Баусов Василий Алексеевич

22.02.1891 (г. Торжок Тверской губ.) - 09.03.1963 (г. Свердловск). Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1943). Художник театра.

Первоначальные художественные навыки получил в рисовальной школе Общества поощрения художеств (Санкт-петербург, 1909-1912), посещал частные художественные курсы Гольдблата (1911-1912), являлся вольнослушателем Академии художеств (1911-1914), где обучался по классу И. И. Творожникова.

Принимал участие в первой мировой войне. В 1920-1930-х годах Баусов служил в драматических театрах городов Новоторжска, Твери, Тулы, Брянска, Вологды.

В 1933 году по приглашению впервые приехал в Коми АССР, где проработал до 1935 года в сыктывкарском русском драматическом театре, оформлял все спектакли основного репертуара как классического русского и зарубежного, так и постановки советских авторов. Осенью 1941 года Баусов вновь приехал в Cыктывкар, в драматическом театре которого с успехом работали две труппы - национальная и русская.

Здесь в качестве главного художника в содружестве с режиссерами С. Бутиковым, Н. Дьяконовым, П. Мысовым, Г. Мирским, Н. Станиславским Баусов проработал до 1953 года, оформляя разнообразные спектакли репертуара национальной труппы (Н. Дьяконов и С. Ермолин "Усть-Куломское восстание", 1942; В. Юхнин "Зарни кыв", 1943; И. Пыстин "Грозовые годы", 1950) и русского театра (А. Островский "Доходное место", 1944; "Гроза", 1948; Шекспир "Ромео и Джульетта", 1943; Н. Погодин "Кремлевские куранты", 1943; К. Симонов "Жди меня", 1943; А. Грибоедов "Горе от ума", 1943; Бомарше "Женитьба Фигаро", 1944; А. Горький "Мещане", 1948; А. Толстой "Царь Федор Иоаннович", 1948).

                                   Эскиз декорации к пьесе К. Симонова "Под каштанами Праги". 1948 год

Одновременно Баусов сотрудничал с Краеведческим музеем, для постоянной экспозиции которого выполнил историческую диораму "Каменноугольный период" (1948-1949), написал сюжетно-тематическуюкартину "Восстание усть-сысольских крестьян" (1951) и ряд заказных портретов, изображающих передовиков сельского хозяйства села Кожвы (1943). 

В 1946 году правительством Коми АССР Баусов был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945".

.

В. А. Баусов, заслуженный деятель искусств Коми АССР, 1951 год:

Я родился в 1891 году в небольшом городе Торжке, Калининской области (бывш. Тверской губернии). Рисованием стал увлекаться очень рано, еще в детстве рисование было моим любимым занятием. Натурой для меня была окружающая природа - скромные и трогательные пейзажи русского севера, где - по выражению художника Ф.Федоровского - "ярче горят закаты и прозрачнее вода и воздух". Никакого уменья, никаких технических знаний у меня тогда, понятно, не было. Тем не менее, мои наивные детские рисунки обратили на себя внимание учителей четырехклассного городского училища, в котором я учился. По совету одного из моих учителей я, окончив городское училище, в 1906 году отправился в Петербург, охваченный стремлением получить художественное образование, стать профессиональным художником.

Мое ничтожное общее образование было серьезным препятствием для поступления в художественное училище. С трудом мне удалось поступить в школу общества поощрения художников. Эта школа дала мне первоначальные художественные знания, но и по окончании школы я остро ощущал недостаточность своего общего и специального образования. Хотелось продолжать учиться, я мечтал об Академии художеств, где преподавали тогда крупнейшие русские мастера. Подготовку к поступлению в Академию я получил на частных художественных курсах Гольдблата. В 1911 году держал экзамен в Академию художеств, был принят вольнослушателем (иначе поступить нельзя было, так как у меня не было среднего образования), учился по классу профессора Творожникова. Моя мечта осуществилась: с жадностью я впитывал все, что давала Академия.

К этому времени относятся и мои первые серьезные театральные впечатления. Театры я посещал просто как зритель; я тогда был далек от мысли стать театральным художником-декоратором.

Счастье серьезной учебы для меня было кратковременно. Слушание лекций в Академии мне пришлось в 1912 году прекратить для отбывания воинской повинности.

А вскоре началась империалистическая война, и мне - в качестве рядового - пришлось отправиться на фронт и исколесить не мало военных дорог. Служба в действующей армии, новая среда, фронтовые впечатления - все это было для меня богатой жизненной школой. На фронте я встретил великую Октябрьскую революцию. Вскоре, з связи с полученным ранением, я был отправлен в Москву в госпиталь, вслед за тем был освобожден от военной службы и вернулся к себе на родину - в Торжок.

В родном Торжке в первые послеоктябрьские годы и началась моя театральная деятельность. Я работал чертежником, но много времени уделял работе в Новоторжском Пролеткульте, где я заведовал изокружком и оформлял спектакли небольшого театра, возникшего при Пролеткульте. Оформление наших спектаклей было примитивно, делалось очень быстро, без проработки с режиссером, в полном отрыве от всей работы над спектаклем. Чувствительной помехой для меня было общее увлечение модным тогда конструктивизмом. Живопись в театре была в пренебрежении, а я считал себя прежде всего живописцем.

В Торжок время от времени приезжал на гастроли Тверской театр. В периоды этих гастролей мне приходилось писать для гостей декорации, а в 1921 году я и совсем переехал в Тверь, где в течение шести лет прослужил основным художником Тверского театра. Здесь я получил широкий практический опыт, овладевал театральной спецификой.

После Твери я был художником в Тульском, а позже в Брянском театрах.

В 1933 году по приглашению режиссера Боровского я впервые приехал в Сыктывкар - столицу Коми АССР, город, ставший моей второй родиной. Тогда вполне профессионального коми национального театра еще не существовало, и я работал в Сыктывкарском русском драматическом театре. Оформлял все спектакли основного репертуара, весьма разнообразного: ставились такие пьесы, как "Горе от ума" Грибоедова и "Аристократы" Погодина; русская классика чередовалась с советскими пьесами и классикой западно-европейской.

С 1935 года работал в качестве театрального художника снова в Брянске, потом в Липецке и в Вологде. В Вологодском театре меня застала Отечественная война, я отправился к своей семье в Торжок, откуда вскоре всем нам пришлось эвакуироваться. Осенью 1941 года приехал вторично и уже окончательно в Сыктывкар. За время моего отсутствия театральная жизнь в Сыктывкаре заметно окрепла.

Успешно работает хорошо подготовленный, крепко спаянный творческой работой коллектив национального коми театра. Вырос и качественно улучшился республиканский русский театр Коми АССР. На мою долю выпала честь оформлять большинство крупных спектаклей в обоих театрах. В коми театре я оформлял оригинальные коми пьесы: "Устькуломское восстание" Н. Дьяконова и С. Ермолина, "Ключи богатстваВ. Юхнина, был художником в таких значительных спектаклях, как "Отелло" (постановка режиссера Мордвинова), "Молодая гвардия" (постановка режиссера Н. Дьяконова) и много других.

Работая в театре, я одновременно отдавал не мало своих сил Краеведческому музею Коми АССР. Для музея я делал диорамы, писал картины на сюжеты из истории Коми края ("Восстание в Устьсысольске" и др.), рисовал портреты меагных знатных людей. Работу, в музее продолжаю и в настоящее время.

Принимал участие во всех праздничных оформлениях нашего города.

Правительство высоко оценило мою работу: мне присвоено звание заслуженного деятеля искусств Коми АССР, имею почетную грамоту за участие в оформлении выставки "25 лет Коми АССР", награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945".

По мере сил стараюсь помогать художественному воспитанию молодых местных художников.

Сейчас - к двадцатилетнему юбилею коми театра - я оформил спектакли "Вторая любовь" по роману В.Мальцева "От всего сердца" (постановка главного режиссера Н. Станиславского) и "Грозовые годы" коми драматурга И. Пыстина (постановка режиссера Н. Дьяконова).

С Коми АССР связана большая часть моей творческой жизни. Рост коми театра это и мой собственный рост.

Театральный художник - соавтор спектакля. Я стремлюсь в оформлении спектакля итти всегда от его идеи, от жизни, решать свои художественные задачи простыми и ясными, реалистическими средствами.

.

Источники:

Изобразительное искусство Республики Коми: Живопись. Графика. Скульптура. - М. : Дизайн.Информация.Картография, 2001. - 207 с. : ил. 

Сайт "Коми-зырянская традиционная культура"

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика