Теги позиции, похожие позиции
Тематика:ИсторияПраздники, фестивалиРелигияКухня, пища
 
90 лет Республике Коми [Изоматериал] : [набор открыток] / Коми респ. тип. ; текст: Галина Лавриненко; пер.: Юлия Скупченко. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2011. - [15 .] л. : ил.
 
Сыктывкар [изоматериал] : [набор открыток] / текст М. Б. Рогачева ; Коми респ. тип.. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2011. - [15] л. : ил. - (Республике Коми - 90 лет).
 
Усть-Вымь : Усть-Вымский район, Республика Коми [Изоматериал] : [комплект открыток / фото: Валентина Овчинникова и др.]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2015. - 1 обл. (13 отд. л.) : цв. офсет.
 
Основан Св. Стефаном Пермским не позднее 1396 года в селе Ульяново
 
Деятель просвещения, литератор, этнограф
 
Кухонная утварь из цветного и черного металла
 
Стеклянные стаканы, рюмки, фаянсовые чайные пары и тарелки, костяные вилки и чайные ложки
 
Церковный календарь делится на двунадесятые и великие, переходящие и непереходящие праздники. Ко многим датам церковного календаря был приурочен престольный праздник, установленный в честь местного храма или часовни

Праздничное застолье в советский и современный периоды

Практика отмечания дней церковного календаря в полном объеме была характерна для дореволюционного периода. В первые годы советской власти сохранялась традиция отмечать двунадесятые праздники.

В 1925 году Областной Отдел Труда по согласованию с Облпрофсоветом установил следующие особые дни отдыха: 7 января (Крещение), 25 марта (Благовещение), 18 апреля (канун Пасхи), 2 мая (Установление Автономной области Коми), 8 июня (Троица 2 день), 15 августа (Успение), 14 октября (День урожая), 25 декабря (Рождество). И только в 1934 году из списка особых дней отдыха двунадесятые праздники были исключены.

Существенная черта формировавшегося с 1917 году советского образа жизни проявилась в антирелигиозной пропаганде. В дни церковных праздников устраивались антирелигиозные вечера: в дни Пасхи и Рождества проводились «комсомольские Пасхи» и «комсомольские рождества» как антирелигиозные вечера. Так, в 1923 году в ночь на Пасху в с. Визинга Сысольского района молодежь устроила вечер, на котором читали рассказы, стихи антирелигиозного содержания. Большой популярностью пользовалась пьеса В. А. Савина «В раю». Вечером 6 января 1925 года в Народном доме г. Усть-Сысольска (г. Сыктывкар) были прочитаны доклады о «смысле больших религиозных праздников» и разыграна пьеса «Безбожник».

В газете «Югыд туй» от 1 апреля 1928 года был опубликован план антипасхальной кампании в г. Усть-Сысольске, а 22 апреля газета представила подробнейший отчет о ее выполнении. В городском театре была осуществлена постановка «в форме пасхальной службы», состоявшая из частушек, стихов и оригинальных произведений.

Такие молодежные встречи организовывались с целью заменить традиционные посиделки. С октября 1929 года был введен советский революционный календарь с пятидневной неделей. Главной его целью было уничтожение христианского семидневного недельного цикла. Все рабочие были разделены на пять групп, и каждая группа имела свой собственный выходной день в неделю. Воскресенье стало рабочим днем. Фактически это было направлено на то, чтобы отнять возможность справлять религиозные праздники, которые, по сути, были под запретом.

К началу 1930-х гг. окончательно была оформлена командно-административная сталинская система; экономические и политические изменения не могли не отразиться на праздничной культуре. Практика проведения советских праздников по строго определенному сценарию не давала выбора, что и как праздновать. Праздничные мероприятия, организованные школой и клубами, знакомили всех и каждого с системой новых советских праздников.

В начале 1930-х годов вводится жесткая политика государства в отношении религии, с этого периода началось повальное закрытие храмов. С 1930-х по 1941 год в Коми крае было закрыто 112 храмов, в мае 1941 года не было ни одной действующей церкви. Только во второй половине 1940-1950-х годов было разрешено открыть три православных храма. Закрытие храмов привело к тому, что широко и открыто отмечать церковные праздники стало трудно. Тем не менее знания о прежнем порядке организации праздников, связанных с церковным календарем, сохранялись в народной культуре и передавались в устной форме.

В практике празднования престольных праздников в колхозно-совхозный период религиозная часть обрядности «сворачивалась», духовно-православное содержание праздника сошло на нет, в его организации стали преобладать гостьба и застолье. Некоторые предметные символы (например, крашеные яйца на Пасху) сохранялись на протяжении всего исследуемого периода. Трансформация религиозных праздников связана с практикой посещения клабдища в дни престольных праздников: горожане приезжали на малую родину, что сохраняется до настоящего времени.

Интересно отметить, что практика снятия запрета на включение в пищу нового урожая, приуроченная к церковным праздникам, получила новую трактовку. В послевоенные годы, когда зерновые культуры были заменены картофелем, на Сысоле и Вишере с Прокопьева дня (21 июля) можно было включать в рацион питания картофель нового урожая.

Инновация в праздничной культуре в советский период была связана с актуализацией новых праздников. Согласно концепции развития советской культуры В. В. Глебкина, выделяются три типа праздников: связанные с наиболее значимыми событиями советской истории (Октябрьская революция); сакрализующие социальную структуру советского общества (День учителя); «воплощающие какую-либо идеологему» советской культуры (День международной солидарности трудящихся).

Праздник Октябрьской революции проходил по четко разработанной схеме: митинги и субботники, организацией которых занимались комсомольские активисты. Так, в 1920 году, в третью годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, везде прошли митинги и субботники, а в с. Помоздино Усть-Куломского района поставили спектакль «Свет во тьме» на коми и русском языках.

В 1920-е годы была создана схема празднования Первомая: парад и демонстрация, что сохранялось с небольшими вариациями до 1941 года. В годы Великой Отечественной войны демонстрации не проводили, но 1 мая 1944 года состоялся праздничный салют, который позднее стал обязательным. Довоенная схема была воспроизведена в 1946 году и без изменений просуществовала до 1969 года, когда парад был отменен и его место заняла речь Л. И. Брежнева, произнесенная с трибуны Мавзолея. В 1974 году демонстрация дополнилась парадом физкультурников. В таком формате праздник сохранялся до развала Союза ССР.

Разработанный канон праздника исполнялся и в коми селе. Так, на одной из фотографий, хранящейся в фондах Национального музея Республики Коми, запечатлено, как в с. Ижма в 1921 году начальник гарнизона, секретарь Укома и председатель ЦИК принимают парад 1 Мая. На другой – в 1928 году жители с. Пажга Сыктывдинского района вышли на первомайскую манифестацию с флагами и транспарантами. В первом ряду участники, одетые в карнавальные костюмы.

День отдыха в колхозе дер. Устьево (Автономная область коми (зырян), Удорский р-н, с. Ёртом) Фото А. Петиева. 1930-е годы. Из фондов Национального музея Республики Коми

Практика отмечания праздничных дат в домашних условиях заменялась официальными мероприятиями по строго разработанному сценарию. Необходимость замены ранее существовавших способов проведения праздничных гуляний привела к практике устройства общественных чаепитий, где помимо взрослых присутствовали дети, которых по правилам традиционной культуры не усаживали за праздничный стол. Основным угощением была выпечка, чай наливали из самоваров. Праздничное настроение создавал патефон, установленный на отдельном столе.

Существовавшие ранее традиции коллективного празднования завершения косовицы или уборки зерновых культур сохранялись долгое время. Согласно архивным материалам, в 1940-1950-х годах устраивали коллективное угощение по случаю завершения полевых работ по бригадам, что позволяет говорить о сохранении принципа коллективного празднования завершения сельскохозяйственных работ. В домашних условиях в праздничные дни угощались конфетами, пряниками и печеньем. Как и раньше, ижемцы к чаю подавали соленую рыбу.

Чаепитие в семье оленевода В. С. Чупрова Колхоз «Трактор», Ижемский район. Фото И. Фетисова. Из фондов Национального музея Республики Коми

С конца 1940-х годов на праздничный стол коми-зыряне дополнительно к домашнему пиву стали выставлять вино и водку. Эти алкогольные напитки имели одно наименование – «вино». Из виноградных вин подавали кагор - «вичко вина» (букв. «церковное вино»). Мужская часть общества, как правило, потребляла водку.

Современное пристрастие к алкоголю можно объяснить практикой выдачи на войне «наркомовских 100 граммов». Женщины, как правило, не пили крепкие напитки, и если позволяли себе выпить красное вино, то не больше маленькой стеклянной рюмки на ножке объемом в 20 мл, которую называли и продолжают называть «кока румка» (букв. «рюмка на ножке»).

В 1950-1960-е годы коми стали активно выращивать морковь, свеклу и огурцы. Из овощей готовили винегрет, который стал занимать важное место на праздничном столе, так как его ингредиенты были собственного производства; заправляли его растительным маслом, которое было в свободной продаже и доступно по цене. Сладости, приобретенные в магазинах, стали появляться на праздничном столе не только городских жителей и сельской интеллигенции, но и крестьян, которые с 1950-х годов стали получать зарплату деньгами, хоть и небольшими.

В данном контексте интерес представляет газетная заметка «Предпраздничная торговля», опубликованная накануне Первого мая, в которой сообщалось о том, что в магазины г. Сыктывкара поступило достаточное количество колбасных изделий, молока и молочных продуктов, тортов и пирожных, фасованных макаронных и кондитерских изделиий. Важно подчеркнуть, что через запятую идет перечисление обычных (макароны, молоко) и праздничных (колбаса, торты, пирожное) продуктов.

Улучшение материального положения, расширение ассортимента покупных продуктов питания в 1950-1960-е годах сказалось и на организации праздничного застолья. Так, в День учителя в поселке Нювчим Сыктывдинского района на праздничном столе молодых учителей можно было увидеть выпечку, отварной картофель, соленые огурцы, винегрет, отварное мясо, из покупных продуктов - печенье и конфеты, горячительные напитки представлены водкой и вином.

Празднование Дня учителя пос. Нювчим, Сыктывдинский район. 1950-1960-е годы. Из фондов Национального музея Республики Коми

 В 1960-е годы горожане стали покупать на праздники вафельный торт, ромовую бабу, песочное кольцо, кекс «Весенний» и «Уфимский» (последний - с орехами). Из мучных изделий в тот период стали готовить хворост, для приготовления которого были все необходимые ингредиенты (мука, сметана, растительное масло). В городах для праздничного стола стали выпекать сладкие пироги с начинкой из ягод, сметанники, то есть то, что в период повального дефицита можно было приготовить из доступных продуктов.

Чаепитие со сладостями стало соотноситься с гостевой культурой. Как отмечали информанты, украшением праздничного стола выступал самовар. Отношение к самовару как статусному предмету сохранялось достаточно долго, что было характерно как для деревенской, так и для городской среды.

Необходимо отметить, что угольные самовары в деревенской среде долгое время сохраняли свое значение, а электрические вначале появились в городе, и только потом в деревне. Интересно, что в наше время практика подачи чая из угольного самовара возвращается в деревни. Такой чай отличается особым ароматом и вкусом.

В 1970-е годы в составе праздничных блюд появился салат «Оливье», включавший семь ингредиентов: вареную колбасу, зеленый горошек, отварной картофель, соленые огурцы, лук репчатый, вареные яйца и майонез. Колбаса, бывшая тогда дефицитом, в деревне заменялась отварным мясом или покупными мясными консервами, которые можно было приобрести в магазинах ОРСов Комилесурса. Поскольку в те годы все испытывали трудности с приобретением консервированного горошка, его запасали заранее, как, впрочем, и яйца, и майонез. Салат «Оливье» и сегодня, как и в русском праздничном застолье, занимает главное место на праздничном столе коми-зырян, так как он сытный, а ингредиенты дешевые и доступные. Для приготовления салата «Селедка под шубой» использовали соленую сельдь иваси, которая считалась вкуснее остальных. Морковь, свекла, картофель были выращены на своем огороде.

Сельдь под шубой

Инновацией в народной культуре коми-зырян можно считать практику отмечания дней рождения взрослых людей, особенно их юбилеев. Состав блюд был аналогичен другим праздничным застольям. Подавались традиционная выпечка, салаты, колбаса, соленая рыба, горячие мясные и рыбные блюда, овощи, а также прохладительные и спиртные напитки. В связи с практикой употребления алкоголя интерес представляет словесная формула, которую озвучивали в конце тоста: «Мöд во тайö кад кежлö тшан сур да ведра вина (На следующий год в это же время чан домашнего пива и ведро вина)».

В 1980-е годы стали готовить салат из крабовых палочек, очень простой по своему составу: рис, крабовые палочки, яйца, консервированная кукуруза и майонез. Чтобы как-то разнообразить праздничное меню, стали делать салаты из тертой моркови и свеклы с добавлением чеснока и яблок, а также салат из тертого сыра с добавлением чеснока, их заправляли майонезом. Как и многие другие продукты, майонез был дефицитом, поэтому его самостоятельно готовили дома или заменяли сметаной. Иногда майонез смешивали в равных пропорциях со сметаной для увеличения объема.

Праздничное чаепитие г. Сыктывкар. Фото В. В. Янушевского. 1998 год

Нужно отметить тот факт, что у многих хозяек старше 60 лет до сих пор хранятся тетради/блокноты с рецептами приготовления праздничных блюд, которые переписывались и бережно хранились на «всякий случай», чтобы при необходимости можно было их приготовить. Как правило, это рецепты приготовления вторых горячих блюд, различных салатов, соусов, тортов, кексов и других сладких кушаний. Отсутствие практики приготовления первых блюд на праздничный стол предопределило отсутствие их рецептуры в таких записях.

Подготовка к празднику занимала много времени и сил, а дефицит продуктов требовал от хозяек большой фантазии. Праздничные блюда варьировались, исходя из состава продуктов, которые были в наличии. И чтобы как-то внести разнообразие, хозяйки сочетали в салатах то, что было в наличии, иногда это давало удивительный результат. Из припасенных к праздничному столу рыбных консервов с добавлением вареных яиц, зеленого горшка или кукурузы готовили салаты, что уже придавало необычность застолью. Отсутствие в магазинах кондитерских изделий подвигло хозяек на изготовление разнообразных сладостей. Так, из сухого молока и какао-порошка с использованием сливочного масла (иногда маргарина) готовили конфеты «Трюфели», из печенья с добавлением масла и какао-порошка – пирожное «Картошка», которое, как правило, делали в виде рулета, нарезая его на небольшие кусочки. Готовили разные кексы, торты, рулеты. Карамель, печенье, сушки, пряники, то есть, все, что предлагали в магазинах, ели в будни. А праздничными были шоколадные конфеты, упакованные в красочные коробки. Их либо привозили из крупных городов (Москвы, Ленинграда, Минска, Киева и др.), либо покупали по случаю и хранили до ближайшего праздника.

В 1980-е годы в г. Сыктывкаре на праздник 8 Марта появлялись первые свежие огурцы, их покупка считалась большой удачей. В состав праздничной еды горожан входили бутерброды с семгой, икрой и шпротами. Колбасу, главным образом копченую, мясную нарезку, а также сыр (он не дифференцировался по сортам, а просто определялся как «твердый сыр», в отличие от имевшегося в продаже плавленого сырка) включали в состав блюд праздничного стола. Эти деликатесы, если могли их «достать» через знакомых или привезти из других городов, сохраняли до ближайшего праздника.

70-летний юбилей М. И. Булышевой с. Керчомъя, Усть-Куломский район. Фото В. Д. Булышева. 2004 год

В это время праздничное меню разнообразили за счет болгарских и венгерских овощных консервов (особенно вкусны были помидоры в собственном соку), а также компотов из ягод и фруктов, которые поступали в продажу в магазины леспромхозов, находившиеся в непосредственной близости от сельских поселений. Снабжение леспромхозов осуществлял «Комилесурс»: в то время он заключал прямые договоры на поставку продуктов питания из Болгарии и Венгрии в обмен на деловой лес. К дефицитным продуктам относились колбасные изделия, которые заменялись мясными консервами (паштетом, ветчиной и др.), приобретаемыми также через магазины леспромхозов. Праздничное меню в эти годы расширилось за счет национальных блюд народов СССР, таких как шашлык, плов, голубцы, но это было характерно главным образом для городской культуры.

Плов и голубцы готовили в домашних условиях, а «на шашлыки» в праздничные дни выезжали за город, где и готовили их на костре. Еще одним новшеством в структуре праздничного меню стал растворимый кофе, который был дефицитом, поэтому его запасали заранее. Если удавалось достать ликер (а это было очень редко), то его подавали вместе с растворимым кофе. Эта практика тоже была характерна для городской культуры.

Фрукты на праздничном столе появлялись не так часто. Чаще можно было купить яблоки. Все остальные фрукты (виноград, апельсины, мандарины и др.) и ягоды появлялись только в сезон их созревания. Появившиеся в 1970-х годах в продаже недозрелые бананы не пользовались спросом. Другие экзотические фрукты в магазинах городов, не говоря уже о сельской местности, появлялись крайне редко. Лимоны, если они были в продаже, покупали в большом количестве. Для того чтобы сохранить, их прокручивали через мясорубку, добавляли сахарный песок и хранили в холодильнике. Эту массу добавляли в чай, в тесто при готовке сладкой выпечки.

В годы антиалкогольной кампании, после известного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года «Об усилении борьбы с пьянством», стал наблюдаться дефицит алкогольных напитков. Он вызвал практику подпольного изготовления самогона, который пропускали через угольный фильтр, а для снятия сивушного запаха использовали растворимый кофе.

В конце 1980-х годов для городской культуры было характерно появление новой традиции в рамках семейного времяпровождения, когда стали отмечать престольные праздники, отмечаемые ранее в местах рождения городских жителей. В качестве примера можно привести традицию моей семьи. Мой отец, И. А. Чудов (1925-1991), прошедший Великую Отечественную войну и проживший всю сознательную жизнь в городе, после выхода на пенсию в 1985 года стал приглашать в гости своих родственников, как он говорил, на «родовой» праздник, так как в его родной деревне была часовня, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). До выхода на пенсию отмечать этот праздник было сложно, так как этот день, как правило, выпадал на рабочий день.

В 1990-е годы некоторые советские праздники утратили свое значение и статус, но в структуре гражданского календаря продолжали отмечать 8 Марта и 23 Февраля, которые рассматривались как «женский» и «мужской» праздники с практикой организации праздничного стола как дома, так и на работе. Сфера праздничной культуры наиболее быстро реагирует на социально-экономические изменения, но практика гостеванья сохраняется до настоящего времени. В эти годы особенно остро испытывали дефицит финансов и продовольствия, поэтому чаще всего у горожан основным праздничным горячим блюдом были пресловутые «ножки Буша», тушенные с картофелем и сметаной. В сельской местности на праздничный стол подавали мясо, тушенное с картофелем и грибами, заправленное сметаной. Основу праздничного угощения составляли блюда из продуктов, произведенных на личном подворье (мясо, овощи, картофель и др.) или собранных в лесу (грибы и ягоды).

Это свидетельствует о том, что в кризисных ситуациях заложенные в народной культуре механизмы адаптации к социальной и природной среде обитания актуализируются.

Из новшеств того периода в городской культуре нужно отметить практику приготовления рулетов с колбасой: на лаваш, который стал появляться в магазинах, намазывали майонез, посыпали мелко нарезанной колбасой, если была зелень, то ее посыпали сверху, все это сворачивали в трубочку и клали в холодильник. На стол подавали, нарезав рулет на небольшие кусочки. Было очень вкусно, а главное сытно. На «сладкий стол» в тот период стали подавать торты, изготовленные из покупных коржей: прослаивали их вареньем собственного производства или масляным кремом, реже - покупными сбитыми сливками или сгущенным молоком.

В 1990-е годы в ряде населенных пунктов Республики Коми стали восстанавливать храмы, что позволило верующим открыто посещать церковные службы. Это особо наблюдалось в пасхальные дни. Как отмечает В. Э. Шарапов, у коми-зырян возрождались заветные и храмовые праздники. Пеший крестный путь по завету совершался к обетному кресту, к священным источникам или камням. Общественная трапеза, устраиваемая у часовни в местечке Нюр Курья Усть-Куломского района во время празднования Сретения Владимирской иконы Богородицы («Крест лун») или в день поминовения Угодника Оникея в Удорском районе, рассматривалась как общественные поминки. Территориальный принцип принадлежности людей к определенному храму по-прежнему осознается, поэтому люди, покинувшие свои родные места, стремятся посетить малую родину именно в эти дни. Смысловой акцент церковных праздников переместился: посещали кладбища, так как отсутствие церкви не давало возможность посещать церковные службы.

Пасхальные угощения

В современной практике на Пасху по-прежнему в храме освящают крашеные яйца, куличи. Появление в продаже специальных ярких наклеек с пасхальной тематикой для яиц предопределило практику подавать на пасхальный стол разукрашенные яйца. Куличи украшают глазурью с монограммой «ХВ». Предприятия общественного питания и торговые точки в широком ассортименте предлагают куличи разных размеров. Пасхальный стол изобилует разнообразной выпечкой. Редко кто готовит на Пасху творожную пасху. Праздничный стол пасхальной недели отличается изобилием мясных и рыбных блюд.

Как и прежде, перед Пасхой в Прилузском районе готовят четверговую соль, однако, несколько изменилась практика ее изготовления. Соль вместе с ржаной мукой обжаривают на чугунной сковородке в русской духовой печи.

Коми по-прежнему широко отмечают Новый год, обычно в гости к родителям съезжаются взрослые дети и внуки. На стол подают салаты, мясную и рыбную нарезку, выпечку, горячие блюда из мяса и рыбы, пьют шампанское, водку, коньяк и вино. В число праздничных блюд входят голубцы, для приготовления которых нужны мясной фарш, капуста, морковь, лук и специи. Практически все ингредиенты собственного производства, а в духовой печи они получаются очень вкусными и ароматными. Иногда, чтобы сократить время на приготовление настоящих голубцов, готовят «ленивые». Некоторые семьи по-прежнему готовят пельмени, используя для фарша смесь разного мяса (телятины, баранины, свинины). На новогодний стол стараются приготовить как можно больше блюд, так как изобилие на нем, по народным представлениям, предопределяет благополучие на целый год.

В современном обществе особо чтимым стал День Победы. В этот день стараются посетить родственников, ветеранов Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, осталось очень мало. За праздничным столом собирается большое количество гостей. Им подают стандартный набор: мясную нарезку, сыр, овощи, фрукты, различные салаты, в том числе и любимый всеми за сытность и простоту изготовления салат «Оливье», мясные или рыбные горячие блюда с картофельным пюре, а также горячительные напитки: водку, вино, коньяк. Заключительным аккордом выступает подача чая, реже - кофе, с тортом, пирожными, конфетами и другими сладостями. Разнообразные фрукты также выставляют на праздничный стол.

Поздравление с Днем Победы В. А. Лодыгина. Г. Сыктывкар. Фото Л. Я. Зинченко, 2017 год

Из традиционной праздничной культуры в новом формате отмечаются святочные гуляния. Например, ряжение в с. Чернутьево Удорского района, рождественские посиделки в с. Прокопьевка Прилузского района и в с. Пажга Сыктывдинского района Республики Коми.

В сценарии проведения массовых гуляний, приуроченных к датам традиционного календаря, включаются выступления народных коллективов, смотры-конкурсы традиционных блюд, приготовленных умельцами из разных населенных пунктов, конкурсы мастеров народно-декоративного искусства и многое другое. Повсеместно отмечается также Масленица как массовое гуляние с элементами ярмарочного веселья, катанием на лошадях. Главным угощением выступают блины, которые готовят в большом количестве.

Глобализация затронула и коми-зырян. В 2000-е годы на праздничном столе появились новые салаты «Греческий», «Юбилейный», «Шапка Мономаха», «Гранатовый браслет» и «Цезарь». Их рецептуры передают устно или скачивают из сети Интернет. Мясная нарезка и семга (как правило, норвежская, искусственно выращенная) стали главенствовать на праздничном столе. Правда, нужно отметить, что ижемские, удорские, верхневычегодские и верхнепечорские коми по-прежнему отдают предпочтение рыбе, в том числе и семге, собственного улова. Завершением праздничной трапезы выступал «сладкий стол». Состав сладостей имел широкий ассортимент: кроме стандартного набора (конфеты-печенье-варенье), подавали торты и пирожные, которые раньше в сельской местности были редкостью. При этом сохраняла свое значение традиционная выпечка: шаньги с разнообразной начинкой, рыбники и др.

Современный праздничный стол отличается разнообразным набором алкогольных напитков, но коми-зыряне отдают предпочтение водке. Алкогольные напитки широко употребляют не только в праздничные дни: «Важöн частö из юны йöзыс. Öнi лёк олöм лои. Йöзыс юöны, оз рöбитны, рöбöтаыс абу и. Зэв лёк олöм лои, татшöм олöмыс из на вöвлы (Раньше часто не пили люди. Сейчас плохая жизнь стала. Народ пьет, не работает, работы для всех нет. Очень плохая жизнь стала, такой жизни не было еще)».

Новые государственные праздники – День России (12 июня) и День согласия и примирения (4 ноября) – пока не получили широкого распространения, 12 июня рассматривают как выходной день, когда организуют работу на огороде с последующим «обедом со штопором», так как для оказания помощи из города приезжают родственники.

В настоящее время среди молодого поколения, особенно в городах, наблюдается инновация, связанная с организацией праздничного застолья в домашних условиях, когда в кафе или ресторанах заказывают салаты, пиццу, суши и роллы. Такая практика характерна для всей страны.

Традицию отмечания праздничных мероприятий семейного и корпоративного характера в ресторанах и кафе можно также смело отнести к инновационным тенденциям, которые характерны в целом для российского общества вне зависимости от возрастной и этнической принадлежности, места проживания.

Особо необходимо отметить, что в советский и постсоветский период праздничный стол оленеводов в тундре включал большое количество мяса, крупяную кашу с маслом, свежеиспеченные лепешки или блины, какие-нибудь сладости (конфеты, варенье, леденцы и др.).

С целью сохранения материального и нематериального культурного наследия, уважения к истории и традициям своего народа в начале XXI века стали отмечать некоторые традиционные праздники. В современных условиях общедеревенские праздники, приуроченные к храмовым и называемые День села, организуются учреждениями культуры. В задачу таких мероприятий входят повышение общего уровня культуры населения; формирование ценностных ориентаций населения в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями; сохранение национальной духовной и материальной культур (таких как музыка, обряды, танцы, хороводы, костюмный комплекс); объединение этнографических групп из мест компактного проживания, посещение ими своей исторической родины.

Кроме того, праздники подчеркивают разные направления хозяйственной деятельности коми-зырян.

Так, в с. Ижма Ижемского района с 2004 года проводится межрегиональный праздник ижемцев «Луд», приуроченный ко дню памяти св. Иоанна Предтечи, Иванову дню. В 2013 году праздник «Луд» был включен в Единый реестр объектов нематериального культурного наследия. В 2015 году праздник стал лауреатом Всероссийской премии «Грани театра масс» в номинации «Лучший национальный праздник». В 2018 году – был включен в список объектов проекта «Серебряное ожерелье России». В программу праздника входят хороводы «Лудын ветлам» (Луговые игры), скачки на лошадях, организация торговых рядов, конкурс подворий «Сикт» (Деревня); соревнования по прыжкам через нарты, метанию аркана на хорей, метанию гири на дальность как элемент национальных видов спорта «Северное многоборье».

В с. Покча Троицко-Печорского района возрождается празднование отмечаемого здесь до 1918 года Прокопьева дня (Прокопий лун), когда накануне праздника варили общественное пиво и обрядовую кашу, у церкви приносили в жертву бычка, обходили крестным ходом поля и луга, благословляя их на хороший урожай. В современной традиции гастрономическая часть праздника представлена ухой из печорской рыбы, мясом, выпечкой, домашним пивом.

Традиционную пищу готовят на празднике оленеводов «Зарни сюр» (Золотой рог), который ежегодно проходит в конце зимы. Официальным местом его проведения стало с. Щельябож Ижемского района; с 2010 года праздник проводят в дер. Захарвань Усинского района. Помимо дегустации блюд коми кухни (таких как строганина, бульон из оленины, ягоды), в рамках праздника проходят «Парад пим и малиц», сшитых руками коми мастериц, выступления местных артистов, организуется выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, где представлены пимы, варежки, сувениры из бересты, дерева и оленьего рога.

В современный календарь включены также праздники, подчеркивающие былую роль охоты и рыболовства в структуре хозяйственной деятельности коми-зырян. Так, в дер. Еремеево Троицко-Печорского района с 2003 года в начале сентября проводят уникальный праздник «Вöралысьяслöн гаж» (Праздник охотника). В 2006 году ему был присвоен статус республиканского праздника. В финале - праздничный стол «Чоöкыд сеян пызан сайын» (За столом со вкусной едой) с дегустацией блюд коми кухни.

С 1993 года в с. Керчомъя Усть-Куломского района стали отмечать праздник «Пыжа гаж» (Лодочное гулянье), который получил статус районного мероприятия.

В дер. Разгорт Удорского района отмечают праздник «Хариус», приуроченный к Всемирному дню рыболовства.

В дер. Бызовая Печорского района устраивают праздник рыбного пирога «Черинянь гаж».

В последние годы сложилась традиция отмечать традиционные праздники в Финно-угорском этнокультурном парке. На регулярной основе проводят мероприятия «Шаньга-фест» по популяризации блюд кухонь финно-угорских народов. В 2018 году был устроен мастер-класс по приготовлению национальной выпечки коми-зырян – шаньги.

Мастер-класс по изготовлению шанег. Финно-угорский этнопарк. 2018 год

Проведение современных праздничных мероприятий способствует популяризации знаний о народной культуре. Возрождение традиций дает надежду на сохранение элементов духовной и материальной культур и формирование ценностных ориентиров. Аналогичная ситуация с возрождением календарной обрядности наблюдается по всей стране, например, в Архангельской области, где календарные праздники «официально» вернулись в быт. Конструирование собственной идентичности в современных условиях происходит в рамках современного административного деления, что размывает границы этнографических групп коми-зырян.

Таким образом, в течение исследуемого периода меню праздничных застолий менялось в соответствии с составом и структурой пищевого сырья. В контексте праздника пища создавала его «радостное поле». Календарные праздники - одно из ярких проявлений традиционной народной культуры.

В дореволюционный период была единая праздничная культура, связанная с отмечанием дат церковного календаря. Существовавшая система престольных «съезжих» праздников формировала круг деревень, объединенных между собой семейно-родственными и хозяйственными связями. Функциональная направленность календарной обрядности, в которой еда выступала способом выражения благодарности за результативность трудовой деятельности и моделировки будущего благополучия, связана с разделением повседневной жизни от праздника, воспринимавшегося как время слияния с божественным, приобщения к сакральным ценностям общества. Особо ярко такая знаковость еды проявлялась в переходные дни календаря, когда с помощью пищи маркировали дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

Особую значимость в контексте праздничных дней придавали хлебу и выпечке, каше и пиву, то есть блюдам, приготовленным из зерновых культур, что позволяет говорить о земледельческом характере календаря.

Включение в структуру праздничного застолья блюд из дичи и рыбы вносит этнокультурную особенность и подчеркивает комплексный характер хозяйства, в котором, кроме сельского хозяйства, сохраняла свое значение и промысловая деятельность.

Народный календарь дореволюционного периода характеризуется единством на всей территории проживания коми-зырян, локальные отличия в организации праздника минимальны. Календарная обрядность коми-зырян дореволюционного периода имела много общего с традиционным календарем жителей Европейского Севера России, что не выглядит случайностью, так как в основе праздничной культуры лежит православный календарь, а длительные контакты с русским населением способствовали заимствованию, при этом сохранялась этнокультурная особенность, проявляющаяся в наборе праздничных блюд из промысловой продукции.

В советский период была навязана жесткая программа проведения праздников, отклонения от которой были чреваты неприятными последствиями. Сохранение знаний о прежней системе праздничного календаря и их передача осуществлялись в устной форме.

В первые годы советской власти деление пищи на праздничную и будничную отсутствовало в связи с продовольственным кризисом. Однако хозяйки всегда старались приготовить вкусную еду на праздник. Улучшение материального положения коми-зырян, как и по всей стране, во второй половине XX в. сказалось на качестве жизни. Постепенно расширялся состав блюд праздничного стола, куда стали входить различные салаты, колбасы, сыр, овощи и фрукты. Статус праздничной выпечки до настоящего времени сохраняют шаньги, рыбники и сладкие пироги.

Строгое деление пищи на будничную и праздничную в современном обществе отсутствует. Если в 1960—1980-х годах колбасные изделия рассматривались как праздничная еда, то в настоящее время они перешли в разряд будничной. То же самое произошло и с мясными блюдами: если раньше их подавали на праздничный стол, то в настоящее время - ежедневно. Исключение составляют верующие люди, которые соблюдают деление пищи на постную и скоромную.

Стандартизация пищевого сырья, единая технология приготовления блюд привели к унификации набора праздничных блюд. Современное меню праздничного застолья городского и сельского населения по составу блюд ничем не отличается. В качестве отличия можно назвать только то, что часть продуктового сырья сельских жителей произведена на собственном подворье. Статус и престижность блюд праздничного застолья повышаются за счет использования нового пищевого сырья или дорогостоящих продуктов. Возрождение традиций приготовления некоторых блюд традиционной кухни и их включение в контекст современного праздника дает надежду на их сохранение как элементов национальной культуры.

.

Источники:

Чудова Т. И. Еда и культура коми (зырян) в XX - начале XXI века / Т. И. Чудова. - Сыктывкар : Анбур, 2023. - 318, [2] с. : ил., фот.

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика