Теги позиции, похожие позиции
Личность:АктерыДраматурги
Территория:Воркута
Тематика:ИсторияТеатр
 
Адрес: 169900, г. Воркута, пл. Мира, д.1
Тел. (82151) 3-16-64, т/ф. 3-56-12
 
Воркутинский лагерь НКВД - МВД СССР был организован 10 мая 1938 года в поселке Воркута
 
Организован 11 декабря 1941 года в поселке Инта Кожвинского района Коми АССР
 
Ухто-Печорский лагерь ОГПУ-НКВД был организован в 1931 году в поселок Чибью Коми автономной области Северного края
 
«Невечерняя» (2007), «Польская кухня» (мини-сериал, 1993), «Польская кухня» (1991), «Испанская актриса для русского министра» (1990), «Москва слезам не верит» (1979), «Слово для защиты» (1976)
 
«Где находится Нофелет?» (1987); «Спартак и Калашников» (2002); «Москва. Центральный округ» (2003); «Ночной дозор» (2004); «Брежнев» 2005); «Ликвидация» (2007).
 
Коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 2 дек.
 
Театр и искусство. Необходимо сохранить коми театр / В. Савин // Югыд туй. - 1922. - 4 июля.
 
Анюта Безсонова / В. Савин // Югыд туй. – 1923. – 8 авг.   

Воркутинский музыкально-драматический театр

Главная Разделы Театральная Республика Театры ГУЛАГа Воркутинский музыкально-драматический театр

Создан по инициативе начальника Управления Воркутинского ИТЛ М. М. Мальцева приказом по Управлению Воркутстрой № 883 от 08.08.1943 как музыкально-драматический театр Воркутстроя для «обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями».

Приказ о создании воркутинского театра. 1943 год

.

Открытие состоялось 1 октября 1943 года опереттой И. Кальмана «Сильва» (режиссер Б. А. Мордвинов). Первоначально размещался в деревянном здании клуба. Отдельное деревянное здание для театра на 432 места построено в 1945 по проекту архитектора В. Н. Лунева (сгорело в 1958 году).

Вид здания Воркутинского музыкально-драматического театра до реконструкции. Лето 1945 года

.

Первый художественный руководитель и главный режиссер - заслуженный артист РСФСР заключенный Б. А. Мордвинов. Труппа состояла из вольнонаемных и заключенных. Численный состав труппы: в 1943 году — 23 человека (12 вольнонаемных и 10 заключенных); в 1944 году — 115; в 1947 году — 145; в 1948 году — 150 человек.

Б. А. Мордвинов

.

В разное время актерами театра были: актрисы оперетты В. Токарская, В. Пясковская, Е. Волошина; драматические актрисы К. Рутковская, Е. Михайлова, Г. Сеплярская; певцы Б. Дейнека, Т. Рутковский, Б. Козин, В. Головин, Т. Лещенко-Сухомлина; балерина Л. Добржанская.

В 1947 вольнонаемным артистам Н. Глебовой и В. Пясковской присвоены звания «Заслуженный артист Коми АССР».

Участники 1-го спектакля Сильва 1943 года. На первом плане Н. И.Глебова и Б. С.Дейнека

.

В репертуаре присутствовали классические и современные пьесы, оперные спектакли, оперетты, давались концерты. В годы Великой Отечественной войны театр в среднем давал 600 спектаклей и концертов в год, выпускал до 30 новых постановок и концертных программ. В 1951 году сокращена музыкальная часть (опера, оркестр, балет), театр стал драматическим.

Сцена из оперетты И.О. Дунаевского «Вольный ветер»

.

С 1948 году называется Театр Дома культуры комбината «Воркутуголь» МВД СССР, с 1951 года — Воркутинский драматический театр, с 1953 года — Драматический театр комбината «Воркутауголь» Министерствава угольной промышленности СССР.

В 1955 году театр ликвидирован как структурное подразделение «Воркутаугля». 29 апреля 1956 года передан Министерству культуры Коми АССР. В настоящее время — Воркутинский государственный драматический театр.

Климова М. Н.

В. Токарская в оперетте «Сильва». Фото музейно-выставочного центра Воркуты

.

Источники:

Покаяние : коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий : [сборник / Коми респ. обществ. Фонд полит. репрессий «Покаяние»] ; [сост.: М. Б. Рогачев]. Сыктывкар : [б. и.], 2016. Т. 12, ч. 1. С. 136-137.

Ножкин В. Виктор Ножкин: «Зрители воркутинского [лагерного] театра овации устраивали даже декорациям» / беседовала Анна Сивкова // Дым Отечества. 2008. Сыктывкар, 2012. Кн. 7. С. 374-378; Республика. 2008. 12 дек.

Полещиков В. Артисты Воркутинского [лагерного] театра // От Воркуты до Сыктывкара: судьбы евреев в Республике Коми. Сыктывкар, 2007. Т. 3. С. 258-265. 

Галинская Е.Б. Театр за полярным кругом // Родники пармы. Сыктывкар, 1990. Вып. 2. С. 142-149: фото.

О создании музыкально-драматического театра Воркутстроя НКВД СССР (1943-1951)

Клейн А. С. Заполярная драма / А. С. Клейн, А. А. Попов // Покаяние. Сыктывкар, 1999. Т. 2. С. 219-260.

История воркутинского музыкально-драматического театра

Трухина Г. Социально-экономические условия художественной жизни Воркуты 1930-1950-х гг. / Г. В. Трухина // История и культура российского севера в исследовательском, образовательном и просветительском измерениях : материалы I съезда историков Республики Коми (31 марта - 4 апреля 2015 г.). Ч. 1 / [редколлегия: И. Л. Жеребцов (председатель) и др. ; составители: д.и.н. И. Л. Жеребцов, к.и.н. Н. М. Игнатова]. - Сыктывкар : Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2016. - С. 26-29.

Музыкально-драматический театр: [Фото, 1946 г.] // Воркутауголь. – Сыктывкар, 2001. С. 15.

Опера «Евгений Онегин». 1958 год. В роли Татьяны - Валентина Ищенко, в роли Гремина - Борис Дейнека

 .

ТЕАТР ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ
Е. Б. ГАЛИНСКАЯ

.

8 августа 1943 года был подписан приказ о создании музыкально-драматического театра Воркутстроя НКВД СССР на основе хозрасчета. И вскоре новый театр, первый за Полярным кругом, показал свою премьеру — оперетту И. Кальмана «Сильва».

Можно смело сказать, что театр держался на двух известных людях — на Б. А. Мордвинове, первом художественном руководителе театра, и начальнике Воркутстроя инженер-полковнике М. М. Мальцеве.

М. М. Мальцев

.

Б. А. Мордвинов, бывший главный режиссер Большого театра СССР, будучи заключенным Воркутлага, работал в Воркутинском театре до 1946 года. Впоследствии он ставил спектакли в театрах Сыктывкара, Саратова, Минска, был удостоен званий Заслуженного артиста БССР и РСФСР.

Воркутинский театр — частица истории города. Он был рожден в горьком вдохновении военных лет. Люди театра, в огромном большинстве заключенные, вопреки ужасу своего существования, были охвачены неистребимым желанием выразить себя в творчестве. Воркутинский театр давал десяткам тысяч людей ни с чем не сравнимую радость, которая в условиях лагерной жизни была более чем огромна. Эту радость помнят и хранят многие воркутинцы и по сей день.

В июле 1943 года, решая вопрос о создании театра, Мальцев тоном, не допускающим возражений, говорил: «Здесь, в Заполярье, в суровых условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, мы должны создать театр яркий, красочный, с музыкой и танцами, чтобы наши горняки, придя в свой театр, могли отдохнуть, развлечься, полюбоваться зрелищем бодрящим, легким, радостным». Для Мальцева вопрос был решен. Перестройкой клуба уже занимались строители, а для Бориса Аркадьевича Мордвинова все было смутно, неопределенно, туманно.

Как сколотить оркестр, где найти ноты, как подобрать исполнителей, подготовить декорации, костюмы? Но постепенно, шаг за шагом, день за днем, идея начинала обрастать плотью. Мордвинов вкладывал весь свой талант, всю свою энергию в работу с актерами, художником, дирижером. И уже загораются мордвиновским огоньком первые энтузиасты, мечтатели. Выбор сделан: театр откроется опереттой «Сильва»!

Оперетта «Сильва» И. Кальмана. В ролях Н. Глебова, Б. Дейнека. 1943 год

.

Н. И. Глебова, В. М. Пясковская, супруги Пилацкие, Б. А. Козин, С. Б. Кравец, Б. С. Дейнека, А. К. Стояно — первые и главные создатели спектакля. Уже в визг пил и стук топора вплетаются звуки скрипки, трубы, виолончели — это делает первые шаги оркестр, которым руководит В. И. Белик. Нот никаких нет и искать их на «большой земле» нет времени. Не беда! Наталья Ивановна Глебова, в прошлом актриса Ростовского музыкального театра, в течение трех дней напевает всю оперетту, начиная с оркестрового вступления и кончая финалом, а концертмейстер Стояно наигрывает на фортепьяно все мелодии и тут же записывает их. Клавир оперетты создан! А еще через несколько дней готова и оркестровка. Художник Т. Т. Буря, оправдывая свою фамилию, яростно готовит декорации спектакля. Самозабвенно трудятся костюмеры, бутафор... И с каждым днем все яснее, уверенней начинают проступать контуры будущего спектакля.

Это граничило с чудом, но 1 октября 1943 года первый профессиональный театр за Полярным кругом показал свой музыкальный спектакль. На премьере присутствовали лучшие горняки, строители, энергетики. Это было чем-то вроде премии за работу по-фронтовому, за тонны добытого и отгруженного стране угля. Газета «Заполярная кочегарка» в те дни писала: «Создание театра — большая радость для Воркуты. Открытие его, совпавшее с победоносным наступлением нашей доблестной Красной Армии, войдет в историю Воркуты как радостная, торжественная дата».

Группа работников театра после 100-го спектакля «Сильва»

.

С самого начала театр Воркуты складывался как театр многожанровый, способный удовлетворить самые разнообразные вкусы. Успеху способствовал разнообразный репертуар: ставились классические и современные пьесы, оперные спектакли, оперетты, концерты.

О размахе работы Воркутинского театра во время войны красноречиво говорит цифра: 600 спектаклей и концертов в год! По приблизительным подсчетам, за сезон выпускалось в среднем до 13 новых спектаклей и концертных программ. «Сильва» же выдержала более 100 представлений, она осталась в истории театра не просто первым спектаклем, а своеобразным памятником хорошему человеческому упорству.

Коллектив театра. 1943 год. В центре – Б. Мордвинов. Фото музейно-выставочного центра Воркуты

.

В дружеском письме М. М. Мальцев в июле 1944 года писал: «Интересует тебя также, наверное, и другая область нашей жизни — культурная. Театр. Театр растет. За последнее время пополнился новыми ценными людьми из новых этапов и это расширило его возможности... Театр заслуженно пользуется любовью населения и имеет большой успех. Очень хвалят его и приезжие москвичи. На днях он выезжает на гастроли в Абезь и Инту».

Да, уже в первые годы своего существования театр стал известен за пределами Воркутлага, его узнали и оценили в Инте, Ухте, Сыктывкаре. Актеров для театра разыскивали по всей округе и по наряду отправляли в Воркуту.

М. М. Мальцев по-настоящему знал и любил искусство, понимал, какую великую роль должен сыграть театр в поселке, затерявшемся в белом безмолвии тундры. Вот почему сразу же после окончания войны, намечая переустройство жизни воркутинцев и вырабатывая первую градостроительную программу развития Воркуты, Мальцев в число первостепенных объектов включил строительство нового здания театра. Он отдал приказ проектирование здания закончить за два месяца, а строительство — за три!

К открытию нового театра Мордвинов готовил оперетту И. Кальмана «Марица». Здание театра строила вся Воркута, высокое мастерство проявили строители, металлисты-литейщики, плотники-краснодеревщики, лепщики-модельщики. Вдохновителем стройки и ее архитектором был молодой архитектор В. Н. Лунев. Он вспоминает: «Но вот и день открытия театра. Зрительный зал полон. Гаснет свет, в оркестре появляется дирижер. Взмах палочкой — и раздаются первые звуки увертюры... Акустика прекрасная! Медленно раздвигается вишневый плюшевый занавес... Мы сами себе не верим, что все это видим и слышим... У нас на глазах — слезы...»

В. Пясковская и И. Индра в оперетте «Жрица огня»

.

Торжественная архитектура театра с портиками из 14 колонн, его светлая нарядная окраска, белые гипсовые классические театральные маски на аттике главного фасада, граненые обелиски, завершавшие здание — все это внесло новую свежую струю в унылую картину поселочка, с которого начиналась Воркута, напомнило воркутянам об архитектуре своих любимых городов и как-то скрасило оторванность заполярного города от «большой земли».

Вид здания Воркутинского музыкально-драматического театра в день открытия. Г. Воркута. 15 сентября 1945 года

.

В 40-е годы в театре царила живая атмосфера всеобщего творчества, которую посеял в театре Борис Аркадьевич Мордвинов. Здесь высоко ценилась способность к творчеству, к импровизации. Чем это можно объяснить? Скорее всего, именно «специфическими условиями». Отторгнутые от семей, от главного дела своей жизни, загнанные грубой силой в лагеря, но не утратившие высоких моральных качеств и чистоты помыслов, актеры-заключенные любой ценой искали средства для самовыражения. Вот эти-то возможности и находил в каждом актере Борис Аркадьевич. Он был очень одаренным, широким человеком и считал всех талантливыми.

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Омского театра музкомедии М. А. Лаврова пишет о своей работе в Воркутинском театре: «Работалось прекрасно, несмотря на снег, пургу, окружающую нас повсюду колючую проволоку, страшные ОЛПы, по которым мы так часто ездили. Но всюду были интереснейшие, изумительные люди, обреченные жить в Воркуте, и был театр, которым жили все мы. Репетиции иногда заканчивались в два часа ночи, но с этим никто не считался, так как всем нам, и вольнонаемным и заключенным, в театре было лучше всего».

Работать в театре было несомненно счастьем, — это значило работать в тепле, в закрытом помещении, в человеческих условиях и с некоторыми привилегиями по сравнению с другими зеками.

В. Г. Токарская в роли Софьи Ковалевской

.

В 1946 году театр добился того, чтобы для актеров-зеков был выделен отдельный барак, называвшийся «артистическим». Там было больше порядка, чище, спокойнее. Нарядчики и чины из комендатуры остерегались совершать сюда свои налеты, здесь не было мучительных проверок в любое время суток, как в прочих бараках. Для женщин, впрочем, отдельного помещения добиться не удалось.

Актриса В. Г. Токарская вспоминает, что в бараке крысы ходили по головам, собирались в кучу у печки, и, засыпая, надо было закрывать голову. Вожделенной мечтой заключенных актрис была «кабинка» — жалкий закуток в том же бараке, но где можно было побыть одной. Однажды сияющая от радости Токарская с восторгом возвестила: «Поздравьте меня, я — якобинка!» Так в театре узнали, что ее наконец перевели в кабинку, о чем театр уже давно хлопотал.

К. П. Иванов. ГУЛАГ. Воспоминания

.

Воркутинская печать уделяла театру большое внимание, но в иные времена местные власти вдруг запрещали газетам предавать огласке имена артистов и постановщиков из числа заключенных. Но не из деликатности, а по режимным соображениям. С 1947 года начал утверждаться новый жанр некой безымянной рецензии. В Воркутинском театре была еще одна мода: по лагерному этикету аплодировать на спектаклях, в которых играли артисты-заключенные, не полагалось.

Вот как описывает театральные нравы в Воркуте Г. М. Литинский — московский литератор, работавший в театре администратором с 1944 по 1954 год: «Странная смесь из вольнонаемных и заключенных здесь никого не удивляет. Привыкли. Привыкли, что из зоны приводят под конвоем Президента-зека, а вольнонаемный скрипач Миллер его подкармливает... В зале странная публика. Сидят в строгом соответствии со званием, у каждого свое определенное место, как в помещичьей церкви. О продвижении по службе можно судить по тому, как меняется место человека в партере. Администратор не рискует пускать в продажу «бронированные» места, покамест не обзвонит их владельцев. Начальник любит театр, как отец любит своего первенца, и не прощает равнодушия к нему. Когда в театре дела плохи, администратор пускает слух, будто «сам» собирается сегодня в театр, и тогда зал бывает полон... Впрочем, к этому сильнодействующему средству редко приходится прибегать. Здесь привыкли ходить в театр, как в кафе — каждый вечер. Прослушают любимую арию и возвращаются в буфет, где утоляют жажду шампанским. Начальство покрупнее оккупировало кабинет администратора. Им носят туда выпивку и закуску...»

Б. Дейнека в опере «Фауст»

.

Послевоенное население Воркуты уже не мыслило свою жизнь без театра. Он был любим, им гордились. «Когда светил огонек в театре, на душе становилось веселей. Мы не только веселили душу, но и давали пищу уму и сердцу», — пишет Заслуженная артистка Коми АССР, одна из старейших артисток Воркутинского театра, первая исполнительница роли Сильвы Н. И. Глебова.

К 1948 году Воркутинский музыкально-драматический театр был огромным. В труппе было чуть не полтораста человек: не каждый областной центр мог позволить себе такую роскошь. Под своей крышей театр собрал разных людей, с разными характерами и судьбами.

На протяжении многих лет, с 1945 по 1953 годы, на афишах и в программках Воркутинского театра стояло имя Петра Эмильевича Бенделя — главного художника театра. «Художник милостью божьей. В театр он попал с трудом. Он был где-то «во глубине Воркутских руд», и вытащил его оттуда «Его величество талант», который у него был, есть и будет», — так писал о П. Э. Бенделе историк нашего театра Г. М. Литинский.

Петр Эмильевич не был театральным художником. График и портретист — он в лагере начал с того, что кусочками угля на картонке от папиросной коробки нарисовал вохровца. Рисунок понравился. Дальше — больше. Пришла известность в масштабах ОАПа, а затем — лагеря. Генерал Мальцев распорядился перевести Бенделя в театр. Петр Эмильевич буквально ожил в театре и оживил его.

В театре, таким образом, появился настоящий художник, человек отменного вкуса, огромной художественной эрудиции и кроме всего прочего — просто отличный человек и товарищ. Его костюмы и декорации, искусные и утонченные, стали играть заметную роль в спектаклях. И в том, что долгое время театральные билеты в Воркуте являлись самой устойчивой валютой (за них можно было достать все), немалая заслуга главного художника театра П. Э. Бенделя.

В современной квартире художника каждое свободное пространство стен увешано его работами. Актеры, режиссеры, ученые, писатели... — множество лиц смотрит с портретов, за ними и в них вся жизнь художника, его воспоминания о пережитом, вся его судьба... Но почти нет среди них работ с отпечатком былой беды. В портретах Бенделя звучат все больше мотивы мажорные, они изящны и красивы.

Воркута цепко держит за душу многих бывших воркутинцев, не давая покоя и забвения тем годам.

Актриса московского Театра сатиры Валентина Георгиевна Токарская трогательно и суеверно хранит великолепный бенделевский портрет, где она запечатлена в роли Корины из оперетты «Мадемуазель Нитуш». Этой ролью Токарская покорила публику в свой первый воркутинский сезон 1946-1947 годов.

Валентина Георгиевна была осуждена по статье 58-3 сроком на четыре года (будучи в актерской фронтовой бригаде, она попала в окружение и несколько лет находилась в плену) и после года мытарств, в 1946 году, попала вместе со своим неизменным другом и партнёром Р. М. Холодовым в Воркутинский театр.

Валентина Токарская. Фото К. Баберь

Валентина Токарская. Фото музея Воркуты

.

Приехавшая в то же время в Воркуту восемнадцатилетняя Маргарита Рейзвих (ее семья немецкого происхождения была сослана в Коми АССР) рассказывает о своих первых впечатлениях о театре: «Театр поразил нас и своим внешним видом и теплом внутри. Нас сразу же окружили все, кто был в это время в театре, и сразу же мы почувствовали себя как дома. Это было чудо среди снега! И первое впечатление от театра осталось на всю жизнь и по сю пору мы с сестрой вспоминаем о нем с большой любовью и восторгом. Сколько было там дивных актеров и певцов!»

Очаровательной актрисой-самородком была Вера Макаровна Пясковская, блистательной героиней оперетты была Наталья Ивановна Глебова, очень одаренной, прирожденной опереточной актрисой была Елена Константиновна Волошина; среди драматических актрис выделялись Корнелия Николаевна Рутковская, актриса московского Малого театра Елена Михайловна Михайлова, Галина Яковлевна Сеплярская, не имевшая никакой сценической подготовки, но обладавшая природным дарованием, трудолюбием, огромной любовью к театру. На воркутинской сцене пели известный всей стране Борис Степанович Дейнека, знаменитый ленинградский солист из Мариинки Теодор Игнатьевич Рутковский, любимцами публики были Борис Алексеевич Козин, Виталий Дмитриевич Головин и многие другие.

Опера «Фауст». 1961 год. Валентина Ищенко в роли Маргариты

                                                                  Валентина Ищенко

.

Известный кинодраматург и литератор А. Я. Каплер, отбывая свой первый срок в Воркуте, также начинал свою «карьеру» в театре, потом перешел работать фотографом. Но за все годы пребывания в Воркуте Алексей Яковлевич не терял дружбы с театром, все любили этого общительного, доброго и по-настоящему остроумного человека, удивительного рассказчика.

В 1947 году, после года тюрьмы на Лубянке и в Лефортово, из Воркутинской пересылки в театр направили Т. И. Лещенко — известную переводчицу, исполнительницу старинных песен и романсов (недавно Лещенко-Сухомлина неоднократно участвовала в популярных программах ЦТ). Вспоминая те страшные годы, Татьяна Ивановна пишет: «Мне было бы легче, если бы я одна испытывала горе или если бы нас было немного, но кругом было несметное количество таких же несчастных...»

Оперетта «Холопка». В роли Виолетты Меблан Валентина Ищенко

.

Воркутинский цикл стихов Лещенко-Сухомлиной состоит из 17 стихотворений. Вот одно из них, ставшее песней:

Терзал нас холод лютый, / И мучил голод злой.

Нас оживляли люди / Нежданной добротой.

Среди напасти лютой / И злобной суеты

Не иссякает в людях / Источник доброты.

Живой водой своею / Спасает нас в беде,

И помним мы о давней, / Забытой доброте.

В 1951 году произошел переход к узкодраматическому театру. Потерянный оркестр театру потом так и не удалось воссоздать... А в 1957 году сгорело здание театра, которое с тех пор так и не удалось построить... Нынешний театр в Воркуте не имеет своей сценической площадки, а спектакли идут под магнитофонную запись...

 

Валентина Токарская

.

АРТИСТЫ ВОРКУТИНСКОГО ТЕАТРА 

.

Лагерные театры в Коми АССР стали организовывать после перелома в Великой Отечественной войне в 1943 году. Именно тогда открылся самый известный в республике - Воркутинский музыкально-драматический.

Григорий Маркович Литинский в своих «Воспоминаниях» упоминает немало артистов и работников театра. Известный краевед А. А. Попов по воспоминаниям Литинского составил список работников театра и скурпулезно собрал на них сведения из учетных карточек архива МВД. Он насчитывает 134 человека. Из этого списка мы выделим следующих лиц:

Бендель Петр Эмильевич, 1905 г. рождения. Художник. Арестован 13.02.1945 г. Военным трибуналом 77 гв. стрелк. ордена Ленина дивизии, осужден по ст.58 1 б на 10 лет лагерей и 5 лет поражения в правах. На Воркуте с 21 06.45 г. Освободился 4.12. 52 года. Главный художник театра в 1945-53 гг.

Гершкович Яков Александрович, 1920 г. рождения. Артист. Арестован 2.02.42 г. Осужден по ст. 58-14 на 10 лет лагерей и 3 года поражения в правах. На Воркуте с 20.06.42 г. Освободился 21.09.1951 г. В 1952 году в театре заведовал электроцехом.

Дулькин Леонид Соломонович, 1907 г. рождения, музыкант. Арестован 8.10.35 г. ОСО НКВД на 8 лет лагерей по ст. КРТД. На Воркуте с 16.10.36 г. Освободился 4.11.1943 года. Артист оркестра. Работал в начальные годы в театре.

Заславский Роман Абрамович, 1922 г. рождения. Артист в театре музкомедии в Киеве. Арестован 17.06.44 г. ОСО НКВД по ст. 58-1 б на 8 лет. На Воркуте с 27.11.44 г. В Речлаге с 8.04.49 г. Освободился 17.06.52 г. Артист балета.

Каплер Алексей Яковлевич, 1904 г. рождения, кинодраматург. Арестован 3.03.43 г. ОСО НКВД, АСА, на 5 лет. На Воркуте с 30.08.44 г. Освободился 3.03.48 года.

Кравец Сарра Борисовна, 1898 г. рождения. Солистка музыкального театра им. Немировича-Данченко. Арестована 18.09.37 г. ОСО НКВД на 8 лет лагерей за КРТД. На Воркуте с 11.06 38 г. Освободилась 17.03.45 года. Работала в первом сезоне в Воркутинском театре. После освобождения вышла замуж за инженера из Ухты и переехала туда.

Литинский Григорий Маркович, 1905 г. рождения. Театральный критик. Арестован 10.12.40 г. ОСО при НКВД, АСА на 5 лет. На Воркуте с 24.04.41 г. Освободился 11.12.45 г. В театре работал с осени 1944 по осень 1954 года.

Медведенко Давид Германович, 1919 г. рождения. Арестован 23.05.43 г. Осужден нарсудом Кожвинского района Коми АССР по ст.59-6 на 6 лет лагерей. На Воркуте с 10.04.46 года. Освободился 22.08.47 года. Режиссер. Известна его пьеса «Камень на дороге».

Мордвинов Борис Аркадьевич, 1899 г. рождения. Артист, режиссер. Арестован 15.05.40 г. ОСО при НКВД на три года. На Воркуте с 14.05.40 г. Освободился 17.05. 43 года. Художественный руководитель театра с основания до 1946 года.

Оксман Анна Моисеевна, 1905 г. рождения. Портниха. Арестована 21.12.37 г. Осуждена ОСО при НКВД за КРД на 10 лет. На Воркуте с 20.07.38 г. Освободилась 20.12.47 года. В театре работала зав. пошивочным цехом.

Рейнштейн Лев Борисович, 1921 г. рождения. Арестован 25.07.42 г. Осужден ОСО при НКВД по ст.58-10 ч.2, 193-22 на 10 лет. На Воркуте с 10.12.42 года. Освободился 6.10.52 года. В театре работал концертмейстером, композитором.

Ситковский Семен Яковлевич, 1919 г. рождения. Сапожник. Арестован 27.06.42 г. Осужден ОСО при НКВД по ст. 58-1 а на 10 лет. На Воркуте с 19.09.42 г. Освободился 13.11.51 года. В театре - артист хора.

Студня Михаил Борисович (Моисей Беркович), 1909 г. рождения. Портной. Арестован 5.12.42 г. Осужден пост. 58-1а, 58-10, 58-11 на 10 лет лагерей. На Воркуте с 26.04.44 года. Освободился 4.12.52 года. В театре работал портным.

Футлик Абрам Борисович, 1903 г. рождения. Портной. Арестован 17.01.35 г. Осужден ОСО при НКВД СССР по ст.58-10 к 5 годам лагерей и 3 годам поражения в правах. На Воркуту прибыл 30.06.1937 г. из Чибью. Освободился 4.10.1944 года. В театре работал старшим костюмером с 1949 по 1955 год, потом переехал в г. Новомосковск.

Холодов - Цеймах Рафаил Моисеевич, 1900 г. рождения, артист московского Театра сатиры. Арестован 13.02.45 г. Осужден ОСО при МВД по ст. 58-3, пособничество немецким оккупантам на 5 лет. На Воркуте с 9.11.46 г. Освободился 7.10.50 года. В Воркутинском театре работал с 1946 по 1953 год.

Шрагер Дмитрий Самойлович,1919 г. рождения, актер. Арестован 13.05.47 г. Осужден Особым совещанием при МГБ, как СОЭ, на 5 лет. На Воркуте с 24.05.48 года. Освободился 8.09.51 года. В театре работал артистом и режиссером.

Шульман Михаил Борисович, 1907 г. рождения, учитель бальных танцев. Арестован 12.02.50 года. Осужден ОСО при МГБ по ст. 54-8,11 на 5 лет. На Воркуте с 21.05.51 года. Освободился 28.05.53 года. В театре работал с 1953 года.

Эпштейн Абрам Евсеевич, 1918 г. рождения, агроном. Арестован 10.12.37 года. Осужден спецколлегией Верховного суда Крымской АССР по ст. 58-10 на 6 лет. На Воркуте с 1.04.41 года. Освободился 9.12.43 года. В театре работал зав. снабжением и кладовой.

.

Список работников театра, составленный Г. М. Литинским, далеко не полный, хотя он составлял его в течение многих лет. Из-за непостоянства артистов, музыкантов и других сотрудников, трудно было запомнить всех, поэтому некоторые, даже важные фигуры, остались в некотором забвении.

Вместе с тем ценность «Воспоминаний» Г.М. Литинского состоит и в том, что он приводит их творческие биографии.

.

«Мордвинов Борис Аркадьевич (заключенный - первый художественный руководитель Воркутинского театра, работал в нем до 1946 года. По данным А. Клейна в 1945 г. уехал в Сыктывкар).

Жизнь и искусство для Мордвинова началась во 2-й Студии, где он занимался под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Создатели МХТ и руководители Студии заприметили молодого студийца и забрали его в свой театр. Там Борис Аркадьевич начинал как актер, потом стал режиссером, довольно заметным даже на фоне несравненного режиссерского искусства Художественного театра.

Владимир Иванович Немирович-Данченко привлек Мордвинова к работе в своем музыкальном театре. Впоследствии Борис Аркадьевич стал руководителем этого театра, а затем был назначен главным режиссером Большого театра СССР. Там он поставил ряд спектаклей, в которых успешно преодолевал прочно утвердившиеся в коллективе оперные штампы. Его постановки, особенно «Тихий Дон» и «Поднятая целина», вызвали целую литературу.

В 1939 году Б. А. Мордвинов выступил на Всесоюзной режиссерской конференции с интересным докладом о режиссуре в оперном спектакле. Его перу принадлежит ряд статей о проблемах театрального искусства.

Последние годы Мордвинов работал в театрах Коми АССР, Саратова и Минска, совмещая режиссерскую деятельность с педагогической работой. К сожалению, этот последний период крайне неполно освещен в Театральной энциклопедии, хотя он очень важен в творческой биографии талантливого режиссера. В своих воспоминаниях я старался несколько восполнить этот пробел.

В Воркуте Б. А. Мордвинов поставил следующие спектакли: «Сильва», «Марица», «Нечистая сила», «Жрица огня», «Пери-кола», «На берегу Амура», «Коломбина», «Хозяйка гостиницы», «Поздняя Любовь», «Самолет опаздывает на сутки», «Вынужденная посадка», «Фауст», а также ряд концертных программ».

Борис Аркадьевич Мордвинов

.

Источник:

Артисты воркутинского театра / подгот. Вениамин Полещиков // От Воркуты до Сыктывкара. Судьбы евреев в Республике Коми. 2007. Т. 3. С. 258-261.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика