Любительские театры

Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра

                                                                                         Ромен Роллан

.

В своё время по приказу Наркомпроса 1934 года функция руководства сельской театральной самодеятельностью была возложена на колхозно-совхозные театры. Это были театры специально созданные, профессиональные, но они существовали недолго – фактически прекратили деятельность во время войны. Именно они и явились основанием для создания в 50-ые годы так называемых народных театров. Это звание стали давать с 1959 года коллективам, имеющим более-менее стабильную любительскую труппу, репертуарный список, зрительский интерес. Детские коллективы, отвечавшие тем же параметрам, с 2001 года стали получать звание образцовый.

Труппа колхозно-совхозного театра с. Объячево.

В центре первого ряда – первый его руководитель Николай Дьяконов с труппой

В Республике до войны было создано ещё 2 таких театра – в Усть-Куломе (руководитель – Василий Леканов, актер драмтеатра, драматург)

и в Ижме (руководитель – Василий Выборов, режиссёр драмтеатра. Погиб на войне)

.

Любительский театр функционирует всегда на добровольных началах, это пространство для саморазвития личности, и это коллектив энтузиастов. Но такой коллектив может существовать лишь при наличии энтузиаста-руководителя.

В работе самодеятельного театра едва ли не решающим фактором является личность лидера. Отсутствие его энтузиазма, его самоотдачи не может быть возмещено ни профессиональной сноровкой, ни природным дарованием. Только тогда, когда участники ощущают, что общение с ними не менее важно для руководителя, чем для них самих, может возникнуть творческая атмосфера.

Гений Дмитриевич Горчаков. Его имя с 1997 года носит народный театр в селе Объячево

.

Сцена из спектакля 1946 года

  .

Надежда Михайловна Клермон. Фото 1952 года. Её имя носит народный театр с. Корткерос

.

Сцена из спектакля «Рытъя кыа». Фото 1967 года.

.

«Ухтинская театральная весна»

В каждом городе республики, а также в нескольких райцентрах действовали самодеятельные коллективы. Чаще всего любительские театры получали методическое руководство от Республиканского Дома народного творчества. Но бывали случаи, когда методическую помощь оказывало Всероссийское театральное общество (ВТО).

С целью повышения квалификации режиссёрских кадров в 1980 году от ВТО была организована творческая лаборатория для руководителей любительских театров. С 1992 г. эта лаборатория, проводившаяся в разных местах, укоренилась в Ухте. Кураторами лаборатории стали Пётр Глебович Попов и Вадим Борисович Шрайбер. Они оказали огромное влияние на повышение уровня любительского театрального движения в республике.

Попов П. Г., преподаватель Училища им. Б. Щукина 

.

В. Б. Шрайбер, художественный руководитель Московского театра "На пятом этаже"

 .

Энтузиасты - режиссёры из Ухтинского Дворца пионеров взяли на себя организацию ежегодных (с 1992 года) фестивалей для детей и юношества «Ухтинская театральная весна» с показами спектаклей на зрителя и с последующим их обсуждением на семинарских занятиях лаборатории.

Участники спектаклей не только отсматривали постановки своих собратьев по влюблённости в театр, но определялись с темами для своих следующих постановок, знакомились с новыми постановочными приёмами и исполнительскими средствами. Режиссёры же неизменно развивали свой творческий потенциал. Уроки фестиваля (по головке педагоги обычно не гладили, часто гладили «против шерсти») брали самые известные руководители любительских театров республики, в том числе уже уехавшие из Коми: Евгений Неунывалов, Георгий Шкриба, Светлана Клейн и другие.

.

Георгий Шкриба

Бессменным организатором и художественным руководителем Воркутинского народного театра с момента организации по 2011 год являлся Георгий Шкриба. Это удивительный талантливый режиссер, обладающий редким «абсолютным» театральным слухом.

 

Галина Кулыгина. Театр «Ровесник» из Ухты

Великолепное понимание особенностей детей любого возраста, профессиональный опыт, пытливый ум, деликатный подход к приобщению детей к театру, к исполнению ролей. Всё это отражается на сцене в органичнейшем поведении её артистов, в тонкой нюансировке - и мотивации поступков, и сценического света, и отборе бутафории…и далее – везде.

 .

Режиссёр Вера Михайловна Гой. Ухта

Вера Гой в спектакле "Зойкина квартира". 2018 год

Вера Михайловна имеет под своей опекой более десятка детских садов с театральным уклоном, воспитывает молодую поросль тинейджеров, удерживает в коллективе и зрелых мужей, и девичьи стайки, и дам цветущего возраста. Более 100 человек! Это достойно восхищения.

.

Режиссёр театра «Поиск» Артур Арзаканцян. Инта

.

Сцена из спектакля «Порог». Интинский народный театр. Фото А. Скорнякова

.

Увлечённо строит свой театр-дом Артур Арутюнович. Этот театр строили до него его учителя. Он в нём рос и развивался как профессионал. Теперь у него своя, достаточно стабильная (и дружная!) труппа энтузиастов, которые понимают важность и серьёзность того Дела, которым занимаются на досуге. Они - любимцы фестиваля «Неделя театра в Прилузье».

Режиссёр Анастасия Казакова. Корткерос

Спектакли А. Казаковой часто пронизаны фольклорными или мифологическими мотивами. Режиссёр – настоящая патриотка своей малой родины, знаток обычаев, традиций, песенного репертуара. При этом очень точно выстраивает спектакли, выводя действие на сверхзадачу – всегда значимую, всегда жизненную.

Спектакль «Тунал?м ордым» (Заколдованная тропа). В 1997 году за этот спектакль театр был награждён Государственной премией Республики Коми

.

Участники спектакля «Гытсан». Гран-При фестиваля «Неделя театра в Прилузье» 2019 года

 .

Большой популярностью среди молодёжи с 1990-х годов пользуется театральный коллектив «Фантастическая реальность», созданный Ю. Клепиковым, вскоре уехавшим из Сыктывкара. Нынешний руководитель - его ученица Лариса Иванова. В труппе театра – студенты и молодая интеллигенция. Театр тяготеет к интеллектуальной, подчас сложной для восприятия драматургии. В репертуаре - «Стулья» и «В ожидании Годо» по абсурдистам Э. Ионеско и С. Беккету, спектакли по произведениям А. Пушкина и другие.

.

Режиссёр Лариса Иванова. Сыктывкар – «Фантастическая реальность»

.

Спектакль Ларисы Ивановой «Макбетт» по Э. Ионеско

.

Спектскль Ларисы Ивановой «Елизавета Бам» по Д. Хармсу

.

 «Театральная неделя в Прилузье»

Поскольку многим коллективам было ехать в Ухту далеко и накладно, в   1999 По инициативе министра культуры Светланы Горчаковой и руководителя отдела культуры администрации Прилузья Надежды Рапирович был организован ещё один фестиваль – «Театральная неделя в Прилузье». С тех пор театральный любительский «центр» постепенно переместился на юг республики.

Нынешний руководитель Народного театра им. Г. Горчакова, принимающий всех гостей фестиваля – Сергей Чуркин. Для него чрезвычайно важно ставить спектакли не просто для развлечения зрителей, а для раздумий над жизнью - даже в самой смешной комедии. Его заботят нравственные проблем, насущные для сегодняшнего общества. В репертуаре: «А зори здесь тихие», «Живи и помни», «Власть тьмы», «Шутки в глухомани» и другие.

Сергей Федорович Чуркин

Родом из Усть-Цильмы, а укоренился после распределения в Объячево. Настоящий строитель своего Театра – судя по репертуару. Для него всегда важна нравственная линия любого сюжета. Он признаёт (вслед за Гоголем), что театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра.

.

Сцена из спектакля «Марьино поле». 2015 год

.

Сцена из спектакля «А зори здесь тихие» (1995 год), за который театр получил Государственную премию Республики Коми

.

Руководитель народного театра из Усть-Цильмы Зоя Матуленко

Воспитательные цели заботят и Усть-Цилемский театр.Хотя никто из зрителей этого не замечает. Публика очень участливо и живо включается в сценические перипетии героев постановок Зои Матуленко. Она точно знает, чем зрителя увлечь.

.

Сцена из спектакля Усть-Цилемского народного театра «Свои люди - сочтёмся»

 .

Театром им. С. Ермолина в Выльгорте руководит Валентина Леканова - известный в республике драматург, пишущий на коми языке. Все написанные ею произведения апробируются в народном театре. Несколько её пьес были поставлены в Театре им. В.Савина и в Национальном музыкально-драматическом театре. Она пишет про людей коми глубинки, которых хорошо знает и любит. Обычно она ставит комедии или драмы, непременно проникнутые добрым юмором.

Валентина Леканова

.

Фото из спектакля «Сикста шызь?м» (Сельский переполох) по пьесе Валентины Лекановой

 .

Студенческие театры

Самым ярким коллективом в Сыктывкаре средины 70-х годов стал Студенческий камерный театр (СКАТ) СГУ, когда самому вузу шел всего третий год.

Хоть театр именовался камерным, но постановки его прокатывались в больших залах – чаще в зале Дома профсоюзов. Популярность СКАТа была столь велика, что на некоторые спектакли зрителям трудно было попасть. Театром руководил Александр Куранов.

Первой большой победой СКАТа стала композиция, составленная по Б. Брехту с пластическими вставками-зонгами на музыку Сыктывкара А. Лобановского - фарс «Лжецы». Потом были и спектакли острой проблематики по советским авторам, по инсценировке М. Булгаковым «Мёртвых душ», «Маленькие трагедии» А. Пушкина и т. д.

Александа Куранов

.

Сцена из спектакля Александра Куранова «Макбет»

.

После отъезда А. Куранова из Коми Республики театр при СГУ продолжал работать.

Заметными спектаклями стали постановки Светланы Клейн. При ней театр стал называться «Мост». Театр перешёл на малую сцену - к непосредственной близости от своих зрителей. Постановки предполагали тонкую психологическую разработку ролей, органичность исполнения без намёка на наигрыш, на «переигрывание».

ФОТО С. Клейн. Сцена из спектакля «Стеклянный зверинец».

.

В СыктГУ сейчас два театра – «Семь+» - студенческий и «Радость моя» - театр особых людей, который  действует (начинал на базе пединститута) уже около 10 лет.

За эти годы им создано несколько спектаклей, коллектив неоднократно становился лауреатом международных фестивалей, а главное - артисты добились больших успехов в собственном развитии. В труппе 15 ребят с инвалидностью и студенты-волонтеры, которые готовы им помогать. В 2015 году СГУ проводил международный семинар по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с показом спектакля «Серая шейка» в постановке М. Афонасенко.

Режиссёр Марина Афонасенко

.

Сцена из спектакля по рассказам С. Козлова «Хорошо, что мы вместе»

 .

Студенческий театр УГТУ «Фрески» (руководитель – Ольга Щепкина-Макарова) - это широкие возможности для реализации творческих способностей. Участники коллектива считают: «Наш театр приносит людям радость, развлекает, помогает им чувствовать общность с окружающими людьми и, конечно же, напоминает человеку, кто он есть на самом деле».

Руководитель студенческого театра УГТУ «Фрески» – Ольга Щепкина-Макарова

.

Сцена из спектакля студенческого театра УГТУ «Фрески» «Геркулес и Авгиевы конюшни»

 .

Школьные театры

Театр из Воркуты «ЛиК» - Люди и куклы. Руководитель – Лилия Николаева. Основатели театра Т. Ишина и В. Ильин. Брендовая лёгкая песенка коллектива очень точно определяет серьёзность задачи их театра: ««Ах, кукольный театр, детские забавы, Но порой у кукол учимся мы жить»...

 .

Театр при Дворце пионеров г. Сыктывкара. Основатель – З. Скарская (1960-е годы).

Театр стал гнездом для многих из тех, кто не связал свою жизнь с профессиональным или любительским театром, но разительно изменил своё поведение, и - таким образом, – свою судьбу. А ставили в её театре самые обычные детские пьесы – «Два клёна», например, или - по требованиям того времени - «Как закалялась сталь» …

Позже у театра были разные руководители. Заметные постановки, получавшие признания на конкурсах различного масштаба были у коллектива, которым руководила Т. Попова. Её спектакль «Нет суда на дураков» в своё время получила похвальные отзывы у кураторов «Ухтинской театральной весны».

 

 З. Скарская

 .

Нынешний руководитель кукольного театра «Буратино» с куклой собственного изготовления Ольга Латышева (Сыктывкар)

.

Основатель кукольного театра "Буратино" – артист драмтеатра А. Эманин.

.

Сцена из спектакля «Знаменитый гусёнок Тим»

.

Все участники коллектива умеют не только водить кукол, но и помогают создавать их. По выходным дням с утра они дают спектакли для городской детворы.

.

Театр «Этюд» (Емва). Руководитель – Татьяна Немчинова

.

В репертуаре, в основном, сказки – любимый детский жанр. Есть и драматические произведения в её репертуаре, - но тоже с элементами фантастики: «Мурли» по А. Шмидт, «Большая меховая Папа» по пьесе К. Драгунской.

При театре работает ещё и кружок художественного чтения «Слово». Его участники – как взрослые, так и дети, - принимают участие в концертах, фестивалях, театрализованных программах в качестве чтецов, ведущих, актеров.

 Сцена из спектакля театра "Этюд"

.

Многообразные связи сопутствуют параллельному развитию профессиональных и любительских театров. Общеизвестно, что многие известные актёры начинали свой творческий путь в самодеятельности, что любительский театр в определённых условиях может стать профессиональным. Интересно, что свои зрители есть и у тех, и у других. Любой из них дает зрителю возможность получить новый чувственный и интеллектуальный опыт, пищу для сопереживания, новый взгляд на заложенные в постановку жизненные истории.

 По материалам Веры Семеновны Морозовой, театрального критика, преподавателя, заслуженного работника культуры Российской Федерации, почетного деятеля искусств Республики Коми

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика