Ичет-Ди - с коми переводится как «маленький остров». В 30-е годы прошлого столетия здесь был образован поселок спецпереселенцев, куда ссылали на поселение целые семьи крестьян, так называемых кулаков из центральных районов страны. За годы существования поселка из-за холода и голода, невыносимых условий труда, болезней в этом местечке умерли сотни и сотни безвинных жертв сталинского режима.
На высоком берегу была возведена часовня в память о погибших, возведен и памятный знак. Также памятный знак был установлен на кладбище, где в общих могилах захоронены сотни людей.
История поселка
С 30-х годов прошлого века в посёлок селили политических ссыльных. Жили они в землянках и бараках. Здесь был колхоз, как в насмешку, имени Карла Маркса, были и детский дом до 1955 года, его потом перевели в Красный Яр. Была большая больница, сельсовет, и сельпо.
Ничего не осталось на месте посёлка, даже луга не убираются на корм скоту. Сейчас не верится, что мимо ходили пароходы «Сталинец», «Тургенев», «Социализм», «Молотов», 2-х этажный «Сыктывкар», «Жданов». Пароход «Сыктывкар» возил пассажиров с буфетом, со всеми удобствами. И в каждом селе, где есть сельпо, выгружались. Теперь же даже рыбу в Печоре погубили лесосплавом. А сколько леса на делянках остаётся гнить. Говорят, что последний житель покинул посёлок в середине 60-х годов, а в 70-е его сравнял с землёй бульдозер, так что найти места своих бараков невозможно.
На месте Ичет-ди пусто, но остались захоронения людей, живших, работавших, рожавших детей. Их надежды, вера в будущее пережили их самих. И как долг памяти, скорби, признания невинности жертв политических репрессий сейчас стоит там одинокая часовня.
Смерть в посёлках спецпереселенцев была частой гостьей. Недоедание, цинга, брюшной тиф, сыпной тиф косили людей, словно косой. В апреле 1932 года было 616 больных цингой.
В послевоенные годы в Ичет-ди были школа - семилетка, детский дом, клуб, больница. Немцы, литовцы, украинцы, белорусы – спецпереселенцы волны 40-х годов жили одной семьёй: трудно, но без вражды даже на национальной почве. Дети дружили, семьи отмечали советские и религиозные праздники. Лишь 13 августа 1954 года были сняты последние ограничения со спецпереселенцев. Вышли в люди дети посёлка. Речники, лесозаготовители, учителя, врачи,- всех не перечислишь. Многое им дала северная «закваска». У детей бывших спецпереселенцев есть мечта собрать воедино имена безвинно пострадавших, чтобы не остались мы Иванами, родства не помнящими. Сегодня здесь стоит памятный знак в память о тех, кто умер на земле Коми в Ичет-ди.
.
Источник: