Теги позиции, похожие позиции
Личность:МузыкантыПедагогиАктеры
Территория:СыктывкарПрилузский район
Тематика:Учреждения культуры
 
(род. в 1958 г.)
Музыковед, композитор, педагог, дважды стипендиат Главы Республики Коми, член Союза композиторов России
 
(1954 - 2017)
Композитор, педагог, член Союза композиторов СССР, лауреат премии Союза Композиторов России им. Д. Д. Шостаковича, лауреат Государственной премии Республики Коми, заслуженный работник Республики Коми
 
(род. в 1954 г.)
Композитор, педагог, член Союза композиторов СССР
 
(род. в 1952 г.)
Музыковед, педагог, член Союза композиторов СССР
 
(род. в 1945 г.)
Композитор, педагог, член Союза композиторов СССР, лауреат Государственной премии Коми АССР им. В. Савина, заслуженный деятель искусств Коми АССР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
 
(род. в 1952 году)
Самодеятельный композитор, автор идеи и организатор республиканского конкурса самодеятельных композиторов «Василей»
 
(1927–1990)
Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Коми АССР, заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза композиторов СССР
 
(1921–1988)
Композитор, музыковед, фольклорист, заслуженный деятель литературы и искусства Коми АССР, член Союза композиторов СССР
 
«Воровка 2. Счастье напрокат» (2002); «Француз» (2004); «Атаман» (2005); «Офицеры» (2006); «Прорыв» (2006); «Долгожданная любовь» (2007); «Сыщик Путилин» (2007); «Морской патруль» (2008)
 
«Мажор-2» (2016); «Канцелярская крыса» (2018); «Секта» (2018); «Морские дьяволы. Рубежи Родины» (2018); «Простой вопрос» (2018); «Невский. Чужой среди чужих» (2018).

Горчаков Александр Гениевич

Главная Разделы Статьи Музыка Композиторы Горчаков Александр Гениевич

(род. 1951)

Композитор, педагог, автор фортепианной, инструментальной и вокальной музыки, народный артист Республики Коми (2019), лауреат Государственной премии Республики Коми (1996), Заслуженный работник Республики Коми (2006), лауреат Премии правительства Коми (2011)

Александр Гениевич Горчаков родился 23 февраля 1951 г. в селе Объячево Прилузского района Коми автономной области.

Тяга к музыке пробудилась в раннем детстве — с пяти лет начал учиться игре на баяне. До 1963 г. занятия музыкой носили самодеятельный харак­тер. Вскоре он был определен в му­зыкальную школу г. Сыктывкара, где проучился 4 года.

Освоение баяна продолжилось и в Сыктывкарском музыкальном училище, куда Горчаков поступил в 1967 г. в класс заслуженного работ­ника культуры РСФСР композитора Я. С. Перепелицы. Под его руководством баянист заинтересовался коми национальным музы­кальным фольклором. Я. С. Пере­пелица еще более укрепил в своем ученике настойчивое желание посвятить себя композиции.

По окончании училища (1971 г.), Горчаков уехал в родное се­ло и работал там 4 года в музыкальной школе (преподавателем по классу баяна). В 1975 г. он возвратился в Сыктывкар и вто­рично поступил в музыкальное училище — на теоретическое отде­ление. Это дало возможность факультативно заниматься компо­зицией у М. Л. Герцмана, который развил его творческие способ­ности и дал рекомендацию к поступлению в консерваторию.

В доконсерваторский период написано довольно много раз­личных сочинений малой формы, в которых заметна тяга к про­граммности, конкретному мышлению: фортепианные пьесы «Бла­городный вальс», «Горькая утрата», «Дождик-гроза», «Воспоми­нание», «Гротеск», «Осенний этюд», «Сновидения» и др.

Для это­го же инструмента были сочинены более масштабные вариации, две сонатины, полифонические пьесы. Из песен этого периода наи­более удачны «Весна на Лузе» (стихи В. Давыдова), «Съезди хоть за сто земель» (стихи С. Попова). Песня «Шы ни тӧв» на стихи Г. Юшкова издана в Сыктывкаре, она вошла в сборник пе­сен самодеятельных коми композиторов «Родные просторы».

Из произведений, написанных в консерватории, можно заклю­чить, что весьма расширился жанрово-тематический круг музыки Горчакова. Появилась приверженность к определенным образным сферам: торжественно-патетической, шутливо-иронической. Широ­ко представлена лирика.

Среди инструментальных сочинений консерваторских лет вы­деляются два трио для гобоя, кларнета и фагота, цикл «Поэма» и «Скерцо» для валторны и фортепиано (произведения крупной формы); 4 прелюдии для фортепиано; программные фортепианные пьесы «В зимней тайге» и «Проводы зимы», связанные цикличностью.

Углубилась и расширилась по содержанию вокальная музыка: серьезен по мысли и музыкальному воплощению вокальный цикл для баритона и фортепиано «При свечах» (5 романсов на стихи П. Вегина); необходимо также отметить патриотическую песню для смешанного хора, солистов и фортепиано «Мед содас шуд» (стихи В. Власова). Песню на стихи В. Журавлева-Печорского «Далеко-далече».

В 2019 году в соответствии с Указом главы Коми за особые заслуги перед республикой, большой вклад в развитие и сохранение культуры и искусства почётное звание «Народный артист Республики Коми» присвоено Горчакову Александру Гениевичу – хормейстеру муниципального автономного учреждения «Эжвинский центр коми культуры» города Сыктывкара.

.

Произведения А. Г. Горчакова на сайте Национальной электронной библиотеки Республики Коми

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика