Теги позиции, похожие позиции
Тематика:ИсторияКухня, пища
 
История торговых заведений Усть-Сысольска с конца ХVIII века
 
В это время развивается ярмарочная торговля, открываются новые ярмарки, торгуют не только владельцы заводов, мануфактур и купцы, но и крестьяне
 
Русский педагог, этнограф, географ, писатель
 
Деятель просвещения, литератор, этнограф
 
Для традиционной системы питания коми-зырян были характерны постоянные и временные запреты на продуктовое сырье
 
Стеклянные стаканы, рюмки, фаянсовые чайные пары и тарелки, костяные вилки и чайные ложки
 
Праздник в традиционной культуре коми воспринимался как нечто священное, противоположное будням
 
Церковный календарь делится на двунадесятые и великие, переходящие и непереходящие праздники. Ко многим датам церковного календаря был приурочен престольный праздник, установленный в честь местного храма или часовни
 
Праздники, связанные со значимыми событиями истории, сакрализирующие социальную структуру общества, семейные праздничные даты, фольклорные праздники, церковного календаря

Традиционная кухня коми-зырян

Люди издавна живут в лесной зоне, занимаются земледелием и скотоводством, оленеводством, охотой и рыболовством. Хозяйственные занятия позволяли получать разнообразное продуктовое сырье. Занятие земледелием позволяло получать зерно, овощи и технические культуры. Из зерна изготовляли крупу и муку. Из технических культур изготовляли пряжу, а из нее ткали материал и делали веревки. Скотоводство и охота давали мясо и молоко, шерсть и шкуры.

На севере люди занимались оленеводством, поэтому они ели оленину. Рыболовство позволяло иметь на столе рыбу. Собирали ягоды, грибы и дикоросы, которые обеспечивали людей витаминами.

Из этих продуктов состоял рацион питания. Готовили каши, супы, мясные и рыбные блюда. Из муки выпекали разную выпечку. Это пироги, колобки, рыбники, сочни, шаньги или калитки с разной начинкой, блины и оладьи. Ижемские коми в тесто для блинов добавляли кровь домашних животных, что позволяло им поддерживать необходимый уровень гемоглобина в крови человека. Начинку для шанег готовили из крупы, картофельного пюре, творога. Выпечку смазывали обильно маслом, используя помазок в виде птичьего крыла. Варили мучные кисели, которые ели с молоком. Это блюдо часто упоминается в сказочных сюжетах как «кисельные берега и молочные реки».

Колобки

Из крупы готовили разные каши, куда добавляли масло, молоко и ягоды. Накануне Петрова дня, к которому был приурочен выход на сенокос, готовили возле реки в котелках кашу, хорошо сдобренную маслом.

Варили суп из мяса или дичи, рыбы или грибов, заправлялись они крупой или картофелем. Ежедневно на стол подавали один из этих видов супов. Мясо с добавлением картофеля или крупы тушили в русской печи. Из молока получали масло, творог, сметану, готовили молочный кисель. На праздники готовили творожную пасху. А из молока отелившейся коровы — молозива – готовили омлет.

 

Молочный кисель

Рыбу солили, соленую рыбу подавали с вареным картофелем. Мелкую рыбу запекали в молочно-сметанном соусе, она становилась нежной на вкус.

Рыбники выпекали из разных видов рыб (семга, сиг, хариус, щука и др.), они были открытой формы, чтобы рыба внутри рыбника хорошо пропеклась. В уху добавляли молоко, наливая тонкой стройкой. Уха становилась очень ароматной и вкусной.

 Рыбники

Раньше на стол часто подавали дичь. Из лесной птицы (рябчик, тетерев, глухарь), зайчатины и лосятины варили супы, мясо тушили в печи. Хозяин семейства, разделяя дичь, приговаривал: «Голову - хозяину, тело - хозяйке, ноги - мальчикам, крылья - девочкам, остальное - гостям».

На огороде выращивали капусту, репу, редьку. Капусту солили, подавали ее с отварным картофелем. Из репы готовили компот и квас, а из редьки - салат.

Раньше собирали много ягод, которые ели с молоком, сметаной и сливками. Из ягод готовили морсы и кисели. Из ягод черемухи готовили сладкое блюдо, называемое «ляз». Для этого сушеные ягоды черемухи на ручной мельнице или жерновах перемалывали в муку. Затем смешивали с ржаной мукой и распаривают в русской печи. Ягоды рябины замораживали, они становились сладкими.

Морошка с молоком

Грибы солили и сушили, из сухих грибов варили супы, а из соленых готовили салаты с добавлением вареного картофеля. Собирали дикорастущие травы: борщевик сибирский, дикую морковь, хвощ полевой, щавель и др. Из дикой моркови и хвоща полевого готовили рагу, борщевик сибирский и щавель добавляли в супы.

Грибы

Раньше еду готовили утром в русской печи и там ее хранили в течение дня, чтобы пища была горячей. Подавать на стол холодную пищу было не принято.

Приготовление еды в горшке в русской печи

Ежедневное меню, как правило, состояло как минимум из трех блюд. Обязательно подавали суп и кашу. Мясной суп ели так: вначале съедали бульон, а затем мясо. А ижемцы вначале съедали мясо, а затем хозяйка каждому едоку наливала бульон, который пили. Поэтому ижемцы, приглашая отведать суп, говорили фразу «суп пей», а во всех остальных районах говорили «суп ешь» или «суп хлебай ложкой». Мясные и молочные блюда не разрешалось кушать во время христианских постов, в остальные дни мясомолочная и рыбная продукция входила в меню трапез.

«Питается зырянин неплохо. Молоко и его продукты... идут на собственное питание. В мясе тоже недостатка нет. Зимой дичи, особенно рябчиков... бывает очень много. Летом в большом ходу сушеное мясо уток и зайцев». (С. Сергель «В Зырянском крае»)

Омлет из молозива

За столом вся семья собиралась в полном составе, опаздывать к приему пищи не разрешалось. Во время еды стол обязательно покрывали скатертью, которую убирали сразу же после еды.

За столом у каждого члена семьи было определено свое место. Перемещаться вокруг стола во время еды не разрешалось. Считалось, что кто обойдет стол во время еды, у того будет большая семья, которую трудно будет прокормить.

Шаньги круглой формы

Пищу готовила мать - хозяйка дома, а за обеденным столом распоряжался отец - хозяин дома. Он нарезал хлеб и раздавал его каждому участнику трапезы. Взятый кусок хлеба нужно было обязательно съесть полностью, оставлять недоеденный кусок нельзя.

Хозяйка приносила первое блюдо в одной тарелке. Каждый по очереди брал еду из общей тарелки со своей стороны. Брать еду с чужого края не разрешалось. Если кто нарушал это правило, то говорили фразу: «Цыган что ли, берешь с чужого края». Чтобы не пролить еду, на стол под ложку подставляли хлеб. После каждого зачерпывания еды, ложку облизывали и клали на стол. Кто не выпускал ложку из руки, считали жадным. Ложку никогда не клали на край тарелки, считая, что по ложке как по мосту в тарелку заберется нечистая сила.

За столом не разрешалось разговаривать, болтать ногами, смотреть в окно, класть локти на стол. Ели чинно, размеренно, по правилу: «Когда я ем, я глух и нем». Нарушитель дисциплины за столом получал ложкой по лбу от хозяина дома.

Шаньги квадратной формы

Гостеприимство у коми-зырян рассматривалось как одно из положительных качеств человека. Когда кто-нибудь заходил в дом к началу приема пищи, то гостя приглашали к столу словами «Ноги длинные у тебя», что означало – пришел вовремя. Если гость приходил к концу трапезы, говорили фразу «Ноги короткие», что означало – опоздал. Отказываться от приглашения отведать пищу было нельзя, так как отказом можно оскорбить хозяев дома.

После еды со стола сразу убирали посуду, мыли ее и клали на место в залавку. На столе можно было держать только хлеб и соль, которые выступали символом достатка и благополучия дома. В коми языке для обозначения состоятельного человека говорили выражение «человек с хлебом и солью», а фраза «хлеб да соль» означала пожелание благополучия и угощение в целом.

Пироги

Обильное угощение выступает характерной чертой праздничного обеда. У коми существовали поговорки: «Накормишь прохожего - десять лет с хлебом будешь, десять лет голода знать не будешь» («Ветлысь-мунысьöс вердöм кузя пö дас во няня лоан, дас во тшыглун от тöдлы» или «На гостей израсходуешься – вернешь на охоте» («Гöсьтлы сетан - кыйсигöн босьтан»).

Творог

Задания:

  1. Назови, какие грибы и ягоды собирают у вас
  2. Расскажи, какую выпечку готовят у вас дома
  3. Назови, что можно приготовить из молока
  4. Назови, что готовят у вас дома из рыбы

Соленая щука

        5. Отгадай загадки:

С деревянной ногой, в синем платье, с белой головой (Капуста)
Пу кока, лöз платтъöа, еджыд юра (Капуста)

По грядкам бежит девушка в латаном-перелатанном сарафане (Капуста)
Градъяс кузя сё дöмаса сарапана ныв котöртö (Капуста)

Зеленая, но не трава, круглая, но не шар, с хвостом, но не мышь (Репа)
Виж – да абу турун, гöгрöс — да абу шар, бöжа - да абу шыр (Сёркни)

Без числа и счета в воде тонет (Крупа)
Лыдтöм тшöттöм ваö вöйö (Шыдöс)

В воде родилась, а воды боится (Соль)
Ваын чужие, а ваысь полö (Сов)

В каждой залавке медвежья лапа
Крыло птицы в масле (Помазок)
Быд залавка костын ош лапа (Вый борд)

Сметана

  1. Объясни, что означают эти поговорки:

С сытым желудком и дальняя дорога кажется короче
Пöт кынöмнад и кузъ туйыд дженьыдджык

Не шуба греет, а хлеб. Хлеб - батюшка, вода – матушка
Оз пась шонты, а нянь. Няньыд – батюшка, ваыд – матушка

В дороге хлеб не в тягость
Туяд няньыд оз сьöктöд

Не спеши при еде, не в то горло попадет
Сёйигмоз эн тэрмась, мöд горшö веськалас

Когда есть корова, пища получается вкуснее
Мöснад сёяныд чöскыдджык

Суп да каша — пища наша
Шыд да рок - медбур вок

Крепче поработаешь - вкусно поешь
Сьöкыда уджалан - чöскыда сёян

За столом не стесняйся, работы не чурайся
Сёйöмысъ эн яндысь, уджысь эн пышъяв

Борщевик сибирский

Традиции коми народа

Во главе стола сидел хозяин, хозяйка на приставном табурете ближе к печи.

Нельзя вытирать стол голой рукой (без тряпки) – к бедности.

Нельзя стучать по столу – привлечёшь нечистую силу.

Право «первой ложки» принадлежало хозяину.

Соблюдалась очерёдность в раздаче хлеба по старшинству, правило полностью съедать взятый на обед хлеб, его не выбрасывали, упавшие крошки поднимали, подносили ко лбу и съедали. Крошки со стола собирали, скармливали скоту и птице.

Морошка в сусле

Коми фразеологизм

Кокыд кузь! – ноги длинные

«Пришёл вовремя к еде - садись!»

.

Русские загадки

Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест - похвалит (Каша)

Бело, да не снег,
Сладко, да не мёд,
От рогатого берут
И детишкам дают (Молоко)

В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (Сахар)

 

Молоко

Скороговорки

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и творогом.

Ест Федька кисель с редькой,
Ест редьку с киселём Федька.

Пироги

Речевое упражнение

Хлеб из ржи – ... (ржаной)
Хлеб из пшеницы – ... (пшеничный)
Каша из овса – ... (овсяная)
Каша из гречи – ... (гречневая)

.

Считалка

Самовар Иван Иваныч,
На столе Иван Иваныч.
В нём горячая вода,
Наливай-ка, сюда!
Подожди-ка ты немножко,
Не хватай же сразу ложку,
Дуй на чашку ты сначала.
А потом уж выпей чая.
Что? Холодный чай?
Тогда новый получай!

Шаньги квадратной формы

Коми-русский словарик

Нянь-сов – хлеб-соль
Шыд – суп
Яя шыд – мясной суп
Юква – уха
Тишка шыд ­– грибной суп
Рок – каша
Паренча – пареная репа
Чери нянь ­– рыбник

Рыбник

Визуальный ряд

Ермолина Е. Ф. «Натюрморт с сёмгой»
Куликова А. А. «Натюрморт с рыбниками. Коми быт»

.

Музыкальный фон

Песня «Няньоöн - солöн»

А. А. Куликова Натюрморт с рыбниками. 1984 год. Холст, масло

Е. Ф. Ермолина. Натюрморт с семгой. 1980 год. Холст, масло

.

Источники:

Детям о Республике Коми : рабочая тетрадь для обеспечения реализации этнокультурного образования в детском саду / [составители: И. Н. Набиуллина и др. ; под научной редакцией З. В. Остаповой]. - Сыктывкар : Лаборатория национальный проблем дошкольного образования ГОУДПО «КРИРО», 2018. - 42, [1] с. : ил. 

Атлас Республики Коми / науч. рук. д.и.н. Э. А. Савельева. - М. : Дизайн. Информация. Картография, 2001. - 551 с. : ил. 

Брусника с молоком

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика