Теги позиции, похожие позиции
Личность:Святые
Тематика:Религия
 
Мученик Евфимий Кочев, мирянин. 1867 - 18 сентября 1937
 
Преподобномученик Платон (Колегов), иеромонах
20 августа (2 сентября н. ст.) 1865 – 15 августа 1937
 
Преподобномученик Федор Абросимов, послушник
20 февраля (04 марта н. ст.) 1897 – 02 августа 1941
 
Преподобномученица Елисавета (Ярыгина), монахиня. 1879 – 12 сентября 1937





...
 
Священномученик Алексий Никонов, иерей.
15 октября (27 октября н. ст.) 1881 – 29 октября 1938
 
Священномученик Иоанн Попов, иерей. 20 июня (3 июля н.ст.) 1865 – 23 сентября 1937
 
Преподобномученик Мелетий (Федюнёв), иеромонах. 1871 – 23 сентября 1937
 
Священномученик Николай Виноградов, протоиерей.
05 апреля (17 апреля н. ст.) 1876 - 24 декабря 1937
 
Священномученик Николай Кобранов, протоиерей. 10 мая (22 мая н. ст.) 1893 – 31 декабря 1937
 
Священномученик Павел Малиновский, протоиерей
15 октября (28 октября н. ст.) 1874 – 12 сентября 1937

Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит

Главная Разделы Новомученики земли Коми Новомученики земли Коми Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит

Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит
(Василий Львович Козырев)

27 января (08 февраля н. ст.) 1862 – 12 июля 1939

portret.jpg

.ikona--.jpg

Василий Львович Козырев, родился в городе Санкт-Петербург в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворце. Окончил за казенный счет Александровскую гимназию.   

Работа

  • С 1877 года – служил при конюшнях дворцового ведомства при Им­пе­ра­то­ре Александре II освободителе.

Василий Львович был женат, овдовел. У него был сын Николай, после Октябрьской революции он эмигрировавший за границу.

В 1917 году конюшенное ведомство было передано автобазе.

  • 1924 год – до выхода на пенсию Василий Львович служил кладовщиком на автобазе.

Как человек, близкий к царскому двору, был вынужден скрываться от большевиков и нашел приют в городе Мещовск Калужской области и поселился при Свято-Георгиевском мужском монастыре.

Svyato-Georgievskii-Meschovskii-mughskoi-monastyr-v-s.-Iskra-Kalughskoi-oblasti.jpg

Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь в с. Искра Калужской области
Фото с сайта https://putidorogi-nn.ru/evropa/961-kaluzhskaya-oblast

Служение

  • 1924 год – Василий Львович в монастыре принял монашеский постриг с именем Феоген.
  • 1926 год – епи­скоп Мо­саль­ский, ви­ка­рий Ка­луж­ской епар­хии Гер­ман (Вейн­берг) ру­ко­по­ло­жил его во иеро­мо­на­ха и воз­вел во игу­ме­на и бла­го­сло­вил быть сво­им духовником.
  • С 1924 по 1928 год – проживал в городе Мещовске, затем в Масальске Калужской губернии.
  • 1928 го­д – пе­ре­ехал вме­сте с епи­ско­пом Гер­ма­ном в Бу­гу­рус­лан, ку­да вла­ды­ка был на­зна­чен ви­ка­ри­ем.
  • 3 апреля 1930 го­да – с по­лу­че­ни­ем епи­ско­пом Гер­ма­ном (Вейнбергом) самостоятель­ной ка­фед­ры игумен Феоген пе­ре­ехал с ним в Ал­ма-Ату. Здесь он стал служить вме­сте с вла­ды­кой в Ни­коль­ском со­бо­ре.

Svyato-Nikolskii-sobor-Astanaiskoi-i-Alma-Atinskoi-eparhii-Russkoi-Pravoslavnoi-Zerkvi-Kazahstan.jpg

Свято-Никольский собор Астанайской и Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви (Казахстан)
Фото с сайта https://mail.mitropolia.kz/news/eparchy/bishops/1260-v-prazdnik-pochaevskoj-ikony-bogoroditsy-episkop-nektarij-sovershil-liturgiyu-v-nikolskom-sobore-alma-aty.html

 

  • Вес­на 1932 го­да – епи­скоп Гер­ман воз­вел игу­ме­на Фео­ге­на в сан ар­хи­манд­ри­та.

При воз­ве­де­нии при­сут­ство­ва­ли свя­ти­те­ли-ис­по­вед­ни­ки ар­хи­епи­скоп Про­ко­пий (Ти­тов) и епи­скоп Ам­вро­сий (По­лян­ский).

Епи­скоп Гер­ман и ар­хи­манд­рит Фео­ген жи­ли при со­бо­ре в правой боковой комнате у притвора. Кро­ме них при соборе жи­ли мона­хи­ни, при­смат­ри­вав­шие за хра­мом.

В на­ча­ле де­каб­ря 1932 го­да мать на­чаль­ни­ка мест­но­го ОГПУ, при­дя к мо­на­хи­ням, ска­за­ла: «Мой сын по­слал ме­ня пре­ду­пре­дить, что в ночь на 10 де­каб­ря всех ва­ших священ­ни­ков аре­сту­ют. Ни­ко­му по­на­ча­лу не ве­лел го­во­рить, а толь­ко из-за то­го, что жалко ему ме­ня, зная, что я цер­ковь люб­лю, ска­зал: “Пой­ди и ска­жи сест­рам”».

  • 9 декабря 1932 года – всенощная* под праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» была отслужена особенно торжественно. Епископу Герману сослужили архимандрит Феоген, протоиереи Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев. После всенощной монахини, епископ Герман и архимандрит Феоген ушли в свои кельи, а священники разошлись по домам в городе. Около одиннадцати часов ночи к Никольскому собору подошли сотрудники ОГПУ.

Анастасия Нагибина вспоминала:

«Уже 10 часов вечера... Слышим – в окна бьют... Человек 6 пришли тогда в шинелях, с ружьями... Потом начали бить в восточные двери подвала... и в центральные двери... Стали стучать громко и ругаться... Мать Евфалия сказала: «Без старосты дверь не откроем». Привели старосту... Мать Евфалия открыла двери... Они сразу вошли в комнату владыки Германа и архимандрита Феогена. Те уже были готовы к аресту...».

*Всенощным бдением, или всенощною, называется богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Арест и обвинения

  • 9 декабря 1932 года – арест красноармейцами архимандрита Феогена вместе с находящимися в церкви епископом Германом, священниками Александром Скальским, Стефаном Пономаревым, Филиппом Григорьевым, инокиней Параскевой (Буханцовой) и монахиней Евфросиньей (Даурцевой).

Архимандрита Феогена обвинили в том, что он «входил в руководящий центр организации, содействовал в работе по нелегальной переброске за кордон представителей от организации с целью закрепления блока с белоэмигрантскими кругами...».

Из следственного дела:

«Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской ориентации Герман (Вейнберг)... Козырев Василий Львович, он же архимандрит, сын бывшего царедворца. Они вели контрреволюционную деятельность, осуществляли переправу за кордон нелегальным путем передачу сведений о положении СССР вообще и о гонениях за религию в частности, имели пораженческие настроения».

Из ответов архимандрита Феогена на следствии:

«Живя в одной комнате с епископом Германом, мне приходилось наблюдать, что к нему заходили ссыльные священники и епископы. Обычно между ними и епископом Германом велись разговоры в плоскости ознакомления с вопросом, откуда прибыли ссыльные, на сколько осуждены, где раньше служили... Причт Никольской церкви оказывал денежную помощь ссыльным, но в каком размере, сказать не могу. У нас вообще существовала система оказывать помощь ссыльным, но велся ли учет выдаваемым суммам, я не знаю. Ко мне, как к исповеднику, часто обращались крестьяне с вопросом, можно ли идти в колхозы. Я им отвечал: “Главное не забывайте Бога, с Ним везде будет хорошо...”».

Ар­хи­манд­рит Фео­ген при­знал, что со­дей­ство­вал прось­бе ве­ру­ю­щих о пе­ре­прав­ке свя­щен­ни­ка на при­ход, на­хо­див­ший­ся Ки­тае, и встре­чал­ся с те­ми, кто при­хо­дил от­ту­да.

Ссылка

  • 25 июня 1933 года – тройка ОГПУ приговорила отца Феогена к 3 годам ссылки в Западную Сибирь.

Отправлен в город Тара Омской области. Здоровье батюшки в это время стало очень слабым.

  • 5 мая 1934 года – отец Феоген досрочно освобожден из ссылки и вернулся в Алма-Ату, где снова стал служить в Никольском соборе. Ему шел 73-й год.
  • В начале марта 1935 года – отец Феоген вышел за штат и уехал в Петроград, надеясь здесь дожить свои последние годы, но власти отказали ему в прописке, и он был вынужден вернуться в Алма-Ату и здесь снова стал служить в Никольском соборе.

Leningrad-prospekt-25-go-Oktyabrya-Nevskii-foto-19321934-gg..jpg

Ленинград, проспект 25-го Октября (Невский), фото 1932–1934 гг.
Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/kstolica/leningrad-1930h-godov-5b9e58780a646400aa401678

Арест и обвинения

  • 18 апреля 1935 года – отец Феоген был снова арестован. Ему предъявили те же самые обвинения в поддерживании отношений с находящимися в Китае эмигрантами, помощи ссыльным и антисоветской агитации.

Из допроса архимандрита Феогена:

– При ка­ких об­сто­я­тель­ствах вы встре­ти­лись с ки­тай­ским кон­су­лом?

– В на­ча­ле ап­ре­ля 1935 го­да ме­ня при­гла­си­ли на клад­би­ще для от­пе­ва­ния умер­шей, при­быв­шей из Ки­тая, фа­ми­лии ее я не знаю. Во вре­мя от­пе­ва­ния при­был ки­тай­ский кон­сул. При­быв­ший из Ки­тая спро­сил, же­лаю ли я пе­ре­ехать в Ки­тай, обе­щая устро­ить про­езд, ссы­ла­ясь при этом на ки­тай­ско­го кон­су­ла. Я от по­езд­ки от­ка­зал­ся в при­сут­ствии китайско­го кон­су­ла.

– При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии и в чем имен­но?
– Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю.

Из обвинительного заключения:

«Бу­дучи осуж­ден­ным, Ко­зы­рев сво­их контр­ре­во­лю­ци­он­ных убеж­де­ний не из­ме­нил и, нахо­дясь в го­ро­де Ал­ма-Ата, про­дол­жал контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Произведенным след­стви­ем... уста­нов­ле­но враж­деб­ное от­но­ше­ние его к со­вет­ской вла­сти...

Свидетель, епи­скоп Ал­ма-Атин­ский Тол­сто­пя­тов, по­ка­зал: “...Ко­зы­рев... (ар­хи­манд­рит Фео­ген) не со­вет­ский че­ло­век. Оче­вид­но, это яви­лось в ре­зуль­та­те то­го, что Ко­зы­рев при ца­риз­ме за­ни­мал вид­ное по­ло­же­ние... и не мо­жет по­ми­рить­ся с су­ще­ству­ю­щим стро­ем... До­ка­за­тель­ством его... несо­вет­ских взгля­дов слу­жит, на­при­мер, то, что по воз­вра­ще­нии из по­езд­ки в Ле­нин­град в мар­те 1935 го­да он всю­ду рас­ска­зы­вал о мас­со­вых аре­стах и вы­сыл­ках... про­из­во­ди­мых вла­стя­ми. При­чем ри­со­вал жут­кую кар­ти­ну, со­здав­шу­ю­ся в Ле­нин­гра­де в свя­зи “с мас­со­вы­ми аре­ста­ми”. Эти рас­ска­зы Ко­зы­ре­ва про­из­во­ди­ли непри­ят­ное впе­чат­ле­ние на слу­ша­те­лей и ком­про­ме­ти­ро­ва­ли, та­ким об­ра­зом, власть”».

  • 22 июля 1935 года – особое Совещание при НКВД приговорило архимандрита Феогена к трем годам ссылки в Казахстан.

Ссылка

  • 1936 год – отец Феоген был переведен в Чимкент, где поселился в доме священника Федора Ильича Аверьянова.

Арест

  • 1 но­яб­ря 1936 го­да – но­вый аре­ст по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и уча­стии в со­зда­нии неле­галь­ной об­щи­ны и рас­ска­зах об ис­це­ле­ни­ях от име­ю­щих­ся у него ча­стиц свя­тых мо­щей.

Из допроса архимандрита Феогена:

– След­ствию из­вест­но, что цель ва­ше­го при­ез­да в Чим­кент за­клю­ча­лась в том, что вы ре­ши­ли при­нять уча­стие в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ной об­щи­ны... При­зна­е­те ли это?

– Уча­стия в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ной об­щи­ны... я не при­ни­мал.

– След­ствие за­чи­ты­ва­ет вам по­ка­за­ния... из ко­то­рых вид­но, что вы при­ни­ма­ли уча­стие в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ной об­щи­ны. След­ствие тре­бу­ет прав­ди­вых по­ка­за­ний.

– Мое уча­стие в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ной об­щи­ны за­клю­ча­лось раз­ве лишь в том, что я по­се­щал мо­лит­вен­ный дом и тем са­мым при­влек ту­да ве­ру­ю­щих, так как сре­ди ве­ру­ю­щих я поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том; что же ка­са­ет­ся дру­го­го уча­стия в де­ле ор­га­ни­за­ции об­щи­ны, то, по­вто­ряю, что я не был ор­га­ни­за­то­ром ее.

– След­ствию из­вест­но, что сре­ди ве­ру­ю­щих вы рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о на­ли­чии у вас свя­тых мо­щей. Дай­те след­ствию по­ка­за­ния об этом.

– Дей­стви­тель­но, я имел неболь­шой се­реб­ря­ный крест, в ко­то­рый бы­ла за­де­ла­на ча­сти­ца свя­тых мо­щей свя­той Ан­ны Ка­шин­ской; крест этот да­ла мне од­на игу­ме­ния в 1929 го­ду в Бу­гу­рус­лане. Крест этот я по­сто­ян­но но­сил с со­бой, и неко­то­рые из верующих при­кла­ды­ва­лись к нему, и я го­во­рил, что в нем свя­тые мо­щи.

– След­ствию из­вест­но, что за бла­го­сло­ве­ние свя­ты­ми мо­ща­ми вы со­би­ра­ли день­ги с ве­ру­ю­щих, по­се­щав­ших неле­галь­ный мо­лит­вен­ный дом.

– По­се­щая мо­лит­вен­ный дом, я по­лу­чал от ве­ру­ю­щих день­ги как ма­те­ри­аль­ную помощь, но за бла­го­сло­ве­ние мо­ща­ми де­нег я не по­лу­чал.

Из следственного дела:

«Козырев В. Л. отбывал ссылку в с. Ленинском Каратасского района. В сентябре месяце из ссылки сбежал. Проживая в Чимкенте, активно проводил религиозную пропаганду среди населения, прибегая к агитации об исцелении имеющимися у него мощами, к которым публично привлекал население».

На следствии отец Феоген отрицал факт побега из ссылки, объясняя свой отъезд из с. Ленинского в Чимкент для лечения по разрешению органов НКВД.

Виновным он признал себя только частично, не признавая обвинения в антисоветской деятельности.

Ссылка

  • 21 мая 1937 года – тройка НКВД приговорила архимандрита Феогена «за участие в контрреволюционной группе церковников» к пяти годам ссылки в Северную область.
  • Июль 1937 года – прибыл в город Сыктывкар Коми области.

Арест

  • 29 апреля 1938 года – арестован вместе с группой ссыльного духовенства и мирян и заключен в тюрьму в Сыктывкаре.
  • С 29 июня по 11 сентября 1938 года – допросы архимандрита Феогена.

Zdanie-byvschei-vnutrennei-tyurmy-OGPU-NKVD-v-Syktyvkare-gde-provodilis-doprosy-novomuchenikov-v-1937-38-godah.jpg

Здание бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ НКВД в Сыктывкаре, где проводились допросы новомучеников в 1937-38 годах
Фото с сайта https://pravoslavie.ru/srpska/print105509.htm

Из допроса архимандрита Феогена:

– Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?

– Виновным себя не признаю.

– Вы клеветали на советскую власть, заявляя, что сейчас идет гонение со стороны советской власти на религию. Признаете это?

– Нет, этого с моей стороны не было.

– Ваша контрреволюционная деятельность следствием вполне установлена. Почему вы отрицаете?

– Этого не было, поэтому и отрицаю.

– Следствием установлено, что вы имели связь с епископом Знамировским. Последний вам оказывал материальную помощь. Почему отрицаете это?

– С епископом Знамировским я лично знаком не был. На квартире его я не бывал, и он тоже у меня не бывал. Деньги в сумме пяти рублей от Знамировского получил через незнакомую мне женщину.

– Вы даете противоречащие показания. Вы подтверждаете, что от Знамировского получили материальную помощь, и в то же время утверждаете, что с ним не были знакомы и связи никакой не имели. Дайте правдивые ответы.

– Мои показания правдивы. Когда Знамировский посылал мне деньги, то в записке писал, что он больной и просил помолиться за него. Лично разговоров с ним не имел.

– Если вы не были знакомы со Знамировским, то откуда он мог вас знать и оказывать материальную помощь?

– Меня, как духовника духовенства, знают многие. Возможно, Знамировский обо мне слышал от кого-нибудь.

– Вы вели агитацию против обновленцев, называя их еретиками и раскольниками и что они действуют заодно с советской властью и всячески притесняют тихоновцев. Признаете это?

– Не отрицаю, что обновленцев я действительно называл еретиками, потому что они нарушают церковный устав, допускают брак епископов и двоеженство священников.

– Прекратите запирательство. Следствие предупреждает вас, что все это установлено, и предлагает вам давать правдивые ответы.

– Другого ответа я дать не могу.

По делу отца Феогена был вызван в качестве свидетеля священник, который сказал:

«Он мне прямо поставил вопрос, чтобы я поступил священником Кочпонской церкви и в своих проповедях призывал верующих не ходить в обновленческую церковь, ибо там служат еретики, которые работают заодно с советской властью... Козырев в резкой форме обвинял советскую власть, что она путем гонения на религию и духовенство хочет уничтожить религию, но это не удастся, он своих волос и креста на шее никому снимать не разрешит...».

Svyato-Kazanskii-hram-g.-Syktyvkara.jpg

Свято-Казанский храм г. Сыктывкара
Фото с сайта http://pearl20.gallery.ru/watch?ph=bzoL-fI6KI

  • 10 сентября 1938 года – следствие было закончено.

Архимандрит Феоген проходил по делу «контрреволюционной группы церковников» из 6 человек (архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский), протоиерей Иоанн Беляев, иерей Василий Самсонов, архимандрит Филарет (Игнашкин), мирянин Михаил Шиманец).

  • 24 марта 1939 года – Верховный суд Коми АССР приговорил по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР архимандрита Феогена к 5 годам лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет.

Батюшка категорично отверг все выдвинутые обвинения.

На следующий день он отправил в кассационную жалобу, где писал, что не признает себя виновным, и, что никто в судебном заседании не подтвердил ведшихся будто бы им контрреволюционных разговоров. Просил учесть его престарелый возраст и снизить меру наказания, как слишком суровую. Архимандриту Феогену было в это время 77 лет.

  • 15 июля 1939 года – Верховный суд Коми АССР отклонил кассационные жалобы осужденных, так как, по мнению суда «их просьба удовлетворению не подлежит, так как мера наказания судом определена с учетом личностей осужденных».

Кончина

  • 12 июля 1939 года – архимандрит Феоген (Козырев) скончался в тюрьме и был погребен в безвестной могиле.

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – архимандрит Феоген (Козырев) причислен к лику святых и включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

 

Электронные ресурсы

  1. Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит [Электронный ресурс] // Православный церковный календарь. [Б. м., б. г.]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-feogen-kozyrev. Дата просмотра: 20.10.2020.
  2. Феоген (Козырев) [Электронный ресурс] // ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [Б. м., б. г.]. URL: https://drevo-info.ru/articles/27619.html. Дата просмотра: 19.10.2020.

 

Библиотека памяти
Мы из Коми
Литературные прогулки Республики Коми
НБРК
НЭБ
Краеведение в Коми
Хронограф
Библиотека памяти
Яндекс.Метрика