Технико-технологические приемы изготовления керамики состояли из трех стадий: подготовительной (отбор исходного материала, его добыча и подготовка формовочной массы); созидательной (изготовление начина и полого тела, придание изделиям формы и обработка поверхности); закрепительной (воздушное и термическое высушивание, обжиг изделия). Природные характеристики глины (пластичность, легкоплавкость, доступность) позволяли использовать ее повсеместно.
В начале XX века В. П. Налимов отмечал, что для горшков брали глину хорошего качества «gyn-goj» (сюн-сёй ‘глей-глина’). В традициях гончарства коми отдавали предпочтение глине красного цвета (гöрд сёй), хотя она обладала теми же физико-химическими свойствами, что и синяя (сюн). Выбор цвета лежит в мифопоэтической плоскости: красная глина входит в единое семантическое поле с понятиями «плодородие» и «рождение», а синяя имеет негативную характеристику.
В фольклоре многих народов глина выступает в качестве материала для создания человека. Использование одного материала (красная глина) для создания человека (в символическом значении) и горшка (в практическом значении) предопределило их изоморфность, что прослеживается в языке: широкогорлый сосуд назывался «паськыд вома кринча» (букв, «с широким ртом горшок»), а горшок закрытой формы - «юмыр вома кринча» (букв, «со сморщенным ртом горшок»); и в фольклоре: «Тасьтi пыдöстö кö куралан, кокъясыд сьöктаммасны» (Будешь скрести со дна чашки, ноги отяжелеют) или «Öтлаын олiгöн и кык гырнич таркмунлöны» (Вместе живя, и два горшка стукаются).
Изоморфность головы человека и горшка характерна и для русской традиции, что закрепилось в названии горшка - «черепок», «черепушка», а также в детской потешке - «Сама с вершок, голова с горшок». Сопоставимость головы человека и горшка можно вывести из представлений о том, что голова «была связана с миром живых (или миром, дающим жизнь), а еда -источник жизни». Отождествление человека и горшка хорошо читается в коми сказке о трех горшках. Изготовленные женщиной горшки, а фактически ее дети, путешествуя в мир предков, обеспечивают благополучную жизнь матери.
Заготовкой глины при ручном моделировании занимались в летнее время в основном женщины, иногда им помогали подростки, реже - мужчины. Брали глину рядом с деревней, так как ее выходы - достаточно распространенное явление на территории Коми края. Гончары-ремесленники «глину выбирали из одной ямы, даже зимой, рубили топором». Для достижения нужной пластичности к глине добавляли непластичные примеси. Использование добавок в виде золы и дресвы из каменки бани, которая соотносилась с мифологическим временем сотворения мира, можно рассматривать как моделирование акта сотворения мира, что позволяло обеспечить правильность создания глиняного горшка. Подготовленная формовочная масса выкладывалась на полотно, где ее топтали ногами.
Использование полотна связано с желанием убрать лишнюю влагу. Тщательность процедуры вымешивания глиняного теста позволяла получить качественный конечный продукт.
Приспособительные навыки гончарства оставались едиными для двух традиций. Отличие наблюдалось только в оптимальном подборе отощителей для местных глин, благодаря чему достигалась пластичная формовочная масса, необходимая для формовки сосудов вытяжным методом на гончарном круге.
Изготовление горшков лепным способом осуществлялось на улице. Формовку глиняной посуды, используя ручной гончарный круг, производили в зимний период. Начин - первая ступень конструирования глиняной посуды, она характеризуется консервативностью и слабой реакцией на изменения. Для лепного гончарства характерен донный начин.
Существовали два способа соединения жгута с монолитным дном. В первом случае жгут крепился к торцу дна, во втором случае край дна слегка приподнимали, изнутри крепили жгут. Место соединения глиняного жгута с дном имело в профиле форму «сапожка» (определение дано А .А. Бобринским), что визуально определяется некоторым уменьшением диаметра сосуда у самого дна.
Подготовка глиняного жгута дер. Жигановка, Княжпогостский район. Фото Т. И. Чудовой. 1985 год
Лепной способ изготовления глиняной посуды характеризовался программой донного начина и способом жгутового моделирования тулова, основного объема сосуда. Простота формы сосуда, начин со дна и небольшая разница в пропорциях свидетельствуют о существовании некоего размерного модуля, в качестве которого выступало дно. Задача создания полого тела сводилась к конструированию стенок сосуда, в развитии приемов которых выделяются три направления, основанные на выдавливании глины, приемах налепливания глины и ее вытягивания.
В гончарстве коми-зырян присутствуют два приема конструирования полого тела. При лепном конструировании стенок сосуда использовалась техника жгутового налепа, при которой последующий глиняный жгут крепился к предыдущему с внутренней стороны сосуда. Его расформовка производилась вручную, реже - с использованием деревянного ножа. Наращивание стенок сосуда за счет жгута шло слева направо (sondi-gon-nilyd - букв, «по шерсти солнца»).
Такое налепливание (по движению солнца) можно расценивать как признак мира живых. Горшок создавался из нечетных чисел, при этом нечет рассматривался как признак иного мира. Соединение жгутов давало четное число, что означало принадлежность готового сосуда миру людей. Как показали рентгеновские снимки некоторых сосудов, к началу XX века произошла частичная утрата символики чисел в их производстве. Фактически бинарные оппозиции красный-синий, чет-нечет, выявленные при конструировании глиняной посуды, наглядно свидетельствуют о придании знакового содержания цвету и числу не только в духовной культуре, но и в производственной сфере.
Ручной гончарный круг. Из фондов Национального музея Республики Коми
Ручной гончарный круг появился на рубеже XIX-XX веков, с его помощью горшку придавали эстетические характеристики. С появлением в 1930-е годы ножного круга произошли существенные изменения в способах конструирования глиняных сосудов. Моделирование горшка из единого комка формовочной массы, характерное для гончарного производства с использованием ножного гончарного круга, не получило широкого распространения в домашнем производстве, а сам круг был явно заимствованным из русской культуры, о чем свидетельствуют русские термины гончарного круга, адаптированные к коми языку.
Для лепной технологии характерно простое заглаживание влажной рукой.
Орнаментация располагалась только в верхней части сосуда. Примечательно, что посуда для молока не орнаментировалась. Графические знаки-пасы (птичья лапки, прямой и косой крест, ногтевые вдавления и др.) и буквенные обозначения знаков-пасов собственности наносились по мокрой глине. В редких случаях за счет многократного повтора графического паса получали орнамент в виде рядов зигзагов, треугольных вдавлений и др.
Закрепительная стадия, включавшая четыре ступени, была направлена на окончательное оформление глиняного сосуда. Готовый сосуд в зависимости от температуры и влажности воздуха сушили в течение двух-семи дней без доступа прямых солнечных лучей. Благодаря воздушному высушиванию происходило постепенное освобождение сосуда от воды, и в дальнейшем при обжиге он не давал трещин. В традициях коми-зырян термическое высушивание осуществлялось в русской печи.
При лепной технологии использовался обжиг в русской печи. Так, в 2002 году А. И. Макарова (1926 г.р.) отмечала: «Моя бабушка из с. Важкурья (Корткеросский район Республики Коми) обжигала в печи по 5-6 штук за раз. Печь сильно топила, а угли по обе стороны...»
Последовательность закрепительной стадии выдерживалась в технологической цепочке как ручного, так и гончарного производства. Обжиг гончарной посуды происходил так же, как и при ручном моделировании, в обычной печи. Значительно реже мастера-ремесленники в примитивных гончарных мастерских обустраивали специально подготовленную печь.
Для ручного моделирования после обжига в печи для «закалки» раскаленный сосуд опускали в водный раствор муки. Внешний вид посуды, получаемой в процессе обваривания, отражен в загадке о глиняном горшке: «Быд керкаын сера Матрен» (В каждой избе рябая Матрена).
Вместо обваривания гончарные сосуды покрывали свинцовой поливой: «До обжига посуда посыпалась свинцом. Свинец приносил заказчик посуды в виде дроби. Готовый горшок намазывали теплой смолой и посыпали свинцовым порошком. Смола сгорала, а горшок получался гладкий, блестящий»; «Горшок смазывали смолой, смолу деревьев специально покупали, затем посыпали мелко растолченным свинцом. Свинец рубили топором, чтобы положить в чугунок, затем варили, мешали, получали порошок».
Лепная технология была прерогативой в руках женщин и определялась как домашнее производство для нужд семьи. Так, на р. Локчим гончарством занимались исключительно женщины, они же обжигали горшки на костре. Но в первой половине XX века этим стали заниматься и мужчины. Производством глиняной посуды с применением ножного гончарного круга занимались мужчины, которые работали на рынок.
Совокупность глиняной посуды объединена исходным материалом в один класс. Подразделение по характеру материала на категории не производилось, так как здесь характер материала один – это глина, но применяются разные технико-технические приемы моделирования посуды. По технологии изготовления глиняная посуда делится на два раздела — лепная и изготовленная с применением гончарного круга. За признак, положенный в основу выделения группы, взята пропорция общей высоты сосуда к диаметру наибольшего расширения. В результате были выделены две большие группы – чашевидные и горшковидные сосуды.
Для чашевидных сосудов высота составляла менее 50 % их диаметра, а для горшковидных – высота горшка примерно равна диаметру наибольшего расширения тулова.
Сосуществование двух технологических традиций предопределило наличие двух типов горшков: гончарные горшки с округлым туловом и лепные банки с цилиндрическим туловом. Горшки и банки имели некоторое увеличение объема тулова в верхней или средней части, что задавалось необходимостью приспособления горшков к ухвату, с помощью которого их ставили в духовую печь.
Чашевидные сосуды, в свою очередь, подразделяются на латки с цилиндрическим туловом и миски с конусовидным туловом. Среди латок выделяются два подтипа, определенные по форме основания. И, соответственно, выделяются круглые и ладьевидные латки. Глиняная посуда многофункциональна, а синтез многовековых традиций обусловил продуманность всех деталей. Лепная посуда как отражение «живой традиции», сохранявшейся у коми-зырян практически до середины XX века, может выступать одним из этнических маркеров зырянской культуры.
Классификацию глиняной посуды можно представить в виде схемы:
Латки были круглыми (лепные, реже – гончарные образцы), ладьевидными лепными с высокими стенками и гончарными с невысокими стенками. В зависимости от назначения варьировалась их высота. В ладьевидных латках с высокими бортами готовили рыбу с картофелем в молоке. Ладьевидные латки с невысокими стенками предназначались для пряжения/жарения рыбы. А круглые иногда использовались в качестве формы для выпечки.
Латка ладьевидной формы Из фондов МАЭ СГУ им. Питирима Сорокина
Миски в основном изготавливались на гончарном круге, хотя встречаются и лепные сосуды. Объем их варьировался в пределах от 0,7 до 1,3 литра. Они предназначались для подачи на стол продуктов питания. В количественном отношении такая посуда малочисленна, что объясняется наличием подобной посуды из других материалов и традицией есть из одного сосуда.
Горшок (гырнич, кринча) - округлый сосуд с оформленной шейкой и плечиками. Горшки в большинстве случаев изготавливались гончарным способом, были покрыты поливой. Горшки лепного производства составляли исключение. Банка (гырнич, кринча) - сосуд с цилиндрическим туловом. Банки у коми-зырян представлены только лепными сосудами. Горшки и банки функционально не отличались между собой, объем их варьировался от 0,7 до 10 литров. Они предназначались для приготовления пищи в печи и для хранения молочных продуктов, что нашло отражение в их названиях.
Сосуд с носиком-рожком. Из фондов МАЭ СГУ им. Питирима Сорокина
Сосуд в виде реплики с металлической посуды (гырнич) представлен лепной посудой, по форме аналогичный чугунку. Сосуды с оформленным носиком-сливом (гырнич, кринча) были как гончарного, так и лепного производства. Форма этих сосудов зависела от технологии производства (в виде горшка или банки). Главное отличие таких сосудов – наличие носика-слива, оформленного на венчике. Благодаря носику-сливу разлив жидкости был весьма удобен.
Сосуды с оформленным носиком-рожком (сюра гырнич) были как лепного, так и гончарного производства, соответственно, форма была либо баночной, либо горшковидной. Такие сосуды предназначались для хранения жидкости. Пивоваренная корчага, сосуд с оформленным отверстием в нижней части тулова (розя гырнич, букв. «горшок с отверстием» или юм гырнич, букв. «горшок для сусла»), предназначалась для приготовления сусла (юм).
Сосуд с отверстием. Из фондов МАЭ СГУ им. Питирима Сорокина
Сосуды с отверстиями по дну и в нижней части тулова (розя гырнич/кринча, букв. «кринка с отверстиями») представлены лепными горшками с широким дном. Такие сосуды использовались в качестве пасочницы для приготовления творожной пасхи. В составе глиняной посуды были представлены кружки («вугъя гырнич», букв. «горшок с ручкой») с оформленной ручкой. Они предназначались не только для напитков, в них также наливали топленое масло, используемое при смазывании выпечки.
Свойства и доступность материала, простота технико-технологических приемов позволяли в достаточном количестве изготавливать глиняную посуду, количественное и качественное ее разнообразие свидетельствует о давних традициях использования. При этом коми-зыряне долго сохраняли архаичные способы моделирования посуды лепным способом, а символические аспекты производственной сферы сохранились в фольклорных текстах. Изменения в технологии изготовления, связанные с внедрением вытяжного метода, не смогли нарушить типологический ряд.
Сегодня хозяйки не пользуются традиционной глиняной утварью: она заменена металлической, хотя старшее поколение с ностальгией вспоминает о том, какая вкусная еда получалась в глиняной посуде. Объяснение этому явлению лежит на поверхности: металлическая утварь наиболее практична и удобна в применении. Городские жители готовят блюда в глиняных горшочках с поливой в духовке на праздничный стол. Еда получается вкусной и ароматной.
В сельской местности, где русская печь сохраняет свои позиции, пользуются чугунками и формочками для выпечки колобков.
.
Источник: