Театры за колючей проволокой

Историю ГУЛАГа трудно представить не только без колючей проволоки и штрафных изоляторов, но и без театра. Сегодня открыты заново имена мастеров сцены, блиставших на подмостках лагерных театров Воркуты, Ухты, Инты, Княжпогоста.

8 августа 1943 года был подписан приказ № 883 по Управлению «Воркутастрой», который гласил: «В целях наилучшего систематического обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями приказываю:

1.      Организовать на основе хозрасчета театр по обслуживанию вольнонаемного населения Воркутинского бассейна.

2.      Театру присвоить имя «Воркутастрой».

3.      Утвердить труппу театра в следующем составе: Н. И. Глебова, Л. И. Кондратьева, А. П. Пилацкая, В. М. Пясовская, В. Н. Борисов, Н. А. Быстряков, А. М. Дубин-Белов, Г. И. Егоров, А. И. Кашенцев, А. К. Стояно, А. Швецов, О. О. Пилацкий.

4.      Включить в состав труппы следующих заключенных: Е. М. Михайлов, С. Б. Кравец, В. К. Владимирский, А. Гайдаскин, Б. С. Дейнека, Л. С. Дулькин, Е. И. Заплечный, Б. А. Козин, В. И. Лиманский.

5.      Художественным руководителем и главным режиссером театра назначить Б. А. Мордвинова.

Открытие театра установить 1 октября с. г.»

                                                                   Адам Шмидт. Воркутинский лагерь

.

Своим рождением Воркутинский музыкально-драматический театр «обязан» начальнику «Воркутастроя», инженеру-полковнику Мальцеву Михаилу Митрофановичу и заслуженному артисту РСФСР Мордвинову Борису Аркадьевичу, на тот момент просто заключенному Воркуталага.

Мордвинов Борис Аркадьевич - выдающийся русский советский режиссер, актер, педагог, главный режиссер Большого театра (1936-1940), заведующий кафедрой Московской консерватории (1935-1940), профессор школы-студии Московского художественного театра (с 1939 г.) - в 1940 году был осужден по ст. 58, пункт 10 на три года и доставлен под конвоем в Воркуту.

Известного режиссера в Воркуте заметил Мальцев, большой любитель театра, человек незаурядный, умеющий подбирать работоспособных людей.

«Театр наш должен быть музыкально-драматическим, - говорил Мальцев, - и открыть его мы должны опереттой». И вскоре театр, первый за Полярным кругом, показал свою премьеру - оперетту И. Кальмана «Сильва». Это случилось 1 октября 1943 года в здании клуба поселка Рудник. Исполнительницей роли Сильвы была Н. И. Глебова.

          Литератор А. Каплер и художник театра П. Э. Бендэль. Фото из архива воркутинского музея

                                        Б. Козин и В. Пясковская. "На берегу Амура". 1948 год

.

Открытие театра практически не изменило тех ужасных бытовых условий, в которых находились заключенные актеры в лагерной зоне. Но именно эти страшные условия жизни за колючей проволокой и заставили их не просто дорожить своей работой в театре, но видеть в ней единственное спасение.

.

Свой ІІІ-й театральный сезон осенью 1945 года артисты Воркутинского театра открыли уже в новом прекрасном здании, построенном заключенными, опереттой И. Кальмана «Марица».

                                 Генерал Мальцев на строительстве здания театра. 1945 год

.

Нагрузка артистов театра была огромной - 600 спектаклей и концертов ежегодно, около десяти премьер. Но всех объединяло главное - занятие любимым делом, творческий труд, без которого жизнь теряла всякий смысл.

За довольно короткие сроки были поставлены оперы Дж. Верди «Травиата» и «Риголетто», а также «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини, «Фауст» Ш. Гуно, оперетта Ж. Оффенбаха «Перикола» и другие.

     Участники спектакля "Сильва" после его 100-го представления. Фото из архива воркутинского музея

.

За дирижерским пультом, сменив на время выступления бушлат на фрак, чаще всего стоял профессиональный дирижер и композитор Владимир Владимирович Микошо (1897-1992). Бежав из немецкого плена, он добрался к «своим», был «задержан по подозрению в шпионаже» и осужден как «изменник Родины» на 10 лет с последующим поражением в правах на 5 лет.

Центральные партии во многих операх и опереттах исполнял известный на всю страну солист Всесоюзного радио Борис Степанович Дейнека, осужденный по статье 58 на 10 лет.

       Группа работников театра. 1946 год. Слева направо: П. Э. Бендэль (гл. художник), Е. М. Выгорский

(гл. дирижер), Л. Н. Мещерякова (актриса), М. И. Кононцев (директор театра), А. И. Шадура (гл. администратор),

В. В. Рыченко (гл. режиссер), А. Г. Зимина (автор, писавшая для театра), Б. В. Харламов (автор, писавшая для театра),

             Б. В. Харламов (актер и режиссер), В. В. Микошо (дирижер), А. К. Стояно (концертмейстер)

.

При Воркутинском лагерном театре работали талантливые музыканты, вокалисты, актеры: певцы - Б. Дейнека, Т. Рутковский, И. Каменский, певицы М. Рейзвих, В. Ищенко, актеры - Н. Фомин, Б. Козин, В. Токарская, Р. Холодов, дирижеры - В. Микошо, Е. Вигорский, известный кинодраматург А. Я. Каплер и многие другие. Они оказались в зоне вечной мерзлоты за колючей проволокой не по собственной воле, но даже в этих страшных условиях сумели остаться людьми большой культуры. По-разному сложилась их дальнейшая судьба: кто-то так и не дожил до своей реабилитации, другие после освобождения остались в Заполярной Воркуте; кому-то повезло больше - они продолжили свою творческую карьеру и даже получили звания, но «запроволочная жизнь» еще долгие годы напоминала о себе.

                                          Ада Резвих и Иван Богданов в спектакле "Красный мак"

.

Ужесточение лагерного режима в 1947-1948 годах привело к тому, что Воркутинский музыкально-драматический театр поменял статус. С 1948 по 1955 годы он функционировал как театр Дома культуры комбината Воркутауголь МВД СССР. Причем, с 1952 года театр становится преимущественно драматическим. 29 апреля 1956 года он был передан в ведение Министерства культуры Коми АССР.

                                К. Н. Рутковская и Б. В. Харламов в спектакле "Стакан воды". 1947 год

.

Кроме Воркутинского театра в лагерях Коми АССР в 1930-50-е годы действовали еще несколько театров и театральных коллективов. Так, в 1936 году приказом Ухтпечлага был учрежден Ухтинский музыкально-драматический театр, хотя свой первый спектакль «На дне» М. Горького в постановке М. Шнеерсона он показал еще в 1934 году во вновь построенном клубе им. Косолапкина.

На сцене Ухтинского музыкально-драматического лагерного театра были показаны десятки спектаклей: драмы, комедии, оперы, оперетты. В нем, как и в Воркутинском театре, работали многие известные мастера сцены и кино, музыканты, художники, бывшие в то время заключенными Ухтпечлага и Ухтижемлага. Среди них: М. Названов - актер МХАТа и кино; Е. Капустина - актриса Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина; В. Карманов - актер и режиссер московского ТЮЗа; Н. Радунская и В. Немчинова - балерины Большого театра; Н. Пушина и В. Ратушенко - солистки балета харбинских театров; В. Радунская (сестра Н. Радунской)

Актриса МХАТа, В. Армфельт - актер Ленинградского Малого оперного театра, баритон; В. Гроздов - комик, актер драмы, О. Рассадин - московский пианист, композитор; В. М. Каплун-Владимирский - скрипач, дирижер Харбинского и Большого театров, будущий первый дирижер музыкального театра в г. Сыктывкаре, 3. Корнева - московская актриса, С. Геликанская

Певица, К. Эггерт - киноактер и режиссер, художественный руководитель и постановщик спектаклей лагерного театра.

В 1953 году Ухтинский музыкально-драматический театр закрыли. Часть освобожденных актеров и музыкантов уехали из города, остальные продолжили творческую деятельность в народном театре Центрального дома культуры нефтяников.

.

Годом рождения Интинского лагерного театра стал 1943-й. Летом того года старший инспектор культурно-воспитательного отдела Интлага Галина Калакуцкая силами заключенных осуществила постановку агитмонтажа. Выступление всем понравилось. Вслед за этим событием последовал приказ начальника Интлага, майора госбезопасности Орловского: «Начальнику КВО тов. Дунаевскому, ст. инспектору Калакуцкой, начальнику ОУРЗ тов. Федоренко до 1 августа 1943 года выявить среди заключенных профессиональных работников искусства и сгруппировать их в центральный художественный агитколлектив до 20-25 человек, оформив их как музыкально-художественный ансамбль Интастроя». А так как в приполярной Инте не было даже клуба, то руководство Интастроя приняло решение о строительстве нового Дворца культуры.

Новый Дворец культуры Интинского комплекса сдали в эксплуатацию к 1 мая 1944 года. Начальником и художественным руководителем его была назначена Г. Калакуцкая. В новом клубе продолжала работать концертная группа КВО, которая в течение года подготовила 44 концертных программы и дала более 120 концертов. Но новый клуб был плохо приспособлен для работы театра, поэтому по приказу нового начальника Интастроя М. Халеева в конце 1945 года начали достройку центрального клуба. В начале 1946 года строительство было завершено.

                                                                                 Театр в Инте

.

В феврале 1946 года по личному распоряжению начальника лагеря в Инту пришел специальный этап театральной интеллигенции: оперные певцы, артисты драмы, музыкальной комедии и балета, музыканты, два композитора. Художественным руководителем театра и исполнителем ведущих партий стал Н. К. Печковский, бывший солист ленинградского Кировского театра, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии. Балетную группу возглавила известная киевская балерина Т. Вераксо. Дирижировал оркестром Н. П. Клаус - будущий главный дирижер Коми республиканского музыкального театра.

В начале сентября 1946 года театр осуществил постановку оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». Спектакль произвел на всех огромное впечатление. Приказом от 10 сентября 1946 года художественному руководителю Николаю Печковскому была объявлена благодарность и выдана премия. Благодарностей и премий удостоились музыкальный руководитель А. Ординец, балетмейстер Т. Вераксо, артисты Д. Санин, С. Духой, О. Ачкасов, всего 36 человек.

Художественный руководитель драматической группы Г. Калакуцкая сделала свой коллектив мобильным, выездным. 16 февраля 1946 года она поставила спектакль «Без вины виноватые» по пьесе А. Островского, в июне того же года состоялась премьера спектакля по пьесе К. Симонова «Русский вопрос».

Но расцвет театрального искусства в Интлаге продолжался недолго. Началось ужесточение лагерного режима, и 3 мая 1950 года последовал приказ: «В связи с нерентабельностью работы театра в поселке Инта и отсутствием средств на дотацию по содержанию театра перевести театр на положение клуба».

                                                                        Труппа Интинского театра

.

В Абези, ныне маленькой станции, а в те годы столице Печжелдорлага, строившего дорогу Печора-Воркута, также был свой театр. В отличие от лагерных театров Воркуты и Ухты здесь не было «звезд», но среди заключенных было немало творческих, интеллигентных людей. Начиная с 1942 года в Абезьском доме культуры постепенно стали собираться актеры, музыканты, танцоры, художники. Так создавался театр, в котором участвовали как заключенные, так и вольнонаемные. Из Приамурья после отбытия срока вместе с заключенными - строителями железных дорог перебрался на Печору прекрасный музыкант, бывший руководитель Центрального ансамбля песни и пляски ПЖДС Евгений Попов. Помощником Е. Попова по вокальным жанрам был Георгий Тер-Асланян (Жора Асланов). Режиссером театра стал П. Н. Шеповалов.

За короткий промежуток времени разномастный коллектив превратился в театр, который кроме сольных номеров, концертных программ ставил спектакли, сцены из оперетт, оперу С. Гулаг-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Они обслуживали самые отдаленные уголки строительства железной дороги, множество колоний, поселков, тысячи зрителей.

                                                    Абезь. Мемориальное кладбище. 2015 год

.

В конце 1940-х годов из п. Кожвы в Печору переехала театральная труппа, которая пополнилась новыми артистами из числа заключенных. Здесь, в Печоре, в специально построенном здании, открылся свой лагерный музыкально-драматический театр, насчитывающий более ста актеров, музыкантов, певцов-вокалистов. К сожалению, сведения о судьбе артистов этого театра до сих пор остаются закрытыми. Известно, что Печорский лагерный театр действовал до 1954 года, а затем был передан Центральному дому культуры железнодорожников.

                                                              Дом культуры железнодорожников

.

В Княжпогосте работал передвижной театрально-эстрадный коллектив (ТЭК), также созданный из заключенных артистов. Первым руководителем Княжпогостского ТЭКа был режиссер А. О. Гавронский, затем его заменил Б. П. Семячков - первый коми профессиональный режиссер, отбывавший здесь срок заключения. В этом коллективе начинала свой артистический путь Т. В. Петкевич, автор книг «Жизнь-сапожок непарный» и «На фоне звезд и страха». В своих книгах Тамара Владиславовна с теплотой вспоминает о своих учителях и товарищах по театрально-эстрадному коллективу, таких же бесправных артистах, как и она сама.

Все лагерные театры не территории нашей республики существовали в условиях ГУЛАГа, направившего за колючую проволоку миллионы подневольных людей в качестве рабсилы. Среди заключенных были высококлассные специалисты, именитые мастера сцены и кино, профессиональные музыканты, певцы, литераторы, художники, известные деятели культуры и искусства.

                                                           Здание бывшего лагерного управления

.

Источники:

Театры за колючей проволокой // Коми театр: время и люди / [сост. и гл. ред. М. А. Удоратина]. Сыктывкар, 2013. С. 15-17; Красное знамя. 2007. 18 окт.

Отдельная информация по театрам ГУЛАГа: Воркутинский, Ухтинский, Интинский, Абезьский, Княжпогостский.

По театрам ГУЛАГа : (краткий обзор) : [библиографическое издание : 16+] / МБУК "Централизованная библиотечная система", Центральная городская б-ка им. А. С. Пушкина ; [сост.: Зайцева О. В., Шумская Н. А.]. – Воркута : МБУК "Централизованная библиотечная система", 2015. – 51, [1] с. : ил.

Антонов-Овсеенко А. Театр в зоне малой // Театр. 1989. №11. С. 144-153.

О театрах ГУЛАГа и его актерах на территории Коми

Артмане, Н. Театр за колючей проволокой: [из истории возникновения лагерных театров в 1940-е гг. ] / Н. Артмане // Лабиринт. 2011. 29 янв.; 5 февр. С. 3. 

1 часть, 2 часть

ГУЛАГ театральный / подгот. М. Рогачев // Молодежь Севера. 1996. 1 авг.

       Памятник жертвам политических репрессий. Воркута. 2015 год 

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика