Теги позиции, похожие позиции
Личность:Писатели
Территория:Прилузский район
 
Известный в регионе коми литературовед, литературный критик, профессор
 
Коми писатель, драматург, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств Коми АССР, заслуженный артист Коми АССР
 
Коми писатель, член Союза журналистов России, член Союза писателей России
 
Поэт. Его стихи – это стихи о природе, о любви
 
Вошел в историю коми художественного слова как автор крупных эпических произведений
 
Центральная библиотека имени М. Н. Лебедева.
МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система»
 
Центральная библиотека имени В. В. Юхнина. МУК «Прилузская МЦБС»
 
Прозаик, поэт, драматург
 
У фигуры „лешака“ : фельетон  /  ԋобԃiнса Вiттор  // Югыд туй. – 1926. – 11 апр.  

Латкин Владимир Павлович

Главная Разделы Статьи Литература Писатели Латкин Владимир Павлович

(1907-1942)

Владимир Латкин принадлежит к тому поколению поэтов предвоенного периода, которые прожили короткую жизнь, но оставили заметный след в коми литературе 1930-х годов.

Родился коми поэт 23 октября 1907 года в селе Спаспоруб Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Прилузского района Республики Коми). Окончил школу, Ульяновский сельскохозяйственный техникум (1927), работал агрономом в селах Визинга, Койгородок, Троицко-Печорск.

Творческая деятельность В. Латкина насчитывает всего 10 лет.

Первым произведением на коми языке стала неопубликованная пьеса «Вокъяс» (1928). Первое стихотворение «Колхозниклы» Владимир Латкин публикует в 1930 году в журнале «Ордым», а в следующем году уже выпускает свой поэтический сборник «Менам босьтчoм» (Мой запев).

В силу жесткой критики на написанную им в 1935 году поэму «Выльмoдoм лунъяс» (Обновленные дни) поэт был вынужден покинуть республику, однако, переехав в Кировскую область, он продолжал изредка публиковаться в республиканских газетах и журналах. Весной 1942 года Владимир Латкин отправляется на фронт, в сентябре этого же года погибает.

В творчестве В. Латкина нашли воплощение события переломного в жизни страны периода коллективизации и индустриализации, непростой процесс «перестройки» сознания жителя деревни, вынужденного сменить традиционный уклад жизни, изменить укоренившийся взгляд на мир.

Устойчиво мнение, что В. Латкин «первым ввел в коми литературу тему колхозной деревни», «тему индустриализации области» и наиболее активно из всех представителей коми поэзии этого периода разрабатывал тему труда («Му вылын» – На земле).

Лирический герой поэта с глубоким воодушевлением приветствует нововведения в коми деревне («Гажа би» – Веселый огонь), поэтизирует коллективный труд сельских жителей, овладевших новой профессией (образ тракториста(ки)), наблюдает характер сельчанина с его робко-недоверчивым или активно негативным отношением к переменам, происходящим в жизни страны.

Нельзя не отметить воздействие на ранние стихотворения молодого поэта коммунистических идей, что было в целом свойственно для поколения коми писателей 1930-х годов: абсолютизация поэтом функций, накладываемых на поэзию как на орудие политики, приводила к тому, что в некоторых стихотворениях он снижает ценность и значимость эстетического и лирического начала как в жизни, так и в художественной литературе («Локтo тулыс» – Наступает весна).

Стихотворения В. Латкина можно охарактеризовать как поэтические «рассказы» (кывбура висьт) («Делегатка», «Кымoръяс» и др.); отдельный пласт представляют стихи с элементами поэтики «публицистической» лирики: их отличает не только оптимистичное, энергичное, жизнерадостное начало, но и злободневность поэтической мысли, лозунговость и агитационность поэтической речи («Вoрo» – В лес).

Его лирический герой вдохновляет современника на приятие наступивших перемен, побуждает к активно созидательному образу жизни, живо откликается на события cоветской действительности («Ленин кулoм кузя» – По случаю кончины Ленина). Писал поэт и патриотические стихи, связанные с началом Великой Отечественной войны.

Высоко оценивая успехи В. Латкина в создании пейзажных образов и тропов, эксперименты в области стихотворного размера, подчеркивая заметную эволюцию его художественного мастерства, или постепенный переход от риторики к лирическим формам, близким песне, исследователи в то же время отмечают, что художественное осмысление молодым поэтом жизни находилось в процессе становления: несмотря на глубокое понимание им эстетической природы литературы, его лирический герой чаще выступал в качестве наблюдателя и иллюстратора, нежели «исследователя» жизни и внутреннего мира человека.

Заметное исключение составляет его поэма «Выльмoдoм лунъяс» (1935), которая совместно с поэмой-ораторией «Тундраса мойд» (Сказка тундры, 1937) обусловила широкий интерес к творчеству молодого коми поэта в кругу читателей, критиков и литературоведов.

Структура обеих поэм наглядно воссоздает вызванный самой сутью происходящих в жизни событий устойчивый композиционный прием сопоставления двух миров: былого и нового, устаревшего, тормозящего развитие человечества и прогрессивного.

Поэма «Выльмoдoм лунъяс», характеризуемая исследователями как первое «наиболее широкое эпическое полотно в коми поэзии»6 того периода, «единственно крупное произведение в коми поэзии на тему социалистических преобразований коми деревни», поэма-эпопея, «произведение новаторское, поэма-роман», в год ее издания была воспринята критикой крайне неоднозначно.

Одни критики, оценивая произведение с точки зрения художественных достоинств, определили ее как весомое достижение в коми литературе тех лет, другие отнесли к крайне неудачным произведениям, ссылаясь на ее близость идеям капитализма в силу недостаточного изображения суровых реалий борьбы большевиков за социализм.

Безусловно, поэма заметно выделяется в ряду крупных поэтических произведений тех лет качественным синтезом эпичности и лиризма, психологической достоверностью в изображении характеров героев, стройной композицией, выразительностью пейзажных картин, грамотным сочетанием драматичных и жизнерадостных мотивов, удачным изображением не только дореволюционной, но и современной поэту действительности.

Она по праву ставится в один ряд с произведениями таких известных коми писателей, как В. Савин, А. Размыслов, Г. Федоров, В. Юхнин.

Написанная позднее поэма-вымысел, поэма-сказка «Тундраса мойдъяс» имеет противоположную судьбу: одобренная критикой тех лет, она представляет меньшую художественную ценность, т. к. несет на себе наиболее выраженную печать воздействия партийной организации.

К сожалению, вынужденный переезд, а также война не позволили безусловно талантливому коми поэту реализовать в полную силу художественный потенциал личности.

.

Источник:

Малева, А. Владимир Павлович Латкин / А. Малева // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2017. - Т. 1 : А - Л. - С. 528 - 530.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика