В настоящее время на территории Сосногорского района можно выделить два основных территориальных направления, где сохранились объекты, характеризующие его ГУЛАГовское прошлое.
Первое из них связано с историей строительства железнодорожной магистрали Котлас-Воркута и охватывает населенные пункты от города Сосногорска до станции Ираель. Здесь интерес представляют такие поселки как Малая Пера и Вис.
Организационно они входили в структуру Северного железнодорожного лагеря (Севжелдорлага) и возникли в период с конца 1930-х - начала 1940-х гг. С 1950-х гг. в ходе реорганизации они влились в другую лагерную структуру Печорлаг.
Второе направление связано с зарождением и развитием газовой и нефтяной промышленности, включая такие населенные пункты, как поселки Вой-Вож, Кирпичный, Верхнеижемский и деревня Крутая.
Эти населенные пункты в рассматриваемый период составляли отдельные структурные подразделения Ухтпечлага, а затем его преемника Ухтижемлага.
.
Станция Ираель. В начале 1950-х гг. здесь располагались 24 лагпункта. Главная задача лагеря состояла в строительстве вторых путей железнодорожной магистрали Котлас-Воркута и поддержание ее в рабочем состоянии.
Возникновение и развитие поселка Малая Пера, расположенного в 85 километрах севернее от г. Сосногорска и в 20 км южнее от станции Ираель, связано с процессом спецпереселения в республику. Первые жители появились здесь в конце 1930-х годов.
Это были строители, рубщики леса, которые готовили трассу для будущей железной дороги. Когда началась плановая заготовка леса, поселок перепрофилировали. И он стал лесопунктом Ухтинского леспромхоза. Но зоны вокруг сохранились – в Висе, Ираеле, Седьвоже, Лемью. А население поселка складывалось из спецпоселенцев.
Главными занятиями спецпоселенцев в поселке Малая Пера были заготовка и вывозка леса. В самом поселке лес потом разделывали на шпалы. Готовые шпалы использовали при строительстве вторых путей железной дороги Котлас – Воркута.
Поселок Вис. История его возникновения также тесным образом связана со строительством Северо-Печорской магистрали, соединившей промышленные центры нашей страны с топливной базой Крайнего Севера. Здесь возникают три лагпункта: № 14, № 15, № 16. Примерно в 12 км западнее поселка Вис находится еще один лагпункт – колония № 24.
Основными богатствами республики наряду с древесиной и каменным углем были и остаются нефть и природный газ. Первенцами в освоении запасов этих полезных ископаемых стали населенные пункты, как поселки Верхняя Омра, Нибель-2, Войвож, Кирпичный, Верхнеижемский.
Основной рабочей силой при освоении месторождений нефти и газа являлись заключенные. В поселке Крутая был создан лагпункт № 17, где разместили до двух тысяч человек.
Одновременно в поселке Крутая создали Управление Верхнеижемского лагеря. Для технического руководства работ по освоению месторождений газа и нефти сюда были направлены профессиональные геологи, буровики, строители, инженеры из числа политических заключенных и вольнонаемных.
После открытия газонефтяного месторождения потребовалось построить тракт – дорогу Чибью – Крутая. А затем продолжить ее до Войвожа и Нижней Омры. Эту дорогу строили заключенные в количестве 2,5 тысяч человек. А дальше к ее строительству привлекли спецконтингент, состоявший в основном из советских немцев и корейцев.
.
30 августа 1996 г. состоялось открытие мемориального памятника жертвам политических преследований, расположенного на месте бывшего отдельного лагпункта № 14.
.
Источники:
Страницы истории политических репрессий в Коми АССР: Сборник работ студентов и школьников Республики Коми / Составитель и редактор М. Б. Рогачев. – Сыктывкар, 2003. – 75 с. С. 49-53.
Тарасов И. Поселок начинался с неволи // Заря Тимана. – 1997. – 3 июля.
Бубличенко В. Н. По пути памяти и скорби // Известия общества изучения Коми края. Научно-популярный краеведческий журнал. – 2006. – 3 (9).