Анатолий Иосифович Неверов (родился в 1951 году в г. Архангельске) – ведущий скульптор-монументалист Республики Коми. Выпускник Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии Художеств.
Приехал в Сыктывкар в 1976 году.
Неверов стал основателем Эжвинской художественной школы, преподавателем и директором которой был до 1981 года. Одновременно он занимался творческой работой, принимая участие в Республиканских художественных выставках, на которых с 1979 года экспонировал свои скульптурные произведения.
Уже в дипломной работе, представляющей символическую композицию на тему «Победа - Мир», Неверов заявил о себе как о художнике, способном решать сложные творческие задачи высокого гражданственного звучания.
В 1988 году, обратившись к героико-патриотической теме, он принимает участие в конкурсе на памятник Василию Теркину для города Смоленска, на первом туре которого становится лауреатом за композицию «Теркин-победитель».
С этого времени основной интерес Неверова устремляется к работе в области монументальной пластики. В его творчестве все более отчетливо проявляются характерные черты классической скульптуры с присущей ей отточенной техникой и свободой композиционных построений.
За короткий срок Неверов выполняет ряд сложнейшей работы, в результате которой становится автором скульптурной композиции «Скорбящий воин» (бронза) для памятника воинам, погибшим в локальных войнах и конфликтах (бронза, 1997), автором памятника «Народному учителю А. А. Католикову» (бронза, 1998).
К 50-летию Победы готовит проект реконструкции мемориала «Вечной славы воинам-сыктывкарцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945», для которого выполняет рельеф «Подвиг» и серию портретных барельефов Героев Советского Союза и Кавалеров ордена Славы. В 2000 году был осуществлен его проект мемориала-часовни жертвам политических репрессий «Покаяние».
В области станковой скульптуры Неверов отдает предпочтение портретному жанру.
Как правило, это обстоятельный скульптурный портрет, в котором также прослеживается приверженность традиционной художественной форме, внимание к качеству исполнения. Все работы, будь то историческая личность («Герой гражданской войны на Севере И. П. Уборевич», 1978; «Герой гражданской войны, командир П. П. Самойло», 1979), лица официального круга («Депутат Верховного Совета СССР П. И. Власов», 1981; «Первый секретарь Эжвинского РК ВЛКСМ В. Гайдаржи», 1981) или люди творческих профессий («Художник Э. В. Козлов», 1985; «Режиссер И. И. Аврамов», 1988; «Драматург Н. М. Дьяконов», 1989; «Художник В. Я. Павлов», 1990; «Скульптор В. И. Смирнов», 1992) сближает одна существенная черта - в них воплощены интересные человеческие судьбы.
Каждый образ активен по состоянию, в каждом прочитывается сущность характера портретируемого. Особым интересом к духовному миру человека проникнута серия психологически сложных, богатых тонкими нюансами настроения скульптурных и графических портретов представителей творческой интеллигенции Коми, которую можно назвать эмоциональным портретом времени.
Известны произведения художника в жанре камерного портрета, к которому он обращается в своих, привлекающих живостью и непосредственностью, детских образах - «Портрет дочери. Лариса» (1986), «Портрет дочери. Настенька» (1991).
К значимым событиям в творчестве Неверова относится работа над проектом герба города Сыктывкара, над которым он работал с 1993 по 2005 год. Его авторству принадлежит и государственная символика Республики Коми, утвержденная в 1994 году.
Персональные выставки: 1971 - Архангельск; 1993, 1996, 2001 – Сыктывкар.
Выставки:
Публикации:
.
Источник:
Поповцева, Э. К. Изобразительное искусство Республики Коми. 1943-2000 [Текст] : антология / Э. К. Поповцева. – Сыктывкар, 2011. – С.132-133.
http://www.nbrkomi.ru/page/2085/
http://www.finnougoria.ru/community/master/325/8971/
.