Теги позиции, похожие позиции
Территория:Троицко-Печорский район
Тематика:ДостопримечательностиТуризмПраздники, фестивали
 
Экологической арт–фестиваль проводят ежегодно в июле в деревне Гришестав Троицко–Печорского района
 
В канун Старого Нового года с 13 на 14 января в селе Усть-Кулом ежегодно проходит Республиканский конкурс современной коми песни «Василей»



Фото М. Плосковой




В канун Старого Нового года с 13 на 14 января в селе Усть-Кулом ежегодно проходит Ре?...
 
«Луд» - визитная карточка Ижемского района
 
Праздник оленеводов «Тэрыб кӧр» (быстроногий олень) проводится в Инте с 1997 года
 
Проходит ежегодно в прощеное воскресенье в селе Визинга Сысольского района
 
Знакомство с фольклорным наследием и кулинарным искусством жителей Печорского района
 
Название села Корткерос можно перевести как «железная гора»
 
Территория: 18,4 тыс. кв. км; Население: 16,2 тыс.чел.
 
Территория: 26,4 тыс. кв. км; Население: 25,8 тыс. чел.

Праздника охотника «Вӧралысьяслӧн гаж»

Главная Разделы Статьи Этнография Народные праздники Праздника охотника «Вӧралысьяслӧн гаж»

В настоящее время не только жители Троицко-Печорского района, но и вся республика знает о географической точке с названием, словно взятом из волшебной сказки «Еремеево», об уникальном празднике охотника «Вӧралысьяслӧн гаж».

С недавнего времени Еремеево – место проведения праздника охотника. Время и место проведения праздника выбраны не случайно. Именно в сентябре у коми начинался осенний промысловый сезон - «арся воралом». В 18-19 веках артели верхнепечорских и илычских охотников при походах за Урал, собирались перед началом промысла в д. Еремеево: согласовывали маршруты движения и соблюдение интересов всех промысловиков.



Праздник, как и прежде, начинается с ритуала: до выхода в тайгу разводят костёр, в котле варится мясо, всем наливается угощенье – крепкий сур. Охотники, в паре со своими подругами, образуют круг: ходят парами вокруг костра. Огонь – очищение перед выходом в тайгу, дальнюю дорогу. Праздник продолжается состязаниями «Медбур кыйсьысь». Охотники соревнуются в умении:

• разжечь костер - конкурс «Озтi бируп»
• поразить копьём цель - конкурс «Шыӧн ош вылӧ» / «На медведя с копьем»/
• изготовить силки на боровую дичь - конкурс «Лэч октӧм»
• метко выстрелить - конкурс «Стӧча лыйсьысь»
• переправиться через реку на лодке с шестом «Зiбъясьӧмӧн-ю вомӧн».

Конкурсы требуют силы, скорости, меткости, всего того, что необходимо, когда охотник один на один остаётся с дикой природой. Трудно тягаться участникам конкурса других районов с еремеевцами.

Традиционно на празднике жители деревни и гости исполняют Еремеевсий марш - «Ылыдзса марш». Этот танец появился в деревне в начале XX века.

.

История Праздника охотника «Вӧралысьяслӧн гаж»

Праздник охотника в Троицко-Печорском районе впервые был проведен в марте 2001 года в селе Покча. Назывался он тогда Сельский праздник «Ни пуха, ни пера» посвященный охотничьим династиям. Сценарно-режиссерская разработка праздника была проведена Клищенко Евстолией Васильевной и Зинович Валентиной Васильевной. Газета «Заря» № 38-39 от 31 марта 2001 года рассказывает об этом событии.

В 2003 году праздник охотника впервые прошёл в Еремеево.

О Празднике охотника 2005 года:

В 2006 году соревновались следующие участники:

· Михаил Юшков (Еремеево)

· Михаил Бажуков (Еремеево)

· Анатолий Пивченко (Покча)

· Олег Пыстин (Габэ)

Вот что писала о празднике газета «Республика»:

Открытие осенней охоты жители коми деревни Еремеево Троицко-Печорского района отметили состязанием промысловиков под названием «Медбур кыйсьысь». Конкурсы проводились в рамках традиционного праздника «Вӧралысьяслӧн гаж». Примечательно, что сценическое действо провели исключительно на коми языке.

Возрождение старинных охотничьих обрядов началось здесь с 2003 года. Сейчас празднику придали статус республиканского: из бюджета Коми на его проведение в этом году было выделено 40 тысяч рублей. Однако по числу и составу участников он пока таковым не является, был только один гость – из Усинска. Остальные участники – это жители района, занимающиеся древним охотничьим промыслом.

Праздник проходил в центре деревни под открытым небом и начался с исполнения «Еремеевского марша». Это сценическое действо состоит из более чем 30 хореографических фигур, синтезированных из различных народных танцев: барыни, краковяка, коми посиделок. В процессе марша демонстрируются элементы, связанные с бытом и промыслом охотников и земледельцев, например, «ворота», «изба», «сети», «капуста», «корзина», «пила» и так далее.


По свидетельству старожилов, этот хороводный танец, именуемый в народе «Ылыдзса марш», появился в деревне в начале XX века. Собирались всей округой на живописном берегу Илыча и заводили хоровод, который мог длиться часами. Всего когда-то разыгрывалось до 60 различных фигур, к сожалению, до наших дней не все из них сохранились. По мнению специалистов, в марше есть элементы, напоминающие Усть-Цилемскую горку. В военное и послевоенное лихолетье «Еремеевский марш» был предан забвению, а в 80-е годы прошлого века его воссоздали благодаря усилиям директора сельского Дома культуры Татьяны Камбаловой. На нынешнем празднике марш исполняли участники фольклорного коллектива деревни Еремеево, активно вовлекая в круг и местных жителей.

После марша прошли состязания охотников, состоящие из нескольких этапов. На первом этапе участники метали копье. Необходимо было с закрытыми глазами попасть нарисованному на деревянном щите медведю прямо в сердце. На следующем этапе охотники состязались в изготовлении силков на боровую дичь. Затем определяли самого меткого стрелка.

Стреляли из пневматических винтовок по воздушным шарам. На предпоследнем этапе смотрели, кто быстрее всех сумеет разжечь «нодью» (ночной тлеющий костер для обогрева) и обычный костер «бипур» (для приготовления еды). Самым зрелищным и азартным оказался последний конкурс, по условиям которого необходимо было переплыть через реку Илыч на лодке, захватить приготовленный там «мешок с сюрпризом» и вернуться назад. Оценивались скорость, сила, меткость – все то, что помогает выжить охотнику, когда он остается один на один с дикой природой.

Особняком выглядел конкурс родословных. Каждый из участников должен был рассказать, какого он роду-племени, и поведать народу о своих предках, о том, чем они были знамениты.



В итоге лучшим признали самого молодого участника состязания – 16-летнего школьника из поселка Приуральский Евгения Бажукова. В качестве награды ему подарили брезентовую палатку. На втором месте оказался житель села Покча Геннадий Растворов. Ему подарили спальный мешок. И третьим был Павел Шахтаров из поселка Палью, которому тоже достался спальный мешок. Остальные участники – Алексей Пыстин и Иван Иксар – были награждены поощрительными призами, учрежденными Сосногорским отделением Республиканского общества охотников и рыболовов.

После состязания охотников праздник продолжился массовым народным гуляньем. Перед жителями деревни выступили народная артистка РК Лидия Логинова и самодеятельный композитор Петр Шучалин.


О Празднике охотника - 2010:

И снова в победителях - потомок Еремея. Автор - Валентина Зинович.

В настоящее время не только жители Троицко-Печорского района, но и вся республика знает о географической точке с названием, словно взятом из волшебной сказки «Еремеево», об уникальном празднике охотника «Вӧралысьяслӧн гаж», а тот, кому посчастливилось побывать на этом празднике, взахлёб рассказывают об удивительном Еремеевском марше.

В 2010 году в пятый раз съехались на праздник представители из разных мест Коми: Сыктывкара, Усть-Кулома, Троицко-Печорска, Белого Бора, Покчи, Нижней Омры, Приуральского. Что и говорить, праздник получился многолюдным и зрелищным.
На этот раз в конкурсе охотников «Медбур кыйсьысь» состязались сразу два представителя из Усть-Куломского района – самого райцентра и Тимшера и трое охотников нашего района.

Праздник шел более трёх часов. Конкурсы перемежались концертными номерами. Однако развлекательные моменты не могли заглушить желание узнать: а кто же выйдет победителем? Самым волнительным как для участников, так и для зрителей получился последний конкурс «Зiбъясь?м?н-ю вом?н» / «Через реку на лодке с шестом»/ Накал страстей достиг своего апогея.

Первым достичь противоположного берега и вернуться назад удалось Владимиру Бажукову из Еремеево. И, как оказалось, по результатам всех конкурсов он набрал наибольшее число баллов и стал победителем. Владимир - пра-пра-правнук основателя деревни - Еремея Бажукова. Все предки победителя занимались охотничьим промыслом, а сам он - достойный продолжатель дела дедов-прадедов.

Каждый из охотников проявил себя в различных состязаниях. Точно в сердце поразил медведя Грушецкий Василий Анатольевич (п.Тимшер), быстро и ловко соорудил силок на боровую дичь Мизев Сергей Александрович (п. Белый Бор), с первого выстрела поразили цель Бажуков Василий Энгельсович (с. Покча) и Логинов Александр Анатольевич (с. Усть-Кулом).

Пока жюри совещалось фольклорный коллектив д. Еремеево, завёл «Еремеевский марш», хороводный танец, которому уже более 100 лет. И все гости, вместе с охотниками, пустились в пляс, запросто исполняя замысловатые фигуры.

Раз в два года еремеевцы встречают гостей. В деревне царит особая приподнятая атмосфера. Все отмечают радушие, открытость, щедрость жителей.
Обязательно побывайте на празднике! Вы получите незабываемые впечатления от общения с красотой д. Еремеево, ее замечательными жителями, окунетесь в необыкновенный мир подлинного народного творчества.

Подробнее в группе «ЕРЕМЕЕВО» Республиканский праздник охотника

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика