КРО «Мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов»

Главная Разделы Статьи Культура КРО «Мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов»

Председатель – Остроухов Валерий Викторович

Контакт через Республиканский дом творчества

Тел.: 8 (8212) 24-89-98

Адрес: г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе, 10

Забота о личном инструменте, как правило, побуждает музыканта к познанию всех особенностей своего истинного друга, к овладению способами всегда сохранять его в состоянии, позволяющем достигать при исполнении музыки наилучших художественных результатов.

Н.Н.Маегов, скрипач, более полувека неутомимо и плодотворно работающий в музыкальной культуре Коми Республики, ещё в 1950-х годах, будучи студентом Кишинёвской консерватории, постиг уменье сохранять и улучшать качество звучания скрипок, а также и мастерство настройщика роялей.

Вернувшись в Сыктывкар, молодой специалист начал преподавать в Музыкальном училище и занял место концертмейстера театрального оркестра. Вскоре он убедился в необходимости повышения качества имеющегося инструментария и не только занялся этой проблемой, но и привлёк к её решению коллег-музыкантов, преподавателей музыкальных учебных заведений.

Один из учеников Н.Н.Маегова, скрипач В.В.Остроухов, закончивший в 1975 году Горьковскую (ныне Нижегородскую) Государственную консерваторию им. М.И.Глинки, тоже заинтересовался ремонтом и реставрацией музыкальных инструментов. Деятельность Остроухова в этой области приобрела необычайный размах и, по существу, открыла перед национальной музыкальной культурой новые перспективы.

Будучи преподавателем Сыктывкарского училища искусств (ныне Колледж искусств Республики Коми), занимаясь с юными музыкантами, Валерий Викторович по необходимости старался улучшить звучание исполняемых произведений. При этом он не только исправлял недостатки постановки «аппарата» своих подопечных и воспитывал их музыкальный слух. Педагог находил также и способы освобождать от дефектов «фабричные» скрипочки учеников.

Питомцы Остроухова поступали в консерватории и музыкальные ВУЗы, а преподавателя всё более увлекало желание сделать «свою» скрипку, своими руками: начать с подбора материалов и достичь первозданного звука! Перед ним открывался путь Мастера.

В 1995 году Министерством культуры Республики Коми В.В.Остроухов был направлен на курсы при Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Заведующий мастерскими одного из старейших высших музыкальных учебных заведений России Л. Гришкин, познакомившись со скрипачом, приехавшим из далёкого Сыктывкара, сразу посоветовал ему обратиться к Б. Л. Горшкову - авторитетнейшему мастеру международного класса.

В 1999 году инструменты работы В.В.Остроухова, с которыми жители и гости столицы Коми познакомились на Республиканской выставке, принесли Валерию Викторовичу почётное звание «Мастер года». А скрипка, представленная им на конкурс музыкальных инструментов, который проводился параллельно с Международным конкурсом имени П.И. Чайковского в Москве в 2002 году, не прошла на второй тур.

Новый, ещё больший успех В.В.Остроухову принесло участие во II Всероссийском фестивале музыкальных инструментов в 2003 году. За свою третью скрипку он был удостоен Диплома и медали имени выдающегося русского мастера XIX века Ивана Андреевича Батова (в честь которого и проводились эти большие праздники-конкурсы).

Руководитель Остроухова на избранной стезе Б.Л. Горшков, председатель Всероссийского Творческого Союза мастеров музыкальных инструментов, уже в начале профессионального общения подал активному, многообещающему ученику идею: учредить в Коми Республике региональное отделение Всероссийской организации. Валерий Викторович воспринял её всем сердцем, как и его друзья-музыканты, которых любовь к своему другу-инструменту научила «лечить» его, устранять неполадки, а затем, с обретением некоторого опыта, помогать коллегам.

Новая творческая организация в столице Коми была зарегистрирована незамедлительно - в 1995 году. Возглавил её В. В.Остроухов. С тех пор в круг его интересов, кроме струнных смычковых (а также щипковых), вошли клавишные, духовые, кнопочные…

Почти все коллеги Валерия Викторовича занимались не только тем инструментом, которым, согласно полученному диплому, профессионально владели. Сама жизнь давно уже подсказала им: надо освоить и другие, чтобы поддерживать в надлежащем состоянии материально-техническую базу Детских музыкальных школ Сыктывкара и городов республики, Гимназии искусств при Главе Республики Коми и Хоровой школы мальчиков, средних учебных заведений культуры и искусства, а также школьного и дошкольного педагогических училищ (ныне объединившихся в Гуманитарно-педагогический колледж), многих учреждений культуры, театров…

Так, В. Я. Бурьян в период работы в Сыктывкарском культурно-просветительном училище (ныне Колледж культуры) ремонтировал, будучи по специальности кларнетистом, и баяны, и балалайки, и домры, и гитары. И всё же у каждого мастера есть «своя» специальность.

Самое большое число мастеров-реставраторов сплотил отряд «клавишников» - Б. Ф. Вылцан, В. И. Мясоутов, А. Н. Лавровский, С. А. Немалов, (Сыктывкар), Р. Ф. Михитаров (Ухта).

Представители Печоры и Воркуты - Ю. В. Хиленко и С. А. Степанов - совместили эту специальность с ремонтом струнных инструментов. Председатель высказался о них следующим образом: «В таких отдалённых городах приходится делать ВСЁ»! Сыктывкарские мастера по баянам – Ю. В. Мецгер и В. К. Малых давно уже обрели широкую известность. Единственным в республике мастером по ремонту духовых инструментов оказался А. И. Савченко. Не был забыт и национальный инструментарий. Остроухов привлёк к работе Союза А. П. Забоева, чьи красиво вырезанные дудочки в 1998 году привлекли общее внимание на выставке музыкальных инструментов в Москве, в Доме композиторов.

Друзья-товарищи с возросшей энергией продолжили свою в высшей степени полезную деятельность, бескорыстно делясь секретами мастерства, учась друг у друга и набираясь опыта. Но появилось в их работе и нечто новое. В прежние годы экспертизу музыкальных инструментов, необходимую при заграничных поездках наших артистов, можно было пройти только в Москве.

С открытием «своего» Союза мастеров проводить эту процедуру и выдавать необходимые документы стали в Сыктывкаре. - Председатель утверждал, что ни у кого из музыкантов Республики Коми не было проблем с таможней.

В октябре 2005 года состоялось празднование 10-летия со дня открытия в Коми Республике Творческого Союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов.

Источник: mincult.rkomi.ru

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика