Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Тематика:Религия
 
Преподобномученик Платон (Колегов), иеромонах
20 августа (2 сентября н. ст.) 1865 – 15 августа 1937
 
Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит
27 января (08 февраля н. ст.) 1862 – 12 июля 1939
 
Священномученик Алексий Никонов, иерей.
15 октября (27 октября н. ст.) 1881 – 29 октября 1938
 
Священномученик Григорий Бронников, иерей. 27 января (9 февраля н.ст.) 1876 – 31 августа 1937
 
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ми­ро­твор­це­в, иерей.
25 марта (06 апреля н. ст.) 1881 – 18 марта 1938
 
Священномученик Иоанн Павловский, пресвитер.
28 января (10 февраля н.ст.) 1876 – 19 сентября 1937
 
Священномученик Николай Доброумов, иерей. 24 декабря 1876 (6 января н. ст. 1877) - 25 августа 1937
 
Священномученик Николай Гаварин, иерей. 23 декабря 1870 (04 января 1871 н. ст.) – 24 апреля 1938
 
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Тохтуев, протодиакон. 09 мая (22 мая н. ст.) 1903 – 17 мая 1943
 
Священномученик Николай Шумков, иерей
4 ноября (17 ноября н. ст.) 1886 – 21 августа 1937

Вступительная статья

О проекте

В Республике Коми с 2016 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, 11 февраля празднуется Собор Коми святых.

Как поясняет секретарь Сыктывкарской и Коми-Зырянский епархии архимандрит Филипп (Филлипов): «Республике покровительствует Собор Коми святых, который включает в себя четырех святителей, 17 новомучеников. Каждый житель республики, желающий благополучия нашей земле, своим близким, должен отложить в этот день все свои суетные попечения и вознести особые молитвы Коми святым».

Национальная библиотека Республики Коми представляет проект «Святые новомученики земли Коми» созданный при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

Целью проекта стало возрождение исторической православной памяти и популяризация подвига 17 новомучеников и исповедников российских в земле Коми просиявших.

Проект «Святые новомученики земли Коми» сформирован в двух направлениях.

1. Интернет-ресурс размещенный на сайте «Культурная карта Республики Коми», который обеспечивает широкую возможность использования.

В нем представлены жизнеописания 17 новомучеников, фотографии посвященные святым и библиографическая информация для дополнительного изучения темы.

Открывает ресурс статья, священника храма Рождества Христова при Епархиальном управлении г. Сыктывкара Максима Стырова и методиста Центра воспитания и духовного образования ГОУ ДПО «КРИРО», эксперта Общественной Палаты Республики Коми Дениса Оксузьяна «Новомученики и исповедники коми края: духовные ориентиры на третье тысячелетие».

2. Интерактивная передвижная выставка-размышление «Святые новомученики земли Коми» направленная на духовно-нравственное просвещение молодого поколения республики. Выставка оформлена в виде цветных именных постеров, которые рассказывают о жизни и служении 17 святых коми края, представляют их фото и фото церквей, где служили будущие священномученики.

Национальная библиотека Республики Коми благодарит Сыктывкарскую епархию, руководителя Родовой общины потомков репрессированного духовенства Коми края, краеведа А. Г. Малыхину, Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия, Усть-Куломскую центральную библиотечную систему, Музей Истории и культуры Сыктывдинского района Республики Коми и православную газету «Колокол Севера» (г. Ухта) за предоставленные материалы и оказанную информационную поддержку.

 

Методические рекомендации по проведению мероприятий интерактивной передвижной выставки-размышлению «Святые новомученики земли Коми»

 


 

 

Максим СТЫРОВ,
священник храма Рождества Христова
при Епархиальном управлении г. Сыктывкара
Денис ОКСУЗЬЯН,
методист Центра воспитания
и духовного образования ГОУ ДПО «КРИРО»,
эксперт Общественной Палаты Республики Коми
 

Новомученики и исповедники Коми края:
духовные ориентиры на третье тысячелетие

В русском языке слово «мученик» ассоциируется с болью и горестью, поэтому воодушевляет далеко не каждого. В греческом же это понятие звучит более победоносно: «μάρτυς» – свидетель, очевидец. То есть человек, показывающий своей неустрашимостью перед лицом пыток и убийства, что увидел, познал нечто более значительное, чем временное земное счастье – вечную божественную любовь.

Христос предупреждает всех Своих учеников, что за жизнь по правде и за веру в Него как Сына Божьего им предстоит принимать отвержения и смерть: «А как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19).

На протяжении девяти с лишним веков наша страна почти не знала массового богоборчества: вера была принята народом сравнительно мирно. Но с приходом к власти большевиков в 1917 г. Русской Церкви предстояло доказать, что Православие – это не показное наружное благочестие или политическая идея, а подлинное сердечное сокровище. Дадим небольшой исторический обзор этих гонений.

В марте 1917 г. в России прекратила своё существование императорская власть. Спустя полгода, 28 августа (здесь и далее все даты – по новому стилю) был открыт Поместный собор Российской Православной Церкви – событие эпохального масштаба, о котором начали говорить по меньшей мере за полвека. Но уже во время заседания, 7 февраля 1918 г. в Киеве был убит митрополит Владимир (Богоявленский). Ныне в ближайший воскресный день к этой дате Русская Церковь молитвенно чествует всех новомучеников и исповедников ХХ века.

5 февраля 1918 г. был опубликован декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», согласно которому религиозные организации лишались прав юридического лица и владения собственностью, а во всех общеобразовательных учреждениях запрещалось преподавание религиозных вероучений.

Тогда же в стране заполыхала гражданская война, во время которой «красными» были замучены и преданы смерти множество священнослужителей и простых верующих. В Республике Коми в это время был убит сщмч. Димитрий Спасский, подверглись закрытию Кылтовский Крестовоздвиженский женский и Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастыри.

В 1919 г. начинается кампания по вскрытию мощей. Сопротивление служителей Церкви этому глумлению вызвало новую череду арестов и расстрелов. В это же время в церковной среде начинают активизироваться так называемые «обновленческие» группировки. Сначала они ведут речь о «модернизации» богослужения и канонических правил, затем при поддержке гражданских властей затевают раскол. Обновленческая «епархия» была создана и в Республике Коми.

Пользуясь широкомасштабным голодом населения из-за неурожаев, в 1922 г. советская власть разворачивает известные мероприятия по изъятию церковных ценностей, в ходе которой идут показательные процессы и казни.

После кончины патриарха Тихона 7 апреля 1925 г. и в условиях тюремного заключения местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) в 1926 г. на фоне дискуссий о должном высшем церковном управлении вновь идут массовые аресты архиереев, многие из которых попадают в ссылку в Коми-Зырянский край.

Далее, в связи с подписанием митрополитом Сергием (Страгородским) компромиссной Декларации 1927 г. наступает короткая передышка. Однако в 1928-29 гг. репрессии возобновляются: закрываются храмы, уничтожаются святыни, заточаются в тюрьмы священники, начинается принудительная коллективизация. Возникает «катакомбная» Церковь.

После небольшой паузы в 1931-33 гг. террористическая сталинская политика вновь активизируется в 1934 г. Места ссылок и лагеря переполняются страдальцами за веру. Удивительно, но лучшие представители духовенства видели в те годы не только вред, но и пользу для Церкви: «Мне кажется, – писал в 1933 г. епископ Герман (Ряшенцев), – происходит не только разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и поверок».

В 1937 г. начинается так называемый «Большой террор». Историки до сих пор спорят о его причинах, но факты таковы: из Москвы в регионы летели разнарядки с цифрами по категориям «расстрелять» и «в лагеря». В ответ шли рапорта о выполнении, иногда – с просьбой дать дополнительный план. Общая численность репрессированных в этот период оценивается от 1,3 до 1,5 млн. человек, около половины из которых были казнены. В эти же годы пострадали и большинство новомучеников Коми края.

К 1939 г. на своих кафедрах оставалось всего четверо архиереев, функционировало около 100 храмов и ни одного монастыря. В Коми АССР к этому времени были закрыты все приходы, лишь несколько священников тайно совершали служения по домам. Для сравнения, перед революцией в регионе было более 110 зданий богослужебного назначения и столько же иереев. В таких условиях начинается Великая Отечественная война. С самого её начала обескровленная Церковь выступила с патриотическим призывом и с материальной помощью на борьбу против фашизма.

В условиях войны антихристианские гонения естественным образом ослабевают, а 4 сентября 1943 г. в Кремле происходит историческая встреча между руководством Церкви и государства. В результате её возвращаются из лагерей многие архиереи и священники, начинают открываться приходы (в т. ч. в Коми – три), возобновляется издание «Журнала Московской Патриархии», даётся разрешение на открытие богословских курсов, т. е., по существу, отменяяются прежние планы полного уничтожения Церкви. Всего через четыре дня состоялся Архиерейский Собор, на котором после долгих лет смуты были официально избраны органы церковного управления – Патриарх и Священный Синод. В 1945 г. проводится Поместный Собор. К тому времени обновленческие движения окончательно изживают себя.

Но на этом трудности в церковно-государственных отношениях советской эпохи не заканчиваются. В 1947-48 гг. вновь активизируется антирелигиозная пропаганда, возобновляются аресты иерархов, количество храмов сокращается. А после недолгой «оттепели», связанной со смертью Иосифа Сталина, в 1950-е гг. начинаются уже хрущёвские гонения: мощная атеистическая агитация, закрытие приходов, монастырей и духовных школ, резкое повышение финансовых поборов, судебные процессы против архипастырей.

Позднее, во времена брежневского «застоя», столь явных гонений не было, не считая отдельных эксцессов, но церковная жизнь находилась под строжайшей регламентацией со сторо-ны государства, например, осуществлялась обязательная регламентация треб и священнослужителей, была крайне стеснена издательская деятельность.

В 1980-е гг. начинаются подвижки. К тысячелетию Крещения Руси (1988 г.) происходит возврат некоторых святынь и храмов, проводятся несколько научно-богословских конференций, с большим размахом проходит юбилейный Поместный Собор.

Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II и принятие закона «О свободе совести и религиозных организациях» в 1990 г., а затем и распад СССР в 1991 г. окончательно знаменуют собой окончание советского периода церковно-государственных отношений и начало нового – российского, со своими специфическими успехами и проблемами. К 1995 г. в Коми крае было уже 10 православных общин и около 20 священнослужителей. Сейчас в республике насчитывается более 160 храмов и молитвенных помещений, около 170 священнослужителей, 7 монастырей.

В общей сложности за советский период в Республике Коми за веру Христову, по данным фонда «Покаяние», пострадало не менее тысячи человек, включая отбывавших ссылки из других регионов. Из них по представлению Сыктывкарской епархии в лике святых прославлено 17 человек, по представлению других епархий – многие другие.

Канонизация (от лат. «canonizatio» – брать за правило; греч. «canonizatio» – правило) – акт причисления христианина к числу лиц, удостоившихся особой близости к Богу и имеющих возможность покровительствовать членам Земной Церкви. Подчеркнём: канонизация – это не присвоение усопшему каких-либо новых качеств, а торжество Церкви о прославлении Бога в конкретном человеке и обозначение этой личности перед верующими в качестве эталона, образца христианской жизни.

Поэтому, не дерзая выносить суждения о посмертной участи всех пострадавших за веру в Коми крае, Церковь своей духовной властью избрала к настоящему моменту определённых людей, деятельность и кончина которых являются наиболее назидательными для нас. Их жития подробно изложены в разных источниках, мы же попробуем найти в них отдельные яркие, поучительные моменты. Во что верили эти люди, за что умирали, чем дорожили больше жизни?

Свет Христов

Владыка Герман (Ряшенцев) (память 15 сентября) был высокообразованным человеком – кандидатом богословия, инспектором Псковской духовной семинарии, сильным проповедником. В просвещении он видел главный путь к преодолению социальных пороков общества, особенно пьянства и распутства на селе, но эта работа в его представлении должна была быть неразрывно связана с духовной, религиозной составляющей: «Кто или что способно освежить, оздоровить эту больную атмосферу? Вы, конечно, скажете – свет просвещения, страшный всякой духовной тьме. Но он ещё очень слабо мерцает в деревне, чувствуется острая потребность в школах, но в школах с религиозным направлением, нужны просвещённые руководители, но руководители христиански просвещённые», – говорил святитель. Революционеры думали иначе, отделив школу от Церкви и провозгласив высшую свободу человека как возможность осуществлять свои желания, считаясь лишь с государственными законами и правом силы. С каким трудом сегодня возвращаются традиции духовно-нравственного воспитания в российскую школу, какими усилиями приходится нам постигать понятие подлинной внутренней свободы – не как вседозволенности, а как неподвластности злу. Об этой духовной свободе Спаситель сказал: «Всякий, делающий грех, есть раб греха... Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 32-36)!

В 2018 г. в России вновь образовано Министерство просвещения, как оно и называлось с 1802 по 1988 гг. Это слово – просвещение – сейчас почти ушло из лексикона, но смысл его очень глубок, он напоминает о Свете истинном, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Народным просветителем был сщмч. Иоанн Попов из с. Керчомъя (память 23 сентября). В 1909 г. он, тогда ещё не священник, а учитель и лектор народных чтений, был награждён серебряной медалью. Какой свет нужен людям во все времена? Свет физический позволяет действовать в пространстве, свет знаний даёт власть над природой и над людьми, а Свет веры – Иисус Христос – показывает правильную дорогу к Богу. Овладев тайнами окружающего мира, но не познав нищету своей души, человек становится разрушителем, плутает от одной страсти к другой, мечтает, по выражению свят. Игнатия Кавказского, о «земном царстве непрестанного наслаждения грехом». Открытая же Солнцу Правды, орошаемая святыми Таинствами, земля души приносит плоды духовные: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Наверно, поэтому уже немолодой к тому моменту Иоанн Попов принимает иерейский сан в разгар антицерковной кампании по изъятию ценностей, не отрекается от него вплоть до дня расстрела и открыто говорит о недолговечности власти, которая «не в Боге полагала крепость свою» (Пс. 51, 9).

Чистота и красота

Вступая на служение Богу-Слову, будущий сщмч. Стефан Ермолин из Сыктывкара (память 15 сен­тяб­ря) должен был учиться особенно осторожному обращению со своим даром речи. Ведь словами совершаются все священнодействия, словами мы общаемся с Господом через Писание и молитву, словами открываются и исцеляются души человеческие в беседе и проповеди. Не могло не болеть иерейское сердце, слыша на улицах всё нарастающее сквернословие, ещё не затянулись раны и от армейской матерщины. Как донести до людей истину, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37)? Как объяснить, что выражаться матом – это не только некрасиво, постыдно, трусливо, но и навлекать проклятье на свой род, очерняя своих мать, отца, детей и внуков? Принимая в 1926 г. священный сан, отец Стефан указал нам верный путь к исцелению родного языка не только от брани, но и ото лжи, лукавства, лести, пустословия, сплетен и прочих нечистот. Этот путь лежит через осознание того, что слово – часть Образа Божьего в человеке, доверенная нам затем, чтобы строить отношения с Ним и друг с другом: просить, благодарить, славить, каяться, делиться, сотрудничать, доверять, слушать, обещать, сообщать, поддерживать, советоваться... В общем, любить, а не разделяться: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12, 30-31).

Читая Евангелие, замечаем, что более всего чудес Господь Иисус Христос совершал в виде исцеления болящих. «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5, 14), – говорит Он расслабленному, указывая на главную причину недуга – грех. И ученикам повелевает лечить больных, как непосредственно – с помощью Таинств и возложения рук (Мк. 16, 15-18), так и через духовное укрепление на основе правой веры и благочестивой жизни. Два с половиной года учился на врача будущий сщмч. Палладий Попов (память 25 сентября), однако пришёл к более действенной для своих соотечественников из Ижемского района (сёла Гам и Мохча) работе – врачеванию душ Словом Божиим. 23 года потрудился он на этой стезе, а в 1937 г. решили обойтись в этом мире без него. Сегодня вновь закон дозволяет священнику общаться с недугующими не только на дому, и в больницах, наука всё увереннее говорит о духовных факторах здоровья, а Минздрав охотно принимает помощь Церкви в борьбе за жизнь зачатых детей и в пропаганде здорового образа жизни. Услышь сегодня русский народ глас Божий, и сколько болящих, оставив свои грехи, получили бы утешение душе и укрепление плоти! Множество онкологических палат опустело бы, освободившись от сторонников блуда, абортов, курения, переедания и затяжных обид. В хирургических отделениях поубавилось бы лихачей, пьяниц и драчунов. Куда меньше бы стало сердечных и нервных заболеваний, если бы мы осознали, что здоровье – это тоже дар Божий для служения Ему и обществу, и возлюбили бы посты, физические нагрузки и общение с природой. «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40, 29-31).

Какое драгоценное явление в нашей расчётливой и торопливой жизни – красота! Красота облика, поступка, речи, творений рук человеческих. А ведь первоисточником всякой красоты является Творец, мы это видим прежде всего через гармоничность природы. А ещё иногда доводится созерцать, как духовная красота чистого сердца отражается на лице, семье и всех делах христианина, прямо глаз не отвести. И по фотографиям, и по воспоминаниям современников очевидно, что таким был псаломщик Михаил Ерогодский из с. Важгорт (память 31 августа). Любуясь им и его трудолюбивой семьёй, сколько бы мы смогли сегодня сберечь сил и денег, понапрасну уходящих на вычурную одежду, косметику и всякие побрякушки! Насколько привлекательнее, чище и уютнее могли бы стать наши города и сёла! С какой заботой и благоговением мы бы стали хранить нашу землю, а не потреблять и расточать её! И таким образом, восходя через благолепие земное к красоте нетленной, мы приготовились бы к вхождению в "святый город Иерусалим, новый, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр. 21, 2).

Власть и верность

«Реакционно настроенный тихоновец» – так говорится в следственной характеристике отца Всеволода Потёминского из с. Семуково (память 19 сентября). В то время это означало не просто личную симпатию к Патриарху Всероссийскому, а отношение к догмату о Церкви, её каноническому укладу. Оппозицию «тихоновцам» составляли обновленцы, ратовавшие за упрощение богослужения, введение женатого епископата, двоебрачие для священников, сокращение или даже ликвидацию монастырей и т.д. Сторонники же Святейшего Тихона стояли на позиции недопустимости отмены святых канонов, т.е. строгих правил и норм жизни, установленных Вселенскими и Поместными Соборами и святыми отцами на основании Слова Божьего. Особенно дорогим для них было восстановленное на Поместном Соборе 1917-1918 гг. после двухсотлетнего отсутствия патриаршество как должная форма управления Русской Церковью: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух» (34-е Апостольское правило). В 20-30-е гг. ХХ в. от священников требовалось немалое мужество и принципиальность, чтобы противостоять обновленцам, поддерживавшимся по временам властями, но скоро, впрочем, рассеявшимся «как прах, возметаемый ветром» (Пс. 1, 4).

Господь кратко и ёмко дал эталон церковно-государственных отношений: «Кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12, 17), но эта тема, кажется, не даст покоя до скончания веков. Кто-то не мыслит спасения без православной монархии, другие, наоборот, считают неправомерным любое сотрудничество Церкви и органов власти, третьи объявляют греховной всякую привязанность к земному Отечеству. Тогда, на рубеже эпох, этот спор был не кабинетным, а вопросом жизни и смерти. Как, например, должен был отнестись отец Димитрий Спасский из с. Усть-Нем (память 19 сентября) к появившемуся там в 1918 г. отряду красноармейцев под руководством Морица Мандельбаума? Если бы они были действительно новым правительством, т.е. исправляли жизнь к лучшему, сдерживали зло, то, как и всякий христианин, подчинился бы всем разумным требованиям, ибо «нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). Но ведь они сразу показали себя как выпивохи, грабители и насильники. Поэтому пастырская совесть велела сказать односельчанам правду, что Господь воздаст каждому по делам его. Служитель Церкви был с издевательством убит. Но не остался тщетным глагол Божий: весьма скоро злополучный командир сам попал под трибунал. В назначенное время скажет о нём своё слово ещё и Страшный суд.

Семья: семя или 7 «Я»?

Глядя на нынешнее положение в семейной сфере, очень хочется поговорить об этом на примере наших новомучеников. Они, люди ещё дореволюционной закваски, подивились бы тому, что сегодня на их Родине из десяти браков распадается пять-шесть, две трети населения по опросам не видят особого греха в добрачных «пробах» и блудном сожительстве, а четверть не особо порицает и прямую измену. Официальный пуск этому процессу половой свободы был дан ещё в 1917 г., как в законодательной сфере, так и в общественных нравах, но Коми глубинка не сразу сдала патриархальный уклад. Лучше всего для разговора о целомудрии подходит жизнь сщмч. Николая Доброумова (память 25 августа), который, будучи женат, нёс подвиг супружеского воздержания. Усть-Куломский батюшка, умевший и любивший выступать перед молодёжью, поведал бы нам сейчас, что целомудрие – это такое чистое состояние души, которая ради приобщения к божественной любви по образу Святой Троицы и Богочеловека Иисуса Христа удерживается от всякого греха, особенно от незаконной половой связи. Многих слушателей, вероятно, заинтересовали бы слова о том, что полнота супружеской любви напрямую зависит от того, сберегли ли себя жених и невеста в целости до свадьбы. А жена отца Николая, матушка Антонина, хоть и не без ропота несла свой крест, но смогла бы рассказать, что по евангельской строгости развод недопустим, если только вторая половина не убьёт брак грехом прелюбодеяния.

Изучив в духовной семинарии и слушая на великопостных богослужениях Священное Писание Ветхого Завета, отец Павел Малиновский (память 12 сентября), служивший в с. Усть-Вымь, не мог не знать первой заповеди Господа Бога людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Да, при вере в Бога рождение и воспитание детей – это не просто биологическая борьба за существование, а творение новых богоспасаемых личностей для Царства Небесного. В священнической семье было 13 детей! Очевидно было, что восстание против Бога учит людей не размножаться, а наслаждаться: рождаемость, например, снизилась с 40-50 до 20-30 детей на 1000 человек населения в год (сейчас – около 10), аборт из уголовно наказуемого превратился в государственно финансируемое деяние, до трети и более детей стали рождаться вне законного брака, стала повсеместной проблема бесплодия. Доказать своей смертью верность Христу означало для священномученика остаться верным библейским словам: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126, 3-5). Сейчас, после недолговременного периода естественного прироста населения в 2013-2016 гг., рождаемость в России вновь пошла вниз. Для верующих ясно, что вывести страну из демографической ямы смогут не дополнительные льготы и пособия, но желание жить и творить потомство не «для себя», а для Бога.

Знакомясь с жизнью сщмч. Григория Бронникова (память 31 августа), трудно не заметить благородства и богатства (не денежного, конечно) его семьи: отец – уважаемый священнослужитель, мать – многодетная родительница, среди братьев и сестёр – известный врач, священник, двое матушек. Дома – гурьба детей, благоговение к родителям, почтение к труду и к нуждающимся. И ещё один достойный уважения факт: по просьбе прихожан в 1921 г. он переходит служить на место отца из столицы в труднодоступный и небогатый Удорский район. Вот ключевое понятие для разговора об этом человеке: ОТЕЦ. Отцом мы именуем своего зачинателя и кормильца, отцом издавна принято называть священника, отцом-батюшкой величали на Руси царя, отцом мы именуем своего крёстного, да и вообще всякого степенного человека, отцом почитали армейских командиров. Отцом мы благодарно зовём своего Небесного Творца, от Которого «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 15). И разве не бросается в глаза то, что, свергнув царя, восстав против Бога, расстреляв приходских батюшек, народ вынужден был положить на полях сражений изрядную долю своих кровных отцов в 1941-1945 гг.? А как теперь исправить идущую с тех времён безотцовщину в семьях и в головах? Очевидно, что, стремясь к Отечеству Небесному, надо мужественно встать не только на физическую, но и на духовную защиту Отечества земного. «Патриотизм» переводится как «любовь к отцам». Потомки Григория Бронникова уже пошли по этому пути, составив о своих предках целую книгу «Род Бронниковых. Четыре века на Коми земле».

Сокровища на земле и на небе

«Не собирайте себе сокровищ на земле...» (Мф. 6, 19-21) – к исполнению этой евангельской заповеди стремился Михаил Федюнёв (память 23 сентября), принимая монашеский постриг с именем Мелетий и давая обет нестяжания. Немалые деньги проходили через его руки в бытность его казначеем Троице-Стефано-Ульяновского монастыря. Этими же руками совершались святые Таинства и в храме и по домам верующих. Эти же умелые руки кормили иеромонаха в изгнании вплоть до ареста в 1937 г., по примеру ап. Павла: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал; сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 33-34). Не нравилось это людям, верившим, что история – это смена экономических формаций, что материальное первичнее духовного, что хлеб и зрелища насытят всякую человеческую душу. И разве закончился этот спор? Разве не валовой продукт до сих пор стоит во главе наших стратегий и прогнозов? Разве не мнимой бедностью и безработицей сегодня объясняют распад семей и пьянство на селе? Разве не по алчности к благам земным сегодня совершается более половины всех уголовных преступлений? Воистину: пока не станем рабами Божьими, не избавимся от рабства экономическим заботам.

В житии сщмч. Иоанна Павловского (память 19 сентября), служившего в Ижемском (д. Бакур, сёла Мошьюга и Большое Галово) и в Усть-Цилемском (сёла Усть-Цильма и Замежное) районах, находим одну примечательную деталь: «За особые труды и посильные пожертвования по обстоятельствам военного времени преподано благословение Святейшего Синода». Значит, батюшка особое внимание отводил делам милосердия и благотворительности. Милостыня – прекрасное дело, она соединяет людей друг с другом и с Богом. Сострадание ценится и в атеистической среде, но ведь если добро делается не во имя Христа, как учил преп. Серафим Саровский, оно не спасает нас, не приобщает к Царству Небесному, будучи заражено гордостью и тщеславием. Остаться верным Господу для о. Иоанна значило пронести через всю жизнь в своём сердце слова: «И кто напоит вас чашею воды во имя Моё, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9, 41). Думается, что проблему непомерных различий по доходам в современном обществе удастся по-настоящему решить только тогда, когда не только от правительства будут ждать введения прогрессивной шкалы налогообложения и увеличения минимального размера оплаты труда, но и каждый человек научится видеть в другом брата или сестру во Христе.

Прогресс и преображение

Одной из очевидных точек несогласия христианства и социализма стало отношение к научно-техническому прогрессу и неразрывно с этим – к экономическому росту. Церковь, не демонизируя данные явления, держалась слов своей Главы – Христа: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Революционеры же, отвергая всякую религию, верили в «светлое царство свободы» на основе поклонения человеческому разуму и материальным плодам его деятельности. Спор этот между Небом и землёй вечный, сегодня он не только не закончился, но и дополнительно набрал обороты. Из монашествующих, которых порой огульно зачисляют в противники всякого развития, вышло на самом деле немало просветителей, учёных и изобретателей. Но своей аскетичной жизнью монахи всегда предупреждали общество: «И наука должна служить не прогрессу, но преображению; должна она наказывать путь в праведную землю» (святитель Иларион (Троицкий), 1914 г.). Прмч. Платон (Колегов) (память 15 августа) из Троице-Стефано-Ульяновского монастыря, кажется, не вступал в философские споры о технологиях и инновациях. Но он стал и до своей мученической кончины остался живым носителем той духовной традиции, которая до Второго Пришествия будет свидетельствовать о том, что «душа больше пищи и тело – одежды» (ср. Мф. 6, 25).

Во всякие времена, а особенно в советские, служителей Церкви упрекали за «тунеядство», за неучастие в реальном производстве. Это было бы справедливо, если бы все потребности людские сводились исключительно к материальным: еда, одежда, дом. Однако человек – существо ещё и духовное, поэтому ищет знаний (не только утилитарных), мудрости, красоты, общения и т.д. Не объявляем же мы ненужными учителей, поэтов, музыкантов, художников. Так и священник: в своей службе он удовлетворяет высшие духовные запросы человека, помогая ему воссоединиться с Богом. И ещё не было времени или народа на Земле, где бы совершенно угасла эта неутолимая жажда. Не давал покоя труженикам НКВД отец Николай Шумков (память 21 августа), сначала в с. Помоздино, затем в Ыбе. Как и других, его облагали непосильными налогами, посылали на «исправительные» работы, злились за справедливые речи о принудительном труде и коллективизме в СССР. В конечном итоге, когда надо было "закрыть" план по репрессиям, расстреляли. Но ведь иерей не был противником труда, он работал физически (в семье было четверо детей), и преподавал в школах и училищах. Но превыше всего – работал Господу через молитву, богослужение в храме, требы по домам, проповедь Слова, личные беседы с верующими. И разве созданные в те годы богоборчества, а ныне гибнущие шахты, колхозы, леспромхозы не свидетельствуют о необходимости освящения земных начинаний Небесным благословением, о том, что «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1)?

Немощное Божье сильнее человеков

Закономерно, когда храмы защищают священнослужители: богослужение – это сердце христианской жизни, высшая радость и утешение для иерея, это и основа его положения в обществе. Но особенно трогательно, когда и мирянин проникается такой же любовью к Дому Божьему, берёт на себя разные послушания, оказывает финансовую помощь общине, ревностно хлопочет против закрытия прихода. И если не оставляет всего этого даже перед лицом гонений и мучений, может искренне сказать словами пророка: «Один день во дворах твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 83,11). Таков был церковный староста Евфимий Кочев (память 18 сентября) из с. Вильгорт. 70-летним стариком он с молитвой на устах защищал в 1937 г. любимый храм от закрытия и поругания. А четыре года спустя его внукам пришлось уже с оружием в руках защищать родную землю от фашистского нашествия. Сегодня в свободной от Гитлера и покаявшейся в репрессиях России построено и восстановлено немало храмов и монастырей. Строя Дом Божий, православный человек делает главное дело – созидание своей души для жительства на Небесах. Сретенский храм на родине мч. Евфимия ждёт своей очереди.

Преподобномученица Елисавета (Ярыгина) (память 12 сентября) – это единственная женщина из новомучеников и исповедников, в земле Коми просиявших. Поначалу она подвизалась в Кылтовском Крестовоздвиженском монастыре, а после его закрытия – в с.Айкино и с.Вильгорт. Чему могут поучиться из её жизни и смерти наши современники, особенно приверженцы феминизма и эмансипации? Может быть, то, что подлинное величие и сила женщины состоит не в житейском равноправии с мужчиной или тем более властвовании над ним (ср. 1 Тим. 2, 12), а в «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Пет. 3,4)? А вместе с тем, какой твёрдостью и благородством наполнен её ответ следователю: «Виновной я себя ни в чём не считаю и от дачи каких-либо показаний о своей деятельности против существующего порядка отказываюсь»! Значит, действительно «Бог избрал немудрых мира, чтобы посрамить мудрых, и немощных мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее – для того, чтобы всякая плоть не хвалилась перед Богом» (1 Кор. 1, 27-29). Иначе говоря, благодать Христова одинаково доступна всякому и может сделать одинаково неустрашимым и несгибаемым человека любого пола, возраста, национальности, социального положения: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса... Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, нет свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 26-28).

Бывает, что ревностного христианина поддразнивают его бывшие сослуживцы, родственники, знакомые: дескать, как это он из грешников в святые собрался. Не может, мол, быть такой искренней перемены в человеке, наверно, говорят, из-за денег или других выгод в Церковь пришёл. А вот Господь иначе смотрит, всех искренне кающихся принимает, и блудных, и грабителей, и даже гонителей. Но принимает порой с испытанием: твёрдо ли возлюбил жизнь Небесную, готов ли и до крови засвидетельствовать своё обращение? Так случилось не только с апостолом Павлом из Тарса, но и с Павлом Елькиным из Шошки (память 15 сентября). Ведь он в своё время и в Февральской революции участвовал, и в коммунистической партии состоял, и даже с Лениным лично общался. Но, разочаровавшись в лозунгах о свободе, равенстве и братстве, вернулся к Тому, Кто «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), примкнув к церковной общине под руководством святителя Германа (Ряшенцева). Но ведь верующим во Христа «дано не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29). Мч. Павел Елькин (память 15 сентября) достойно принял оба этих дара.

Итак, Коми земля имеет мощный духовный ориентир – жития новомучеников ХХ века. Они напоминают нам о подзабытых, но неуничтожимых ценностях: верности, послушании, смирении, духовной красоте, воздержании. Хорошо, если эти люди действительно станут своеобразной иконой (с греч. εικόνα – образ), т.е. примером, образцом как для отдельных верующих, так и для всей стратегии развития региона. В таком случае главной целью органов власти, организаций и каждого жителя должно стать не просто увеличение экономических показателей или создание комфортных условий проживания, а всестороннее – духовное, нравственное, интеллектуальное, социальное, эстетическое, физическое – совершенствование человека. Именно такая сверхзадача способна пробудить и направить в нужное русло огромные внутренние силы народа. Конечно, были, есть и будут споры об эталоне. Для христиан он провозглашён и показан Спасителем: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

.

Список использованных источников:

  1. Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – 816 с.
  2. Единая межведомственная информационно-статистическая система Росстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedstat.ru.
  3. Наследие Стефана Пермского: духовная история и святыни Коми края. – Сыктывкар: Издательство «Эском», 2016. – 228 с.
  4. Новомученики и исповедники, в земле Коми просиявшие. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2017. – 104 с.
  5. Прокофьева Н.Н. Жизнеописания новомучеников, в земле Коми просиявших, части I и II. – Сыктывкар: Полиграф-Сервис, 2007. – 78 с.
  6. Рогачев М.Б., Таскаев М.В. Крестный путь. Трагедия Русской Православной Церкви. 20-30-е годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://syktyvkar-eparchia.ru/index/krestnyj_put/0-13
  7. Сайт «Исторические материалы». Режим доступа: http://istmat.info.
  8. Священномученик Иларион (Троицкий). Прогресс и преображение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/progress-i-preobrazhenie
  9. Словник справочника «Репрессированное православное духовенство, монашествующие и миряне, за Христа пострадавшие в Коми АО-Коми АССР» по состоянию на 10.06.2018. Предоставлен фондом «Покаяние».
  10. Таких рождает вера наша: Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских. – Никея, 2013. 318 с.

Благодарим за помощь в подготовке статьи Игоря Иванова, Михаила Рогачёва, Наталью Прокофьеву, Сергея Стырова.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика