирам и тайно преподавал Закон Божий».
Исправительно-трудовой лагерь Воркутлаг
Фото из открытых источников
Кончина
Канонизация
Электронные ресурсы