(Род. в 1943 году)
График, акварелист. Заслуженный работник культуры Республики Коми (2003). С 1974 года член Союза художников России.
Трофимов Виталий Викторович. Фото газеты «Искра»
Родился 6 мая 1943 года в с. Лебяжье Егорьевского района Алтайского края. Раннее детство прошло на Южном Урале, в Челябинске, где работали родители.
На одной из своих персональных выставок Виталий Викторович рассказал зрителям, что впервые задумался о рисовании, когда ему исполнилось… два года. В четыре года сделал себе первую кисточку, срезав пучок волос со своей челки.
Трофимов Виталий Викторович. Горная река. 2018 год
В 14 лет без колебаний и сомнений Виталий отправился в Петербург, город, куда уходил корнями род Трофимовых.
Окончил Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище (1956-1961). После художественно-графического училища судьба привела его на Приполярный Урал. Так в 1963 году он приехал в Инту, чтобы работать учителем рисования. С 1973 года он - член Союза художников СССР. В это время большое внимание уделяет индустриальному пейзажу. В советское время его работы экспонировались дважды в Воркуте, Сыктывкаре, один раз в Печоре и Ухте.
Трофимов Виталий Викторович. На усинском зимнике. 1977 год. Бумага, акварель
Любимая техника художника – акварель. Сегодня он ведущий акварелист Приполярья. Основная тема творчества – суровая, сдержанная природа Севера, которую художник знает не понаслышке. Художник много путешествовал по Приполярью. Приполярье стало основной темой его творчества на многие годы. В конце 1970-гх гг. в составе группы акварелистов Союза художников СССР побывал в Печоре и Усинске, Ухте и Вуктыле, Усть-Цильме и Ижме. Результатом стала серия лирических пейзажей, посвященных Северу.
Север в акварелях народного художника Республики Коми Виталия Трофимова предстает в своей первозданной, нетронутой красоте. Его работы выделяются среди акварелей других художников легко узнаваемой манерой: они сдержанны, отличаются лаконичным, монохромным колоритом, плотностью и бархатистостью письма. Они как будто не пишутся с натуры, а создаются подобно музыкальным импровизациям – движением краски и мысли, эмоции и настроения.
Трофимов Виталий Викторович. Интинская осень. 2000 год
В семидесятые годы ХХ века в творчестве художника ярко проявилась индустриальная тематика – очень модная в то время и практически забытая сейчас. Шахты и заводы написаны на крупноформатных листах. Мощь акварелей завораживает и передает ощущение невиданного до этого освоения Севера. Сейчас мы относимся к этой теме с точки зрения экологии, но в то время она была связана с «покорением» природы.
Трофимов Виталий Викторович. Первое шахтоуправление. 1977 год
В начале XXI века на графических листах художника все чаще появляются виды городов – Инты, Санкт-Петербурга, Выборга, Великого Устюга. Краски становятся более яркими, городские уголки – более уютными. Однако сам художник признается, что насколько ему интересна природа, настолько неинтересен город. Исключение – Санкт-Петербург.
Трофимов Виталий Викторович. Окраина Устюга. 2001 год
Трофимов Виталий Викторович. У Мариинского. Пиковая дама. 2013 год
Так что главной темой творчества Виталия Трофимова остается природа Приполярья, которое он исходил с геологическими экспедициями, но чаще в одиночку.
Художник построил избушку в глухом заповедном месте на Усе и около полугода провел вдалеке от цивилизации, наедине с реками, горами и бескрайним небом. Каждый год по осени он приглашал в место своего уединения близ реки Кожым коллег из разных городов страны, устраивая для них уникальные пленэры.
Творческое одиночество, по мнению Виталия Викторовича, благотворно для художника: оно наводит на определенные размышления, позволяет личности стать более цельной и учит внимательному отношению к другим людям.
Трофимов Виталий Викторович. Сентябрьская песня. 1973 год
Виталий Викторович учился у Рэма Ермолина и Станислава Торлопова, одного из ведущих пейзажистов России, романтика и знатока Севера. Народный художник России Рэм Ермолин, председатель правления Союза художников Коми АССР назвал Виталия Трофимова - ведущим акварелистом Севера.
Трофимов Виталий Викторович. Северная осень. 1982 год. Бумага, акварель
– Мне неинтересно детально передавать то, что я увидел. Главное – запечатлеть эмоции, которые вызывает пейзаж, поймать настроение и увековечить его на бумаге, – признавался Виталий Трофимов в одном из интервью. – Я очень люблю музыку. И часто стараюсь передать в акварели мелодию. И если уж сравнивать мои работы с музыкой, я бы сказал, что это серьезные камерные произведения.
Трофимов Виталий Викторович. На Севере. 1978 год
В последнее время художник больше работает в графической технике: его карандашные зарисовки в противовес акварелям запечатлевают уголки природы, городов и деревень с большим вниманием к деталям. Неисчислимое количество произведений Трофимова сплетаются в одно большое, симфоническое полотно, посвященное Северу.
Трофимов Виталий Викторович. Выборгский мотив. 2017 год
Живет и работает в Инте. Помимо творческой работы Виталий Трофимов ведет педагогическую деятельность: занимается с детьми в своей мастерской, устраивает детские выставки. Среди его учеников – выпускники художественных вузов страны, работают дизайнерами, модельерами, художниками по ткани.
Трофимов подарил картинную галерею совхозу «Фион» (поселок Абезь), около шестидесяти акварелей приобретены Национальной галереей Сыктывкара. Дирекцией выставок Союза художников России приобретено десять акварельных листов. Интинский краеведческий музей приобрел более десяти его работ.
Трофимов Виталий Викторович. Синие дали. 1970-е гг. Бумага, акварель
Трофимов Виталий Викторович. Уса. Деревня Ярпияг. 1978 год. Бумага, акварель
Ярпияг – деревня в Интинском районе Республики Коми, в 12 км от поселка Абезь. Упомянута в 1904 году.
.
Источники:
Седов В. Виталий Трофимов. Мастер акварели / Всеволод Седов // Регион. - 2024. - № 7. - С. 21-23.
artru.info
komi.com/ngall
Трофимов Виталий Викторович. Угольный ручей. 1976 год
Трофимов Виталий Викторович. Усть-цилемские поля. 1978 год