Теги позиции, похожие позиции
Личность:ПисателиПедагоги
Территория:ВуктылПечораИжемский районТроицко-Печорский район
Тематика:ИсторияКухня, пища
 
(род. в 1945 г.)
Композитор, педагог, член Союза композиторов СССР, лауреат Государственной премии Коми АССР им. В. Савина, заслуженный деятель искусств Коми АССР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
 
Поэт. Победитель конкурса «Серебряное крыло». Победитель республиканского конкурса «Новые имена» «Выль нимъяс». Участник 12-го Форума молодых писателей России в Липках
 
Коми поэт. Отдавала предпочтение безрифменному стиху — верлибру. Стихи и рассказы Т. Кирпиченко выходили на страницах газет «Новый Север», «Радуга», «Йӧлӧга», «Коми му», журналов «Арт», «Войвыв кодзув», «Би кинь», коллективных сборников «Ижемский характер», «Стихия-2», «Сьӧлэм гаже - изьва кыы»
 
Филипповы – династия ижемских купцов-предпринимателей, основанная во 2-й половине XIX века З. С. Филипповым по прозвищу Зиня
 
Заповедные территории Республики Коми : набор открыток по фотографиям победителей республиканского конкурса «Сезон фотоохоты на ООПТ" 2014-2018 гг. - [Сыктывкар, 2019].
 
Югыд ва : Национальный парк. Республика Коми / «Югыд ва», национальный парк Республики Коми, ООН, Программа развития. - Сыктывкар : Программа развития ООН, 2010. - [28] л. фот. с. : ил.
 
90 лет Республике Коми [Изоматериал] : [набор открыток] / Коми респ. тип. ; текст: Галина Лавриненко; пер.: Юлия Скупченко. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2011. - [15 .] л. : ил.
 
Республика Коми [Изоматериал] : [комплект открыток] / текст: Галина Лавриненко ; пер.: Юлия Скупченко ; фото: Г. Батула [и др.]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2015. - 1 обл. (15 отд. л.) : цв. офсет. - Текст парал.: рус., англ.
 
«Абориген» (1988), «Публикация» (1988), «Авария, дочь мента» (1989), «Волкодав» (1991), «Затерянный в Сибири» (1991), «Танцующие призраки» (1992), «Дикая любовь» (1993)

Майнов Владимир Николаевич (1845-1888)

Русский педагог, этнограф, географ, писатель.

В 1865 году окончил Александровский лицей. Прослушал курс лекций на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Работал в Министерстве финансов, Министерстве просвещения. Преподавал в Гельсингфорском университете, во 2-м Санкт-Петербургском кадетском корпусе.

Один из первых русских исследователей, обратившихся к антропологическому изучению некоторых народностей России. В 1875 году участвовал в составлении «Этнографической карты Европейской России». Действительный член Русского географического общества (РГО), секретарь этнографического отделения РГО. Как популяризатор научных знаний и беллетрист, В. Н. Майнов известен под псевдонимом В. Корниевский.

Принимал  деятельное участие  во многих периодических изданиях. Является автором более 40 научных работ историко-географического содержания. В последние годы своей жизни детально – в «Новостях», некоторое время был помощником редактора «Живописная Россия», для которой написал ряд очерков о Печорском крае, Озерной области, финских аборигенах Поволжья.

 

О пище коми-зырян

«…Ест комин вообще незатейливо, хотя и получше нашего степняка-мужика, который мяса и в Христов день не видит. Едят они в скоромные дни ячневые или овсяные щи, которым только слава, что они щи, а капустки в них и пахом не пахнет, разве иная хозяйка крапивки понабросает ради густоты, благо крупка-то дорога очень. Подболтку делают, коли коровка найдётся или олениха молочная, из пахтанья, а то и кислого молочка вольют в щи. В постные дни щи варят из квасу с той же крупою, по богачеству и с капусткой, да подбавят в них любую рыбу свою, которой свежий человек ни за что есть не станет – сайду. У доброй хозяйки, если только достаток дозволяет некоторую еде роскошь, всякого печенья найти можно вволю: напечет она колобков и шанег из ячной муки с крупой или творогом, коли найдется коровка, и блинков жирных - сочней, а в большие праздники понаделает она назаедки, т. е. по-нашему на пирожное – «ляс»; наберёт она ягод черёмухи или черники насушит их в печке, затем истолчет и сварит нечто наподобие киселя; хоть на вкус и не ахти свет как приятно, а только сытно и недорого обходится. Ляс – народное зырянское блюдо, и без ляса ни одна хозяйка приезжего не отпустит, так как он даже и в поговорку перешёл, и сказывают про негостеприимного человека: «Хоть бы ляса подал, так и то нет!». Тоже и есть этот самый ляс надо умеючи; так, зря ложкой хлебать – не годится, не принято, а или пальцем забирай с тарелки, или же хлебом, и скажут тогда по человека, что он вежеству изучен, а не колотырник. Пиво варят тоже плохое за неимением хорошего солода: на вид оно светло и жидко, пьется однако с удовольствием и зырянами, и русским прохожим человеком за неимением лучшего. Соль и плоха, и дорога, а потому не может зырянин и превосходную рыбу свою, уроженку забытой реки, готовить впрок; овощей в Припечорье или вовсе нет. Или же редки он до крайности, и только одна репка-матушка за все овощи отдуваются, благо не требуется для неё красного солнышка и теплыни.

Зыряне отнюдь не скотоводы, а оленеводы. Стада оленей у них обширны, благо зверь этот довольствуется скудной тундрой и не очень охотлив на душистые луга, которые в Припечорье очень редки. Стада оленьи держит комин больше вдали от Печоры, в тундре, сам при стадах бывает наездом, а поручает их пастбу самоедину, который мало-помалу совсем к умному и хитрому зырянину в батраки пошёл…».

 

О Верхнеприпечорцах

«… В прежние добрые времена, когда дозволено был свободно делать лесные подсеки для хлебопашества, когда еще никто не берег лесов, которых здесь и девать некуда, хлеба в этом краю был достаточно, так что рожь отправляли в Архангельск на нескольких барках, и новина * в хороший урожай давала до сам-пятидесяти зёрен. Но с тех пор, как начали принимать меры к сохранению лесов от подсек, сопряженных с выжиганием лесных пространств, пришлось жителям с ржаной муки перейти на «кач», или муку из сосновой коры. «Кач» * - штука печорская, хотя под другими наименованиями она известна и в других краях нашей родины. Для неё берут кору, сушат её, толкут и затем варят, как кашу. Странное дело! Все припечорцы питаются этим нечеловеческим кормом, и всё-таки большинство из них здорово на вид и не особенно страдает болезнями желудка. Летом, когда под промысел или под другую какую работу купцы и приказчики раздадут муку, народ выправляется вовсе и делается свежим и румяным. Дорога мучка для припечорца, так дорога, что он не задумается даже на покупку муки последнюю корову продать. «Будет жильё, - говорят они, - наживём и корову, а теперь хлеба надо».  Кач чуть ли не во всех деревнях по Печоре составляет необходимую пищу; он горек на вкус, вовсе не питателен, но поддерживает существование несчастных людей, особенно коли рыбки в него покрошат или молочка подольют. Скота держат верхнепечорцы немного, так как торговать им нельзя,  да и угодьев таких нет, чтобы плодить скот в большом количестве, и главный промысел по всему Верхнепечорью составляют звероводство с отходом на зауральские леса….

…Наконец, верстах в 300 от Троицкого погоста впадает в Печору река Щугор, где уже хлеба не сеют, так как он уже здесь не родится, а занимаются больше рыбной ловлей; для лова рыбы крестьяне поднимаются в верховья реки и производят самый лов артелями: всё тут дело в том, чтобы условиться человекам 40 или 50 загородить реку заколом*, поставить в свободные места морды*, да и неводить с верховья к заколу; понятное дело, что вся рыба промысловая, так как она в невода не попадёт, то затешется прямо в морду. Одной сёмги на брата выходит пудов по 18-20…».

 

Новин* - участок леса, расчищенный под пашню, луг.

Кач* - жидкая каша из толчёной осиновой коры с примесью муки или крупы.

Закол* - система рыболовных сетей, расставленных поперек реки.

Морда* - приспособление для ловли реки.

 

«При устье реки Колвы, близ Колвинского погоста, огородные овощи растут уже плохо; толкуют люди, что пробовали разводить картофель, но безуспешно. Капуста растет хорошо, но не кочанится и вилка не имеет, а идёт в листья; огурцы тоже растут, цветут и дают прекрасную завязь, да не дозревают; даже репа и редька растут плохо, и потому все овощи получают из Ижмы, где, видимо, обрусевшие зыряне-ижемцы при лучших, может быть, климатических условиях приноровились к их посадке и выводке. При недостатках во многом природа куда как щедро наделила этот уголок разными ягодами и грибами; морошка, смородина, черемуха, брусника родятся прекрасно, и иным годом так много всего этого набирается, что и девать некуда. Рыбой и дичью край до того изобилует, что хоть реку пруди: приспособился тут житель дичь ловить так. Как можно ловить ее либо в садках, либо только на Печоре, где птица не пугана, не стращена. В июль месяц гусь начинает линять и летать уже не может. Тогда несколько человек промышленников отыскивают стаю, сгоняют ее в реку и гонят до того места, где сделаны у них из реки мостки, ведущие в загоны. Вся задача тут в том, чтобы стая не разбивалась; коли заметят, что гуси задерживаются или вообще устали, так остановятся и покормят их чем придётся. При прибытии на сборное место обставляют бока дороги тенетами и таким образом подгоняют постепенно поднимающихся из реки к загону птиц, где их затем заколют. Мясо гусиное, коли побьют гуся на самом месте лова или близко от него, бывает очень вкусно, ну а коли прогонят несчастную птицу далеко, то усталь отзовётся на вкусе. Бывает, что иной раз набьют за раз 500-700 штук. И все это сделается в какой-нибудь час времени. Зимой ловят тут куропаток по нескольку сот штук на семью. Было раз, что пять семей наловили в течение зимы 43000 штук. Весь промысел производится на пространстве всего каких-нибудь 10 верст. Цена куропаток от одной до двух копеек, так что только и берёт промышленник количеством лова. За Колвою впадает в Печору река Уса, а при впадении её расположено село Усть-Уса.

Вокруг Усть-Усы раскинулись превосходные сенокосы, а на реке – лучший сёмужный лов. Сёмгу здесь ловят так называемыми поплавнями, т. е. редкими, прямыми сетями, длиною сажен во сто, а шириною в три и четыре аршина. Лучший лов бывает в ненастные и бурные ночи, когда доброго хозяина палкой не заставишь и собаку на двор выгнать. Но зря рыбу тоже вылавливать не годится: и себе не корысть, и соседям убыток, а потому и соблюдается в этом промысле очередь. Выйдет лодка с поплавнем на средину реки к тому месту, где обыкновенно начинается тоня, и выбрасывается один конец сети, к которому прикреплён поплавень – простая широкая деревяшка, не дающая тонуть сеть. Чуть только поплавень в реке, дружно заработают веслами рыболовы, направят лодку поперек реки и наскоро выбрасывают весь поплавень, оставив в лодке один конец его с вожалом.

Проплывут так известное пространство, сколько на их долю тони отведено, да и собирают поплавень с рыбою. Пока одна лодка возвращается назад, другая тем же порядком закидывает свой поплавень, а там третья, четвёртая и т.д…»

 

Об ижемцах

«…Ижемцы – хорошие скотоводы и такое маслице делают, что не уступят в этом лучшим фермам подстоличным; скота они тоже держат вволю. Так что есть богачи, у которых и до десяти коров наберётся.  Но все это только баловство, всем этим ижемцы занимаются скорее ради своего удовольствия, а главный их промысел, и притом самый прибыльный, заключается в оленеводстве….

Тоже и на рыбное дело ижемцы завидущи: чуть местечко выберется порыбнее, тут, гляди, непременно ижемец промышляет. Ходят они и в Усу, и в Елец, неводят в истоках Кечь-пёли, Лёмвы, Косвы, Сыни, ловят почти по все рекам и озёрам в тундре, а также на Печоре и Ижме, так что никто из припечорских жителей столько дохода от рыбного промысла не имеет, сколько получат прихватистые ижемцы. Везут они на Нёбдинскую ярмарку в Устьсысольском уезде, а также и на Вашкинскую – в Яренском; да не на ярмарках свет клином сошелся, и приводилось добрым людям встречать промышленного ижемца, с одной стоны, в Нижнем, а с другой – в Шунге на Онежском озере. Мало того, что свою печорскую он рыбу возит, накладёт он на воз и шипов, и осетров и муксунов обских, да и торгует всем этим в тех местах, где рыбою не богаты или на неё охотников много. Выгоднее всего торгуют они в тундре, где за бутылку водки берут они оленя, а то так и пару. Любо поглядеть на Ижму: так-то она хорошо обстроилась, так-то она глядит уютно и зажиточно. Есть такие, что и капиталец в с кубышках прячут за неимением банка: все живут с избытком, в хороших светлых домах чистых комнатах, любят пить чай, не отказывают себе в водке, коньяке, даже роме, а иной так и портвейн раскупорит для хорошего человека…. Пронырливый ижемец проник всюду: он и фабрикант, и торговец, и оленевод, и рыболов, и хлебопашец – никакое прибыльное дело их рук не минует, ни одна копейка от их руки не уйдет; ижемец везде и всюду, и глаз его видит далеко барыши и выгоду….

 

«… Сёмга, можно сказать, по преимуществу ловится в Болвановской губе, но в иной год довольно много ее попадается в поплавни и в самой Печоре тоже, и на это имеется своя причина, которую отлично знают местные жители, главным образом сёмгой и живущие, и дышащие. Когда северные ветры задержат рыболовов и они не могут попасть в губу до хода сёмги, то они ловят её в устье Печоры, благо тогда рыба совершенно беспрепятственно входит в реку. Напротив того, если ветер дует по направлению к губе и если рыболовы успеют вовремя поставить в ней сети, то лучший лов делается на губных тонях*, и в самой Печоре сёмги попадается мало. На всех тонях лов производится с точнейшим и замечательным соблюдением прав всех участвующих в промысле, и все имеют одинаковые права: как богатые, так и бедные, причём даже вдовы и сироты пользуются участием в паях в размер доли их покойного мужа или отца; вся разница только в том, что одни участвуют в деле капиталом, а другие – трудом. Чтобы не было жалоб на малоприбыльность той или другой тони сравнительно с остальными, тони переходят ежегодно в пользование от одной деревни к другой, причем каждая деревня поочередно имеет то хорошую, то плохую тоню. И никто не жалуется, все делается по общему согласию, без всяких неудовольствий. Тони в Болвановской губе, а также и в других привольнях делятся на части по паям, а в каждом пае бывает по тринадцать с половиной душ; не всякий конечно, обязан своим паем пользоваться, и можно всегда продать и целый пай, и личное в пае участие… Плата за паи бывает разная, смотря по тому, каковы были ловы в прошлый год.  Тут опять конечно, всё дело на риск, и все идут на то, что коли хорошо в каком месте ловилось, так авось напредки сёмга в облюбованное местечко забредёт охотнее; опять тоже тоня какая: в хорошем тоне паю одна цена, а в плохой – другая. Понятное дело, «отпускать на тоню», т.е. на скупленный пай, посылать работников могут только люди зажиточные, так как всё это дело очень рискованно, а бедняку только бы сытым быть; впрочем, и бедняку нажива не заказана, и он, продав свой пай, может идти в работники и здесь получать не плату за труд, а войти в часть промысла.….

 

 Тоня* – участок водоёма, где ловят рыбу.

 

 

Из статьи:

Забытая река: очерк //  Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Спб., М., 1881. Т. 1. Ч. 1.  Северная Россия. Север и Северо-Восток Европейской России.

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика