Теги позиции, похожие позиции
Тематика:ИсторияКухня, пища
 
В это время развивается ярмарочная торговля, открываются новые ярмарки, торгуют не только владельцы заводов, мануфактур и купцы, но и крестьяне
 
Георгиевская ярмарка проходила в Усть-Сысольске ещё с конца XVII века.
 
Русский педагог, этнограф, географ, писатель
 
Существовали четкие принципы организации приема пищи, демонстрирующие нормы поведения и социальный статус отдельного человека
 
О расположении печей, столов, лавок, стульев в избе, особенностях использования печей, плит, духовок в разные хронологические периоды жизни коми-зырян
 
Кухонная утварь из цветного и черного металла
 
В Усть-Сысольске, кроме Георгиевской, функционировали еще две ярмарки: Васильевская с 1 по 10 января и Благовещенская - с 25 марта по 5 апреля
 
Открытие предприятия общественного питания состоялось 26 января 1965 года в Сыктывкаре
 
За новый Север. – 1935. – 22 янв. – С. 4.
 
Консервы изготовляли из местной продукции: оленины, десной дичи и припечорской рыбы

Печь в обрядах и представлениях коми

Печь в традиционной культуре коми выступает не только как утилитарное место приготовления пищи (варка, пряжение и выпекание), отопления жилого помещения, но и как объект, включенный в обрядовую жизнь крестьянского общества.

Крестьянское жилище, представляя собой сложную постройку, объединяет в одно целое несколько помещений различного назначения. Первая половина постройки, жилая часть дома, по горизонтали делится на две части, одна из которых представляет собой летний вид жилища, другая – зимний. Летняя половина избы в середине XIX века была холодной в ней не возводили печь. Но с конца XIX века и здесь ее стали сооружать.

В каждой избе с одной стороны печи располагался вход в подполье (гöбöч), достигающее высотой полтора-два метра. Оно предназначалось для хранения продуктов питания. Вход в подполье представлял собой дощатое сооружение шириной около метра с одностворчатой дверью, его высота доходила до уровня лежанки печи. В подполье вела лесенка. У прилузских коми вход в подполье оформлялся в виде люка (западня), вырезанного в полу и закрывавшегося крышкой. Обязательной частью жилой постройки являлись сени (посводз), которые были рубленными, но без потолка. Они связывали в единое целое жилую и хозяйственную постройки. В сенях по стенкам располагались скамейки, на которых лежали предметы домашнего обихода.

Печной угол. Помоздинская волость, Усть-Сысольский уезд, Вологодская губерния. Фото С. И. Сергеля. 1906 год. Из фондов Национального музея Республики Коми

В доме-пятистенке, наиболее позднем типе дома, разделения на зимнюю и летнюю избы не происходило. Две комнаты сообщались между собой, в первой комнате возводили русскую  духовую печь, во второй — печь-плиту. Первая рассматривалась как кухня, вторая выступала парадной комнатой.

Внутреннее убранство дома практически не имело районных отличий. Неподвижную мебель составляли лавки с залавками, грядка, полати. В красном углу располагался обеденный стол, с двух сторон около стенки устанавливались неподвижные лавки. На высоте человеческого роста укреплялись полки для хранения домашней утвари. Возле печи располагалась залавка для хранения столовой посуды и продуктов питания. Под полатями стояла кровать. Из подвижной мебели были табуретки и лавка-коник, располагающаяся возле печи.

Пространственно организующим модулем избы выступала печь. Этимологию слова «пач» (печь, печка) возводят к древнерусскому «печь», диалектное «пець». Площадка перед печью в коми языке имеет несколько названии «горводз» (место перед каменкой), «иньпöв» (женская половина избы), «кывт» (произошло от русского слова «кут» – бабий угол) [2], «пачводз» (место перед печью). Первое слово указывает на то, что раньше в домах была печь-каменка, что подтверждается данными археологии. В современной практике слово «гор» сохраняется только для обозначения печи-каменки в бане.

Из книги: Егорова Е. Л. В далеком северном краю. Традиционная культура коми народа : детская энциклопедия : [для дошкольников и младших школьников] / Е. Л. Егорова, Е. Н. Сибиркина, Е. Н. Шабанова. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2019. - 87 с. : цв. ил.

Печь возводилась как на отдельном фундаменте, так и просто на полу. В обоих случаях сооружалась опечка - деревянное основание печи. С боковой стороны печи нижний венец опечки шире остальных, выступающей своей частью он ограничивает лаз в подполье – гöбöч. Практика сооружения опечки достаточно древняя.

В истории возведения печи наблюдается переход от печи-каменки через глинобитную к современной традиции строительства печи из кирпича. Глинобитная печь представляет собой прочное сооружение из смеси глины песка и камней. Такая печь сооружалась сообща, собирались так называемые «помочи». Состав глиняного теста готовили женщины, а мужнины трамбовали его, для этого использовалась глина синего цвета (лöз сёй) и песок. Камни выбирались одинаковые по размеру, однородные по структуре, белого цвета. Использование камней синего цвета не допускалось, так как они «горчат». Добыча синей глины и сбор камней производились у реки.

При изготовлении такой печи вначале сооружали из досок опалубку, которую плотно забивали смесью глиняного теста с камнями, используя деревянные колотушки (нöш). Когда доходили до пода печи, то сооружали новую опалубку с «костром»/«гробом», который представляет собой деревянную конструкцию, по форме аналогичную своду печи. Данное сооружение должно быть прочным. Его разбирали в конце возведения печи, реже сжигали, что рассматривалось как недочет в работе. Внутрь этого сооружения клали пиво (сур) и выпечку (как правило, рыбник), которые сохранялись там до конца возведения печи.

Мастер, руководивший процессом возведения печи, указывал, что брак при возведении «костра» повлечет за собой утрату выставленного угощения. При оформлении лежанки печи в центре устанавливался камень, на который хозяйка также ставила угощение. Этот обряд означал окончание возведения печи и определялся как «чомöр».

Из книги: Егорова Е. Л. В далеком северном краю. Традиционная культура коми народа : детская энциклопедия : [для дошкольников и младших школьников] / Е. Л. Егорова, Е. Н. Сибиркина, Е. Н. Шабанова. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2019. - 87 с. : цв. ил.

Первоначально печь была без трубы, т. е. топилась по-черному. После стали сооружать трубу, которую возводили из самодельного кирпича. Сразу после возведения печь топят, постепенно увеличивая температурный режим. Этот процесс продолжался около недели, чтобы печь полностью просохла. Первоначально печь стояла небеленая, затем стали использовать известь в качестве побелки. Глинобитная печь прочна, долговечна и сохраняет тепло длительное время.

Глинобитная печь была заменена печью, возведенной из самодельного необожженного кирпича. Для изготовления кирпича использовали глину красного цвета (гöрд сёй). Здесь произошла инверсия в цветовой кодировке глины. Заготовка глины производилась рядом с деревней. Подготовкой глиняного теста занимались женщины. Делали кирпичи в специальных деревянных прямоугольных формах. Готовые кирпичи для просушки складировались на полках в сараях. Возведение печи производилось из просушенных, но не обожженных кирпичей. В ходе эксплуатации печи происходил их постепенный обжиг. На строительство печи из кирпича затрачивалось меньше времени, но сама печь становилась менее долговечной. В современной практике строительства печи используются промышленно изготовленные кирпичи.

Козлов Энгельс Васильевич. Выпечка хлеба. 1967 год

К печи всегда сохранялось особое отношение. Она обогревала жилище, давала возможность приготовить горячую пищу, вылечиться от болезней. Ее считали основой семейного очага. Печи отводилось весьма важное место, равное по значимости дому, что нашло отражение в коми загадке: «Пу кар, пу кар пытшкын сёй кар, сёй кар пытшкын эзысь да зарни» (Деревянный город, в деревянном городе глиняный город, а в глиняном городе серебро и злато).

Печь и прилегающее к ней пространство связаны с женской половиной избы, противопоставляются красному углу, связываемому с мужской частью избы. Такая же картина характерна и для русской традиции. Слова, определяющие пространство перед печью, маркируют закрепление данного места за женщиной-хозяйкой. В русской традиции слово «кут» связывается с семантическим комплексом «дерево-столб-душа-очаг», выступающим воплощением обожествленного предка. Антропоморфному образу печи придается женская суть, подтверждением этого может служить коми загадка «Быд керкаын кыз Малань» (В каждой избе толстая Маланья), что характерно и для русской традиции. У коми-зырян дом без печи рассматривался как сруб, а не как жилое помещение.

С домашним очагом у коми-зырян связан комплекс представлений о домовом, который является важнейшим демонологическим образом в крестьянском мировоззрении. В коми традиции с тем, чтобы в доме было все хорошо, приглашали к столу домового и говорили: «Суседко-дедушко, иди ужинать да хорошо нас храни скотом и животом». В русской традиции домовой как представитель очага принимался за праотца и чествовался именем деда. Огонь во многих традиционных культурах почитался как воплощение божества. Высокая степень сакрализации печи связана с локализацией домового, который живет не где-нибудь, а под печкой.

Куликова Александра Александровна. У русской печи. 1978 год

Печь, как древний центр жилища, предстает в виде символической ипостаси предков, которым приписывается заметная роль в хозяйственной жизни семьи и общества в целом. Все, что связано с печью, очагом и огнем, сакрализовано, наделено магическими способностями очищения и защиты, помогающими в борьбе со злыми духами. Так, например, с помощью горящей головешки, вынутой из печи, можно произвести очищение от злых духов; огонь и дым являются очистительными и охраняющими средствами против всяких наваждений и болезней. Огонь из печи никогда не принято было выносить и передавать в чужой дом. В традициях коми-зырян фиксируется практика переноса «старого домового» в новое жилище, при этом для домового на печь ставят первую рюмку.

Предки, выступающие в роли хранителей семьи, могут подать знак о радостных событиях, ожидающих домочадцев, что нашло отражение в примете: «Огыр ко пачысь чеччыштас, гöсь локтас» (Если уголек из печи выскочит, гость придет). Такие же представления наблюдаются и в вепсской традиции. В фольклорных материалах коми-зырян просматривается почитание не только самого очага, но и части дома, принадлежащее ему, сакральность которых связана с культом предков.

Фото Музея литературных героев И. А. Куратова в с. Куратово Сысольского района. 2024 год

В традиционном мировоззрении коми-зырян приписывались магические свойства предкам, которые могли влиять на хозяйственную и общественную жизнь людей. В практической деятельности это связано с обращением к ним за помощью. Небезынтересным представляется факт, что при потере овец, которые обычно паслись одни без пастуха, знающие старухи залезали на крышу к кожуху и нашептывали там заговоры, и овцы возвращались. В данном случае через печную трубу открывался доступ в мир предков. Ритуальная роль печной трубы как центра мироздания позволяет открывать свободное движение из одного мира в другой, и именно в этом центре осуществляется общение с Небом.

Связь печи с предками подчеркивается числовой и цветовой кодировкой. Так, при ее растопке берут нечетное количество поленьев, расположенных в три ряда. При строительстве печи используется глей, по цвету ассоциировавшийся с синим покойником. Пространственная организация добычи глины и камней у реки как границы между миром живых и миром мертвых также указывает на связь печи с миром предков.

Печь выступает местом жертвоприношения. Для того чтобы в доме был достаток, при кладке печи на под ставились сметана, рыба, хлеб и другие продукты питания. Особый интерес представляет традиция, зафиксированная в Прилузском районе Республики Коми. После того как поставят глинобитную печь, ее белят, а «чтоб она имела коричневый цвет, как пол, на печи режут скотину и свежей кровью обмазывают ее». Факт жертвоприношения уже стерся в сознании, и его объяснение происходит на рациональном уровне.

Несколько иной характер жертвоприношения фиксируется при оформлении свода печи. Жертвоприношение печи соотносится с практикой приношения жертвы при домостроительстве.

Гастрономическая экспедиция в Прилузский район Республики Коми. Музей с. Прокопьевки. 2024 год

Роль печи, связанной с категорией «свой», отчетливо читается и в производственной сфере. Так, при изготовлении глиняной посуды лепным способом обжиг осуществлялся в печи дома. С обжигом в печи глиняная посуда как бы символически проходит «проверку» на качество «чистоту» у предков.

Семантическая связь «печь-женщина» прослеживается на широком круге жанров обрядности. Свадебные обряды, пространственно организованные возле печи, являются отголоском древних верований, связанных с культом огня. В похоронной обрядности для облегчения отхода души помогали открытая вьюшка печи или чашка с водой, поставленная в изголовье умирающего или на печке. В детском цикле обрядов мотив женской ипостаси печи активно используется. Болезни детей изгоняют путем их «запекания» в печи. Заболевшего ребенка заворачивали в пеленку и на лопате сажали в теплую печь. «Запекали» также детей, отстающих в развитии. Иногда детей парили в русской печи, куда предварительно настилали солому.

Печь способна исцелить и уберечь человека. В словесных формулах отчетливо прослеживается оберегающая способность печи: «Как эта заслонница в печи жар бережет, так же бы и Бог меня берег». Печь выступает символом родного дома. Рекрут, уходя на военную службу, для благополучного возвращения домой должен был три раза покрутиться на печи, а отколотый ее кусочек взять с собой.

Приготовление еды в горшке в русской печи
Из книги: Детям о Республике Коми : рабочая тетрадь для обеспечения реализации этнокультурного образования в детском саду. - Сыктывкар : Лаборатория национальный проблем дошкольного образования ГОУДПО «КРИРО», 2018. - 42, [1] с. : ил. 

Печь в традиционной культуре выступает как один из наиболее значимых элементов жилища, в экономическом и ритуальном плане – хронологически первым центром. В самом процессе возведения печи заложены экстраутилитарные функции. Печь, по представлениям зырян, выступает обиталищем предков, от характера взаимоотношений с которыми зависит судьба дома, семьи и каждого ее члена. Печь – центр и важнейшая составная часть дома, символ родного гнезда. У удорских коми зафиксирована словесная формула обращения к печи: «Печка-матушка, напои, накорми и сохрани».

Печь служит местом для приготовления пищи, как повседневной, так и обрядовой, где осуществляется переход из природного в культурное. Русскую печь топили нечетным количеством дров. Укладка дров производилась следующим образом. «Головное» полено укладывали параллельно устью печи, на него перпендикулярно устью печи укладывались три полена, на последние параллельно «головному» полену укладывались еще два-три полена. Для растопки использовали заранее подготовленную бересту.

Гастрономическая экспедиция в Прилузский район Республики Коми. Музей с. Прокопьевки. 2024 год

Наличие русской духовой печи предопределило способы приготовления пищи: варку, выпекание, тушение и пряжение. Жарка как технологический способ приготовления еды практически невыполнима в духовой печи. К этому способу можно отнести приготовление блинов, их выпекали (жарили) на металлической сковороде на углях, которые специально сгребают к устью печи. Варка еды осуществлялась в большом количестве воды в глиняной или металлической посуде в печи, когда дрова хорошо горят. Пряжение и тушение выполнялось уже после того, когда спал большой огонь, но остались крупные угли. Жар печи позволял продуктам питания медленно томиться, что в целом давало замечательный результат. При тушении и пряжении продуктов питания вода используется как среда, но уже в небольшом количестве. Отличие в способах тушения и пряжения еды связано с тем, что при тушении используется только водная среда, а при пряжении к воде добавляют масло, сливочное или растительное.

Добавка масла изменяет органолептические свойства пищи. Приготовленная утром еда оставалась целый день в духовой печи, что позволяло сохранять ее горячей в течение всего дня, и, соответственно, ее не нужно было подогревать. Поэтому мы смело можем утверждать, что наличие духовой печи способствовало сохранению традиционного домашнего горячего питания.

После того как дрова прогорели, крупные угли кочергой равномерно распределяли по всему поду печи с тем, чтобы он равномерно прогрелся. Далее мелкие угли отодвигали от центра в стороны, чтобы жар поступал с двух сторон.

Хорошо протопленную печь подготавливали к выпеканию хлебобулочных изделий следующим образом. С помощью помела из сосновых веток специально загнутого в ступе (гыр), тщательно подметали под печи. Использование веника из сосны продиктовано не только практицизмом, но и семантикой сосны в традиционной культуре. В символической системе деревьев образ сосны характеризуется двойственной природой. Сосна, с одной стороны, наделяется свойствами, связанными с солнцем, небесным миром, а с другой определяется как «погребальное» дерево. Символическая характеристика сосны хорошо вписывается в систему представлений коми о сущности печи, подчеркивая ее двойственную природу.

Листук, листушки. Гастрономическая экспедиция в Прилузский район Республики Коми. 2024 год

Выпечку выкладывали с помощью хлебной лопаты прямо на под печи, позднее стали использовать жестяные листы - противни. Но даже сейчас хозяйки предпочитают выпекать прямо на поду, утверждая, что в этом случае выпечка получается вкуснее. Реже использовали листья капусты или лопуха в качестве противня, что придавало особый привкус выпечке.

Домашнее горячее питание сохраняется благодаря наличию русской духовой печи. В полевых условиях по мере необходимости пытаются сохранять горячее питание, но готовят еду на открытым огне.

Таким образом, печь как пространственно организующий модуль имеет и практические и экстраутилитарные функции, органично вписывающиеся в традиционную систему космогонических представлении коми-зырян.

.

Источники:

Чудова Т. И. Культура питания коми (зырян) : монография / Т. И. Чудова ; Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Сыктывкарский гос. ун-т». - Сыктывкар : Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2009. - 202 с., [4] л. цв. ил. с. : ил. 

Чудова Т. И. Еда и культура коми (зырян) в XX - начале XXI века / Т. И. Чудова. - Сыктывкар : Анбур, 2023. - 318, [2] с. : ил., фот.

Детям о Республике Коми : рабочая тетрадь для обеспечения реализации этнокультурного образования в детском саду / [составители: И. Н. Набиуллина и др. ; под научной редакцией З. В. Остаповой]. - Сыктывкар : Лаборатория национальный проблем дошкольного образования ГОУДПО «КРИРО», 2018. - 42, [1] с. : ил. 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика