Зарань – дочь Солнца, персонификация зари.
Этимологию Зарани нередко связывают с русским заря и коми-зырянским ань «женщина», которая не представляется однако единственно верной.
Нельзя исключать также объяснения происхождения имени Зарани от общеупотребительного* zarNi (золото) < иран., сравните авест. zaranya – «золото». При принятии второй версии можно предположить, что имя Зарань, вначале означавшее просто «золотая», впоследствии в коми языке претерпело вторичную этимологизацию, как: зар(я) (< рус.) + ань «женщина», по аналогии с женскими именами, имеющими конечную форманту -ань, и стало восприниматься как «заря-женщина» (сравните: заря-заряница, красная девица в русском фольклоре).
В коми-пермяцких сказках мифологического характера Зарань, дочь Солнца, называется прародительницей коми-зырян, женой Перы. Она спустилась на землю по радуге.
Однажды, спустившись к реке, Пера увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака. Поднявшись наверх, Пера увидел «твердь господню» и множество огней, а посередине самый большой огонь – Шондi.
Пера решил взять немного этого огня и спустить его на Землю, но, приблизившись к Шондi, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией. После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Эта была дочь Шондi по имени Зарань, она вставала утром раньше Шондi, а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шондi-огонь никого не сжёг.
«Я Зарань, дочь Солнца. Каждое утро я просыпаюсь раньше Солнца и каждый вечер ложусь спать позднее его. Я слежу за тем, чтобы Солнце-Огонь никого не сожгло», – так говорится в сказке.
Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились жить на Землю. Увидев это, Шондi рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма.
Шондi не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей.
Наконец Шондi вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга. Шондi предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шондi продолжало жечь.
Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шондi. От Шондi оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шондi-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шондi уже не может, потому что его большой кусок греет землю.
Коми народная сказка на русском языке «Зарань». Читает И. И. Табаленкова
Коми народная сказка на коми языке «Зарань». Читает В. Н. Казаринова
.
В селе Объячево расположено озеро Дунайчи. По легенде, именно на этом озере встретились два любящих сердца героев коми-пермяцкой мифологии: Перы-богатыря и дочери Солнца Зарань.
Встреча произошла на небе, куда Пера поднялся за разрешением напиться из чистейшей Воды Лузы-матушки. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились по радуге на Прилузскую землю, не спросив разрешения у отца Солнца. Непослушание Зарань разгневало Солнце, и оно ушло с этой земли на 7 лет. За это время у Перы и Зарань родились 7 сыновей и 7 дочерей, от которых позже и произошли прилузцы.
В знак их чистой и светлой любви прилетают на озеро птицы-лебеди.
11 августа 2012 года на празднике «Луза дорса гаж» была открыта скульптурная композиция «Сотворение Земли Прилузской».
Скульптурная композиция установлена на деревянной площадке украшенной резными скамейками. Сделана она из сосны, высотой в 3 метра, на ней вырезаны Пера и Зарань, а над ними кружат лебеди, символизирующие вечную любовь, и устремляются к солнцу, которое завершает скульптурную композицию. Рядом стоит фигура лешего, тоже из дерева.
Утановлена она в местечке Дунайчи, что близ озера Дунайты (народное название – больничное озеро). Это место теперь является одним из пунктов этнотуристического маршрута «Тропою предков». Скульптурная композиция стала туристическим брендом района.
.
Источники:
Анбур-коми мойд: коми мойдъяс коми да роч кыв вылын / бӧрйис да рочӧдiс Г. В. Беляев; серпасалiс Шарипков. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2000. – 246, [2] л. б. Взять книгу в библиотеке
Войдӧр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П.Ф. Лимерова]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке
Конаков Николай Дмитриевич. Традиционное мировоззрение народов коми : Окружающий мир. Пространство и время / Н. Д. Конаков ; Рос. акад. наук, Ур. отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. - Сыктывкар : Коми научный центр УрО Российской АН, 1996. - 130, [1] с. : ил. Взять книгу в библиотеке
Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар : ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке
Му пуксьӧм: коми войтырлӧн мифология / лӧсьӧдiс, коми кыв вылӧ вуджӧдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небӧг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке
В поисках Зарани: [настольная игра-бродилка по коми сказам] // Радуга. - 2011. – 24 дек. (№ 24).
Зарань [Звукозапись]: [коми йӧзкостса мойд] / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми»; [лыддьӧ Вера Казаринова] [Электронный ресурс] // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики КомиМ. Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000570639 (19.09.2018). На коми яз. Прочитать в электронной библиотеке
Зарань [Звукозапись]: [коми народ. сказка] / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми»; [читает Ия Табаленкова] [Электронный ресурс] // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми». Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000571019 (19.09.2018). Прочитать в электронной библиотеке
.
Иллюстрация из альбома:
Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлӧн графикаын коми войтырлӧн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять в библиотеке
В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми» (Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров). Взять в библиотеке