Одним из древнейших занятий у коми, как и у других народов, было гончарство. В основном оно было распространено как домашнее производство и реже имело характер ремесла с поставкой изделий на рынок.
Изготовлением глиняной посуды для нужд семьи занимались исключительно женщины, обычно пожилые, которые хранили традиционные приемы обработки и передавали навыки из поколения в поколение.
Простейшим и наиболее архаичным приемом являлось изготовление посуды без гончарного кгруга, техникой «жгутового налепа», которым люди овладели еще в эпоху неолита. Этот способ был основным при создании глиняной посуды на всей территории Европейского Северо-Востока.
При производстве ее в домашних условиях даже в начале XX века сохранялась архаическая ленточно-жгутовая техника. Посуду лепили в жилых помещениях, в холодной половине дома, или прямо на улице. На рынок такая посуда не поступала.
Посуду делали из местной глины, которую смачивали водой и разминали ногами, добавляя в нее немного дресвы (обожженного толченого камня) или песка. Сосуды лепили на деревянной доске, пользуясь при этом небольшим деревянным ножом. Сформировав дно сосуда, из кусков глины делали жгуты и лепили стенки, накладывая один жгут на другой по спирали и сглаживая их руками.
Обжигали посуду на пылающем огне в печи. Когда горшок раскалялся докрасна, его погружали в заранее приготовленную опару (раствор муки, обваренной кипятком) или квас. Наполнив сосуд до краев этой жидкостью и плотно закрыв, его ставили в печь и держали там до тех пор, пока не выкипала вся жидкость. После такой закалки посуда становилась черной и получала необходимую прочность.
Иногда встречались и другие способы лепки, также очень древние. Например, в с. Летка Прилузского района для того, чтобы изготовить сосуд, на деревянном круге раскатывали глиняную лепешку нужной величины, на ее середину ставили цилиндрическую деревянную чурку подходящего размера, смачивали ее водой, а затем поднимали края лепешки и обмазывали чурку со всех сторон. Когда глина немного подсыхала, чурку вынимали (или сжигали) и ставили сосуд на просушку.
Лепным способом производили глиняные светильники и многочисленные латки и тастьi - небольшие уплощенной формы плошки и миски для жарения мяса, картофеля, для растапливания масла и жира. Форма плошек нередко овальная с вытянутым носиком-лейкой.
сосуды были разнообразны по форме. Делали большие корчаги для воды и пива, сосуды с широким горлом для каши - «рок гырнич», и с узким горлышком для молока - «йов гырнич». Также встречалась рогатая посуда - «сюра гырнич», которая служиласпециально для вытопки масла. Глиняной посудой очень дорожили и для сохранности часто оплетали ее берестой.
Ручной гончарный круг появился у коми в XV веке, но широкого распространения не имел. Это был круг легкого типа, относящийся к северорусской системе гончарных кругов. С конца XIX века они стали употреблять для обжига специальные печи, которые обычно сооружали 2-3 мастера на паях. В печи обжигали за неделю до 300 гончарных изделий. Многие мастера-гончары покрывали свои изделия зеленым глянцем или бесцветной глазурью.
Гончарами-ремесленниками обычно были мужчины. Ассортимент керамики был невелик: большие корчаги для хранения воды, горшки для приготовления пищи, кринки, глиняные сковородки и плошки.
Керамическая посуда мало орнаментировалась. В верхней, утолщенной части обычно проводили контуром параллельные прямые или зигзагообразные линии, реже - орнаментальные бордюры из однородных мотивов в виде крестов, ромбов, косых углов. Примечательно, что почти каждый мастер ставил на дне керамических изделий свой пас - фамильный знак. Иногда из этого фамильного знака он составлял орнаментальный бордюр.
Ремесленники, изготовлявшие керамику для рынка, были в наиболее крупных селах, таких как Помоздино и Деревянск Усть-Куломского района, с. Вомын Корткеросского района, с. Выльгорт Сыктывдинского района, с. Прокопьевка Прилузского района, с. Важгорт и Ёртом Удорского района, с. Скородум и Гам Ижемского района, с. Усть-Вымь, а также и в наиболее крупных селах коми-пермяцкого края: Майкор, Ошиб, Архангельское, Юсьва, Кува, Кудымкар, Коса.
Наибольшее развитие гончарное производство имело в с. Выльгорт и с. Прокопьевка в Прилузье, где выделились мастера, работающие только на рынок. Ассортимент керамики был невелик: большие корчаги для хранения воды, горшки для приготовления пищи, кринки, глиняные сковородки и плошки. В с. Важгорт изготовляли также глиняные чайники. Кое-где мастера делали керамические светильники.
.
Источники:
Народные художественные промыслы и ремесла Республики Коми : [альбом] / М-во национальной политики Республики Коми, Некоммерческое партнёрство по развитию народный промыслов и ремёсел «Коми ремесленная палата»; [авт. текстов, сост.: И. М. Уткина, Л. М. Костарева]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2017. - 71 с.
Зыряне - народ даровитый : коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми : альбом / М-во культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми; [ред. кол.: д.и.н. И. Л. Жеребцов и др.; ред.-сост.: М. Н. Кириченко; фотосъемка: Д. В. Черницын, Г. А. Юркина]. - Сыктывкар : Национальный музей Республики Коми, 2015 ( Коми респ. тип. ). - 199 с.
Грибова Любовь Степановна. Декоративно-прикладное искусство народов Коми / Л. С. Грибова; АН СССР, Коми фил., Ин-т яз., лит. и истории. - Москва : Наука, 1980. - 239 с., [2] л .ил. с.
Фото с книг:
Зыряне - народ даровитый : коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми : альбом / М-во культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми; [ред. кол.: д.и.н. И. Л. Жеребцов и др.; ред.-сост.: М. Н. Кириченко; фотосъемка: Д. В. Черницын, Г. А. Юркина]. - Сыктывкар : Национальный музей Республики Коми, 2015 ( Коми респ. тип. ). - 199 с.
Прилузский район Республики Коми: взгляд в прошлое и современное / [авт. предисл. А. А. Сидорова]. - [Б. м.] : [б. и.], 2006 (КОГУП «Кировская обл. тип.») . - С.18-25.